Урок математики во 2 классе
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Урок математики во 2 классе по теме: «Прямоугольник и квадрат». Урок – путешествие с применением ИКТ.

Данный урок был проведен во 2 классе по программе «Школа 2000…». Учебник математики Л.Г.Петерсон 2 часть, урок 17, стр.50. Перед этим дети изучили тему «Прямой угол», «Вычитание числа из суммы» и «Суммы из числа». Урок имеет практическую направленность, дети много  работают с геометрическим материалом. Путешествуя по зоопарку, ребята изучали свойства прямоугольника и квадрата, а также узнавали новое и интересное про зверей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_2_klass.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  Прямоугольник и квадрат.

ЦЕЛЬ УРОКА:  Сформировать представление о прямоугольнике и квадрате как частном случае прямоугольника. Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

ЗАДАЧИ УРОКА: 

-образовательные: сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника; тренировать способность к вычислению периметра прямоугольника и квадрата, использованию свойств чисел для рационализации вычислений, счету через 2-6.

-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

 - воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Оборудование к уроку:  ноутбук, проектор, экран. Раздаточный материал: шаблоны фигур, фигура для индивидуальной работы, электронный репетитор «Символ-тест».

Когда я начинала готовиться к уроку по данной теме, передо мной встал вопрос: как сделать урок интересным и привлекательным для детей? Как выстроить проблемную ситуацию, откуда взять проблемный вопрос, ведь дети знакомы с прямоугольником и квадратом еще с детского сада. Что нового дети могут узнать на уроке про эти фигуры  - ведь по логике они уже все о них знают. Тогда на помощь пришел – компьютер. Мои второклассники живо интересуются миром природы и всем, что нас окружает. С целью развития интереса к предмету математики было  решено внести в урок небольшую интеграцию с окружающим миром. Включая в урок новые средства обучения - электронный репетитор «Символ-тест», позволило вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Мотивы обучения стали более устойчивыми, появился интерес к предмету, повысилась активность учеников.

Ход урока:

Орг. момент

Слайд 1

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну математики, где живут числа и знаки, где дружат равенства и неравенства. Путешествие будет необычное, поэтому будьте внимательны, все запоминайте, так как в конце нашего путешествия вас ждет небольшая проверка, и справятся с ней только самые любознательные и активные ученики. Желаю успеха!

  1. Актуализация знаний.

а) Задания на развития внимания.

Слайд 2

10       3             2           5            8

     1          6               4         9           5

- Что интересного в записанных числах? (записаны разными цветами; все «красные» числа - четные, а «зеленые» - нечетные).

- Какое число лишнее? (10 – круглое, 10 – двузначное, 5 повторяется два раза)

- Закрою число 10. Есть ли лишние числа среди остальных? (3 – у него нет пары до 10).

- Найдите сумму всех «красных» чисел. (30). Как удобнее?

- Найдите сумму всех «зеленых» чисел. (23)

- На сколько 30 больше 23? (на 7)

- Найдите сумму всех чисел. (53)

б) Работа с числом.

- Открыли тетради. Расскажите, что вы знаете о числе 53? (двузначное число, 5 десятков, 3 единицы. Предыдущее число 52, последующее 54, сумма цифр равна 8, сумма разрядных слагаемых 50+3)

- Запишите графическую модель числа. (∆∆∆∆∆ …)

- Выразите число 53 в разных единицах измерения.  

(53= 5д3ед = 5дм3см = 53см)

- Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию. А куда, вы узнаете, если найдете правильные ответы.

в) Игра «Найди правильный ответ».

Слайд 3

49+34+1+10    94 – р  

61+(4+9)          74 – о            

(54+28)+2        84 – п        

 96-19-1           76 – о

36 – 13 – 7       16 – з

96+57-57          96 – к  

(725+86)-725   86 – а            

- На какие группы можно разбить эти выражения?

(по количеству действий; со скобками и без; по правилу, которое используется для их вычислений).

- Найдите удобным способом ответы примеров и запишите их в тетрадь.

- Запишите ряд чисел в порядке возрастания.

Слайд 4.

(На слайде открываются буквы ЗООПАРК)

ЗООПАРК – территория, где содержатся дикие животные. Посетители зоопарка могут наблюдать за ними, а ученые – изучать их.  

Слайд 5

- Ребята, посмотрите, вход в зоопарк преградили фигуры. Чтобы попасть внутрь, нужно выбрать все четырехугольники, у которых прямые углы.

- Давайте вспомним, а как найти  прямой угол? (с помощью угольника)

- Покажите прямой угол на угольнике.

г) Индивидуальная работа  и создание проблемной ситуации.

- Ребята, у вас на парте лежат четырехугольники. Найдите четырехугольники, у которых:

  1. Один прямой угол.
  2. Два прямых угла.
  3. Три прямых угла.

(дети показывают свои фигуры, доказывают, и фиксируют, что не смогли найти четырехугольник с 3 прямыми углами).

2. Постановка проблемы.

- Где и почему возникло затруднение? (когда искали четырехугольник с 3 прямыми углами, не смогли найти фигуру с 3 прямыми углами).

- А можно ли построить такую фигуру? Почему?

  1. Открытие детьми нового знания.

Практическая работа.

Возьмите фигуру. (Трапеция с 2 прямыми углами)

- Сколько у нее прямых углов? (2)

- Как нам сделать еще прямой угол? (загнуть)

- Проверьте, есть ли прямой угол.

- Сколько еще прямых углов получилось?

- А сколько всего? (4)

- Так возможно построить фигуру с тремя прямыми углами? (нет, только с четырьмя)

- А какая фигура получилась? (прямоугольник)

- Сформулируйте тему урока. (ПРЯМОУГОЛЬНИК)  

 

- А какую же цель мы поставим перед собой? (научиться определять какие фигуры являются прямоугольниками, а какие нет).

- Давайте докажем, что это прямоугольник. (четырехугольник, все углы прямые)

- Давайте вернемся в зоопарк.

- По каким признакам будем отбирать фигуры? (1 – четырехугольники; 2 – все углы прямые).

- Какие фигуры остались? (прямоугольники и квадраты).  

- Почему же квадраты попали в эту группу? (он четырехугольник и у него все углы прямые).

- Дополните тему урока, что еще будем изучать? (КВАДРАТ)  

Практическая работа

- А что вы можете сказать про квадраты?  

-  По точкам начертите фигуры. (Приложение 1.)

- Измерьте стороны в этих фигурах. Что можете о них сказать? (стороны  одинаковые)

- Значит это квадраты?  Доказать (надо вспомнить все признаки).

- Что узнали  про квадрат? (прямоугольник и стороны равны).

- Давайте уточним, проверим наши выводы по учебнику. (чтение правила стр.50)

Слайд 6

- Ну что же путь в зоопарк свободен и можем двигаться дальше.

Физминутка.

В зоопарк мы пришли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Вдруг из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису перехитрим,

На носочках побежим.

Мы похлопаем тихонько,

И потопаем легонько.

Сядем тихо на места,

К зверюшкам в гости нам пора.

  1. Первичное закрепление.

- Но сначала давайте еще раз назовем существенные признаки прямоугольников. А поможет нам в этом №1 стр.50

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
  1. ВЕРБЛЮД.

Чтобы узнать к кому животному мы попали, нужно ответить на вопрос:

Слайд 7 

У кого кожа толще?

Крокодил – 5

Верблюд – 7

Бык – 3

Ответом будет являться число прямоугольников в задании №2. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке.

- Что заметили? (вторая линия находится внутри первой, значит, квадраты составляют часть прямоугольников).

Слайд 8

У верблюда очень толстая кожа. И все-таки, даже такая кожа не спасает верблюда от ожогов, ведь песок в пустыне нагревается до +70 градусов, но верблюд не боится этого. У него на ногах и груди очень толстые мозоли. Им не страшен раскаленный песок. Если надо лечь, верблюд касается песка только теми частями тела, которые покрыты мозолями.

- А мы отправляемся дальше.

6. Повторение.

  1. СЛОН

 Слайд 9

Если фигуры правильно назовем,

Узнаем к кому мы сейчас попадем.

Очень много силы в нем

Ростом он почти как дом

У него огромный нос

Будто нос лет тыщу рос

 - Сколько квадратов и прямоугольников. Назовите их.

(квадрат – АЕFD, прямоугольники – ABCD, AEFD, FEBC)

Слайд 10

Слон – крупное животное. Ноги у слона похожи на колонны, а бивни – выросшие до больших размеров зубы. Наиболее примечательной частью тела является хобот – продолжение носа и губы. Хобот очень сильный. Кончик похож на палец, который может поднять маленькую булавку.

  1. СТРАУС

Слайд 11

А у нас следующий зверь. Очень интересный. Вот как о нем говорят:

И петь не поет

И летать не летает,

За что же тогда

Его птицей считают.

Работа с электронным репетитором «Символ – тест». (Приложение 2)

Дети решают примеры (у каждого ребенка свой пример по уровню сложности). Получают пароль – на доске есть карточка с этим паролем. Кто первый решил – выходит к доске и берет карточку. На обратной стороне  - буквы. Когда все карточки у ребят – они складывают слово СТРАУС.

Слайд 12

Страусы — нелетающие птицы. Африканский страус — самая крупная из современных птиц: его рост достигает 270 см, масса до 175 кг. Благодаря особому строению ног страус может развивать скорость порядка 50-70 км/ч.

Физминутка. «Страус Куки». (Приложение 3)

 Микровыводы:

- С какими фигурами познакомились? (прямоугольник и квадрат)

- Что узнали про прямоугольник? (все углы прямые, противоположные стороны равны)

- А что про квадрат? (все стороны равны и углы прямые)

- А чем отличается прямоугольники от квадратов? (у квадрата стороны равны все, а у прямоугольника – противоположные)

- Давайте проверим. стр. 51, №4. (чтение правила)

- А наше путешествие в зоопарке продолжается. Отгадайте, кто нас встречает.

  1. ЕЖ

Лесом  катится клубок

У него колючий бок

Он охотится ночами

За жуками, за мышами. 

Слайд 13

- Еж приготовил для вас задачку. (стр.51, №5а)

1) 6-2=4(см) – ширина

2)6+6+4+4=20(см)

Ответ: Р=20см

Да, ежик действительно колючий. Иголок у ежа около 7 тысяч. Бывает, еж нападает на лягушек, ящериц, маленьких зайчат. А вы знаете, для чего ежи накалывают на иголки яблоки?  Ежи обычно не едят фруктов и не делают запасов. Ученые сделали предположение, что ежи яблочным соком очищают иголки от грязи. Д/З стр.51, №5(б), №7 (можно подобрать интересный материал про насекомых, которые встретятся в №7).

Слайд 14

- В зоопарке обеденный перерыв. Звери ушли на обед – принимать пищу. А мы с вами, решим БЛИЦ-ТУРНИРОМ.

1) Тигр съел за обед а кг мяса и в кг овощей. Сколько всего кг съел тигр. а+в

2) Мартышке на завтрак дали  а бананов, а на ужин в бананов. На сколько больше бананов получила мартышка на завтрак, чем на ужин? а-в

3) Верблюд утром выпил а ведер воды, а вечером на в ведер больше. Сколько ведер воды выпил верблюд вечером? а+в

4) Слоненок за один день съедает а кг корма. Это на в кг меньше, чем его мама слониха. Сколько кг корма съедает мама слониха? а+в

- Продолжаем путешествие. У нас остался один зверь.

  1. БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Сумеете фигуры все соединить

Узнаете, какой зверь может без отдыха

По морю плыть…

Стр.52, №10.

Проверка по слайду.

Слайд 15

Белый медведь - самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, благодаря чему он с легкостью находит убежище среди белизны окружающих его льдов. Он замечательно плавает - этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. Медведь может плыть по морю много-много километров без отдыха.

  1. Итог урока.

- Какие фигуры у вас получились в №10? (прямоугольники)

- Что узнали про прямоугольник?

- А что про квадрат?

- Какие утверждения правильны?

Слайд 16

а)  Любой квадрат – это прямоугольник.

б)  Любой прямоугольник – это квадрат.

в)  Любой четырехугольник – это многоугольник.

Слайд 17 ( заключительный 18 слайд)

7. Рефлексия деятельности.

- Отгадайте, о какой фигуре идет речь?

4 угла
Все углы прямые
4 стороны
Противоположные стороны равны

4 угла
Все углы прямые
4 стороны
Все стороны равны

Дети чертят эту фигурку в тетради и закрашивают:

Зеленый цвет – я работал активно, у меня все получилось.

Желтый цвет – у меня не получилось чуть-чуть

Красный цвет – мне нужно постараться  и у меня все получится.

Приложение1.  У детей листочки в клеточку, с расставленными точками

 

Приложение 2.

4ТО


43 – 22            

45 + 12            

85 – 75            

17 + 13            

Пароль:

 _____

С50

58 – 25

15 + 54

80 – 39

26 + 14

Пароль:  

______          

360

57 + 8 – 30

96 – 8 – 30

42 + 8 – 27

64 + 6 – 36

Пароль:   _______            

ПР2

32 – (12 + 5)

32 + (8 + 9)

41 – (23 + 1)

39 + (12 +31)

Пароль:

 ______      

362

75 – 25

40 + 52

80 – 19

23 + 18

Пароль: _____      

086

85 – 34

44 + 46

53 + 27

62 – 28

Пароль: _____      

Приложение 3. (дети стоят по парам – и выполняют все по ходу стихотворения)

Страус Куки.

Страус Куки встал с постели,              

Поразмял себе бока,                              

Поразмял себе и шейку,                        

Словно длинную линейку.

Поворочал головой –

Вправо, влево,

Что с тобой?

Крылья  в стороны торчат,

Ножки что-то не стоят.

Наклонился клювом к луже,

Заглянул туда поглубже.

Посмотрел и так и сяк,

А прическа – кавардак.

Это можно все исправить,

Перышки слегка пригладить,

Выпрямить осанку –

Заварить овсянку.

Сладко потянуться,

И просто улыбнуться.

Используемая литература:

Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова. Устные упражнения на уроках математики 2 класс.

Л.Г.Петерсон. Математика 2 класс. Методические рекомендации для учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...