Урок математики в 1 кл. по теме:"Введение понятия задача.Алгоритм оформления и рассуждения"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Карева Ольга Павловна

В разработке данного урока используется презентация( см. в разделе Презентации), а также благодаря образному изложению материала у обучающихся формируется представление о задаче, и её двух обязательных частях - условии и вопросе. в ходе урока дети повторяют состав чисел и работают со схемами, которые  затем используются для сознательного выбора математического действия . Даёься подробное пошаговое руководство деятлеьностью обучающихся по обучению построения схем к задачам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_zadacha._1_klass.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики. 1 класс.

(УМК «Школа России»,  

 учебник М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика», часть 1, стр. 80)

                                             Учитель МБОУ – Лицея №5 города Мценска Орловской области

                                                                                                                     Карева Ольга Павловна.

Тема: Задача. Знакомство с ее структурой. Алгоритм оформления и рассуждения.

Цели:

  1. познакомить обучающихся со структурой задачи; выделяя существенные признаки

(условие и вопрос);

  1. формировать обобщенное умение решать задачи с помощью схематического моделирования, учить алгоритму рассуждения.
  2. Формировать общеучебные и контрольно – оценочные умения : участвовать в совместной работе, обосновывать свою точку зрения; оценивать процесс и результат своей деятельности.

 Оборудование:

 У обучающихся: учебник математики, обычная тетрадь по математике, цифровой веер, простой карандаш, линейка, ручка.; символические фигурки девочек и мальчиков, вложенные в обложку тетради.)

У учителя:

  1. демонстрационный материал: рисунки паровоза и 7 вагонов с надписями – задача, условие, вопрос; решение, проверка, ответ;  корзинка, муляжи грибов – 7 белых и 5 лисичек;
  2. таблицы: геометрические фигуры,  названия математических действий и знаков; чертежи по составу числа 5 ( см. далее) и таблица математических записей ( 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5,

      5 – 1 = 4, 5 – 4 = 1, 3 + 2 = 5, 2 + 3 = 5, 5 – 3 = 2, 5 – 2 = 3).

  1. Линейка, мел.
  2. Лесенка успехов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

    Учитель:

     - Добрый день, ребята!  Выпрямьтесь, подтянитесь и проверьте, все ли готово к уроку математики: учебник, тетрадь, письменные принадлежности – ручка, карандаш, линейка, математический веер цифр.

 - Прозвенел уже звонок! Начинаем наш урок.

 - Тихо сели на свои места.

 - Сегодня мы отправимся в царство математики на поезде. У него есть название.

   ( На паровозике прикреплено слово «задача». Каждая буква закрыта прямоугольником из цветной бумаги).

 -  Для того, чтобы разгадать слово, нужно будет правильно выполнить задания и открыть буквы в том порядке, в каком вы захотите. Готовы? Начинаем.

    Учитель:

1 - ое задание.

Эта геометрическая фигура в отличие от прямой имеет начало и конец. Покажите ее в таблице и назовите.  

 таблице геометрических фигур представлены все фигуры, которые знают дети: точка, прямая, отрезок, ломаная, квадрат, круг, овал, ромб. Все они разноцветные.)

  Ученик (выходит к доске):

 - Это отрезок.

Учитель:

 - Какую букву хочешь открыть?

2 – ое задание.

 - Посмотрите на схематический чертеж:

                4                   1

   

                         

     1                4

 

                           

  - 4 и 1 – какое число состоит из этих частей? Покажите ответ  веером. ( 5)

  - Какую букву хочешь открыть?

3 –ее задание.

 - Теперь давайте уточним, какие числа на этом чертеже показывают части? (4 и 1, 1 и 4)

 - Какое число обозначает целое? (5)

 - Верно, число 5 можно сложить из частей 4 и 1 как разбитую тарелку или вазу.

 - Какую букву откроем?

4 – ое задание.

 - Подумайте, какое математическое действие нужно выполнить, чтобы найти целое из двух частей? (Сложение).

 - Знак при сложении? ( Плюс)

( Учитель обращает внимание на таблицу «Математические действия и знаки:

Действие                   знак

                                                          С л о ж е н и е                    +

                                                          В ы ч и т а н и е                 -  ).

 - Найдите подходящую математическую запись:

  Справа от чертежей висит таблица:

                                           4 + 1 = 5

                                           1 + 4 = 5

                                           5 – 1 = 4

                                            5 – 4 = 1

( Два ученика по очереди выходят к доске и показывают соответствующие математические записи, читая их разными способами).

 - Какую букву откроем?

5 – ое задание.

Посмотрите на следующие схематические чертежи:

( С доски убираются предыдущие чертежи и математические записи и открываются следующие, висящие под ними):

            3                                                          

                                                      3 + 2 = 5

                          5                                                            2 + 3 = 5

      2                                              5 – 2 = 3

                           5 - 3 = 2 

                          5

 - Что обозначает здесь число 3? Часть или целое? А число 5? Число 2?

(Число 5 – целое, 2 и 3 – части.)

 - Как вы думаете, как узнать неизвестную часть, если известно целое и другая часть? Какое математическое действие в этом поможет?

(Ввычитание) 

 -  Знак? ( Минус)

 - Какую букву откроем?

6 –ое задание.

 - Чему равна неизвестная часть? Покажите веером.

                              ( Учитель поочередно показывает на записи, где закрыто число)

 - Найдите подходящую математическую запись.

( Два ученика по очереди выходят к доске и показывают соответствующие математические записи, читая их разными способами).

 - Давайте прочитаем разгаданное слово: задача.

II. Знакомство с новым материалом.

Учитель:

   - Мы на каждом уроке математики встречаемся  с задачами: и с веселыми задачами в стихах, и и с «хитрыми задачами» на смекалку.

   - Сегодня мы познакомимся с задачей поближе и узнаем о ней что – то новое. А помогать в этом нам будет наш поезд.  Он особенный. В нем каждый вагон должен строго стоять на своем месте и везти своих пассажиров.  

 - В первом вагоне сердце, мотор  всего состава.

    У многих из вас есть машины, и вы знаете, что если с мотором что – то не так, то машина не поедет.

            Мотор нашего математического поезда состоит из двух деталей, которые должны работать только вместе и дружно. Если какая – нибудь из них отсутствует, мотор не заведется, поезд не поедет.

           Как же  называются эти детали ? Ответ на этот вопрос  нам поможет  узнать следующая история:

           

               Маша нашла сначала в лесу 7 белых грибов, а потом 5 лисичек.

(Учитель кладет в корзину муляжи грибов)

 - То, что вы сейчас видели, это известно – это называется условие задачи. Оно похоже на обыкновенный рассказ.

( На рисунке первого вагона открывается слово условие ).

Учитель обращает внимание, что это новое для детей слово, все вместе читают это слово еще раз.

 - Так называется первая важная деталь.

 -  А что вы не видите? Что можно спросить про грибы? Чего мы не знаем?

( Сколько грибов в корзине? На сколько Маша нашла больше белых грибов, чем лисичек?)

 - Это вопрос задачи. То, что нужно узнать, что неизвестно. Вторая важная деталь. Прочитаем это слово вместе со мной.

( Попутно открывается слово вопрос, написанное на первом вагоне под словом «условие»)

 - Итак, условие и вопрос – это важные детали, из которых состоит задача, ее мотор. Они вместе помогают поезду двигаться.

 - Чтобы успешно выполнить следующее задние, постарайтесь запомнить, что если какая – нибудь из них будет отсутствовать, то это не будет задача, и поезд не двинется с места.

А сейчас проверим ваше внимание:

 - Послушайте то, что я прочитаю и просигнальте мне жестом: если это будет задача, то большой палец руки поднимаем вверх, если – нет, то -  вниз:

  1. Вини Пух подарил Пятачку 5 шариков. 3 шарика лопнули.

 - Что я прочитала? Будет ли это задача?

( Нет, это не задача, потому что то, что Вы прочитали  похоже на рассказ Это условие. Здесь все известно, а вопроса нет)

  1. Будет ли следующее предложение задачей?:

 - Сколько шариков осталось?

(Нет, это не задача, потому что прочитан  только вопрос, нет условия).

 - Кто догадался, что нужно сделать, чтобы превратить то, что я читала в задачу?

(Соединить условие и вопрос)

  1. Вини Пух подарил Пятачку 5 шариков. 3 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

Будет ли это задачей?

(Да, потому что здесь есть условие …. ( повторить его) и вопрос ( повторить его).

Учитель:

  -  Итак, из каких двух деталей должна состоять задача?

( Из условия и вопроса). 

 - Молодцы. Немного отдохнем.

Физминутка.

  -  Тихо сели на свои места.

 -  Продолжаем знакомиться с задачей. Посмотрите, у нас еще не все вагоны открылись.

Но прежде, чем  открыть следующий вагон, ответьте на вопрос: для чего вообще нужны задачи? Что с ними делать?

(Задачи нужно решать)

 - А как вы понимаете слова «решать задачу»?

(Это  ответить на ее вопрос, узнать то, что неизвестно.)

Примечание: этот вопрос может оказаться для детей непростым, поэтому считаю нецелесообразным   затягивать время урока, а помочь ребятам: либо наводящими вопросами типа «Для чего вы будете решать задачу? Что вы стремитесь получить?», либо ответить на вопрос самому учителю).

 - Сейчас   мы поразмышляем, всегда ил это возможно. В нашем составе не хватает одного вагона. Из следующих трех постараемся выбрать нужный.

( После первого вагона оставить место, куда затем поставить вагон, иллюстрирующий, что только при наличии двух числовых данных возможно дальнейшее рассуждение и поиск ответа на вопрос задачи)

 -  Послушайте  задачу:

В коробке лежат карандаши. На столе еще несколько.  Сколько всего карандашей?

 - Сможем ли мы решить эту задачу, то есть ответить на ее вопрос?

( Нет, потому что мы не знаем, сколько карандашей в коробке, сколько на столе) – открывается вагон, где схематично выражено следующее:

Вывод – это вагон нам не подходит. Если в задаче не будет чисел, то решить такие задачи будет нельзя.

Работаем со следующим вагоном.

В коробке лежат 6 карандашей. На столе еще несколько. Сколько всего карандашей?

 - Сможем ли мы решить эту задачу?

( Нет, потому, что нам не сказали, сколько карандашей лежит на столе)

Открывается следующий вагон:

 

Вывод – этот вагон нам тоже не подходит.

 - Прежде, чем открыть третий вагон, откроем учебник на стр. 80 по закладке и подумаем, сможем ли мы решить задачу, записанную на странице учебника.

Читаем: В коробке лежат 6 карандашей, на столе еще 2 .

                Сколько карандашей всего?

( Эту задачу мы решить сможем, потому что известно, сколько карандашей лежит в коробке, и сколько на столе).

Вывод: Задачу можно решить, если есть хотя бы два числа.

(Открываем вагончик  и вставляем его в состав).

 

III. Знакомство с алгоритмом рассуждения и оформления задачи.

Учитель:

 - Сейчас мы будем учиться решать задачи: рассуждать и записывать решение. 

(Открывается следующий вагон – решение).

 - А делать мы это будем на математическом языке, с помощью отрезков. Только немного отдохнем:

Физминутка.

 - Открываем тетради. Взяли в руки  карандаш, линейку. Нашли  сигнальную точку, от которой мы будем работать. Я буду повторять   задачу еще раз и одновременно записывать.

В коробке 6 карандашей. Чертим небольшой отрезок. Обозначаем начало и конец. Рисуем дугу, посмотрите на доску: так, чтобы она не выходила за пределы клеточки.

Положили карандаш на корешок тетради. Берем ручку и пишем вверху – 6.

(Повторить – в коробке 6 карандашей.)  

На столе еще 2 карандаша.

Это другие карандаши или те, что лежат в коробке? ( Другие)

Взяли простой карандаш и линейку. Продолжаем отрезок. Постарайтесь начертить его поменьше, так как 2 меньше 6. Рисуем дугу. Положили карандаш. Ручкой пишем сверху 2.

Мы записали то, что в задаче известно – условие.

О чем же нас спрашивают? Повторите вопрос задачи. (Сколько всего карандашей).

Как показать на чертеже все карандаши? ( Ученик выходит к доске и обводит дугой весь отрезок, включая две части).

Верно. Простым карандашом рисуем дугу. А мы знаем, сколько всего карандашей? (Нет)

Взяли ручку и пишем знак вопроса.

Посмотрите на чертеж и скажите, что обозначают числа 6 и 2 – целое или части? ( Части)

А что требуется узнать – целое или часть? (Целое)

Какое математическое действие нам поможет найти целое? ( Сложение)

Знак ?( плюс).

Ставим ручкой около знака вопроса знак плюс.

В конце работы схематический чертеж выглядит следующим образом:

           

                            6                          2

                                         ?   +

Итак, ребята, чтобы решить задачу, нужно выбрать математическое действие ( сложение или вычитание), а в этом нам поможет чертеж – нужно внимательно посмотреть, что неизвестно – целое или часть.

Еще один небольшой вопрос:

Как вы думаете, какое число мы получим – больше 6 или  меньше? ( Больше, потому что еще 2 на столе).

Запишем решение задачи. Отступите одну клеточку от  знака вопроса, одну -  слева.

Пишем: 6 + 2 = 8

Вот эти рассуждения и эта запись -  называются решением задачи.

(открывается надпись на следующем вагоне – решение)

А теперь откроем следующий вагон в поезде. Как он называется? ( Проверка).

Очень важно проверять свою работу, чтобы не допустить ошибки.

Проверим, решили ли мы задачу?  (Да) Мы ответили на ее вопрос? (Да)

Вы до решения сказали, что мы получим число, которое больше 6. У нас так получилось? (Да)

А теперь сравните с решением, которое записано в учебнике. ( У нас точно такое же)

 - Значит, задачу мы решили верно и можем смело записывать ответ.

( Открывается последняя надпись на последнем вагоне)

Отступите 1 клеточку от числа 8 и еще раз запишите 8. По линейке подчеркните 8. Это ответ задачи.

В нашем поезде больше нет неоткрытых вагонов. Молодцы!

 

 - Ребята, как вы думаете, все ли задачи решаются сложением? (Нет)

 

Примечание: если остается время, то можно разобрать следующую задачу из учебника  на нахождение остатка. Ход работы будет примерно следующим:

 - Продолжаем учиться записывать наши рассуждения при решении задачи. Читаем следующую задачу:

В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?

 - Ребята, как вы думаете, в коробке останется карандашей больше или меньше, чем было?

( Меньше). То есть какое число мы должны получить: меньше 6 или больше? ( Меньше).

Теперь начинаем записывать задачу.

В коробке 6 карандашей. Чертим отрезок и обозначаем – 6.

Два карандаша вынули. Скажите, это карандаши из коробки, или другие? Из коробки)

Их вынули, то есть часть карандашей убрали. Покажем это так: отделяем часть, заштриховываем и обозначаем – 2.

Что показывает этот отрезок? (Оставшиеся карандаши.)

                            (Учитель показывает на оставшуюся часть) 

Обозначаем дугой и ставим знак вопроса.

 - Что мы будем находить в этой задаче – часть или целое? ( Часть)

 - Какое математическое действие поможет нам найти часть? (Вычитание) 

Ставим знак минус рядом со знаком вопроса.

В конце рассуждения чертеж выглядит так:

                            6

                ?   --                      2

Пишем решение: 6-2= 4

Проверим, мы нашли число, которое меньше 6? (Да) . 6 без 2 – это 4?  (Да)

Значит, задачу решили верно..

Записываем ответ: 4. Подчеркиваем его по линейке.

Подведение итогов урока.

 

 - Скажите, на каком поезде мы теперь обязательно будем путешествовать на уроках математики?

 - Чтобы поезд повез нас, нужен хороший мотор. Из каких двух деталей он состоит?

           Учитель далее комментирует сам: желательно, чтобы в условии были два числа, только тогда мы сможем решить задачу.

 - Что это значит – решить задачу?  ( Ответить на ее вопрос, узнать то, что неизвестно).

 - Затем обязательно нужно сделать проверку.   А если при проверке обнаружили ошибку? ( Еще раз порассуждать и перерешать задачу).

 - После всего смело можно записывать ответ.

 - Кому наш урок понравился? Чем?

 - Кто получил удовольствие от работы?

 - А сейчас на нашей лесенке успехов поставьте своего человечка на ступеньку. Напомню: кому было очень трудно – на нижнюю ступеньку, кому  чуть – чуть полегче – повыше, кому легко – еще выше. А кто не испытывал никаких трудностей и все понял – на самую верхнюю ступеньку.

Сначала выйдут девочки. …. Теперь – мальчики.

( Учителю коротко можно прокомментировать полученную картинку)

Звонок.

Спасибо за урок. Урок окончен.

       ?

     ?        ?

           ?

  6        ?

        ?

   6        2

                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по теме "Введение понятия умножения"

Тема урока: Решение задач. Введение понятия умножения.Цели:Продолжать формировать умение учащихся решать и правильно оформлять запись при решении задач; различать в задаче: условие, вопрос, реше...

Урок математики во 2 классе по теме "Введение понятия умножения"

Тема урока: Решение задач. Введение понятия умножения.Цели:Продолжать формировать умение учащихся решать и правильно оформлять запись при решении задач; различать в задаче: условие, вопрос, реше...

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме: "Введение понятия задача. алгоритм оформления и рассуждения".

Данная презентация является мультимедийным сопровождением к уроку по указанной теме....

Открытый урок математики (2 класс) по теме:"Введение в умножение". Проведён в рамках конкурса "Учитель года Дона -2013"

Открытый урок математики (2 класс) по теме: "Понятие об умножении как действии, заменяющим сложение одинаковых слагаемых"...

конспект урока математики во классе по теме "Введение понятия действия умножения"

Урок разработан в соответствии с базовой программой по математике для 2 класса. Урок введения понятия умножения, как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых, раскрытия смысла действия ум...