«Сложение с помощью шкалы линейки: прибавление числа 5».
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Пичкур Елена  Михайловна

Урок математики  в 1 классе по программе "Школа 21 века"

Тема:  " Сложение с помощью шкалы линейки: прибавление числа 5".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pribavlenie_chisla_5.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  МО   г.Нягань

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Урок – путешествие

«Пятая математическая    галактика»

               по теме:

«Сложение с помощью шкалы линейки: прибавление числа 5».

           УМК «Начальная школа 21 века»

                                                                                                   

Выполнила: учитель начальных классов

Пичкур  Елена  Михайловна

                         

г. Нягань 2012 год

 Цель: 

  1. образовательная – учить выполнять сложение числа 5 с помощью линейки, способствовать формированию навыка выполнения вычислений по частям, закреплять умение решать задачи;
  2. развивающая – развивать логическое мышление, внимание, память;
  3. способствовать развитию математической речи, Оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  4. воспитывать культуру поведения при фронтальной работе. Индивидуальной работе.

Формирование УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже  известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

 Предметные:

Понимать, что значит прибавить 5 по частям. Уметь решать задачи.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Метапредметные:

  1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже  известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательны УУД).

        Задачи:

  1. закреплять знание состава числа 5;
  2. закреплять умение дополнять числа до 10;
  3. научить прибавлять число 5 по частям;
  4. начать работу по запоминанию таблицы вида             + 5;
  5. формировать умение составлять и решать задачи;
  6. способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности.

Тип урока:  КОМБИНИРОВАННЫЙ.

Форма:  урок – путешествие.

Оборудование:

  1.  проектор, интерактивная доска (ИД), компьютер
  2. презентация урока
  3. сигнальные карточки (звездочки)
  4. счетный материал «Набор  геометрических фигур»
  5. линейка.

                             Ход урока.

  1. Организационный момент. (0,5 мин)
  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Интрига урока.

Уч.: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие по Пятой математической галактике.  А на чем мы отправимся, вы сейчас отгадаете:

     Крыльев нет у этой птицы,

     Но нельзя не подивиться.

     Лишь распустит птица хвост –

     И поднимется до звезд.

Как вы думаете, чем мы там будем заниматься?

Д.: решать различные математические задания, совершать открытия, решать космические задачи….)

  1. Актуализация знаний.(5 мин)

Слайд 5.

Уч.: Итак, чтобы отправиться в путешествие надо построить ракету по чертежу. Для этого надо сопоставить числовые выражения и их значения.

(Действие по щелчку в область слайда)

(Идет показ слайдов, с помощью которых учащиеся закрепляют  вычислительные навыки )

Слайд 6.

Уч.: Чтобы наша ракета отправилась в полет, надо запустить двигатели. Для этого необходимо  числа, на которых находится кнопка, дополнить до десяти.

(Действие по щелчку в область слайда)

Уч.: На сколько делений должна подняться кнопка, если она расположена на восьмом делении?

Д.: Кнопка должна подняться на два деления.

Уч.: На сколько делений должна подняться кнопка, если она находится на шестом делении.

Д.: На четыре деления. (Далее аналогично.)

Слайд 7. Уч.: Для удачного взлета нужна хорошая погода. Давайте поймаем лучики солнышка. Для этого надо знать состав числа 5.

 (Дети проговаривают  каждый случай состава числа.)

Слайд 8.

Уч.: Итак, отправляемся в путь. Для того чтобы попасть в Пятую галактику надо пролететь вдоль Млечного пути. Но звездочки рассыпались в беспорядке. Расставьте их в порядке возрастания.

Д.: Наименьшее число – 0, потом следует 2, 7, 14, 15, 18.

Уч.: Молодцы, ребята. Теперь мы готовы к полету по Пятой галактике.

       

  1.         Работа над новым материалом. (10 мин.)
  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Определение темы и целей урока. (Слайд 9.)

Уч.: Перед нами карта путешествия по Пятой математической галактике.

       Первая планета,  главная на нашем пути, на которой живет число пять.(Ракета передвигается по щелчку в область слайда)

Уч.: Жители этой планеты славились умением прибавлять число 5. Но со временем этот секрет был забыт. Давайте поможем вспомнить этот секрет. Но сначала вспомним, как можно прибавлять числа, если результат больше десяти.

Д.: Можно прибавлять с помощью фишек, с помощью линейки или по частям.

Уч.: Какова тема нашего урока – путешествия?

Д.: Прибавление числа 5.

Уч.: Правильно. Сложение с помощью линейки: прибавление числа пять.

Уч.: Что является целью путешествия?

Д.: Научиться прибавлять число пять.

3) Работа в парах (Собирание из деталей числа 5).

4) Минутка чистописания. (Слайд 10.)

(Переход по гиперссылке щелчком по изображению планеты.)

 5) Открытие детьми нового знания. ( Слайд 11-12.)

Уч.: Объясните, как к шести прибавить пять. Результаты своих исследований, как настоящие космонавты, будем записывать в бортжурналы - тетради.

Д.: Чтобы к шести прибавить пять надо сначала  к 6 прибавить 4, получится круглый десяток . Так как пять  – это четыре  и один, то к десяти надо прибавить еще один. Получится одиннадцать.(Далее проводится аналогичная работа по каждому случаю сложения.)

6)  Физкультминутка.    (Проводят дежурные по кораблю.) ( Слайд 13.)

Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – космолет,

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, и на месте походили.

  1. Первичное закрепление нового материала. (Слайд 14.)

Уч.: А на другой стороне планеты вот такие числовые выражения.

(Числовые выражения записаны без ответов. Результаты появляются после объяснения способа вычисления.)        

Уч.: Как удобнее сложить эти числа?

Д.: Удобнее к большему прибавить меньшее число, ведь числа можно складывать в любом порядке.

4.Закрепление и повторение изученного материала.(17 мин)

  1. Решение задачи (Учебник с.60 №8). (Слайд 15)

Уч.: На нашем пути Планета Птиц. Космические пираты заключили всех птичек в клетки. Чтобы освободить их надо решить задачу в учебнике на с.60 №8.

Уч.: О чем эта задача?

Д.: Эта задача о птицах в клетках.

Уч.: Какие птицы были в клетках?

Д.: В клетках были попугаи и канарейки.

Уч.: Что известно в задаче?

Д.: Известно, что попугаи были в 6 клетках, а канарейки – в 5 клетках.

Уч.: Что надо узнать?

Д.: Надо узнать сколько всего клеток с птицами.

(По ходу анализа содержания задачи появляется краткая  запись условия задачи.)

Уч. : Кто скажет, сколько всего клеток с птицами?

Д.: Всего 11 клеток с птицами.

Уч.: Как узнали?

Д.: К шести прибавить пять, получим одиннадцать.

Уч.: Запишем решение и ответ в бортжурналы. (У доски 5 человек. Один учащийся решает с объяснением.)

2). Самостоятельная работа по рабочей тетради на с.49 №4.(Слайд 16.)

Уч.: На нашем пути созвездие математического Стрельца. Чтобы попасть в мишени надо выполнить задание в рабочей тетради на с.49 №4.

Уч.: Давайте проверим правильность решения по цепочке. Если ответ правильный, то мишень исчезнет (Действие по щелчку в область слайда)

 (При проверке всех заданий используются сигнальные карточки – звездочки.)

  1. Работа по учебнику с.64 №22. (Слайд 17.)

Уч.: Пора возвращаться домой. Но что это? Наша ракета попала под метеоритный дождь. Надо срочно заделать пробоины. А поможет нам в этом учебник. Надо выполнить задание на с.64 №22.

(По щелчку в область слайда появляются ответы)

  1. Подведение итогов урока.(2,5 мин)

Уч.: Молодцы, ребята. Вот и подошло к концу наше путешествие по Пятой математической галактике. Пора подводить итоги.

Уч.: Какова тема сегодняшнего урока?

        Что являлось целью урока?

         Как вы думаете, достиг ли урок своей цели?

        Понравилось ли вам путешествие?

Уч.: Какие задания вам понравились больше всего?

        Какие задания вызвали затруднения?

        «Зажгите» звездочки те, кто считает, что хорошо поработал на уроке.

Уч.: Я считаю, что все сегодня хорошо поработали. Спасибо, дети, за урок!

       

Использованная литература:

  1. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., Математика, учебник для 1 класса начальная  школа  21 века, 2011г.
  2.  Математика. 1 класс: «Методические рекомендации для 1 класса»   Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., издательство «Вентана –Графт» 2011 г.
  3. Интернет ресурс (фон для презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Прибавление числа 6"

Презентация к уроку по математике 1 класс "Прибавление числа 6" по программе "Начальная школа 21 века"...

«Сложение с помощью шкалы линейки: прибавление числа 5».

Презентация" Прибавление с помощью шкалы линейки: прибавление числа 5"...

Урок "Построение отрезка данной длины с помощью измерительной линейки."

Урок ФГОС "Построение отрезка данной длины с помощью измерительной линейки."...

Технологическая карта изучения темы «Сложение. Прибавление числа 5».

Урок составлен по ФГОС. 1 класс по программе "Начальная школа XXI века". Содержит презентацию. Позволяет организовать фронтальную, индивидуальную, групповую деятельность учащихся и работу в парах....

Сложение. Прибавление числа 5.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами прибавления числа 5....

Технологическая карта урока математики. Тема урока : Вычитание числа . Табличные случаи вычитания числа 3. Вычитание с помощью шкалы линейки

Цель урока: создание условий для усвоения приёма вычитания 3 в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд Результаты урока:Личностные:–.Метапредметные:Регулятивные УУД: :– принима...

урок математики по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление числа 4".

Цель: формирование навыка сложения в пределах 20 с переходом через десяток.Задачи: учить прибавлять к однозначному числу число 54, закреплять знание состава чисел 4, 10, корригировать и развивать мышл...