Урок математики в 1 классе
план-конспект урока (математика, 1 класс) на тему

Кузнецова Марина Леонидовна

Урок математики в 1 классе по теме "Число и цифра 0; выявление сходства и различия между моделью и реальными предметами". Урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Материал урока может быть использован при изучении данной темы в любом методическом комплекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

1 класс

Тема: Число и цифра 0; выявление сходства и различия между моделью и реальными предметами.

Цели: Сформировать представление о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры  в знаковой среде.
• Научить правильно писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.  

Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Воспитательные (личностные):

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
• Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.


Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, дифференцированный, метод самооценки.

Оборудование: дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор, компьютер

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.

Настрой учеников на совместную работу.

-Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза. Наклоните головки и повторяйте за мной:

Я в школе на занятии.                    Голова мыслит ясно.

Сейчас я начну учиться.                 Я хочу учиться.

Я радуюсь этому.                             Я очень хочу учиться.

Внимание мое растет.                      Я готов к работе.

Память моя крепка.                           Я работаю.

2. Актуализация знаний.

    1) Игра «Волшебные числа»

     На доске прикреплены карточки с цифрами:

2                       5                         7                        8                       9

- Прочитайте числа. Можно ли назвать этот ряд натуральным рядом чисел?

– Почему?

–Кто из вас может найти отсутствующие  числа?

Дети  по одному выходят к доске, находят карточки с нужными числами и крепят их на нужное место. 

Если ответ правильный, дети хлопают в ладоши

–Какие числа вставили?

2) Арифметический диктант

Дети работают в тетрадях, записывают самостоятельно только ответы. Четверо детей работают у доски над составом чисел 5,8,7,6

-Запишите самое большое однозначное число.

-Какое число следует за числом7?

-Найди сумму чисел 5 и 2.

-Какое число предшествует числу 7?

-Уменьшить 6 на 1.

-Какое число  на 2 больше 2?

-Увеличь 2 на 1.

-К 1 прибавить 1.

-Из 4 вычесть 3. 

Проверка детей, работающих у доски над составом чисел.

Дети проверяют свои записи. На слайде постепенно  появляются ответы.

9 8 7 6 5 4 3 2 1

-В каком порядке расположены числа? ( В порядке убывания)

-Расположите эти числа в порядке возрастания.

-Назовите эти числа. ( На слайде появляются правильные ответы.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? Я предлагаю вам его оценить, посмотрев на правильный вариант. На полях закрасьте зеленым цветом кружок, кто правильно, без ошибок выполнил задание. Кто выполнил работу с одной ошибкой – в синий цвет, кто не справился с заданием, оставьте кружок пустым.

– Ребята, что можно посоветовать, тем детям, которые не справились с заданием?

3. Постановка учебной проблемы

-Ответьте на вопросы:

– Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.)
– Сколько яблок может вырасти на березе?
(Нисколько.)

– Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего нет.)

– Какое число обозначает отсутствие предметов?

 - Как  записать отсутствие предметов? Возникает проблема.

–Как мы  назовем тему нашего урока?
 («Число и цифра 0».) Чего мы не знаем?

-Каковы задачи нашего урока? ( Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0)

4. Построение выхода из затруднительной ситуации. 

1) Объявление темы урока, задач урока.

Сегодня мы познакомимся  с числом 0, научимся писать цифру 0, а также будем учиться выполнять вычисления с числом 0.

2) Работа с натуральным рядом чисел

-Посмотрите в свои тетради. У вас записан ряд чисел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

-Как он называется?

-Почему?

- Какое число стоит в числовом ряду перед числом 1?

-Если впереди поставить 0 что-нибудь изменится?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

– Почему другой ряд нельзя назвать натуральным рядом чисел?
– На что похожа цифра 0?

3) Прогулка « Найди цифру».

Дети начинают отыскивать в непосредственном окружении цифру 0   (читают  числа на часах, клавиатуре компьютера и т.д., где содержится цифра 0).

4) Работа с учебником.

Дети  составляют  математический  рассказ по рисункам учебника. В задании рассматривается расположение предметов на рисунке с помощью слов «слева», «справа», «у», «на» и т.д.

– Сколько белок осталось на ветке?

(На ветке не осталось ни одной белки или на ветке ноль белок.)

–Число ноль (нуль) записывают цифрой 0. Посмотрите на него, им обозначают «ничто». Сложите с 0 любое число, что получилось? Правильно само это число. Так как к числу ничего не прибавили, то оно и осталось без изменений.

–Скажите, является ли 0 натуральным числом?

–Какие числа мы называем натуральными?

–Какой можно сделать вывод?

Физминутка

Не под окном (руки в стороны)
А около
(руки вперёд)
Катился ноль и охал
(написать руками  0)


Охал, охал не под окном, а около. (
Руки к щекам перед собой, в стороны, вниз)

(Повторяя за учителем слова, дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении.)

5) Работа в тетради

–На какую букву похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это нуль иль ничего.

Овальный  ноль такой хорошенький,

Но он не значит ничегошеньки!

Дети показывают и объясняют, как пишется цифра, а потом работают в тетрадях. Сравнивают свои написанные цифры с образцом и отмечают самые правильные.

– Если вы правильно написали все цифры, то закрасьте кружок в зеленый цвет.

– Ребята, что можно посоветовать, тем детям, которые не смогли правильно прописать цифру 0?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 1) Работа в парах

Дети, работая в парах по карточкам, совещаются и ставят знаки. Несколько пар работают у доски.

1…0                      0…8

1+5….0                4 - 0…0+4

– Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? (Вывод)

 Происходит коллективная проверка.

– Ребята, кто справился с этим заданием, на полях закрасьте кружок зеленым цветом. Кто выполнил работу с одной ошибкой – в синий цвет, кто не справился  с  заданием -  оставьте кружок пустым.

2) Работа с числовыми выражениями. Игра «Будь внимателен»

На доске прикреплены различные математические выражения. Выберите выражения, значения которых будут равны 0.


На доске выстраиваются карточки с выражениями, на обратной стороне которых буквы:
1–1;   3–3;   4–4;    5–5;   6–6;   8–8;   9–9.
После того, как дети назвали все выражения, учитель благодарит детей за урок, переворачивает карточки с числовыми выражениями, получается слово  «СПАСИБО».

6. Итог.

– С чем  сегодня познакомились на уроке?

- Какие задачи были поставлены? Решены ли они?

- Что узнали о числе 0?

- Чему научились на уроке?

7. Рефлексия
– Сколько выполнили заданий и закрасили кружков? (3)
– Встаньте те у кого три зеленых кружка. Молодцы. Вы выполнили без ошибок все задания.

- Что  посоветуем тем детям, которые не получили все зеленые  кружки?
– Поднимите руки, кому урок понравился.
– Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
– Нарисуйте эту оценку на полях тетради.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...