Трёхзначные числа.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Заигрина  Ирина  Павловна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tryohznachnye_chisla.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Трёхзначные числа.
2 класс 
Тип урока: урок введения нового знания.
Цели урока: 
1. Формировать понятия: «трёхзначные числа», «разрядный состав трёхзначных чисел».
2. Формировать умения читать, записывать трёхзначные числа.
3. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии: 
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Ожидаемые результаты:
 
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения;

1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Цель:Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
-Откройте тетради и запишите число:

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2.Актуализация знаний учащихся.
Цель:Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Прочитайте числа числового ряда: 2, 4, , .
-Разгадайте правило составления числового ряда;
- Продолжите числовой ряд на два числа;
-Запишите числовой ряд в тетрадь.
-Проверка: какое правило записи числового ряда? Какие числа вы записали?
- Сравните свою запись с моей: 2, 4, 6, 8.
-Что общего у всех чисел данного ряда?

(на доске:
ед. )
- Прочитайте числа числового ряда: 15, 25, 35, , , .
-Разгадайте правило составления числового ряда;
- Продолжите числовой ряд на три числа;
-Запишите числовой ряд в тетрадь.
-Проверка: какое правило записи числового ряда? Какие числа вы записали?

- Сравните свою запись с моей: 15, 25, 35, 45 , 55 , 65
- Прочитайте числа числового ряда: 44, 42, , , , .
-Разгадайте правило составления числового ряда;
- Продолжите числовой ряд на четыре числа;
-Запишите числовой ряд в тетрадь.
-Проверка: какое правило записи числового ряда? Какие числа вы записали?
- Сравните свою запись с моей: 44,42, 40, 38, 36, 34.
--Что можете сказать про числа данных рядов?

(на доске: Д. Ед. )

-Что повторяли? Для чего?

3.Постановка учебной задачи.
Цель:Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

-Поработаем в паре, вспомните правила такой работы.

-Прочитайте числовой ряд: 83, 54, 49, 100, 32, 23, 94. Назовите лишнее число. Почему вы его выбрали? Что значит трёхзначное?

-Кто знает, как оно называется?

-Кто сможет сказать тему нашего урока.

-Чему будем учиться?

-Где в жизни мы встречаемся с трёхзначными числами?

4.Составление плана для достижения учебной задачи
Цель:Поиск оптимального решения учебной задачи.

-Что вы хотите узнать о трёхзначных числах?

составления плана:
-как образовалось трёхзначное число (этот пункт предлагает учитель);
-как прочитать число;
-как записать число;
-как сравнить числа;
-как складывать и вычитать числа;
-проверять и оценивать себя;
-проверять и оценивать учителю. (два последних пункта предлагает учитель).

5. Физминутка.
Цель:Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

6.Реализация плана.
Цель:Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

-Итак, первое, что мы узнаем как образовалось число 100.
Ваши предположения.

-Какие числа нужно сложить?

-Давайте проверим, найдем сумму чисел: 56 и 4.

-Найдём сумму чисел: 99 и 1. (используются модели двузначных чисел и однозначного)

на доске:

С. Д. Ед. )

-Какие разряды общие?

-А кто из вас знает, как называется новый разряд?

-Повторим хором: сотня.

-Прочитаем, как об этом сказано в учебнике, стр. 99.

Кто знает сколько сотен в числе 100, 200,300, 400, 500, 600, 700, 800, 900?

-Прочитаем, как об этом сказано в учебнике, стр. 100.

-Вернёмся к плану: что мы узнали?

-Чему будем учиться дальше?

-Как вы думаете, с какого разряда начинают читать трёхзначное число?

-Прочитайте по таблице разрядов:
3с. 6д. 2ед.
-Назовите это число.
( аналогично другие числа)

-Итак, чему учились?

--Чему будем учиться дальше?
-Как вы думаете, с какого разряда начинают записывать трёхзначное число?
-Правильно, записывают на первом месте количество сотен, затем – десятки и единицы.

(упражнения в записи чисел: 126, 372, 596, 144 и другие)

-Итак, чему учились?

-А теперь проконтролируем себя. Игра «Не попадись…»
(хлопнуть в ладоши тогда, когда учитель назовёт трёхзначное число.)

-Похлопаем победителям.

7.Итог урока. Рефлексия.
Цель:Развитие умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
- С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?

-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

2 класс

ТЕМА. Трехзначные числа. Чтение и запись.

ЦЕЛИ.

  1. Формировать умение записывать и читать трехзначные числа.
  2. Совершенствовать умение сравнивать числа, основанное на разрядном составе.
  3. Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; принимать учебную задачу и искать пути ее решения; самоконтроля.
  4. Воспитывать интерес к учению.

ОБОРУДОВАНИЕ: калькулятор, карточки, фломастеры.

ХОД УРОКА.

I Организация класса.

II Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, недавно я встретила мальчика – второклассника и он рассказал вот такую историю:

« Закадычный друг Серёжка

Меня в гости пригласил,

«На автобус 308 сядешь, -

Он предупредил.

Остановок пять проедешь –

Вот тогда и выходи.

Буду ждать я, непременно,

Часиков до 9.

В нужный час на остановку

Подошёл я, не спеша.

Вот автобус. Сел…. Поехал….

И погода хороша!

В ожидании встречи с другом

Так поёт моя душа!

Майская, Строителей, улица Труда,

Космонавтов, Мира….

И приехал я.

Где же друг Серёжка? Где приятель мой?

Никого не встретив, я побрёл домой.

И Сергей вернулся, час прождав меня.

В чём же я ошибся? Скажите, друзья?

- Почему же друзья не встретились?

Дети: перепутал номер автобуса, сел не в тот автобус, неправильно записал трёхзначное число.

-Что бы вы посоветовали ребятам?

Дети: научиться читать и записывать трёхзначные числа

- Где в жизни мы встречаемся с трёхзначными числами?

Дети: номера машин, квартир, домов, цены, номера домашнего задания и т. д.

Вывод:

-Мы каждый день сталкиваемся с трёхзначными числами, чтобы с нами не

случилось неприятностей, сегодня будем учиться, правильно читать и записывать их.

  1. Работа по учебнику с. 101 №298 (карточка 1)

- Начнём с работы по учебнику

а) Прочитайте первую часть задания. Какие цифры даны?

(Даны цифры:4, 7)

Обратите внимание на правильное написание этих цифр.

Запишите любое трёхзначное число.

Возможные варианты: 444, 447, 474, 477,

777, 774, 747, 744

Проверка:

Дети называет свои варианты, прикрепляют карточки на доску.

Вывод:

- Сколько чисел можно записать? Назовите сколько сотен в числе 747. что обозначает цифра 4 в записи этого числа?

б) - Прочитайте вторую часть задания. (Даны цифры: 0, 7)

- Выполните задание самостоятельно.

-Сколько вариантов трехзначных чисел записали?

Проверка:

1 ученик: читает числа.

Второй ученик: прикрепляет карточки с числами на доску:

700, 707, 770, 777

- Почему не использовали оставшиеся карточки? 007, 070, 077

Дети: числа не являются трёхзначными, отсутствует разряд сотен.

-Назовите самое большое число (777) почему?

-Назовите самое маленькое число (700) почему?

Вывод:

- Какое число называют трёхзначным?

Дети: Число, в котором три разряда: единицы, десятки, сотни. В разряде сотен стоит число > 0.

Музыкальная физминутка.

  1. Работа в тетради на печатной основе №2 с.13 №23 (карточка 2)

-Продолжаем работу.

-Прочитайте задание. ( Даны числа: 26 126 226 326 426)

- Кто разгадал правило?

Объясните, как составлены числа в столбике.

Дети: Единицы и десятки не изменяются, добавляется разряд сотен, цифра в разряде сотен увеличивается.

- Кто хочет уточнить, дополнить?

Самостоятельная работа.

Составление по правилу других столбиков чисел.

Проверка: Дети читают столбики чисел.

Вывод:

- Разгадали правило, правильно записали и прочитали трёхзначные числа. Молодцы!

Дополнительные вопросы:

- В каком столбике записано самое большое трёхзначное число? Какое?

Какое самое маленькое трехзначное число?

Можем узнать, на сколько 499 >126?

Что поможет нам узнать?

Дети: Калькулятор.

  1. Работа с калькулятором.

Узнайте, на сколько 499 больше 126. Сравните результат с соседом. У кого не совпали результаты?

Наберите самое маленькое трехзначное число.

Как получить следующее число? (+1)

- Насколько можно увеличить число 101, чтобы изменялась только цифра в разряде десятков?

На какое самое большое число можно увеличить разряд десятков?

(+90) =191

Вывод:

-Когда в числе изменяется только цифра в разряде десятков?

Дети: если число увеличиваем на круглые десятки.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА

  1. Первичное закрепление материала. (карточка 3)

- Прочитайте числа, записанные на доске:

325 426 423 328 321 422

- Как вы думаете, какое может быть задание?

Дети: разбить на группы, записать в порядке убывания, возрастания, увеличить все числа на круглые десятки…

По какому признаку можно разбить числа на две группы? (3 сотни, 4 сотни)

325 426

  1. 423
  1. 422

- Дополните каждую группу двумя числами. Работаем в парах.

Запишите их.

Самостоятельная работа.

Проверка:

-прочитайте числа, объясните.

325, 328, 321, (324, 326, 320, 322, 323, 327, 329)

426, 423. 422, (424. 427, 420, 421, 425, 428, 429)

Итог. Кто справился с заданием правильно, поставьте + рядом с номером задания.

  1. Закрепление материала.

Рассмотрите числа, найдите в каждом ряду «лишнее» число. Докажите.

Какие числа можно добавить в каждый ряд.

а) 222, 555, 666, 785, 333

б) 708, 230,903, 104, 609

в) 375, 357, 367, 735, 753

III Итог урока.

Выставление оценок.

- С какими числами работали?

Назовите разряды трёхзначного числа?

Какое задание было самым интересным? Трудным?

Цели урока.

  1. Научиться читать и записывать трёхзначные числа с отсутствующим разрядом десятков, закрепить знания, полученные на уроках математики.
  2. Пропагандировать знания по правилам дорожного движения.
  3. Формировать положительную мотивацию к изучению правил дорожного движения.

Задачи урока.

Образовательная

. Научиться читать и записывать трёхзначные числа, закрепить вычислительные навыки, умение сравнивать;закрепить умение решать задачи, формировать интерес к процессу познания. Расширить познания детей о назначении дороги.

Развивающая

. Развивать смекалку,находчивость, память, мышление, умение ориентироваться в сложных ситуациях на дороге.Развивать вычислительные навыки, умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы. Развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание,восприятие, воображение, речь. Развивать самоконтроль.

Воспитательная

. Создание благоприятного психологического климата для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка;формирование качества взаимовыручки,аккуратности при выполнении заданий,ответственности; развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать усидчивость уверенность в своих возможностях, трудолюбие.Ориентировать учащихся на ответственное изучение правил дорожного движения. Воспитывать уважение к участникам дорожного движения.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока“Название и запись трёхзначных чисел”.

Демонстрация слайдов “Нарушение ПДД”(тревожная музыка).

Внимание! Получена телефонограмма от дорожно-патрульной службы о том, что в городе сложилась тревожная обстановка на дорогах.Зафиксировано большое количество происшествий.Работники службы предполагают, что правила дорожного движения знают все и просят учеников 2класса провести исследование, так ли это. Тема исследования - “Дорога ошибок не прощает”. (Текст может прочесть учитель, или он прозвучит в презентации)

Итак, перед нами выдвинута гипотеза, что правила дорожного движения знают все. Гипотеза -это предположение. Мы должны проверить, верна ли она.

Цель нашего урока - провести исследования непосредственно в городе с помощью математических расчётов. Мы будем считать,сравнивать величины, вычислять длину маршрута ломаной, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Для записи результатов работы у каждого из вас подготовлен листок исследований.

План исследований на доске и у вас он тоже есть.

1. Какой первый этап исследований? (ПДД и математические расчёты)

  1. Кто умеет управлять велосипедом? Какое число состоит из 1 десятка и 4 единиц? (Ответ детей). Запишем это число на листке исследований с комментированием. Именно с 14 лет велосипедисту можно выезжать на дорогу.
  2. А теперь ответьте, если ребёнку 8 лет, сколько лет ему ещё запрещено выезжать на дорогу? Запишем это в лист исследований.
  3. На перекрёстке водитель скорой помощи проехал на красный свет, спеша на помощь к больному. Сколько допущено нарушений?
  4. Сколько световых сигналов у транспортного светофора добавьте к этому числу пять десятков и запишите, что получится?
  5. Сколько световых сигналов у пешеходного светофора. У вас есть два сигнала пешеходного светофора. Поднимите разрешающий сигнал. Поднимите запрещающий сигнал. К двум сигналам пешеходного светофора прибавьте 7 десятков и запишите число.
  6. Зелёный сигнал горит на пешеходном светофоре 18 секунд, а красный – 20 секунд. За сколько секунд пешеход должен успеть перейти дорогу?
  7. Инспектор дорожно-патрульной службы зафиксировал до обеда 2 дес. случаев превышения скорости, а после обеда 3 случая. Сколько правонарушений за день зафиксировал инспектор?
  8. 184 школьника перешли дорогу под знаком пешеходный переход, а пятеро в удобном месте. Сколько школьников нарушили правила дорожного движения?

Если расставить ответы в порядке возрастания,то получим световое регулирующее устройство на дороге.

18 – О

72 – Р

53 – О

14 – Т

23 – Ф

0 – С

6 – Е

5 – В

С

В

Е

Т

О

Ф

О

Р

0

5

6

14

18

23

53

72

Прочтём хором название устройства.

Внимание! На одном из перекрёстков нашего города сломался светофор. Есть два мнения.

Если согласны с одним из них, поднимите зелёный сигнал, если нет – красный.

  1. Сломался светофор? Ничего страшного машины как-нибудь разъедутся.
  2. Сломался светофор? Необходим срочный ремонт! Дорога ошибок не прощает! Молодцы!

Можно ли сказать, что на этом этапе все участники знают правила дорожного движения?

2. Какой следующий этап исследований. (Зебра –это лошадь?)

А теперь слушайте сказку. Жила-была Зебра. Только вот жизнь у нее была необычная. А все потому, что и Зебра была не совсем обычная. Вот вы, конечно, подумали о такой полосатой черно-белой лошадке, которая скачет себе по саванне, траву ест. А вот и не угадали.

Наша Зебра не скакала по полям она лежала на дороге и защищала пешеходов от автомобилей. И была она простой дорожной разметкой, и называлась довольно скучно – пешеходный переход. Но защитить зебра может только внимательных и собранных пешеходов. Даже на пешеходном переходе дорогу надо переходить быстро, внимательно и только на зелёный сигнал. А кто запомнил, сколько секунд горит зелёный сигнал светофора?

У каждого из вас в листке исследований математическая зебра. Вы должны выполнить задание пока горит разрешающий сигнал светофора.Внимание! Начали!

Проверка успешного перехода улицы.

Внимание! Назовите самое маленькое число. Из каких цифр оно состоит? Найдите сумму цифр.Назовите соседей числа.

  1. Сколько в числе сотен, а как графически это изобразить?
  2. Сколько в числе десятков, а как графически?
  3. Сколько единиц? А как графически?

В графической модели исчезают маленькие треугольники.

  1. Что изменилось в графической модели?
  2. Что обозначают маленькие треугольники?
  3. Какое число получилось?

Сегодня на уроке мы будем читать особенные числа, в которых отсутствует разряд десятков.Какая цифра обозначает отсутствие разряда.

Переведите графическую модель на числовой язык… . Какие цифры используют в записи числа?Почему в разряде десятков стоит 0? (Три числа)

Что общего у всех чисел?

Что обозначает этот 0?

А теперь запишите число, состоящее из 7 с и 4 е.

4. Какой следующий этап наших исследований?

(Опасная дорога!)

По данным ДПС наиболее частыми причинами ДТП являются:

- невнимательность участников движения;

- незнание ПДД;

- плохая дорога.

Мы должны выяснить, какая дорога наиболее опасна?

Представьте себе, что вы водитель и мчитесь на большой скорости по шоссе. Перед вами неожиданно возникает препятствие. Что нужно сделать? (Ответ)

Верно, затормозить. Но при этом машина останавливается не сразу, а проезжает ещё несколько метров. Этот путь называется тормозным. И чем больше скорость, тем больше тормозной путь.

На сухой дороге он - 40 м.

На мокрой – 52 м.

Сравните.

На мокрой дороге - 52 м.

На обледенелой – 86 м.

Сравните.

Вывод исследований “Наиболее опасная…дорога”

5.

Какой следующий этап нашего исследования?(Поведение в общественном транспорте)

Правила поведения определим сигналами. Если согласны с утверждением, поднимите зелёный сигнал. В противном случае – красный!

  1. Будь внимательным!
  2. Уступи место старшим!
  3. Растолкай всех и выбери лучшее место у окна!
  4. Держись за поручни!
  5. Если жарко, высунь голову в окно!
  6. При выходе из транспорта переходи дорогу только тогда, когда транспорт уедет!
  7. Оплачивай проезд!

У каждого из вас проездной билет, его необходимо заполнить. Приготовьте сигналы. Как только вы увидите свой ответ у меня в руках,поднимите сигнал. Молодцы!

Наш автобус отправляется по маршруту из пункта“А” в пункт “Г”.

  1. Как называется геометрическая фигура, по которой проложен маршрут?
  2. Сколько звеньев в ломаной?
  3. Назовите самое короткое звено, Самое длинное звено.
  4. Вычислим длину маршрута.
  5. …., озвучь решение задания.

Итог.

  1. Какая гипотеза была выдвинута в начале урока?
  2. Подтвердилось ли это предположение полностью?
  3. На каких этапах мы обнаружили нарушения?
  4. Какие числа мы сегодня учились называть и записывать?
  5. Прочтите число, по графической модели.
  6. Какое число состоит из 5д и 3 е?
  7. Нужно ли знать правила дорожного движения?

Наш урок подходит к концу. Я хочу узнать ваше мнение об уроке.

Выберите изречение, с которым вы согласны и поднимите зелёный сигнал, а если не согласны –красный.

  1. Мы многое узнали, и нам ещё многое предстоит узнать.
  2. Мы уже всё знаем и можно больше ничего не изучать
  3. Правила дорожного движения необходимо знать всем.

Подпишите свой листок и оставьте себе на память.

Внимание! Получено письмо!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, инспектор дорожно-патрульной службы Степан Степанов, решил написать вам письмо.

Прежде всего, желаю вам успехов в учении. Но не забывайте про безопасность на дороге.

  1. Ходите только по тротуару.
  2. Переходите улицу на пешеходном переходе и только на зелёный сигнал светофора.
  3. При переходе посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
  4. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
  5. Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы!
  6. Езда на велосипеде по улицам и дорогам разрешается детям только с 14 лет.

Соблюдайте правила дорожного движения сами и помогайте в этом своим родным и близким!

Помните! Дорога ошибок не прощает!

Инспектор Степан Степанов приготовил для вас памятку с самыми важными правилами дорожного движения. А ещё специальный фликер, который можно прикрепить на куртку, портфель, чтобы вы были заметны для водителя автомобиля даже


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 3 классе на тему "Письменное умножение трёхзначного числа, оканчивающегося нулём, на однозначное число."

Письменное умножение трёхзначного числа, оканчивающегося нулём, на однозначное число, используя метод критического мышления...

Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное число.

Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное число....

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, трёхзначное число

Цель: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на двузначные письменным способом....