Урок по математике
план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме

Сукачева Евгения Викторовна

Урок по теме "Полёт на Луну" для учащихся 3 класса по ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_matematike.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сукачева Евгения Викторовна

                                                                МОУ СОШ № 21   г.Волгоград  

                                                                учитель начальных классов

                                        

Урок – путешествие по математике в 3 классе

«Полёт на Луну»

ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Интеграция с предметом: окружающий мир

 Тема: Повторение изученного.

Цели  и  задачи  урока:

 1. Закрепление умений применять изученные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел при вычислении значения выражений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, внимание, память, расширять кругозор.

3. Воспитывать интерес к математике, чувство гордости за свою страну.

Методы: 
• объяснительно – иллюстративный
• частично – поисковый или эвристический
• наглядный

Оборудование:

Чекин А.Л. Математика:  учебник для 3 класса,  мультимедиа-проектор, экран, компьютер, презентация к уроку «Полёт на Луну»,  наборы геометрических фигур, веера цифр, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент.   Психологический настрой

Учитель.          Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится!

- У вас было задание: понаблюдать вечером небо. Главным условием было отсутствие облаков. Что вы увидели?

Дети.  Звёзды и Луну.

II. Постановка темы урока

Слайд 2.

Учитель.  Сегодня мы с вами совершим полёт на Луну. Чтобы стать участником космического полёта, нужно правильно ответить на вопросы и выполнить задания. Вы постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, главное, дружно!

III. Работа по теме урока

1. Устный счёт.    

Слайд 3.

Учитель.   Итальянский учёный Галилей изобрёл телескоп, с помощью которого впервые наблюдал на поверхности Луны холмы, плоские равнины, кратеры.

Слайд 4.

В каком году это было? Ответ на этот вопрос вы узнаете, когда найдёте значение выражения:      [1]

40 × 40 + 3 × 3 = …              Ответ: 1609  

2. Геометрический материал.

  Учитель.  Чтобы благополучно прилуниться, нам нужно собрать луноходы. (У детей наборы с геометрическими фигурами; они собирают луноходы.)

3. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Игра «Расшифруй».

С. 122  №2        [1]

Слайд 5.

 Учитель.   Посадку намечено произвести в кратере, который носит имя польского астронома. Расшифруйте его имя.  

781 + О = 757 + 56

Н – 19 = 1000 : 100

(740 – 551) : Е = 9

697 – И = 685

К = 182 : 7 – 9

4 × Р = 288 : 4

П × 8 = 900 – 628

17

32

34

21

18

29

12

17

Ответ: Коперник.

Слайд 6.

Рассказ ученика.      Николай Коперник родился в небольшом польском городе Торунь. Среди современников был известен как государственный деятель, искусный врач,  знаток и  реформатор астрономии. 
        Коперник был всесторонне образованным человеком.

После долгих наблюдений и сложных математических расчетов Коперник доказал, что Земля - это только одна из планет, что все планеты обращаются вокруг Солнца. Находясь на Земле,  нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле Земля движется вокруг Солнца и   в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

        Николай Коперник тридцать лет работал над книгой «Об обращениях небесных сфер», где он обосновал создание новой теории системы устройства мира. Его идеи не были приняты, а сочинения, объясняющие его теорию, были запрещены в течение долгих лет.

        Однако истинное значение системы Коперника не только для астрономии, но и для науки вообще, было вскоре широко понято. Сегодня, в признание заслуги Николая Коперника перед человечеством, именем Коперника назван кратер на Луне.       [2]

4. Решение задач.

Слайд 7.

1)  с. 122 № 3                [1]

 Учитель.   Определите диаметр Луны в километрах, если известно, что половина её радиуса равна 869 км.                                    

Решение: 869 × 4 = 3476 (км)            

Ответ: 3476 км.

Слайд 8.

2)  с. 123  № 4         [1]

Учитель.  Вычисли расстояние от Земли до Луны в километрах, решив уравнение:    

  Х : 8 = 48 000        (проверка)          Х : 8 = 48 000

                                            Х = 48 000 × 8

                                               Х = 384 000

  Ответ: 384 000 километров от Земли до Луны.

3)  с. 123 № 5             [1]

Учитель.  В полёте вам придётся вести наблюдения за приборами. Во время взлёта и посадки корабль проходит одну восьмую расстояния от Земли до Луны. Остальное время полёта поделено на шесть вахт. Какой путь проделает корабль во время одной  вахты?

Решение:

  384 000 : 8 = 48 000 ( км) – занимает взлёт и посадка.

  384 000 – 48 000 =336 000 (км) – остальной путь.

  336 000 : 6 = 56 000 (км) – путь во время одной вахты.

Ответ: 56 000 километров.

IV. Физминутка

Не зевай по сторонам,                        Мелкие шажка – раз, два, три.

Ты сегодня – космонавт!                        Лёгкие прыжки - раз, два, три.

Начинаем тренировку,                         Вот и вся зарядка - раз, два, три.

Чтобы сильным стать и ловким!                Мягкая посадка - раз, два, три.

VI. Продолжение работы по теме урока

Слайд 9.

1.  C.123 №7   [1]

Учитель.  Первый полёт на Луну совершили американские космонавты. Расшифруйте имя одного американского космонавта:

10

98

26

23

63

98

32

29

28

610 – О = 578                        Р : 7 = 503 – 489

А Х 7 = 490 : 7                Т – 400 : 10 = С

234 : М = 9                        Т = 64 – (Н – Г)

203 : Н = Г : 4                Г × 3 = 21 × 4

Ответ: Армстронг.

Слайд 10.

Рассказ ученика.  Первыми полёт на Луну совершили Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин. Они находились там 22 часа. Прилунение транслировалось по телевидению, и зрители с удивлением наблюдали за огромными прыжками космонавтов по лунной поверхности.

Исследования камней, привезённых космонавтами, показали, что Луна состоит из более лёгких материалов, чем Земля, и сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на нашей планете. Именно поэтому космонавты  могли совершать прыжки в шесть раз длиннее, чем на Земле. [2]

Слайд 11.

2.      Учитель.  И всё-таки первым в мире космонавтом стал русский человек. Кто был первым космонавтом?

Дети.   Юрий Алексеевич  Гагарин.

Рассказ ученика.  Детство крестьянского паренька Юры Гагарина проходило в селе Клушино Смоленской области. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и мальчику вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.

        После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина.

        В 15 лет Юрий поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Работал в литейном цехе. А потом были индустриальный техникум в Саратове, аэроклуб, прыжки с парашютом. Увлечение небом привело в Военное авиационное училище в Оренбурге. После его окончания служил в военной авиации – летал на сверхзвуковых самолётах, оберегая северные рубежи нашей Родины.

         Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком, не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. При подготовке к полёту в космос работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил, выдержкой. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь, ему. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но когда обсуждали этот вопрос, выбор пал на  Юрия Гагарина.

Слайд 12.

  Учитель.  И вот 12 апреля планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином СССР Юрием Гагариным на борту.

          Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю.        

         Ликованию людей не было конца, они восприняли это событие как большой праздник. [3]

Учитель.   В каком году Юрий Гагарин проложил человечеству дорогу в космос? Вычисли этот год:

2000 – 273 : 7 = …

VII. Итог урока

Учитель.   Завёршаем наш полёт и готовимся к возвращению на Землю. Вспомните, какие трудности нам пришлось преодолеть. Что нового вы узнали?  (ответы детей)

Слайд 13.

Учитель.   Ю.А.Гагарин говорил детям: «Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт – это подвиг. А к подвигу готовятся. И на утренней зарядке, и за партой. И в походе».

 Помните эти напутствия первого космонавта Земли. Может быть, именно среди вас есть ученик, который совершит в будущем полёт в далёкие галактики и прославит свою Родину.

Литература:

  1. Чекин А.Л., Чуракова Р.Г. Математика:  учебник для 3 класса.- М.: АКАДЕМКНИКА,2011г.
  2. Мишина К., Зыкова А. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  3. Шергин В.С., Юрьев А.И. Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. – М.: АСТ, 2007

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"

Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...