Конспект открытого урока математики для 1 класса
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Букина Надежда Николаевна

Конспект  открытого урока математики для 1 класса
по теме «Объем (вместимость) сосуда и объем воды в сосуде (количество воды). Сравнение объемов с помощью чисел. Мерные сосуды и их шкалы. Знакомство со стандартными мерами объема»

Название учебно-методического комплекса: УМК по математике для 1 класса Э. И. Александровой .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx241.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока математики для 1 класса
по теме «
Объем (вместимость) сосуда и объем воды в сосуде (количество воды). Сравнение объемов с помощью чисел. Мерные сосуды и их шкалы. Знакомство со стандартными мерами объема»

Надежда Николаевна Букина,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24.

Название учебно-методического комплекса: УМК по математике для 1 класса Э. И. Александровой .

Тип урока: Изучение нового материала

Цели: 

  1. Научить детей измерять вместимости с помощью мерных сосудов.
  2. Познакомить с мерой вместимости литром.
  3. Перейти от непосредственного сравнения вместимости к опосредованному, т.е. к сравнению с помощью чисел, полученных в результате измерения объемов (вместимости).

Необходимые материалы: Различные стаканы пластиковые, бутылки, вода цветная, салфетки;  диск «Приключения капитана Румпеля», раздел «Вместимость».

Использованные источники: учебник математики для 4 класса Э. И. Александровой, методические рекомендации.

Ход урока:

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

II Поспевай – не зевай! (устное решение задач)

  1. Если Дима ростом не выше Олега, то каким он может быть ростом по сравнению с  Олегом?

   Дети дают два варианта ответа:

А) Они по росту равны.

Б) Дима по росту ниже Олега.

  1. Двум сестричкам Ане и Тане мама налила на завтрак по стакану сока. Девочки спешили и сок не допили. На рисунке в стакане слева остался сок Ани, а справа – Тани. Кто из них выпил больше сока?

                                    

                                А                                   Т

Ответ: Таня выпила больше сока, т.к. у нее осталось меньше сока. А Аня выпила меньше сока, т.к. у нее осталось больше сока.

3.

Ответ: Нужно взять пятый по счету стакан и перелить его содержимое во второй стакан.

III. Это я знаю, это я умею! (Повторение пройденного)

1. Уровень воды в этих сосудах одинаковый. Можно ли утверждать, что в них содержится одинаковое количество воды?

Ответ: Нет. Нельзя утверждать, что в этих сосудах содержится одинаковое количество воды. Т.к. у них разная вместимость или разный объем. Это мы определяем на глаз.

  1. Проверь, какая схема подходит к этому рисунку?

                                                                     

Ответ: К данному рисунку подходит схема II.

  1. Что изменилось, что осталось без изменений?

                  

Ответ: Изменился только уровень воды. А количество воды осталось без изменений. И объем сосудов не изменился.

  1. Выберите подходящие формулы к данным рисункам.

                                           

V1 > V2                            V3 > V4                                        V5 > V6

V1 < V2                            V3 < V4                                 V5 < V6

V1 = V2                             V3 = V4                                         V5=V6

IV. Изучение нового материала

1. Работа в парах.

– Сегодня мы начнем с вами составлять судовой журнал, который ведет капитан Румпель.

Ему нужно из трех данных сосудов выбрать наиболее вместительный.

– Как определить, какой стакан наиболее вместительный?

– На глаз.

– Да, ребята, можно на глаз. Но не всегда. Бывают сосуды почти одинаковые по объему, да еще они могут иметь разную ширину и высоту. Поэтому бывает трудно точно найти самый большой или самый маленький сосуд на глаз. Как же тогда нам быть?

– Можно измерить объем сосудов с помощью маленькой кружки и воды.

– Правильно. Итак, сейчас вы начнете работать  в парах. У каждой пары на парте есть большой сосуд с водой, маленькая кружка и три стакана, у которых вы должны определить вместимость.

А результат измерения вы запишете с помощью схем и формул на странице судового журнала. Отметить полученные числа на числовой прямой.

Для измерения объемов этих стаканов пары должны использовать одну и ту же кружку (мерку).

Один в паре пишет схему, а другой – работает с кружкой.

Формулы к схемам можно писать и так:

  1. V1=4К
  2. V2=6К
  3. V3=5К

Проверка: Пара поворачивается к сзади сидящей паре и сравнивает свои записи с записями соседней пары. Если схемы и формулы совпадают, тогда скорее всего пара выполнила задание правильно.

2. Просмотр электронного учебного издания «Приключения капитана Румпеля». Работа по обучающей игре. Остров «Вместимость». Тема «Измерение вместимости».

V. Знакомство с мерой вместимости литром.

Двум мальчикам учитель дал 2 одинаковых по вместимости сосуда. Им дано задание – измерить объем этих сосудов. Мальчики все делали правильно. Они брали кружку поменьше и с помощью нее измеряли. Один мальчик в результате измерения получил число 5, а другой – 10. Почему у них получились разные числа? Ведь они измеряли объем одинаковых сосудов?

– Потому что они выбрали разные мерки.

– Правильно. А можно ли догадаться, у кого кружка была больше по вместимости, а у кого – меньше?

– Да. Чем больше кружка, тем меньше получится число при измерении. Тем меньше кружка – тем больше полученное число.

– Ребята, мне кажется, что такое утверждение я где-то слышала. Не могли бы вы мне напомнить?

– Такое мы говорили и при измерении длины.

– Оказывается, такая зависимость между меркой и величиной сохраняется всегда.

– Удобно ли это, когда все люди пользуются разными кружками при измерении объема, т.е. вместимости?

– Нет.

– А помните ли вы, когда мы изучали величину длина, мы узнали, что все люди между собой договорились пользоваться одними и теми же мерами – мм, см, дм, м.

Как вы думаете, есть ли такая «кружка», которой пользуются все люди нашей планеты?

Да, есть. Эта мера – литр.

VI. Закрепление изученного

Задача на смекалку.

Слоненок заболел. Для его лечения требуется ровно 2 л апельсинового сока, а у доктора Айболита есть только полная пятилитровая банка с соком и пустая трехлитровая банка.

Как Айболиту отмерить ровно 2 л сока?

Ответ: Надо сок из пятилитровой банки перелить в трехлитровую банку. А то. Что осталось в пятилитровой банке, дать слонику.  Это и будет 2 л сока.

VII. Подведение итогов урока

– Ребята, что нового узнали вы на этом уроке?

– Тогда как бы вы назвали тему сегодняшнего урока?

VIII. Задание на дом

– Расскажите своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам о том, как можно измерять вместимость сосудов и количество воды в них с помощью кружки и с помощью меры литр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...