Методическая разработка. Презентация. "Практический материал по геометрии на уроках математике в первом классе" (часть 1)
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Симанова Антонина Александровна

Младшие школьники знакомятся не только с большим числом геометрических фигур, но и изучают свойства и отношения этих фигур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_geom.pptx179.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №378 Санкт- Петербурга Практический материал по геометрии на уроках математики в 1 классе ( часть первая) Составила Симанова А.А.

Слайд 2

В новой программе повышается роль геометрического материала в обучении математике. Это характеризуется не только ознакомлением младших школьников с большим числом геометрических фигур, но и с усилением внимания к изучению свойств и отношений этих фигур и ознакомлением с геометрической формой предметов в реальном мире.

Слайд 3

Знакомство с прямой и кривой линиями 1. Найдите похожие линии. 2. Как бы вы назвали каждую линию. 3. Сравните прямую линию и кривую. а) Путём наложения друг на друга. б) При помощи линейки.

Слайд 4

Вывод. 1. Если линия и линейка совпадают, то эта прямая линия. 2. Если линия и линейка не совпадают, то эта линия кривая .

Слайд 5

Неограниченность прямой линии. - Начертите три прямые линии : одну – слева направо ( по строке), другую – снизу вверх, третью – наискосок. - Можно ли каждую из этих линий продолжить в обе стороны? 1 2 3

Слайд 6

Проверка и вывод. 1 . Чертёж. 1 2 3 2 . Прямая линия бесконечна, она не имеет ни начала ни конца.

Слайд 7

Замкнутая кривая линия. - Назовите, какие из этих линий прямые? - Какие из этих линий кривые? - Можно ли кривую линию продолжить? - Докажите. - Сделайте вывод. - Найдите замкнутые кривые линии. 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 8

Вывод. Кривая линия не всегда бесконечна. Её можно соединить (замкнуть ). Тогда эта линия будет называться замкнутая кривая линия.

Слайд 9

Знакомство с отрезком. 1. Поставьте в тетради две точки на расстоянии 8 клеток одна от другой по строке. . . 2. Соедините эти точки разными линиями. . . 3 . А могу я так соединить? . . - Сколько кривых линий можно провести через две точки ? - Сколько прямых линий можно провести через две точки?

Слайд 10

Вывод. 1 . Через две точки можно много провести кривых линий. 2 . Через две точки можно провести только одну прямую лини. 3 . У этой линии есть начало и есть конец. Такая линия имеет название – отрезок .

Слайд 11

Сравнение прямой линии и отрезка. - Что начерчено под цифрой 1? 1) - Как вы узнали? Докажите. - Что начерчено под цифрой 2? 2) . . - Как вы узнали? Докажите.

Слайд 12

Вывод. - У линии №1 нет начала и нет конца. Это прямая линия. - У линии №2 есть начало и есть конец. Это отрезок.

Слайд 13

Построение отрезков. - Начертите отрезок по алгоритму. Алгоритм. 1. Ставлю точку – это начало отрезка. 2. Отсчитываю вправо ( влево, вниз, вверх) … клеток и ставлю вторую точку. 3. Соединю эти точки при помощи линейки. Я начертил (а) отрезок.

Слайд 14

Проверка . .

Слайд 15

Нахождение отрезков. 1. Сколько отрезков на этом чертеже? - Покажите их. - Докажите, что это отрезки. 2. Сделайте такой же чертёж в тетради. . . . 3. Проведите ещё один отрезок через точки, которые уже есть на чертеже. - Какая получилась фигура? . .

Слайд 16

Проверка. - Получился треугольник.

Слайд 17

Сравнение фигур. Рассмотрите фигуры. Как они называются? Сравните эти фигуры. - Чем они похожи? - Чем они отличаются?

Слайд 18

Проверка. Первая фигура – окружность. Вторая фигура – треугольник. Они разные. У треугольника есть отрезки, есть углы и вершины, а у окружности их нет. В окружности есть только замкнутая кривая линия.

Слайд 19

Выявление частей чертежа. Найдите на чертеже три треугольника. - Есть ли среди них одинаковые? - Докажите. Сделайте в тетради такой же чертёж ( длина основания 10 клеточек).

Слайд 20

Проверка. 1. Сколько треугольников?

Слайд 21

Сравнение фигур. Как называются эти фигуры? Сравните их между собой. - Похожи ли эти фигуры? - Чем они отличаются?

Слайд 22

Проверка. Окружность, квадрат. 2. - нет отрезков, нет углов, кривая линия замкнутая. -есть отрезки, есть углы, есть вершины.

Слайд 23

Выявление частей чертежа. Какие фигуры видите на чертеже? Сколько? Докажите. Есть ли среди них одинаковые? 4. Сделайте в тетради такой же чертёж.

Слайд 24

Сравнение фигур. Как называются эти фигуры? Сравните их между собой. - Похожи ли эти фигуры? - Чем они похожи? Это одинаковые фигуры? - Чем они отличаются?

Слайд 25

Проверка. 1.Квадрат, треугольник. 2.Да. - есть отрезки, есть углы - есть отрезки, есть углы 3.Нет. - 4 отрезка ( стороны) - 4 угла, 4 вершины - 3 отрезка - 3 угла, 3 вершины

Слайд 26

Построение отрезков 1.Поставьте в тетради три точки по образцу. 2.Соедините их так, чтобы получилось два отрезка. 3.Расскажите, как соединили точки двумя отрезками? . . .

Слайд 27

Способы соединения точек

Слайд 28

Сравнение фигур 1.Выберите из этих фигур две похожие. - Чем похожи выбранные фигуры? - Чем отличаются выбранные фигуры? - Почему фигура №2 не подходит к фигуре №1 и №3? №1 №2 №3

Слайд 29

Нахождение отрезков 1.Покажите отрезки, которые есть на чертеже №1. - Сколько всего отрезков? 2.Покажи все отрезки на чертеже №2. - Сколько всего отрезков? 3.Сравни эти чертежи. - Чем они похожи? - Чем отличаются? №1 №2

Слайд 30

Проверка №1 – три отрезка №2 – три отрезка Похожи - по три точки, по три отрезка. Отличаются – точки расположены по- разному, получились разные фигуры.

Слайд 31

Сравнение фигур 1.Рассмотрите эти фигуры. - Какая из них вам знакома? - Как она называется? 2.Какое сходство между этими фигурами? - Это одинаковые фигуры? - Чем они отличаются?

Слайд 32

Выявление частей чертежа 1.Рассмотрите чертёж. - Сколько на чертеже треугольников? - Покажите их. - Сколько всего различных фигур? - Покажите их. 2. Сделайте такой же чертёж в тетради.

Слайд 33

Образование равносоставленных фигур 1.Рассмотрите данные треугольники на чертеже. - Сколько отрезков в каждом из них? ( в №1 и №2)? - Есть ли среди них равные? Определите на глаз. - Какой самый большой отрезок? Покажите. 2.Найдите такие треугольники в конверте. - Проверьте, одинаковые ли они. - Сложите из них фигуру №1. ( №2) - Расскажите, как получили такую фигуру.

Слайд 34

Упражнения с отрезками 1.Поставьте на прямой линии две точки и покажите на чертеже эти отрезки.

Слайд 35

Варианты ответов 1. 2. 3. 4. .

Слайд 36

Выявление частей чертежа 1.Сравните чертежи. - Чем они похожи? - Чем они отличаются? 2.Сколько отрезков проведено внутри каждого треугольника? - Почему получились разные фигуры? . . . . .

Слайд 37

Знакомство с лучом 1.Рассмотри линии. - Назовите, какие линии вы узнали. - Покажите прямые линии. - Покажите отрезки. - Сравните прямую линию и отрезок. 2.Рассмотрите линии 5 и 7. - Это прямые линии? Это отрезки? Почему? 1 2 3 . . 4 5 6 7 . . . .

Слайд 38

Вывод Часть прямой линии, у которой есть начало, но нет конца, называется луч. Закрепление. Начертите в тетради луч по алгоритму. Алгоритм. 1.Ставлю точку. Это начало луча. 2.От этой точки в любом направлении проведу прямую линию. . . . .

Слайд 39

Выявление частей чертежа 1.Начертите такой треугольник. 2.Проведите в нём отрезок так, чтобы получилось три треугольника.

Слайд 40

Варианты ответов

Слайд 41

Нахождение лучей 1.Проведите прямую линию и поставьте на ней две точки, как показано на чертеже. 2.Найдите на чертеже отрезок. - Докажите, что это отрезок. - Обведите его красным карандашом. 3.Что есть ещё на этом чертеже? - Сколько их? Покажите. - Докажите, что это лучи. . .

Слайд 42

Проверка 2. . . 3. . . . . . . . .

Слайд 43

Выявление частей чертежа 1.Начертите такой треугольник. 2.Проведите в нём отрезок так, чтобы получилось два треугольника и один четырёхугольник.

Слайд 44

Варианты выполнения задания

Слайд 45

Образование равносоставленных фигур Сложите из двух треугольников такие же фигуры. План. 1.Анализ образца ( какие фигуры видите). 2.Подбор таких же фигур. 3.Складывание заданных фигур. 4.Обведение по контуру. 5.Сравнение полученных фигур с данными.

Слайд 46

Выявление частей чертежа 1.Сделайте такой же чертёж. - Сколько треугольников? - Запишите. - Сколько всего фигур? - Запишите.

Слайд 47

Проверка

Слайд 48

Построение лучей 1.Проведите в тетради прямую линию. 2.Поставьте на ней две точки. Задание. 1 вариант – ниже начертить лучи. 2 вариант – ниже начертить отрезки.

Слайд 49

Варианты ответов 1 вариант а) б) в)

Слайд 50

Варианты ответов 2 вариант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника " День матери"

Цели: развитие творческих и актерских способностей детей; воспитание любви и чувства благодарности к маме. Первый ученик: Нынче праздник, праздник, Праздник наших милых мам! Второй ученик: Этот пра...

Методическая разработка праздника "День Матери"

Разработка посвящена Всероссийскому дню матери. В сценарии праздника представлены сценки, песни, стихи, конкурсы для мам и бабушек....

Методическая разработка (презентация). "Практический материал по геометрии на уроках математики в 1 классе. (часть вторая)

Комплекс упражнений и задач по геометрии развивает творческое мышление и формирует пространственное представление у детей....

Урок математики в 1 классе "Части фигур"

Презентация и ход урока в 1 классе по теме "частпи фигур" по программе Петерсон...

Урок математики в 1 классе " Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями."

Урок ОНЗ.Основные  цели урока: актуализировать умение соотносить части и целое для групп предметов, отрезков, их частей, частей фигур, тренировать вычислительный навык, формировать УУД...

Опытно-методическая разработка по теме : «Использование средств наглядности на уроках математики в 1 классе".

Опытно-методическая разработка по теме : «Использование средств наглядности на уроках математики в 1 классе"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» УРОК ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГАЛАКТИКИ «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Математическая грамотность: занимательная математика». Урок игра-путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика». Юрчук Ири...