Планирование 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Савраскина Любовь Николаевна

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx78.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

                 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени

Героя Советского Союза Василия Фабричнова

   ______________Гарькавая Т.В.

        «31» августа 2013 год

Приказ №343 от 31 августа 2013г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

   _____________Винивитина  Т.Н.

                    «31» августа 2013 год

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

Протокол №1  заседания методического объединения учителей начальных классов

от 30 августа 2013г.

Руководитель ШМО __________Савраскина Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

      Учитель: Савраскина Любовь Николаевна

       Класс: 4 «Б»

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.И. Моро «Математика», которая входит в УМК «Школа России».

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  1.  Математическое развитие младших школьников.
  2.  Формирование системы начальных математических знаний.
  3.  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  1. формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  2. развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  3. развитие пространственного воображения;
  4. развитие математической речи;
  5. формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  6. формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  7. формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  8. развитие познавательных способностей;
  9. воспитание стремления к расширению математических знаний;
  10. формирование критичности мышления;
  11. развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   Согласно базисного учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на изучение учебного предмета «Математика» в 4-м классе отводится 4 часа  в неделю, таким образом, мною составлена рабочая программа в полном соответствии с базисным учебным планом, а именно: 4 часа в неделю, 136 часов в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 класс (136 ч)

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Основные требования к  знаниям, умениям  и навыкам обучающихся.

К  концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  1. названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  2. как   образуется    каждая    следующая    счетная    единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д. сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов;
  3. названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; 
  4. связь  между компонентами  и результатом  каждого действия;
  5. правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  6. таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
  7. единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения  между единицами каждой  из этих величин;
  8. связи  между  такими  величинами,  как  цена,  количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.
  9. определение прямоугольника (квадрата);
  10. виды углов: прямой, острый, тупой;
  11. свойство противоположных сторон  прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

  1. читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > , < , = ;
  2. представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  3. записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
  4. выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах  100;
  5. выполнять письменные вычисления (сложение и  вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
  6. решать уравнения вида х±60=320, 125+х=750, 2000-х= 1450,  х-12 = 2400,  х:5=420,  600:х = 25  на  основе взаимосвязи   между компонентами  и  результатами действий;
  7. решать задачи  в 1—3 действия;
  8. находить длину отрезка, ломаной, периметр  многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); 
  9. находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
  10. узнавать время по часам;
  11. выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
  12. применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
  13. строить заданный отрезок;
  14. строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Числа от 1 до 1000

Повторение

13ч

13ч

2

Числа, которые больше 1000

Нумерация

11ч

11ч

3

Величины

18ч

18ч

4

Сложение и вычитание

11ч

11ч

5

Умножение и деление

71ч

71ч

6

Повторение

12ч

12ч

Итого:

136ч

136ч

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   В рабочей программе учебного предмета «Математика» запланировано: 12 контрольных работ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

           - Комплект таблиц для начальной школы. 4 класс.

           - Электронное приложение к учебнику «Математика» (диск CD-ROM)

            - Настенная доска с набором приспособлений для крепления наглядного материала.

            - Мультимедийный проектор.

            - Интерактивная доска.

            - Компьютер.

            - Принтер лазерный.

            - Интернет-ресурсы.

Учебники

- Учебник по математике в 2-х частях для 4 класса М.И. Моро, С.И. Волкова,  М.: Просвещение,  2013г

- Математика. Рабочие программы. 1 – 4 классы М.И. Моро и др. - М: Просвещение,  2013г

- Методическое пособие. Поурочные разработки 4 класс. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. - М: Просвещение,  2014г

- Дидактический материал. Устные упражнения класс. Волкова С.И. - М: Просвещение,  2010г

- Проверочные работы по Математике 3 класс. Волкова С.И. 4 класс. - М: Просвещение,  2010г

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методический комплект для обучающегося

- Учебник по математике в 2-х частях для 4 класса М.И. Моро, С.И. Волкова,  М.: Просвещение,  2013г

- Электронное приложение к учебнику «Математика» (диск CD-ROM), М.: Просвещение,  2013г

Учебно-методический комплект для учителя

- Учебник по математике в 2-х частях для 4 класса М.И. Моро, С.И. Волкова,  М.: Просвещение,  2013г

- Электронное приложение к учебнику «Математика» (диск CD-ROM), М.: Просвещение,  2013г

- Математика. Рабочие программы. 1 – 4 классы М.И. Моро и др. - М: Просвещение,  2013г

- Методическое пособие. Поурочные разработки 4 класс. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. - М: Просвещение,  2013г

- Дидактический материал. Устные упражнения класс. Волкова С.И. 3 - М: Просвещение,  2010г

- Проверочные работы по Математике 3 класс. Волкова С.И. 4 класс. - М: Просвещение,  2010г

МАТЕМАТИКА

4 * 34 = 136 ЧАСОВ

Дата

Тема урока

Тип урока

Использование

Примечание

(страницы учебника)

по  плану

по

 факту

ТСО

1

Числа от 1 до 1000.

Повторение – 13 часов.

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

Комбинированный

1 ч

4-5

2

Числовые выражения.  Порядок выполнения действий.

Комбинированный

Презентация

6

3

Сложение и вычитание.

Комбинированный

7

4

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Комбинированный

8

5

Вычитание трехзначных чисел вида 607-463, 903-574.

Комбинированный

Презентация

9

6

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные.

Комбинированный

10

7

Свойства умножения.

Комбинированный

11

8

Приемы письменного деления на однозначное число.

Комбинированный

ЦОР

12

9

Приемы письменного деления на однозначное число.

Комбинированный

Презентация

13

10

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа.

Комбинированный

14

11

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

Комбинированный

Презентация

15

12

Диаграммы.

Комбинированный

ЦОР

16-17

13

Контрольная работа по теме «Повторение».  №1 

Контроль

13

Работа над ошибками. Что узнали, чему научились.

Обобщение

18-20

14

Числа, которые больше 1000.

Нумерация - 11часов.

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч.

Комбинированный

ЦОР

22-23

15

Чтение чисел.

Комбинированный

Презентация

24

16

Запись чисел.

Комбинированный

25

17

Разрядные слагаемые.

Комбинированный

26

18

Сравнение чисел.

Комбинированный

27

19

Увеличение  и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

Комбинированный

ЦОР

28

20

Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. 

Комбинированный

Презентация

29

21

Класс миллионов. Класс миллиардов.

Комбинированный

30

22

Странички для любознательных.

Комбинированный

31

23

Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» .№2

Контроль

ЦОР

24

Работа над ошибками. Что узнали, чему научились.

Обобщение

34-35

25

Величины – 18 часов

Единицы длины. Километр.

Комбинированный

Презентация

36

26

Таблица единиц длины.

Комбинированный

37-38

27

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.

Комбинированный

39-40

28

Таблица единиц площади. Проверка вычислительных навыков.

Комбинированный

ЦОР

41-42

29

Палетка.

Комбинированный

43

30

Измерение площади фигуры с помощью палетки.

Комбинированный

Презентация

44

31

Единицы массы. Тонна. Центнер.

Комбинированный

45

32

Таблица единиц массы.

Комбинированный

46

33

Единицы времени: сутки, неделя, месяц, год.

Комбинированный

47

34

Время от 0 до 24 часов.

Комбинированный

ЦОР

48

35

Решение задач.

Комбинированный

49

36

Секунда.

Комбинированный

50

37

Век.

Комбинированный

Презентация

51

38

Таблица единиц времени.

Комбинированный

52

39

Что узнали, чему научились.

Комбинированный

53-54

40

Решение задач.

Комбинированный

Презентация

55-57

41

Контрольная работа по теме «Величины» .№3

Контроль

ЦОР

42

Работа над ошибками. Закрепление.

Обобщение

58-59

43

Сложение и вычитание – 11 часов

Устные и письменные приемы вычислений.

Комбинированный

Презентация

60

44

Прием письменного вычитания для случаев вида 600-26, 1000-124, 30007-648.

Комбинированный

61

45

Нахождение неизвестного слагаемого.

Комбинированный

62

46

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Комбинированный

Презентация

63

47

Нахождение нескольких долей целого.

Комбинированный

ЦОР

64-65

48

Решение задач.

Комбинированный

66

49

Сложение и вычитание величин. 

Комбинированный

Презентация

67

50

Решение задач.

Комбинированный

68

51

Что узнали, чему научились. Странички для любознательных.

Комбинированный

69-71

52

Контрольная работа «Сложение и вычитание многозначных чисел». №4

Контроль

ЦОР

53

Работа над ошибками. Закрепление.

Обобщение

72-75

54

Умножение и деление - 71 час

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.

Комбинированный

Презентация

76

55

Письменные приемы умножения.

Комбинированный

77

56

Правила умножения на 0 и 1.

Комбинированный

78

57

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Комбинированный

79

58

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Комбинированный

Презентация

80

59

Деление на однозначное число.

Комбинированный

ЦОР

81

60

Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число.

Комбинированный

82

61

Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число.

Комбинированный

83-84

62

Решение задач.  Закрепление.

Комбинированный

85-86

63

Контрольная работа по теме «Умножение на однозначное число».№5

Контроль

Презентация

64

Работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначные числа.

Комбинированный

87-88

65

Деление многозначных чисел.

Комбинированный

ЦОР

88-89

66

Решение задач.

Комбинированный

90

67

Контрольная работа за 1 полугодие. №6

Комбинированный

Презентация

68

Работа над ошибками. Что узнали, чему научились.

Обобщение

ЦОР

91-97

69

Решение задач.

Комбинированный

2ч.  стр. 4

70

Скорость. Единицы скорости.

Комбинированный

5

71

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. 

Комбинированный

6

72

Задачи на движение.

Комбинированный

7

73

Задачи на движение.

Комбинированный

Презентация

8

74

Странички для любознательных.

Комбинированный

ЦОР

9-11

75

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Комбинированный

12

76

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Комбинированный

13

77

Решение задач на встречное движение.

Комбинированный

14

78

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

Комбинированный

Презентация

15

79

Решение задач на встречное движение.

Комбинированный

ЦОР

16

80

Перестановка и группировка множителей. 

Комбинированный

17

81

Контрольная работа «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».  №7

Контроль

82

Работа над ошибками. Странички для любознательных. Что узнали, чему научились

Обобщение

18-24

83

Деление числа на произведение.

Устные приемы деления для случаев 240:40, 7200:900.

Комбинированный

ЦОР

25-26

84

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Комбинированный

27

85

Решение задач.

Комбинированный

28

86

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Комбинированный

Презентация

29

87

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Комбинированный

ЦОР

30

88

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Комбинированный

31

89

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Комбинированный

32

90

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Комбинированный

33-34

91

Контрольная работа «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». №8

Контроль

92

Работа над ошибками. Что узнали, чему научились.

Обобщение

35-36

93

Закрепление. Что узнали, чему научились.

Комбинированный

37-41

94

Умножение на двузначное и трёхзначное число. Умножение числа на сумму. 

Комбинированный

ЦОР

42

95

Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32.

Комбинированный

Презентация

43

96

Письменное умножение на двузначное число.

Комбинированный

44

97

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

Комбинированный

45

98

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

Комбинированный

46

99

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

Комбинированный

ЦОР

47

100

Письменное умножение на трехзначное число.

Комбинированный

Презентация

48

101

Письменное умножение на трехзначное число.

Комбинированный

ЦОР

49

102

Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули.

Комбинированный

Презентация

50

103

Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули.

Комбинированный

51

104

Закрепление. Странички для любознательных.

Комбинированный

52-53

105

Контрольная работа «Умножение на двузначное и трёхзначное число». №9

Контроль

106

Работа над ошибками. Что узнали, чему научились.

Обобщение

ЦОР

54-55

107

Закрепление. Что узнали, чему научились.

Комбинированный

Презентация

56

108

Письменное деление на двузначное число.

Комбинированный

57

109

Письменное деление с остатком на двузначное число.

Комбинированный

58

110

Письменное деление на двузначное число.

Комбинированный

ЦОР

59

111

Письменное деление на двузначное число.

Комбинированный

Презентация

60

112

Деление многозначного числа на двузначное число.

Комбинированный

61

113

Письменное деление на двузначное число.  Закрепление.

Комбинированный

62-64

114

Решение задач.

Комбинированный

Презентация

64-66

115

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» №10

Контроль

116

Работа над ошибками. Что узнали, чему научились. Странички для любознательных.

Обобщение

67-71

117

Письменное деление на трехзначное число.

Комбинированный

ЦОР

72

118

Деление на трехзначное число.

Комбинированный

Презентация

73

119

Деление на трехзначное число.

Комбинированный

74

120

Решение задач.

Комбинированный

75

121

Проверка умножения делением.

Комбинированный

76

122

Деление с остатком. Закрепление.

Повторение

ЦОР

77

123

Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» №11

Контроль

Презентация

124

Работа над ошибками. Что узнали, чему научились. Странички для любознательных.

Обобщение

78-83

125

Повторение – 12 часов

Закрепление. Что узнали, чему научились.

Повторение

84-85

126

Нумерация.

Повторение

ЦОР

86-88

127

Выражения и уравнения.

Повторение

Презентация

89

128

Сложение и вычитание.

Повторение

90-91

129

Годовая контрольная работа. «Поведем итог». №12

Контроль

130

Работа над ошибками. Умножение и деление.

Повторение

92-93

131

Правила о порядке выполнения действий.

Повторение

ЦОР

94

132

Величины.

Повторение

95

133

Геометрические фигуры.

Повторение

Презентация

96

134

Задачи.

Повторение

97-98

135

Решение задач.

Повторение

99

136

Обобщающий урок.

Повторение

100

Итого: 136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс

Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...

годовое планирование класс коррекция социально бытовое ориентирование

программа предусмотрена для классса коррекции...