Урок математики в 1 классе по теме "Переместительный закон сложения". Система Л.В.Занкова
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Материал содержит подробное описание урока по данной теме с психолого - педагогическим обоснованием и дидактическим комментарием каждого этапа урока. Урок формирует познавательную мотивацию через исследовательскую деятельность, через работу в группах, через создание "ситуации успеха" для каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Панина Лидия Владимировна

МБОУ СОШ №1 г. Павлово

       учитель высшей квалификационной категории

Урок математики в 1 классе. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Тема: «Переместительный закон сложения».

Задачи урока:

  1. Учить использовать переместительный закон сложения для нахождения значений сумм.
  2. Формировать навык нахождения значений сумм по числовому ряду.
  3. Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы через организацию поисковой деятельности и через постановку проблемы.
  4. Развивать пространственную ориентацию, мелкую моторику руки, творческое воображение.
  5. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки через организацию творческой работы и работы в парах.

Ход урока.

Содержание

Дидактический комментарий

Обоснование

1 Мотивационная часть.

У. -Прислушайтесь. (звук камертона)

    - Что напоминает звук? (ход часов)

    - Часы напоминают нам, что нужно беречь время.

     - Время-как воробей, упустишь-не поймаешь.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Часы показывают план нашей работы  




2 Актуализация знаний.

У. - Назовите фигуры, в которых спрятались числа?


     - На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры?

Д. - На прямоугольники  и треугольники.

     - На фигуры красного и жёлтого цвета.

У. - Составьте ряд чисел, которые спрятались в квадратах,


в порядке возрастания значений выражений.

12345

У. - Составьте ряд чисел, которые спрятались в треугольниках, в порядке убывания значений выражений.

987

У. - Какой ряд чисел можно назвать отрезком натурального ряда? Докажи.

Д. - (12345) Числа стоят по порядку и каждое последующее число больше предыдущего на один.

У. - Где ещё по такому же признаку располагаются числа?

Д. - В числовом ряду.

У. - Какую помощь нам оказывает числовой ряд?

Д. Помогает нам найти значения сумм и значения разностей.


3. Определение совместной цели деятельности.

У. - Посмотрите на план.

Чему будем сегодня учиться на уроке?

Д. - Будем учиться находить значения сумм с помощью числового ряда.

У. Вспомним алгоритм наших действий.  

Д. - Нахожу первое слагаемое.

     - Шагаю вправо.

     - Получаю значение суммы.

 

4. Поиск недостающего способа действий.

У.- Найдите значения данных сумм. (учебник, стр. 24)

    3+2=     4+3=  

    2+3=     3+4 =

    - Можно работать самостоятельно.

    - Кто затрудняется, работаем вместе по алгоритму.

У. - Проверяем работу. (светофор)

У. - Чем похожи суммы в каждом столбике?

Д. - Суммы похожи слагаемыми и значениями.

У. - Чем они отличаются?

Д.Слагаемые поменялись местами.

У. - Какой можем сделать вывод?

У. - Слагаемые поменялись местами, а значения сумм не изменились.

У. - Прочитаем вывод по учебнику. (стр.24)

У. - Мы открыли переместительный закон. Почему он называется переместительным?

Д. - Можно менять местами слагаемые.


5 Физпауза.

У. - Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись

А теперь назад прогнулись.


У - Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.


У. - Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем.

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


6. Отработка найденного способа действий.

У. - Перед нами проблема: зачем мы открыли переместительный закон сложения? Где он нам может помочь?

     - Проведём исследование.

Объединимся в пары.

Возьмите рабочие листы. Найдите значения сумм и подумайте: значение какой суммы вы нашли быстрее?

1+9=          9+1=

Д.- Удобно к большему прибавить меньшее.

Чтобы быстрее сосчитать, можно поменять местами слагаемые.

У. - Соедините парами данные суммы с учётом переместительного закона сложения. В каком случае быстрее найти значение суммы?

8+2        3+7

7+3        2+8

Проверка.

Вывод: переместительный закон сложения помогает быстрее найти значения сумм.

 

7. Контроль и оценка овладения способом действий.

Творческая работа.

У.- Послушайте математическую сказку.

Жила на свете важная фигура. Важность её признавали все, т.к. для изготовления многих вещей форма её служила образцом. У этой фигуры -      4 равные стороны,

4 прямых угла,

4 вершины.

Д. - Квадрат.

У. - Ходил квадрат по свету и стало ему одиноко. Решил он поискать себе родственников.

Какая фигура может быть ему родственником?

Д. - Прямоугольник. У него тоже 4прямых угла, 4 вершины, 4стороны.

У. - Докажем квадрату, что из прямоугольника можно сделать много интересных вещей.

    - Чтобы квадрат и прямоугольник подружились, сделаем для них домик, используя технику «оригами».

У. - На рабочих листах план работы. (ученик проговаривает алгоритм )

1. Сложи пополам.

2. Найди середину.

3. Согни к середине.

4. Разверни.


(ученики выполняют работу).

У. - В первом домике будет жить квадрат, во втором -прямоугольник.

На что похожи ставни?

Д. - На знак сложения- плюс.

У. - Если есть «плюс», значит можно составить сумму.

Цифра симпатичная,

Самая отличная.(5)

Символ прочности и устойчивости-4.(5+4)

Пользуясь переместительным законом, составьте ещё одну сумму в другом домике. (4+5)

У. - Что можем сказать о значениях данных сумм?

Д. - Значения сумм будут одинаковые.

У. - В каком случае значение суммы найти быстрее?

Д. - Удобнее к (5+4).

8. Итог урока.

У. - Что нового узнали?

    - Какие задания показались наиболее интересными?

Фронтальная работа























Наглядные средства обучения.

Частично-поисковый метод( детям не даётся готовое решение)

Характер учебной деятельности-продуктивный.

 Фронтальная форма работы. Учащиеся высказывают своё мнение. Индуктивный характер мыслительной деятельности.



















 













Под руководством учителя идёт поиск ориентиров.

Учебная дискуссия.

Самостоятельная работа.











Частично-поисковый метод.

Организация обратной связи.

















































Характер учебной деятельности-продуктивный.

Использование частично - поискового метода.

Создание проблемной ситуации.

Работа в парах.


















Творческая работа.

Наглядные средства обучения.

Деловое сотрудничество.













Мотивационный компонент учебной деятельности.

Эмоциональная мотивация. Формирование устойчивого внимания.

Первый этап создания «ситуации успеха» -установка на деятельность.


 














Формирование познавательной мотивации.

Развитие логического мышления (сравнения, анализа, обобщения)

Формирование устойчивости произвольного внимания.

Операционный компонент учебной деятельности.

Развитие коммуникативных навыков, умение участвовать в учебной дискуссии.
































Операционный компонент учебной деятельности.

Формирование пошагового самоконтроля.










Операционный компонент учебной деятельности.

Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение) через организацию поисковой деятельности.

Развитие наблюдательности.

Регулирующий компонент учебной деятельности.

Этап внешней, а для сильных учеников-внутренней речи.

Второй этап «ситуации успеха» - обеспечение успешной деятельности.














Снятие умственного и мышечного напряжения.

Эмоциональная разрядка.

















Развитие познавательной мотивации через организацию исследовательской работы и постановки проблемы.

Характер мыслительной деятельности-продуктивный.

Развитие логического мышления (анализа, сравнения, обобщения).

Развитие гибкости мышления.

Операционный компонент учебной деятельности.

Регулирующий компонент учебной деятельности - развитие самоконтроля и самооценки.

Технология учебного сотрудничества, направленная на развитие коммуникативных навыков.

Третий этап создания «ситуации успеха» -осознание результатов своего труда.


Развитие познавательной ситуации на основе эмоциональной.

Развитие творческого воображения.

Формирование умения выделять существенные признаки. Формирование логического мышления.

Развитие произвольного внимания -переключение на новый вид деятельности.

Формирование пошагового контроля.

Регулирующий компонент учебной деятельности.

Формирование культуры отношения к своему творчеству и творчеству своего товарища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс "Путешествие в сказку" Сложение и вычитание двузначных чисел от 11 до 20.Закрепление.

Урок математики по программе "Школа России" для 2 класса .В занимательнойформе дети тренируются по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходомчерез десяток в пределах 20 "...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Урок математики 2 класс по теме "Корень уравнения" система Занкова

Урок математики во 2 классе по системе Занкова "Корень уравнения" разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Урок математики. 4 класс Закрепление по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» с использованием ИКТ

Цели: Закреплять и совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки в пределах шестизначных чисел.Развивать логическое мышление у младших школьников при решении комбинаторных задач и з...