Урок математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Буторова Наталья Владимировна

Тема урока: "Деление с остатком"
Тип урока: "открытие" нового знания.        

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход

 

Учебно-методическое обеспечение:

 

Учебник: Математика Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких

Наглядный и раздаточный материал по изучаемой теме, компьютер, проектор       

 

Это первый урок по теме "Деление с остатком"    

Согласно типу урок имеет следующие этапы:

1 Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка проблемы

4. Открытие нового знания

5. Первичное закрепление

6. Итог урока

7. Оценка деятельности

8. Рефлексия

9. Домашнее задание

Формы работы: фронтальная; индивидуальная; групповая.                                                                                                                                 

 Использованы методы:
- практический;
- словесные - подводящий и побуждающий диалоги
- наглядный 
- метод сравнения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_3_klasse_delenie_s_ostatkom_.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Буторова Наталья Владимировна

Деление с остатком

Тема: Деление с остатком.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению способа деления с остатком

Задачи:

1) актуализировать знания о табличных случаях деления, названии компонентов при делении, связи между компонентами деления;

2) формировать умение выполнять деление с остатком через практическую деятельность;

3) формировать умение оценивать свою деятельность на протяжении всего урока;

4) формировать универсальные учебные действия.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

ценностное отношение к умению выполнять деление с остатком, к совместной познавательной деятельности, к полученным результатам.

регулятивные  УУД:

- умение выявлять проблему;

- умение определять границу «знания-незнания»;

- умение определять цель, задачи  урока;

- умение выбирать действия по достижению цели;

- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

познавательные УУД

- умения использовать научные методы познания (наблюдение);

- умение сравнивать, делать выводы;

коммуникативные УУД: 

умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать других.

- умение выполнять деление с остатком через практическую деятельность;

- умение применять найденный способ деления с остатком в жизненных ситуациях;



Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Оргмомент

Формирование самооценки готовности  к уроку

(Приложение, слайд 2)

Мы – умные!  

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

 Мы- старательные!

Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны… математики. Готовы?

Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.



Актуализация знаний

Актуализация знаний о табличных случаях деления, названии компонентов при делении, связи между компонентами деления.

Начнем урок с математического диктанта, записываем в тетрадь только ответы в строчку.

(Приложение, слайд 3)

- 18 человек расселись за парты по 2 человека. Сколько парт занято?

- Делимое 45, делитель 9. Запишите частное.

- 56 разделить на 7.

- Во сколько раз 48 больше, чем 8?

- Делимое 63, частное 9. Запишите, чему равен делитель.

- Уменьшите 28 в 7 раз.

- 11 разделите на 4

Воспринимают задание, выполняют индивидуально.



Записывают в тетради



Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.

Постановка учебной задачи

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

 –Проверим, как вы справились с заданием. (открываю на доске)

9        5           8             6           7           4            - Возле каждого правильного ответа поставьте карандашом  +

- Смогли ли вы выполнить задание полностью? Почему? Чем отличается последнее выражение от предыдущих?

                                                                                                                      - Каким математическим действием вы пользовались, выполняя математический диктант?  

 - Сформулируйте цель нашего урока.

- Посмотрите, как я сформулировала цель: научиться выполнять деление  нового вида    (Приложение, Слайд4)

- Может кто-нибудь назвать тему урока?


- Расположите ответы математического диктанта в порядке возрастания, и вы узнаете, куда мы сегодня на уроке отправимся

На доске

4 5 6 7 8 9                                                                                                            а                    т                   е                    л                   ь                  е

(если верно, поставьте +)





- Какое слово у нас открылось?

- Мы отправляемся в ателье, где шьют одежду. (Приложение, Слайд5)                                                                                                                          Ателье получило заказ от танцевальной группы на пошив костюмов для выступлений. Сарафаны уже сшили, осталось пришить пуговицы и карманы. Поможем мастерам.

У вас на партах по два сарафана и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц красного цвета для этих сарафанов и распределите их поровну.

–  Все ли пуговицы удалось поровну пришить (разложить) на два сарафана? Сколько пуговиц на каждом сарафане?

 (Приложение, Слайд 6)


- Запишем выражение, соответствующее вашим действиям.

- Какое действие выполняли? Сколько пуговиц было сначала? На сколько сарафанов их разделили? Какое выражение получится?

На доске: 9:2=4 (ост.1)

  – Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов.

- Сколько всего карманов?

– Какое действие вы выполняли?

-  Все ли карманы удалось  разделить?


- Запишем выражение. (Приложение, Слайд 7)

Сколько всего карманов? На сколько сарафанов их разделили? Какое выражение получится?

На доске: 5 : 2 = 2 (ост. 1)


–Чем эти выражения отличаются от привычных вам?



- Можете ли сейчас назвать тему урока? Прочитайте тему урока, записанную на доске.

Учитель открывает запись: "Деление с остатком". (Приложение, Слайд 8)

 Чему мы должны научиться на уроке?

- Верно, это будут задачи нашего урока. Я хочу вам предложить ещё одну задачу урока.  Вот как я сформулировала задачи урока (Приложение, Слайд9)

Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.

11 не делится на 4.

Это не табличный случай деления

Делением


Высказывания детей



Предлагают варианты, но точно тему урока назвать не могут.

Дети в тетради записывают числа в порядке возрастания.


Один ученик у доски переставляет карточки и переворачивает их обратной стороной    

- Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.

Ателье.





Дети распределяют пуговицы на сарафаны            


 Поровну пуговицы разделить не удалось, осталась одна лишняя пуговица.


Высказывания детей



Запись в тетради

Дети распределяют карманы.                            


5

Деление

Не все карманы удалось разделить. Один карман остался лишний.



Дети записывают выражение в тетради

 Здесь в ответе, кроме частного, есть еще оставшееся число.

Высказывания детей.






Высказывания детей.

Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на доске результату;


 умение определять границу «знания-незнания»;


самостоятельное определение темы, цели и задач урока;


представление о результате: узнать способ действий по выполнению деления с остатком




































Открытие нового знания

Формирование умения выбирать способ действия для выполнения деления с остатком.


















- Продолжим нашу работу в ателье.    Сколько пуговиц синего цвета? Пуговицы надо разложить в коробочки поровну.

                                                                                                                        – Все ли пуговицы удалось разложить? Сколько пуговиц в каждой коробочке?

 (Приложение, Слайд10)

- Запишем выражение, соответствующее вашему действию.

На доске: 16:3 = 5(ост 1)

Что обозначает число16? 3? 5? 1?


- Вернёмся к примеру из математического диктанта. 11:4.  Можем сейчас разделить? Как мы это будем делать? (Каким способом мы будем делить?)                                                      - Знакома ли вам эта фигура? (Приложение, Слайд11)

- Можно ли разделить, используя отрезок? Как это будем делать?

- Начертите, запишите выражение и вычислите.                                               



- Все ли части одинаковые? Сколько частей по 4см получилось? Какова длина третьей части? Проверьте. (Приложение,Слайд11) Если деление выполнили правильно, поставьте +

 - Продолжим работу в ателье. Для отделки сарафанов нужна тесьма. Измерьте длину тесёмки. (Приложение, Слай12)

- Необходимо разрезать тесьму на кусочки по 3 см.

- Повторим правила работы с ножницами. (Приложение, Слайд13)

- Разрежьте и запишите выражение  (Дети выполняют задание)

- Удалось ли вам разделить тесёмку на равные части? Сколько частей по 3см получилось? Какова длина оставшейся части? Проверьте.  (Приложение, Слайд14)

(поставьте +, если верно)

На слайде:  (Приложение, Слайд15)

9: 2 = 4 (ост. 1)
5 :
2 = 2 (ост. 1)
16 :
3 = 5 (ост. 1)
11 :
4 = 2 (ост. 3)
14 :
3 = 4 (ост. 2)

- Назовите компоненты при делении с остатком.


-  Посмотрите, на что я хочу обратить ваше внимание?

- В каждом выражении сравните подчеркнутые компоненты. Что вы заметили? Какой вывод можно сделать?        

-  Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.61  (Приложение, Слайд16)


- Какие-то задачи урока удалось выполнить?

Дети раскладывают пуговицы синего цвета в спичечные коробки.

- В каждой коробочке по пять пуговиц, одна осталась.


Дети записывают в тетради

Повторяют названия компонентов при делении, новый -остаток

Дети предлагают свои способы деления


                                               - Это отрезок.

- Начертить отрезок, равный 11см. Разделить его на части по 4 см каждая

(Дети выполняют задание)

Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.


У каждого на парте полоска длиной 14см.

Высказывания детей


Выполняют задание


Высказывания детей

Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.






Делимое, делитель, частное, остаток.

- Делитель и остаток.

- Остаток всегда меньше делителя. 

Дети читают правило и делают вывод о том, что они рассуждали правильно.

Высказывания детей

Умение использовать научный метод познания – наблюдение.


Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать других 


Осознание ценности совместной деятельности



Приобретение способа действий по выполнению деления с остатком












Умение сравнивать, делать выводы

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация

Первичное закрепление

Формирование прочных навыков деления с остатком при решении практических задач

- Вернемся к заказу танцевальной группы. Для исполнения одного из танцев необходим костюм, состоящий из панамки, футболки, юбочки и косынки. (Приложение, Слайд17) Предлагаю вам поработать в группе

 Нужно раскрасить костюм, для этого необходимо выполнить деление с остатком. А что бы правильно раскрасить костюмы воспользуйтесь ключом к заданию. (Приложение, Слайд18)

 Зеленый цвет – 2 (ост. 2)

 Желтый цвет – 2 (ост. 1)

 Синий цвет – 2 (ост. 3)

Красный цвет – 5 (ост. 1)

Проверка (Приложение, Слайд 19) (Возле каждого правильно раскрашенного элемента костюма +)





Самостоятельное выполнение задания.

Работа в группах




Сверяют результаты своей работы с предложенным решением на доске

Опыт работы по выполнению деления с остатком.

Успешное применение нового способа.

Итог урока

и оценка деятельности

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 




- Что нового вы сегодня открыли для себя? Что было самое интересное?

- Можно ли сказать, что урок получился успешным? Докажите.


- Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры.


А сейчас поставим отметки за работу на уроке. Для этого посчитайте все + (Приложение, Слайд20)

+ 12-13 – «5»

+ 9-11 – «4»

+ 6-8 – «3»

 Высказывания детей.


- Урок можно назвать успешным, потому что мы выполнили все задачи урока

- Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить знания о способе деления с остатком

Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительнотношение к проделанной работе.

Осознание ценности изученного способа деления с остатком

Рефлексия

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности

Развитие рефлексивных умений

- У каждого на парте лежат карточки           разного цвета. Прочитайте высказывания и поднимите соответствующую карточку. (Приложение, Слайд21)


Домашнее задание (Приложение ,Слайд 22)


Запомнить правило: стр.  61

  Обязательное: выполнить деление с                        

помощью       рисунка: стр. 61  №  4;

   по желанию: составить 4 примера на

деление    с остатком, вычислить с помощью рисунка.



 Поднимают карточки

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...