Интегрированный урок математика-окружающий мир
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Никитина Надежда Михайловна

Тема урока: Числа 8 и 9. Цифра 8. Письмо цифры 8. Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?

Цель:

·       Познакомить учащихся с образованием чисел 8 и 9 и графической записью этих чисел – цифрами 8, 9.

·       Учить детей писать цифру 8.

·       Закреплять знания учеников о числах 1-7.

·       Формировать умение детей пользоваться понятиями «последующее число», «предыдущее число».

·       Познакомить детей с птицами и зверями, зоопарком.

·       Учить выделять существенные признаки природных объектов.

·       Совершить путешествие по Московскому зоопарку.

·       Воспитывать любовь к животным.

·       Развивать логическое мышление, память, внимание.

Просмотреть и скачать презентацию к уроку можно на сайте Судниковской основной школы по ссылке:

http://sudnikovo-school.edusite.ru/p14aa1.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Судниковская основная общеобразовательная школа»

Интегрированный урок математики и окружающего мира

«Числа 8 и 9.

Цифра 8.

Кто такие птицы?

Кто такие звери?

Что такое зоопарк?»

Автор: Никитина Надежда Михайловна,

Учитель начальных классов

д. Судниково

2008 год


Урок математика – окружающий мир

Тема урока: Числа 8 и 9. Цифра 8. Письмо цифры 8. Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?

Цель: 

  • Познакомить учащихся с образованием чисел 8 и 9 и графической записью этих чисел – цифрами 8, 9.
  • Учить детей писать цифру 8.
  • Закреплять знания учеников о числах 1-7.
  • Формировать умение детей пользоваться понятиями «последующее число», «предыдущее число».
  • Познакомить детей с птицами и зверями, зоопарком.
  • Учить выделять существенные признаки природных объектов.
  • Совершить путешествие по Московскому зоопарку.
  • Воспитывать любовь к животным.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход урока

I. Оргмомент.

Ребята, урок у нас сегодня необычный, мы совместим урок математики и окружающий мир.

II. Устный счет.

1. Индивидуальная работа

6 - 1 =         

5 -         = 4

    - 1 = 1

2. Разминка.

А) Сколько ног у курицы?

Б) Сколько дней в неделе?

В) Какие два числа нужно сложить, чтобы получить 5?

Г) Какая страница книги находится между шестой и восьмой страницами?

Д) Сколько страниц книги прочитал Петя, если он читает седьмую страницу?

Проверка индивидуальной работы у доски.

3. Игра «Угадай число»

Карточки от 1 до 7 по порядку слева направо расставлены, но перевернуты.

А) Сколько карточек нужно отсчитать, чтобы открыть карточку с цифрой 6? (5)

Б) На какой карточке записана цифра 7? Справа или слева от карточки «6» нужно ее искать? Почему?

В) Какая цифра написана на карточке, которая находится между 3 и 5 карточками? (4)

Г) Назовите соседей второй карточки.

Д) Какие цифры написаны на оставшихся карточках?

4. Задачи для смекалистых.

А) Из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков?

Б) Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 7 хвостиков?

В) У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у этого животного? А еще у этого животного есть рога и живет оно в сарае. Кто это?

5. Игра «Составь фигуру».

Составь из счетных палочек фигуру, похожую на корову по рисунку.

Переложи 2 палочки так, чтобы корова смотрела вправо,                                                                                    т.е. назад.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке,

По тропинке побежим,

До лужайки добежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. (присели)

Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба руки в стороны, вверх, вниз, выдох, сели.)

III. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами узнаем, как получить числа 8, 9 и узнаем, кто такие птицы, кто такие звери, побываем в зоопарке. 1 сл., щелчок

  1. Счет птичек по картинке на компьютере. 2 сл.

Сколько всего птичек? 7

Одна еще прилетела. Сколько всего?

Как получили 8? 7 + 1 = 8. Составьте пример, прочитайте. Почему +?

Что больше 7 или 8? 8 – 1 = 7. Как получить предыдущее число, а последующее?

2. Ребята, кого мы видим на картинке?

Каких птиц вы узнали на картинке?

А кто такие птицы?

Чем они отличаются от других животных?

Что вы о них знаете?

Практическая работа ( у каждого перо, ножницы, пипетка, вода)

Техника безопасности при работе с ножницами

Тело птицы покрыто перьями. Щелчок-3 сл.

У каждого пера есть стержень и бородки (отрезать кусочек). Внутри перо пустое, полое. Вот почему оно легкое. Перо не намокает, перья защищают птицу от воды (капнуть пипеткой каплю воды на перо). Щелчок-4 сл. 

Самое маленькое перышко - мягкое, пушистое; 5 сл.

большое – упругое, жесткое. Для чего нужны разные перья? 6 сл.

Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета, более мягкие, пушистые перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пуховые перья согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Щелчок-7 сл. – 8 – 9 - 10

Показ: павлин, венценосный журавль, райская птица, колибри.

Физминутка

Покажите, как летит и падает перышко

Щелчок-11 сл. 

А теперь рассмотрим строение тела птицы. Строение тела птицы: голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост. (показать части тела птицы)

Виды птиц: картинки. Чем птицы отличаются от других животных?

Все ли птицы летают? Щелчок-12 сл.

Страус – самая большая нелетающая птица. Рост страуса – 270 см, вес – до 150 кг., развивает скорость при беге до 50-70 км/ч. Самец более красив, чем самка, имеет черное оперение, украшенное белыми перьями. Самка имеет серовато-бурую окраску. Яйцо страуса весит 1,5 кг. Кто у нас на картинке, самец или самка?

13 сл. 

Кто это? Пингвин -  крылья у них маленькие и больше похожи на ласты тюленей, чем на крылья птиц. Зато они прекрасно плавают и ныряют на значительную глубину. Перья у пингвинов небольшие, жесткие и плотно прилегающие к телу, как чешуя у рыб. Когда пингвин ныряет, он машет крыльями, как будто летит, так что можно сказать, что пингвины «летают» под водой.

Кто такие птицы? (животные, тело которых покрыто перьями)

14 сл. 

Птицы бывают оседлые и перелетные. Оседлые те, которые постоянно живут в одном месте; перелетные, которые на зиму улетают в теплые страны. Каких вы знаете оседлых птиц? Галки, вороны, сороки, воробьи, голуби. Перелетных? Кукушки, соловьи, скворцы, грачи и др.

Физминутка

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем…

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем,

Что мы сидим?!

Итак, ребятки, сколько было у нас птичек на картинке? Как же получить число 8? Знакомство с цифрой 8. Как же записать число птичек?

А) Показ и анализ цифры 8.

На что, по вашему мнению, похожа цифра 8?

У восьмерки два кольца

Без начала и конца

Б) Пальчиковая гимнастика «Капустка»

В) Объяснение письма цифры 8

Цифра 8 состоит из двух овалов – верхнего и нижнего. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинаем писать верхний овал немного выше и правее середины клетки. Ведем вправо и вверх, закругляем, касаясь  верхней и правой  стороны клетки, и ведем вниз к началу овала и дальше вниз влево; закругляем, не касаясь правой стороны клетки, ведём до середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх  к началу первого овала. Письмо в воздухе, по образцу.

3. Работа в тетради на печатной основе.

А) Письмо цифры 8 в тетради стр. 14 – 15 стр.

Б) Как записаны цифры на второй строчке? Что еще заметили? Какие цифры отсутствуют?

В) Запись цифр (4,6).

Г) 1 зад. Какой картинке соответствует запись? 7-1=6  Почему? Соедините картинку и пример. А ко второй картинке? 6+1=7 Почему? Соедините картинку и пример.

Д) 2 зад.  Как получить число 5? Дорисуй кружки. Сколько? Почему? 6 это 5 и сколько? А в последнем квадрате сколько нарисуем? Почему?

4. Работа с учебником стр. 52 № 1, 2, 3, 4

А) 1 зад. Сколько дощечек покрасил мальчик?  Сколько дощечек будет, когда он покрасит ещё одну? Как получили число 8? Назовите предыдущее число. Назовите последующее число. Как получить число 9?

Чтение примеров разными способами.

Б) 2 зад. Чтение задания. Какие знаки поставите?  Почему? Как же можно получить число 8? (7+1=8 9-1=8)

В) 3 зад. Как получить число 5?

Г) 4 зад.  Составьте по рисунку задачи.

      Показ цифры 8 на часах. (ЧАСЫ) С какой цифрой познакомились? Покажите на часах.

 Физминутка

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять,

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре –

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

IV. К нам сегодня пришли гости. Счет животных – игрушки.

(ежик, мышка, обезьянка, крокодил, лев, собачка, зайчик, мишка, лиса)- 8 игр + 1

Сколько всего игрушек?

Как получили число 9?

Составьте пример. Как получили 9? Как получить предыдущее число?

Что больше – 8 или 9? Меньше?

Итак, как же можно получить число 8? 7+1=8, 9-1=8

Каким по счету стоит мишка?

Кто стоит справа от крокодила?

Слева от льва?

Назовите, каким по счету стоит обезьянка, если считать справа налево, а если слева направо?

Как назвать наши игрушки одним словом?

Кто это? Звери

Физминутка

V. Работа с учебником «Мир вокруг нас»  стр. 26-27. Какое животное зверь?

1. Беркут – птица, жук – насекомое, крокодил – рептилия, мышка – зверь.

2. Как и у птиц, у зверей тоже есть части тела. Рассмотрим их в учебнике стр. 26. Чем покрыто тело птиц? Рыб? Звери – животные, тело  которых покрыто шерстью. Сколько всего животных на картинке? Как получили 8?

3. Рассматривание шерсти.

Из чего она состоит? (из волосков)

Какая она? (мягкая, жесткая, пушистая)

Какого цвета?

4. Каких зверей вы знаете?

Каких видели своими глазами?

Кто из них живет рядом с человеком? Как их называют?

Кто из них живет в лесу? Как их называют?

5. Рассмотрите стр. 27 – Какие звери спрятались на картинке? – положите кружки.

Показ иллюстраций: медведь, лось, заяц. - Иллюстрации

Загадка

Зверька узнаешь ты легко

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом. (белка)

Как их назвать одним словом? Почему?

6. Стр. 27 – внизу.

У крота – ноги-лопаты – под землей.

У летучей мыши – крылья – летает. Значит она птица? Почему?

У кита – плавники – плавает.

В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски (как усы у кота), с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается.

Физминутка

Как живешь?

Вот так!

Как идешь?

Вот так!

Как бежишь?

Вот так!

Ночью спишь?

Вот так!

Как берешь?

Вот так!

Как даешь?

Вот так!

Как шалишь?

Вот так!

Как грозишь?

Вот так!

7. Ребята, а каких животных вы бы хотели увидеть?

А где их можно увидеть?

Что такое зоопарк?

Кто там был?

В зоопарке, ребята, живут звери не только из далеких стран, которых нет у нас, большинство – животные, которых в природе осталось очень мало. Они находятся на грани исчезновения, в зоопарке их изучают, создают условия, близкие к природным, пытаются восстановить их численность. Щелчок-15 сл. 

В мире существует много зоопарков.

Сейчас мы с вами побываем в Московском зоопарке. 16 сл.

Первый в России зоологический сад открылся 12 февраля 1864 года. В нём было 150 диких и 110 домашних животных. Московскому зоопарку исполнилось 144 года. Сейчас в зоопарке живут 5 355 животных. В зоопарке есть террариум – змеи, рыбы, летом на территории зоопарка открыт дельфинарий.

Путешествие по зоопарку – слайды. 17-31сл.

На территории нашего района в поселке Сычево располагается зоопитомник Московского зоопарка. 32 сл.

Цель питомника – содержание и разведение редких видов животных, для которых нет места в самом зоопарке. В Сычевском питомнике живут более 236 зверей и птиц. Среди них восточносибирские леопарды, дикие коты манулы, высокогорные голубые бараны, сайгаки и многие другие животные. Мы ездили в зоопитомник несколько лет назад. (фото – слайды) На будущий год попытаемся с вами поехать.

Резерв: Работа в тетради стр. 11-12.

Итог: Что делали на уроке?

Что понравилось?

Что запомнилось?

Спасибо за урок.

  5

 3

 1

 4

 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония"

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония" по теме: "Птицы Пермского края в математических задачах (закрепление таблицы умножения)"...

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме: «Птицы Пермского края в математических задачах"

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме «Птицы Пермского края в математических задачах» (закрепление таблицы умножения) ...

Интегрированный урок математика, окружающий мир 3 класс

Тема урока:  Закрепление. Решение уравнений.Чтобы путь был счастливым.Методы обучения:Словесные: беседа, работа с учебникомНаглядные: демонстрация, презентация,Практические: устные и письме...

Интегрированный урок «математика – окружающий мир» - "Решение задач и примеров. День Земли"

Разработка интегрированного урока по математике и окружающему мира в 3 классе....

Интегрированный урок. Математика + Окружающий мир 1 класс.

Урок математики в 1 классе 2 четверть по программе «Школа 2100» Тема: «Области и границы»Цель урока: Сформировать понятия области и границы....

Интегрированный урок (математика + окружающий мир)

Тема: «Закрепление по теме «Сложение и вычитание». Водоемы.Цели:- Закрепление изученного, совершенствование вычислительных навыков,     умения составлять и решать задачи изуч...

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3. Лес – это интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3.  Лес – это  интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон...