учебные программы 4 класс для глухих детей
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Зимина Светлана Анатольевна

в помощь коллегам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon чтение98 КБ
Microsoft Office document icon математика127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II  вида»

г.о. Электросталь Московской области

               

     

     Утверждаю:

                                                           Директор школы-интерната __________

         Беккер Л.А.

                                                          01.09.2012 г.

Рабочая  программа

по чтению и развитию речи

4 класс ЗПР (глухие)

                                      Составитель: Белова Людмила Юрьевна,

                учитель начальных классов

                                                                   1 категории

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана  на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида» (для глухих детей, имеющих задержку психического развития).

Москва «Просвещение» 2003 г., авторы: Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова.

Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. На уроках чтения и развития речи применяются новые педагогические технологии:

  1. Технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность, базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
  2. Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, смена видов деятельности, зарядка для глаз, изменение поз учащихся в течение урока.
  3. Игровые технологии: уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления учебного материала.
  4. Информационные технологии: использование электронных приложений к учебнику и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий с их иллюстративными, анимационными возможностями.
  5. Использование коррекционных педагогических технологий предполагает комплексную реабилитацию детей с нарушениями слуха и речи.

Согласно федеральному базисному плану курс «Чтение и развитие речи» преподается 3 часа в неделю (102ч в год) по учебнику  Н.Е.Граш для 3  класса специальных (коррекционных) образовательных  учреждений 1 вида, так как учебников 4 класса для детей, имеющих задержку психического развития не выпускают, а тематика тем для 3 класса полностью совпадает с требованиями программы.

Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития. Обучение чтению к виду речевой деятельности предполагает формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию полученной при чтении информации. Достижению этой цели служат не только уроки чтения, но и уроки ППО (чтение поручений, инструкций, текстов и др.). Дети учатся самостоятельному, сознательному чтению, а не изучению предлагаемых им рассказов, текстов и т.д. На уроках чтения отрабатывается и техническая сторона процесса чтения, его выразительность, формируется эмоциональное, эстетическое восприятие читаемого. Уроки чтения используются для развития языковой способности. Школьники обучаются улавливать смысл целого текста, основываясь на знакомом речевом материале, на понимании значения новых слов в контексте, на установлении аналогий в словоформах и конструкциях высказываний, на определении логики в развитии событий и др. Уроки чтения используются для речевого развития детей за счет общего развития, расширения, обогащения речи новыми словами, образцами фраз и синтаксических конструкций, обучения перифразу, ответам на вопросы, пересказу и т.д. Здесь же осуществляется работа по развитию разговорной и связной речи.

Повышению эффективности обучения чтению способствует целенаправленный подбор текстов, обеспечивающих общее и речевое развитие и одновременно вызывающих у детей интерес к этому виду речевой деятельности.

Тематика чтения, указанная в программе, является примерной и может быть частично изменена с учетом региональных особенностей, условий обучения, личностных характеристик детей класс.

При обучении чтению реализуются общие принципы, характерные для формирования речевой деятельности (направленность на развитие учащихся, связь с деятельностью детей и особенно с ППД, усиление коммуникативной направленности обучения, целенаправленное формирование умственной деятельности, форм деятельности, реализация межпредметных и внутрипредметных связей, дифференцированный подход к учащимся).

Осмысленное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами. Соблюдение при чтении правил орфоэпии (с помощью учителя). Выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и частями предложения.

Передавать содержание небольших текстов с помощью зарисовки (изготовления аппликации, работы с подвижными фигурками), серии готовых картинок, данных в нужной последовательности и вразброс.

Находить в тексте непонятные слова, выяснять значение непонятного слова исходя из контекста.

Делить текст на законченные части, выделять главную мысль.

Определять количество рисунков к рассказу, изображать содержание прочитанного в рисунках и подписывать рисунки.

Отвечать кратко или полно (устно или письменно) на вопросы товарищей и учителя по прочитанному тексту.

Составлять с помощью учителя план рассказа, опираясь на рисунки, выполненные учащимися, или картинки, данные учителем.

Передавать содержание прочитанного с помощью рисунков и составленного плана.

Рассказывать товарищу прочитанное и понимать рассказанное товарищем.

Расспрашивать учителя о предстоящей работе на уроке, содержании текста.

Подбирать информацию на тему прочитанного текста.

Сообщать о своих наблюдениях, случаях из жизни по аналогии  с прочитанным, вспомнить аналогичные случаи, описанные в ранее прочитанных рассказах.

Оценивать поступки действующих лиц рассказа с помощью вопросов учителя.

На уроках чтения и развития речи продолжается работа над коррекцией произносительной стороны речи детей, которая заключается в системном контроле над реализацией каждым учеником его максимальных произносительных возможностей и исправлении допускаемых ошибок с помощью уже известных ребенку навыков самоконтроля.

На уроках чтения и развития речи основным способом восприятия учебного материала глухими детьми является слухо-зрительный с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры.

В учебнике  отсутствует тема «Из жизни детей» и так как тематика для чтения является примерной, мной заменена данная тема на другую - «Как звери готовятся к зиме». В разделе тем по усмотрению учителя добавлены рассказы  «О друзьях наших меньших».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБРАЗОВАННОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

В  результате изучения данного курса учащиеся должны

знать / понимать:

  • ударения (в знакомых словах – самостоятельно, в новых – по расставленным орфоэпическим надстрочным знакам);
  • смысловые паузы, руководствуясь знаками (вертикальная черта);
  • выделять название произведения;
  • указывать автора;
  • находить указанную страницу с текстом.

уметь:

  • -  передавать содержание небольших текстов с помощью зарисовки (изготовления аппликации, работы с подвижными фигурками), серии готовых картинок, данных в нужной последовательности и вразброс.
  • находить в тексте непонятные слова, выясняя значение непонятного слова исходя из контекста;
  • делить текст на законченные части, выделить главную мысль;
  • определять количество рисунков к рассказу, изображать содержание прочитанного в рисунках и подписывать рисунки;
  • отвечать кратко или полно на вопросы товарищей и учителя по прочитанному тексту;
  • составлять с помощью учителя план рассказа;
  • передавать содержание прочитанного с помощью рисунков и составленного плана;
  • рассказывать товарищу прочитанное и понимать рассказанное товарищем;
  • подбирать информацию на тему прочитанного текста;
  • оценивать поступки действующих лиц рассказа с помощью вопросов учителя;

                  -   учащиеся должны использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни внеурочного процесса для осуществления устной коммуникаций с окружающими.

Календарно – тематический план.

Тема и раздел курса

Содержание разделов курса

Кол-во часов

Дата

1.

Картины природы и труда людей летом.



  1. И.Суриков «Ярко солнце

светит» чтение стиходтворения.

  1. Работа над ударением и знаками орфоэпии.
  2. Ответы на вопросы.
  3. Короткие и длинные паузы.
  4. Чтение стихотворения наизусть
  5. По С.Соколинскому «Дождик». Чтение рассказа
  6. Работа над ударением и орфоэпией.
  7. Ответы на вопросы по тексту.
  8. Составление плана рассказа.
  9. Пересказ содержания прочитанного по плану.
  10. По А.Прокофьеву Радуга». Чтение рассказа
  11. Зарисовка прочитанного текста
  12. Ответы на вопросы.
  13. Работа над паузами, ударением, знаками орфоэпии.
  14. Пересказ прочитанного текста по зарисовкам
  15. По Я.Тайцу «По грибы». Чтение рассказа.
  16. Деление текста на части. Ответы на вопросы
  17. Зарисовка прочитанного. Составление плана пересказа.
  18. Пересказ текста по зарисовкам и плану.
  19. Обобщающий урок по теме: Картины природы и труда людей летом.

20ч.


5










5







5









5

2.

Картины природы и труда людей осенью.



  1. В.Жуковский «Осень». Чтение стихотворения.
  2. Работа над ударением, орфоэпией, паузами.
  3. Зарисовка стихотворения.
  4. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.
  5. Чтение стихотворения наизусть.
  6. По И.Соколову-Микитову «Осень»Чтение рассказа.
  7. Подбор иллюстраций к тексту.
  8. Ответы на вопросы к тексту.
  9. Грамматические задания.
  10. Пересказ содержания текста по иллюстрациям.
  11. По И.Соколову-Микитову «Еж».
  12. Деление текста на части, озаглавливание каждой части.
  13. Ответы на вопросы по тексту.
  14. Зарисовка каждой части.
  15. Пересказ рассказа по зарисовкам.
  16. По Г.Цыферову «Ежик» чтение рассказа.
  17. Работа над ударением, орфоэпией.
  18. Ответы на вопросы по тексту.
  19. Составление плана пересказа.
  20. Пересказ содержания прочитанного с помощью рисунков и составленного плана.
  21. По М.Пришвину «Силач».
  22. Словарная работа. Описание предметов.
  23. Зарисовка продолжения рассказа.
  24. Рассказ по зарисовкам.
  25. Обобщающий урок по теме: Картины природы и труда людей осенью

25ч.


5.









5







5








5










5



3.

Как звери готовятся к зиме.

 


  1. По Н.Надеждиной  «Как звери готовятся к зиме».Чтение рассказа.
  2. Словарная работа.
  3. Зарисовки к тексту.
  4. Ответы на вопросы по зарисовкам.
  5. Пересказ содержания текста по зарисовкам.
  6. К.Бальмонт «Осень». Чтение стихотворения.
  7. Словарная работа.
  8. Работа над ударением, орфоэпией
  9. Длинные и короткие паузы.
  10. Выразительное чтение.
  11. Осень. Чтение рассказа.
  12. Работа над ударением, орфоэпией.
  13. Зарисовка прочитанного.
  14. Составление плана пересказа.
  15. Пересказ содержания текста.
  16. По И.Соколову-Микитову «В берлоге» .
  17. Деление текста на законченные части, озаглавливание каждой части.
  18. Зарисовка каждой части.
  19. Ответы на вопросы.
  20. Грамматические задания.

20ч.


5









5







5






5









 


Картины природы и занятия людей зимой.



  1. И.Суриков «Зима».
  2. Работа над ударением, орфоэпией, паузами
  3. Подбор иллюстраций к стихотворению.
  4. Составление схемы стихотворения.
  5. Чтение  стихотворения наизусть.
  6. Загадки о зиме.
  7. Работа над ударением, орфоэпией
  8. Работа над интонацией, паузами.
  9. Рисунки к отгадкам.
  10. Рассказывание загадок наизусть (по выбору).
  11. По Г.Скребицкому «Необычная елка».
  12. Деление текста на части, озаглавливание каждой части.
  13. Словарная работа.Зарисовки к тексту.
  14. Составление плана пересказа.
  15. Контрольный урок: пересказ текста по плану.
  16. По И.Соколову-Микитову «Зимняя ночь».
  17. Словарная работа.
  18. Описание ночи в лесу.
  19. Грамматические задания.
  20. Расставление пауз .
  21. А.Яшин «Покормите птиц».
  22. Работа над ударением, орфоэпией.
  23. Расставление пауз.
  24. Соствление схемы стихотворения.
  25. Выразительное чтение стихотворения.
  26. По Г.Скребицкому «На лесной полянке зимой».
  27. Деление текста на части, озаглавливание частей.
  28. Зарисовка.
  29. Составление плана пересказа.
  30. Пересказ текста по зарисовкам и плану.
  31. По Г.Скребицкому, В.Чаплиной Как заяц зимой живет».
  32. Словарная работа. Работа над ударением, орфоэпией.
  33. Грамматические задания.
  34. Составление плана пересказа.
  35. Пересказ текста.
  36. По В.Одоевскому «В гостях у дедушки Мороза».Чтение 1 части. Озаглавливание. Зарисовка.
  37. Чтение 2 части. Озаглавливание. Зарисовка.
  38. Чтение 3 части. Озаглавливание. Зарисовка.
  39. Составление плана пересказа.
  40. Пересказа по плану и зарисовкам.
  41. Контрольные вопросы и задания к теме: картины природы и занятия людей зимой. Признаки зимы.
  42. Из жизни птиц и зверей зимой.
  43. Стихотворения о зиме.
  44. Занятия людей зимой.
  45. Пословицы и поговорки о зиме.

45ч.


5









5









5









5





5








5









5







5












5




4.

8 марта



  1. По З.Воскресенской «Мама».Чтение текста.
  2. Работа над ударением, орфоэпией.
  3. Задания к тексту.
  4. Составление плана.
  5. Рассказ товарищам о своей маме.
  6. Н.Бромлей «Главное слово».  Чтение текста
  7. Работа над ударением, орфоэпией.
  8. Работа над интонацией, паузами.
  9. Вопросы по теме.
  10. Выразительное чтение стихотворения.

10ч.


5








5

5.

Картины природы и труда весной


  1. По И.Соколову-Микитову «Весна».  Чтение по частям.
  1. Изготовление аппликации.

124. Составление плана пересказа.

125. Пересказ содержания с помощью аппликации.

126. По Г.Скребицкому «Ледоход». Чтение рассказа

127. Рисунок к тексту.

128. Вопросы к тексту, деление текста на части.

129. Составление плана.

130. Пересказ текста по плану и рисунку.

131. А.Плещеев «Первые весенние цветы» Чтение стихотворения.

132. Работа над ударением, орфоэпией.

133. Зарисовка по предложениям.

134.Составление схемы.

135.  Чтение стихотворения наизусть.

136. Пословицы и поговорки о весне. Чтение пословиц

137. Чтение пословиц наизусть (по выбору).

138.Контрольные вопросы и задания по теме «Картины природы и занятия весной».

139. Чем занимаются люди весной?

140. Изменения в природе.

20ч.


5







5









5








2




3

6.

Наш край.



141. По С.Баруздину «Главный город» Чтение рассказа.

142. Подбор иллюстраций к  тексту.

143. Рассказ по иллюстрациям.

144. Ответы на вопросы по тексту.

145. Выразительное чтение рассказа.

146. По С.Баруздину «Страна, где мы живем». Чтение рассказа.

147.Работа над интонацией.

148. Задания к тексту.

149.Чтение текста по ролям.

150. В.Степанов «Космонавт». Чтение стихотворения

151. Подбор иллюстраций к стихотворению

152. Работа над ударением и орфоэпией.

153. Работа над интонацией.

154. Чтение наизусть стихотворения.

155.Контрольные вопросы и задания к теме «Наш край»

15ч.


5








4





5









1

7.



О друзьях наших меньших





156. По В.Флинту «Пестрый дятел». Чтение рассказа.

157. Словарная работа. Работа над ударением, орфоэпией.

158. Составление плана.

159. Задания к тексту.

160. Пересказ по картинке и плану.

161. По С.Баруздину «Крот». Чтение сказки.

162. Работа над интонацией.

163. Зарисовка сказки

164. Чтение по ролям.

165. Инсценировка сказки.

166.Вопросы и задания к теме «О друзьях наших меньших».

167. Викторина по прочитанным произведениям.

168. Выставка рисунков по теме.

169. Проверка техники чтения.

170. Задание на лето.

15ч.


5








5






5






     

Итого:

170ч.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Название темы.

Кол-во часов

1.

Картины природы и труда людей. Рассказы и стихотворения о природе летом, об отдыхе детей, о помощи взрослым, об охране природы, бережном отношении к ней.

20

2.

Картины природы и труда людей осенью. Рассказы и стихотворения об осени, начало осени, золотая осень, поздняя осень, труд людей, участие детей в охране природы.

25

3.

Как звери готовятся к зиме. О жизни животных диких животных.

20

4.

Картины природы и занятия людей зимой. Забавы детей. Зимняя природа в изображении писателей и поэтов. Загадки, пословицы, поговорки о русской зиме. Рассказы, стихотворения о занятиях взрослых и детей, о жизни животных.

45

5.

8 Марта. Рассказы и стихотворения, посвященные к празднику 8 Марта

10

6.

Картины природы и труда весной. Рассказы, стихотворения,, пословицы , поговорки и загадки о весне. Природа весной, жизнь животных, труд людей весной.

20

7.

Наш край. Рассказы и стихотворения о нашем городе, крае, о работе людей разных профессий.

15

7.

О друзьях наших меньших. Рассказы о животных.

15

Итого

170ч.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей)/ Т.С.Зыков, М.А.Зыкова.-М.:Просвещение, 2003.
  2. Чтение 3 класс / Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида / Н.Е.Граш, Л.М.Быкова, М.И.Никитина .-М.:Владос, 2006.
  3. Красильникова О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для  студ.высш.пед.учеб.заведений._

М.:Издательский центр «Академия», 2005. -272 с.

 Согласовано.

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

от 29.08.2012   №1

Председатель ШМО

_______  Мусатова Е.Н.

Согласовано.

 Зам.директора по УВР

______    Владимирова О.А.

01.09.2012 г.

         



Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II  вида»

г.о. Электросталь Московской области

               

     

     Утверждаю:

                                                           Директор школы-интерната __________

         Беккер Л.А.

                                                          01.09.2012 г.

Рабочая  программа

по математике

4 класс ЗПР (глухие)

                                      Составитель: Белова Людмила Юрьевна,

                учитель начальных классов

                                                                   1 категории

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана  на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида» (для глухих детей, имеющих задержку психического развития)

Москва «Просвещение» 2003, автор: И.В. Больших.

Программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и сурдопедагогических путей их преодоления.

Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. На уроках математики применяются новые педагогические технологии:

  1. Технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность, базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
  2. Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, смена видов деятельности, зарядка для глаз, изменение поз учащихся в течение урока.
  3. Игровые технологии: уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления учебного материала.
  4. Информационные технологии: использование электронных приложений к учебнику и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий с их иллюстративными, анимационными возможностями.
  5. Использование коррекционных педагогических технологий предполагает комплексную реабилитацию детей с нарушениями слуха и речи.

Согласно федеральному базисному плану курс «Математика» преподается  5 часов в неделю  (170 ч в год) по учебнику Н.И.Мовшиной, Н.Ф.Слезиной для 3 класса и учебнику для 4 класса специального(коррекционного) общеобразовательного учреждения 1 вида Э.П.Гроза.

В младших классах глухие дети с задержкой психического развития осваивают базовые знания, умения и навыки в области начальной математики, предусмотренные программой курса. Она построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с задержкой психического развития – детей со сложной структурой нарушения – и отличается от программы курса обучения начальной математике глухих детей

Курс предусматривает формирование у детей пространственных представлений в тесной связи с уроками ППО, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами. Структура программы помогает представить соотношение тематических разделов курса, задач обучения и соответствующих им видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, помогает определить необходимый объем математических терминов и типовых фраз, которые должны быть освоены детьми.

Материал в программе сгруппирован таким образом, чтобы ребенок последовательно изучал связанные между собой понятия, действия, математические задачи. Освоение предшествующего материала служит основой для изучения последующего.

В 1-й и 2-й четвертях IV класса продолжается изучение действий умножения и деления в пределах сотни: рассматривается внетабличное умножение и деление на однозначное число, деление с остатком, деление на двузначное число методом подбора. На простых примерах в 2-3 действия, со скобками и без скобок, изучается порядок выполнения арифметических действий.

В 3-й четверти начинается изучение чисел от 1 до 1000. Школьники знакомятся с письменными приемами сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное число.

В IV классе осуществляется закрепление навыков решения всех типов простых задач в одно действие с прямой формулировкой условия, тем самым подготавливается необходимый фундамент для обучения решения составных задач. К задаче каждого типа школьники учатся выполнять рисунок, записывать решение (в виде примера) и ответ. В IV классе наряду с выполнением рисунка составляется краткая запись условия задачи.

Прочное и осознанное усвоение математических знаний невозможно без овладения необходимым речевым материалом, поэтому большое место отводится формированию умений детей понимать и использовать в самостоятельной речи необходимые математические термины  и типовые фразы, количество и содержание которых определяются в рамках каждой изучаемой темы. Этот речевой материал предоставляется каждому ребенку в виде «карточек помощи», на которые он может опираться в случае затруднений с формулировкой понятного ему действия. Глухие дети с задержкой психического развития должны понимать инструкции, данные педагогом или товарищем в устном и письменном виде, и практически выполнять соответствующие им действия; уметь описывать с помощью речи собственные практические действия, используя «карточку помощи»; давать инструкцию товарищу, опираясь на «карточку помощи».

На уроках математики продолжается работа над коррекцией произносительной стороны речи детей, которая заключается в систематическом контроле над реализацией каждым учеником его максимальных произносительных возможностей и исправлении допускаемых ошибок с помощью уже известных ребенку навыков самоконтроля.

На уроках математики основным способом восприятия учебного материала глухими детьми является слухо-зрительный.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБРАЗОВАННОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

В  результате изучения данного курса учащиеся должны

знать / понимать:

  • знать нумерацию многозначных чисел в пределах 1000;
  • выполнять письменно сложение и вычитание в пределах 1000; умножение и деление на однозначное число;
  • решать простые арифметические задачи с прямой формулировкой условия:

нахождения суммы, остатка;

увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

разностное сравнение;

увеличение и уменьшение числа в несколько раз;

кратное сравнение;

деление на равные части и по содержанию;

нахождение суммы нескольких равных слагаемых;

нахождение неизвестного слагаемого;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь анализировать действительность, выделяя значимые для математического анализа параметры;
  • уметь анализировать, сравнивать, обобщать математические факты;
  • составлять простые задачи по рисунку;
  • решать примеры, включающие в себя 2-3 действия со скобками и без скобок;
  • ориентироваться в мерах длины, массы, времени;
  • чертить квадрат, прямоугольник, треугольник;
  • измерять длину отрезка, длины сторон геометрических фигур;
  •    учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни внеурочного процесса для осуществления устной коммуникаций с окружающими.

Календарно – тематический план.


Темы и разделы уроков

Содержание разделов уроков

Всего часов

Дата

1 четверть

45ч.

I.

Числа от 1 до 100 (продолжение)

1.

Сложение и вычитание в пределах 100.

  1. Решение примеров (повторение пройденного)
  1. Сложение и вычитание однозначного числа и двузначного числа без перехода через десяток (повторение).
  1. Сложение и вычитание однозначного числа и двузначного числа с переходом через десяток.

1



2


2

2.

Переместительное свойство сложения.

6. Объяснение переместительного свойства сложения.

7-8. Решение примеров.

1


2

3.

Проверка сложения перестановкой слагаемых.

9. Проверка сложения перестановкой слагаемых (объяснение новой темы).

10-11. Решение примеров на сложение с проверкой сложением.

12-14. Решение примеров на сложение с проверкой вычитанием.

15. Самостоятельная работа

1


2


3


1

4.

Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

16-17. Таблица умножения (повторение ранее изученного).

18-20. Решение примеров на деление по таблице умножения (повторение ранее изученного)

2


3

5.

Умножение на 10.

21. Умножение на 10 (объяснение).

22-23. Решение примеров

1

2

6.

Умножение в пределах 100 на однозначное число (внетабличное умножение).

24. Умножение в пределах 100 на однозначное число (повторение изученного)

25-27. Решение примеров.

28. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок

29-31. Решение примеров в 2-3 действия со скобками и без.

32. Самостоятельная работа

1


3

1


3


1

7.

Решение простых задач изученных видов с прямой формулировкой условия с новым числовым материалом

33-36. Составление краткой записи условия и решение задач  на увеличение  числа в несколько раз.

37-40. Составление краткой записи условия и решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

41. Контрольная работа за 1 четверть.

42. Работа над ошибками.

43-45. Решение примеров


4




4


1

1

3

2 четверть

35ч

8.

Числа от 1 до 100 (продолжение)

46. Числа от 1 до 100 (продолжение)

47. Решение примеров

2

9.

Деление круглых десятков на однозначное число типа: 50:5, 80:4

48-50. Деление круглых десятков на однозначное число типа: 50:5, 80:4

3

10.

Внетабличное деление на однозначное число

51. Внетабличное деление на однозначное число

52-53. Решение примеров

54. Решение задач ранее пройденных видов с новым числовым материалом ( на уменьшение , увеличение числа на несколько единиц


4

11.

Деление на двузначное число методом подбора.

55. Деление на двузначное число методом подбора (объяснение темы)

56-58. Решение примеров на деление методом подбора

4

12.

Деление с остатком.

59. Деление с остатком (объяснение темы)

60-62. Решение примеров

63. Самостоятельная работа

4

13.

Решение примеров в 2-3 действия со скобками и без скобок

64-65. Решение примеров в 2-3 действия со скобками и без скобок

2

14.

Решение задач ранее пройденных видов с новым числовым материалом (решаемых одним действием).

66-67 Решение задач на увеличение числа в несколько раз

68-69. Решение задач на уменьшение числа в несколько раз

70-71. Решение задач на нахождение остатка

2



2

2

15.

Геометрический материал : углы прямые и непрямые, треугольник

72-73. Углы прямые и непрямые

74. Треугольник

3

16.

75. Контрольная работа за 1 полугодие

76. Работа над ошибками

1

1

17.

Меры времени: час, минута. Определение времени по часам с точностью до 5 минут.

77. Меры времени: час, минута

78-80.  Определение времени по часам с точностью до 5 минут.

3

3 четверть

50ч.

18.

Числа от 1 до 1000

81. Устная и письменная нумерация

82-84. Состав числа в пределах 1000

85-87. Чтение и запись чисел в пределах 1000

1

3

3

19.

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

88-89. Числа однозначные, двузначные, трехзначные

90.Решение примеров

91. Самостоятельная работа

2


1

1

20.

Сложение и вычитание в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100

92-93. Сложение в пределах 1000 в случаях, сводимых к 100

94-95. Вычитание в пределах в случаях, сводимых к действиям в пределах 100

2


2

21.

Знаки <  и  >

96-97. Сравнение чисел

2

22.

Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000 (сложение и вычитание столбиком). Проверка сложения и вычитания

98-99. Письменные приемы сложения в пределах 1000 без перехода через десяток (столбиком)

100-101. Письменные приемы сложения в пределах 1000 с переходом через десяток (столбиком)

102-103. Письменные приемы сложения в пределах 1000 с переходом через 100.

104. Проверочная работа.

105-106. Письменные приемы вычитания в пределах 1000 без перехода через десяток.

107-109. Письменные приемы вычитания в пределах 1000 с переходом через десяток (вычитание столбиком)

110-112. Письменные приемы вычитания в пределах 1000 с переходом через сотню

113. Проверочная работа.

114. Работа над ошибками

2


2


2


1

2



3


3


1

1

23.

Решение простых задач пройденных типов с новым числовым материалом (нахождение суммы и остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, разностное сравнение).

115-116. Решение простых задач пройденных типов с новым числовым материалом на нахождение суммы.

117-118. Решение простых задач пройденных типов с новым числовым материалом на нахождение остатка.

119-120. Решение простых задач пройденных типов с новым числовым материалом на увеличение числа на несколько единиц.

121-122. Решение простых задач пройденных типов с новым числовым материалом на уменьшение числа на несколько единиц.

123-124. Решение простых задач пройденных типов с новым числовым материалом на разностное сравнение.

125. Контрольная работа за 3 четверть.

126. Работа над ошибками

2



2



2



2



2



1

24.

Решение примеров в 2-4 действия со скобками и без скобок

127. Порядок действий в примерах со скобками

128. Порядок действий в примерах без скобок

129-130. Решение примеров в 2-4 действия со скобками и без скобок

1

1


2

4 четверть

40ч.

25.

Числа от 1 до 1000 (продолжение)

Письменное умножение и деление на однозначное число

131. Умножение круглых десятков на однозначное число.

132-133. Письменный прием умножения на однозначное число (вычисления столбиком) без перехода через десяток.

134-136. Письменный прием умножения на однозначное число с переходом через десяток

137. Проверочная работа.

1


2



3


1

138-139. Деление круглых десятков на однозначное число

140-142. Письменный прием деление на однозначное число (деление углом)

142-144. Письменный прием деления на однозначное число с нулем в середине.

145. Проверочная работа.

2


3


3

26.

Меры длины: километр, метр

146-148. Меры длины: километр, метр

3

27.

Меры массы: килограмм, грамм. Соотношения между ними

149-151. Меры массы: килограмм, грамм

3

28.

Решение простых задач ранее изученных видов с прямой формулировкой условия с числовым материалом в пределах 1000

152-159. Решение простых задач ранее изученных видов

8

160. Контрольная работа за второе полугодие.

161. Работа над ошибками

1

1

29.

Решение примеров, содержащих 3-4 действия

162-164 Решение примеров, содержащих 3-4 действия.

165-167. Решение примеров со скобками на порядок действий.

168-170. Решение примеров  и задач

3


3


3

Итого

170 ч

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Название темы

Кол-во часов

1

Числа от 1 до 100 (продолжение)  Сложение и вычитание в пределах 100. Переместительное свойство сложения. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Умножение на 10. Умножение в пределах 100 на однозначное число. Деление круглых десятков на однозначное число.

42

2

Внетабличное деление на однозначное число. Деление на двузначное число методом подбора. Деление с остатком. Решение примеров в 2-3 действия со скобками и без скобок

16

3

Решение простых задач изученных видов с прямой формулировкой условия с новым числовым материалом.

38

4

Меры времени: чес, минута. Определение времени по часам с точностью до 5 минут

3

5

Меры длины: километр, метр

3

6

Меры массы: килограмм, грамм

3

7

Геометрический материал: углы прямые и непрямые, треугольник

3

8

Устная и письменная нумерация в пределах 1000 Чтение и запись чисел в пределах 1000. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

11

9

Сложение и вычитание в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000

28

10

Письменное умножение и деление на однозначное число Умножение круглых десятков на однозначное число. Письменный прием умножения на однозначное число. Деление круглых десятков на однозначное число.

23

Итого: 170 ч.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Программа специальных (коррекционных) учреждений 1 вида (для глухих детей)» И.В.Больших, О.И.Кукушкина.-М.:Просвещение, 2003.
  2. Математика. Учеб.для 2 кл.нач.шк.В 2ч./М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.-М.:Просвещение, 2006.
  3. Математика.Учеб.для 3 кл. школ глухих и слабослышащих Н.И.Мовшина, Н.Ф.Слезина, Москва «Просвещение» 1993.
  4. Математика. Учеб для 4 класса специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 1 вида Москва «Просвещение» 1996
  5. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Как научиться быстро считать.3000 примеров по математике (счет от 1 до 100).-М.:Издательство Астрель, 2005.
  6. Обучение математике в начальных классах школ глухих: Подготовит.-4 кл/Сухова В.Б. – М.: Просвещение, 2002.

Согласовано.

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

от 29.08.2012   №1

Председатель ШМО

_______  Мусатова Е.Н.

Согласовано.

 Зам.директора по УВР

______    Владимирова О.А.

01.09.2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ознакомление с окружающим миром во втором классе школы глухих детей.Тема: «Дикие животные. Заяц и белка».

Целью данной разработки является обучение детей правильному употреблению общих и частных названий животных. Формировние умения у неслышаших детей давать характеристику особенностям внешнего вида живлт...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

Индивидуальная рабочая программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кожлеарной имплантации разработана для школьников, обучабщихся в среднем и старшем звене школы слабослышащих детей. Осново...

Диагностический срез по математике в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2)

Диагностические срезы представлены  по математике   в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, вариант 1.3). Обучающиеся выполняют на начал...

Диагностический срез по математике в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, 1.3)

Диагностический срез по математике  в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, 1.3) проводится в 1 классе на втором этапе - в ноябре...

Диагностический срез по математике и письму в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, 1.3)

Диагностический срез по математике и письму  в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2, 1.3) проводится в январе....

Методическая разработка занятия по РРС и ФПСР в 4 классе (для глухих детей) по теме "Мой город". Звуки "С - Ш".

Данная разработка занятия будет интересна для учителей-дефектологов, работающих с глухими учащимися. В данном занятии используется распознавание голосов одноклассников при восприятии на слух фраз разг...