Изучение математики в 1 классе с помощью информационно-коммуникативных технологий
статья по математике (1 класс) на тему

Чистякова Алла Витальевна

В статье рассказывается об успешном применении информационно-коммуникативных технологий при обучении решению простых задач первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ как средства формирования  общего умения у первоклассников работать над простой задачей

Чистякова Алла Витальевна

Учитель начальных классов, заместитель директора по УВР

ГБОУ СОШ №138 Калининского района Санкт-Петербурга

В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. Выпускник современной школы должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения. Такие умения необходимы сейчас каждому человеку.

Особую роль играет в нашей жизни  умение решать задачи. Ведь жизнь ставит перед каждым человеком множество задач, которые требуют от человека умения рассуждать, анализировать, сопоставлять, делать умозаключения. Школьные задачи готовят человека к взрослой жизни. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте второго поколения одной из целей начального математического образования является «освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики»

Задачи в обучении математике занимают важное место: это и цель, и средство обучения. В процессе решения задач формируются математические знания и умения (в том числе вычислительные навыки), развиваются логическое мышление, способность обобщать, классифицировать.

Решение задач позволяет учащимся воспитывать в себе настойчивость, трудолюбие, активность, самостоятельность, формирует познавательный интерес, помогает вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.

При рассматривании задачи как цели основное внимание уделяется усвоению понятия «задача», этапов решения задачи и умений, связанных с работой на каждом этапе.

Первой и важнейшей задачей школы является формирование у учащихся общих умений решать задачи: умение отличать задачу от других текстов, умение анализировать задачу, выделяя данные и искомое, умение устанавливать соответствующие связи, на основе которых выбирают арифметические действия, выполнять решение и проверять его. Это позволяет привлекать детей к самостоятельному решению не только задач знакомой структуры, но и новой.

В современном обществе необходимо искать более современные средства и методы обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их использования требует не просто переложения существующей методики на язык программирования, а разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, начального образования, в частности.

Под использованием "новых информационных технологий" в начальной школе понимается не обучение адаптированным для начальной школы "основам информатики", а комплексное преобразование "среды обитания" учащегося, создание новых средств для его развития, активной творческой деятельности.

Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Применение ИКТ в обучении влияет на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.

Компьютерная среда значительно облегчает реализацию психолого-педагогически обоснованных методов, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и к ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, другими словами, способствует формированию учебной деятельности.

Применение ИКТ очень важно именно для учителя начальных классов, так как известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное  мышление, требующее наглядного предъявления информации. Изучение материала с использованием ИКТ  повышает эффективность обучения за счет красочности компьютерной графики, возможность в динамике показать ситуацию, представленную в задаче; компьютерные тесты позволяют  освободить учеников от боязни негативной (порой некорректной) реакции учителя на неверно выполненное задание, обращаться к справочным материалам (в режиме тренинга), не ограничивать время выполнения задания, осуществлять работу над своими (а не «типичными») ошибками в  тестовых заданиях; возможности компьютера привлекают учащихся, активизируют их творческий потенциал; ИКТ дает возможность учащимся самостоятельно проверить правильность своего  решения.

Для доказательства вышеизложенного был проведен эксперимент по обучению первоклассников решать простые задачи с использованием ИКТ. Перед проведением эксперимента была выдвинута гипотеза: если в процессе обучения решению простых задач использовать ИКТ для выполнения различных упражнений с задачами, то это будет способствовать повышению правильности решения простых задач и формированию у первоклассников основ общего умения решать простые задачи.

 Обучающий эксперимент по обучению первоклассников решать простые задачи проводился в 1 «В» классе ГБОУ СОШ №138 Калининского района Санкт-Петербурга. Дети обучались   по программе «Планета знаний» (учебник «Математика», Башмаков М. И., Нефедова М. Г.). В учебнике обучению решению простых задач отведено всего 6 уроков, а подготовительный этап длится с сентября по март (7 месяцев). Такой подход неэффективен для успешного обучения решению простых задач.

Обучающий эксперимент проводился в 3 этапа: подготовительный, введение понятия «задача», формирование умения решать задачи конкретных видов и основ общего умения решать простые задачи (умения  отличать задачу от других текстов, умения анализировать задачу,  умения устанавливать соответствующие связи, на основе которых выбирают арифметические действия, умения составлять краткую запись,  выполнять решение и проверять его.

На всех этапах использовались ИКТ. На подготовительном этапе учащиеся работали с  компьютерными кассами картинок и геометрических фигур. На 2 и 3 этапах проводилась работа над формированием основ общего умения решать простые задачи с использованием ИКТ (компьютерные кассы картинок и геометрических фигур, презентации, компьютерные тесты)

Контрольный этап обучающего эксперимента показал эффективность разработанной методики обучения решению простых задач с использованием ИКТ и подтвердил справедливость гипотезы.

Учителям начальных классов необходимо применять ИКТ в своей работе на всех предметах для повышения эффективности обучения.

Список используемой литературы

  1. Ивашова О.А. Исследование школьниками решенных арифметических задач  (статья, «Начальная школа», №12, 2006)
  2. Ивашова О. А.//сборник трудов/ статья «Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников». «ИТО-РОИ-2007» 
  3. Лавриненко Т. А. «Как научить детей решать задачи?» - Саратов: «Лицей», 1999
  4. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2003. №1
  5. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. - 2002. - № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению английскому языку учеников 2 класса с использованием информационно-коммуникативных технологий

Методическая разработкапо обучению английскому языку учеников 2 класса с использованием информационно-коммуникативных технологий...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

МАСТЕР- КЛАСС на тему: «Информационно- коммуникативные технологии на уроках математики в 1-м классе»

Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование информационно- коммуникат...

Мастер класс: Нааданай ба информационно-коммуникативна технологи буряад хэлэнэй хэшээлдэ хэрэглэлгэ.

В данном мастер классе мною рассматривается использование информационно-коммуникативных технологий в  школьных учреждениях как одну из эффективных способов повышения мотивации и реальной пер...