Урок русского языка в 3 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий Тема:"Синонимы и антонимы"
план-конспект урока (3 класс)

Балкарова Татьяна Владимировна

Занимательный урок русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon синонимы и антонимы260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Балкарова Татьяна Владимировна – учитель  начальных классов                                                  

МКОУ СОШ №6, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика.                            

                             Урок русского языка в 3 классе                                                                       с использованием информационно-коммуникативных технологий                                

                             

                                    Тема: Синонимы и антонимы

Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы,  работать со словарями синонимов и антонимов.

Формируемые УУД: 

познавательные – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;

коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

 

Наглядность: плакат « Волшебный замок», «Смайлы».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.

        Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний.  (Слайд 2)

           В русском языке много слов. Каждое слово имеет своё лексическое значение. Например, определите лексическое значение слова весна. Весна – «время года, следующее за зимой». Определите лексическое значение слова честный. Честный – правдивый, добросовестный.

III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)

В русском языке есть «слова – друзья» и «слова-спорщики». У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.

Сценка 1. ( Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»)

1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

-     Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

1-й – Ну и жарко!

2-й - Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

-   Эти слова называются антонимами.

-  Вот вы и определили тему нашего урока.

(Учитель  прикрепляет карточки со словами синонимы и антонимы на плакате «Замок».

В этом замке «живут» синонимы и антонимы, которые ждут нас с интересными заданиями.)  (Слайд 4)

IV. Работа по теме урока

1. Составление правила. (Слайд 5)

Синонимы – слова, близкие по значению.

        красный - алый

        доктор - врач

Антонимы – слова, противоположные по значению.

        весело - грустно

        загадка - отгадка

Знакомство с правилом в учебнике. (Чтение, повторение).

2. Работа со словарями. (Слайд 6)

Найти синонимы и антонимы можно в специальных словарях.  (Учащиеся открывают словари). Приведите примеры синонимов и антонимов.

3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 7)

Объедините пары синонимов.

шалун        липучий

сладкоежка        озорник

птичка        валяться

плакать        ротозей

зевака        реветь

лежать        лакомка

клейкий        квакушка

лягушка        птаха

4. Прочитайте, спишите, впишите в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову. (Слайд 8)

В книге есть вопросы и ______.

Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.

Живут в соседстве ______ и радость.

Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.

5. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 9)

Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).

Человек на лошади – это … (всадник, наездник).

6. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 10)

Специальность - … (профессия).

Обучение животных - …(дрессировка).

Помещение в школе - … (класс).

Популярная игра на льду - …(хоккей).

Вид плавания - … (брасс).

Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).

7. Работа на интерактивной доске. (Слайд 11)

Развивайте свою речь.

Прочитайте. Спишите, заменив выделенные слова синонимами.

 

С моря дул студёный ветер. ( ……)

прохладный  холодный

Стояло жаркое лето. ( …….)

знойное    безоблачное

По улице пронеслась пожарная  машина. ( ……)

проехала    промчалась

V. Физкультминутка. (Слайд 12)

                        Встали прямо, подтянулись

              И друг другу улыбнулись.

              Не беда, что места мало.

              Разомнёмся для начала:

              Два хлопка над головой,

              Два хлопка перед собой,

              По коленкам бьём ладошкой,

              Прыгаем на правой ножке

              И на левой непременно

              Вместе прыгаем сейчас.

              И сначала ещё раз!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Найти пропущенные слова-антонимы.

На доске запись:

Ручейку говорила река:

- Ты узок, а я ……!

- Ты мелок, а я …..!

Об одном позабыла река –

Что она началась с ……

2. Загадка.

            Я антоним к слову зной.

            В реке, в тени густой.

            Я в бутылке лимонада,

            А зовут меня …….

                                 (Прохлада)

3. Дополните стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре «Наоборот».

(Учитель читает стихотворение, а учащиеся хором называют подходящие антонимы)

 Нам с тобой                                Скажу я слово потолок,

 Пришёл черёд        А ты ответишь

Сыграть в игру                            Пол.

 «Наоборот».                                Скажу я слово потерял,

Скажу я слово         И скажешь ты:

Высоко,        Нашёл.

А ты ответишь        Скажу тебе я слово

Низко,        Трус,

Скажу я слово         Ответишь ты:

Далеко,        Герой.

А ты ответишь        Теперь

Близко.                                          Начало я скажу.

        Ну, отвечай

        Конец!

4. Работа на интерактивной доске. (Слайд 13)

Прочитайте. Спишите, дополните пословицы подходящими по смыслу словами. Назовите синонимы и антонимы.

Приятелей много, а _______ нет.

Ученье - свет, _______ - тьма.

Правой рукой строит, а _______ разрушает.

VII. Рефлексия учебной деятельности. Работа в парах. (Слайд 14)

Работа с карточками.

1. Прочитайте. Отметьте цифрами порядок синонимов в каждой группе так, чтобы они располагались по степени увеличения признака.

                           2   3   1

? Скорый

? Стремительный

? Быстрый

? Громадный

? Огромный

? Большой

? Ураган

? Ветер

? Вихрь

2. Подберите к словам антонимы.

Вянуть - ……

Прощание - …….

Родной - ……

 Оцените свою работу на уроке при помощи «Смайлов». (Слайд 15)

(Учащиеся показывают «Смайлы» и прикрепляют их на плакате«Волшебныйзамок»). 

        

VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 16)

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?

Домашнее задание: составить 5 предложений с синонимами и антонимами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»

Урок повторения  в 4 классе  с использованием  регионального компонента  по теме:  «Синонимы.  Устаревшие слова в литературном языке».  УМК  «Начальная школа»По...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И           ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО    СКЛОНЕНИЯ....