Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Тимофеева Надежда Алексеевна

В рабочей прграмме помещена пояснительная записка, календарно - тематическое и тематическое планирование по предмету, система оценки планируемых результатови приложение с контрольными и тестовыми работами на весь учебный год в 3 классе по программе "Начальная школа 21 век"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

     Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой.  Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико–математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;- предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации; измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

  Важнейшими задачами обучения являются:

- создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;

- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

  Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.  

Ценностные ориентиры содержания курса математики.

  Содержание курса математики направлено на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями, установление аналогий и причинно-следственных связей,  построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

  Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

  Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.

  Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

Место курса математики в учебном плане.

 Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом  

 общеобразовательных учреждений РФ                                    

 Общий объем времени отводимого на изучение математики в 1-4 классах, составляет 536 часов. В каждом классе урок математики проводится 4 раза в неделю. В 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33учебные недели), а в каждом из остальных классов  - на 136 часов (34 учебные недели), в том числе урока проводятся в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – игра, урок – исследование, урок – проект.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков:

- Открытие новых знаний.

- Рефлексия (повторение и закрепление)

- Контрольный

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

                  Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию

                  самоконтроля и самопроверки.

По итогам года предусмотрена итоговая аттестация обучающихся в форме:

 1-3 классы  - контрольной работы; 4 класс - тесты

Результаты освоения курса математики.

Личностные результаты:

- самостоятельность мышления: умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

-заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

-умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;

- способность к самоорганизованности;

- готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные результаты:

- владение основными методами познания окружающего мира;

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование,  контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах;

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктино действовать в условиях успеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметные результаты.

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умение работать в информационном поле, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание курса «Математика. 1-4 классы».

Множество предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов.

Сходство и различие предметов. Соотношение размеров предметов. Понятия: «больше, меньше, одинаково, длиннее, короче, такой же длины (высоты, ширины)».

Соотношения между множествами предметов. Понятия: «больше, меньше, столько же, поровну, больше, меньше (на несколько предметов)».

Универсальные учебные действия:

- сравнивать предметы по их форме и размерам;

- распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам;

- сопоставлять множества предметов по их численностям путем составления пар предметов.

Число и счет.

Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи числа. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел, запись результатов сравнения с помощью знаков больше, меньше, равно.

Римская система записи чисел.

Сведения из истории  математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

Универсальные учебные действия:

- пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом:

- сравнивать числа:

- упорядочивать данное множество чисел.

Арифметические действия и их свойства.

Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием соответствующих знаков.

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.

Деление с остатком.

Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, двузначное и на трехзначное число.

Способы проверки правильности вычислений ( с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата,  использованием микрокалькулятора).

Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число.

Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.

Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.

Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.  

Универсальные учебные действия:

- моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;

- прогнозировать результаты вычислений;

- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

- оценивать правильность предъявляемых вычислений;

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

Величины

Длина. Площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.

Сведения из истории математики: старинные меры длины, массы. История возникновения месяцев года.

Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление. Точные и приближенные значения величины. Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием соответствующего знака.

Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения.

Масштаб. План. Карта. Примеры вычислений с использованием масштаба.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать значения однородных величин;

- упорядочивать данные значения величины;

- устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Работа с текстовыми задачами.

Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.

Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.

Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли – продажи, работы, движения тел.

Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач, с недостающими и с лишними данными

Универсальные учебные действия:

- моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;

- планировать ход решения задачи;

-анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

- прогнозировать результат решения;

- контролировать свою деятельность; обнаруживать и устранять ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера;

- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

- наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.

Геометрические понятия.

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы: вершины, стороны. Виды углов. Классификация треугольников. Виды треугольников в зависимости от длин сторон.

Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).

Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их модели, изображение на плоскости, развертки.

Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей)  в различных комбинациях. Общие элементы (пересечение) фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на бумаге в клетку.

 Универсальные учебные действия:

- ориентироваться на плоскости и в пространстве;

- различать геометрические фигуры:

- характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

- конструировать указанную фигуру из частей;

- классифицировать треугольники;

- распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях.

Логико – математическая подготовка.

Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все, все, кроме.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение основной классификации.

Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных  высказываний. Числовые равенства и неравенства как математические примеры истинных и ложных высказываний.

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..то», «неверно, что..», и их истинность. Анализ структуры  составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.

Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.

Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера.

 Универсальные учебные действия:

- определять истинность несложных утверждений;

- приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;

- конструировать алгоритм решения логической задачи;

- делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;

- конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов- связок и определять их истинность;

-анализировать структуру предъявленного составного высказывания: выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;

- актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

Работа с информацией.

Сбор информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.

Таблица: строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблицы заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.

Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.

Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А(5).

Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А(2,3).

Простейшие графики. Считывание информации.

Столбчатые диаграммы. Сравнение данных,  представленных на диаграммах.

Конечные последовательности предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.

Универсальные учебные действия:

- собирать требуемую информацию из указанных  источников; фиксировать результаты разными способами;

- сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

- переводить информацию из текстовой формы в табличную.

Планируемые результаты обучения.

К концу обучения в 3 классе ученик научится:

  Называть:

- любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке;

- компоненты действия деления с остатком;

- единицы массы, времени, длины;

- геометрическую фигуру;

Сравнивать:

- числа в пределах 1000;

- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

Различать:

- знаки больше, меньше;

- числовые равенства и неравенства;

Читать:

- записи вида 120 меньше 365, 900 больше 850;

Воспроизводить:

- соотношения между единицами массы, длины, времени;

- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;

Приводить примеры:

Числовых равенств и неравенств;

Моделировать:

- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, таблицы, рисунка;

- способ деления с остатком с помощью фишек;

Упорядочивать:

- натуральные числа в пределах 1000;

- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

Анализировать:

- структуру числового выражения;

- текст арифметической задачи;

Классифицировать:

- числа в пределах 1000;

Конструировать:

- план решения составной задачи;

Контролировать:

- свою деятельность, находить и исправлять ошибки;

Решать учебные и практические задачи;

- читать и записывать цифрами любое трехзначное число;

- читать и составлять несложные числовые выражения;

- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;

- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;

- выполнять деление с остатком,

- определять время по часам;

- изображать ломаные линии разных видов;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия;

- решать текстовые арифметические задачи в 3 действия;

К концу обучения в 3 классе ученик может научиться:

Формулировать:

- сочетательное свойство умножения:

- распределительное свойство умножения относительно сложения;

читать:

- обозначения прямой, ломаной;

Приводить примеры:

- высказываний предложений, не являющихся высказываниями;

- верных и неверных высказываний;

Различать:

- числовые и буквенные выражения;

- прямую и луч, прямую и отрезок;

- замкнутую и незамкнутую ломаную линию;

Характеризовать:

- ломаную линию;

- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

Конструировать:

- буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;

Воспроизводить:

- способы деления окружности на 2, 4, 6, 8 равных частей;

Решать учебные и практические задачи:

- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;

- проводить прямую через одну и две точки;

- строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам.

Нормы, критерии оценки и виды контроля по  математике взяты из пособия  «Математика.  Начальная  школа. Оценка знаний. Проверочные и контрольные работы»  В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева — М.: Вентана - Граф, 2011

    Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе проводится в соответствии с методическим   письмом  № 1561\14-15 от 19.11.98 .

                                         

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу ; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» (хорошо») - уровень выполнения требований  выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность  раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражения своего отношения к предмету обсуждения: наличие одной ошибки или трёх-четырёх недочетов по текущему ,два-три недочета по пройденному  материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» (<<удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, две-три ошибки или пять-шесть недочетов по текущему учебному материалу; одна ошибка и два-три недочета по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» (<<плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие- многочисленных ошибок как по текущему, так и: по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота,  оформленность

и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

3 класс  Тематическое планирование.

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Число и счёт

Целые неотрицательные числа

Счёт сотнями в пределах 1000.

Десятичный состав трёхзначного числа.

Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000.

Запись трёхзначных чисел цифрами.

Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > (больше)

и < (меньше)


Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.    






Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения.

Различать знаки > и <.

Читать записи вида 256 < 512, 625 > 108.

Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения)

Арифметические действия в пределах 1000

Сложение и вычитание

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.



Проверка правильности вычислений разными способами


Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы.  

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку

Умножение и деление

Устные алгоритмы умножения и деления.

Умножение и деление на 10 и на 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число.

Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число.




Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416).

Деление с остатком.





Деление на однозначное и на двузначное число


Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.  

Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор.

Осуществлять взаимопроверку.  

Подбирать частное способом проб.


Различать два вида деления (с остатком и без остатка).  

Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек.

Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток).    

Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку

Свойства умножения и деления

Сочетательное свойство умножения.


Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания)


Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений.

Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений

Числовые и буквенные выражения

Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Вычисление значений числовых выражений.  


Выражение с буквой.

Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв.

Примеры арифметических задач, содержащих буквенные данные. Запись решения в виде буквенных выражений


Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий.





Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила.

Различать числовое и буквенное выражения.

Вычислять значения буквенных выражений.



Выбирать буквенное выражение для решения задачи из предложенных вариантов.

Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи

Величины

Масса и вместимость

Масса и её единицы: килограмм, грамм.

Обозначения: кг, г.

Соотношение: 1 кг = 1 000 г.

Вместимость и её единица — литр.

Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка

Вычисления с данными значениями массы и вместимости


Называть единицы массы.

Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки.  



Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений

Цена, количество, стоимость

Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц


Вычислять цену, количество или стоимость товара, выполняя арифметические действия в пределах 1 000

Время и его измерение

Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век.

Обозначения: ч, мин, с.

Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 мес. Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года.

Вычисления с данными единицами времени


Называть единицы времени.

Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды.  





Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач

Геометрические величины

Единицы длины: километр, миллиметр.

Обозначения: км, мм.

Соотношения: 1 км = 1 000 м, 1 см = 10 мм, 1 дм = 100 мм.

Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста).

Длина ломаной и её вычисление


Называть единицы длины: километр, миллиметр.

Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений.  



Вычислять длину ломаной

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача

и её решение

Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами.









Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения



Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения.

Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда).

Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий.

Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении).  

Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения

Геометрические понятия

Геометрические фигуры

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание.

Обозначение ломаной буквами.

Замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся ломаная.

Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки.

Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой.

Обозначение прямой.

Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях.

Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.

Осевая симметрия: построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.  


Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии


Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев).  

Читать обозначение ломаной.  

Различать виды ломаных линий.  


Конструировать ломаную линию по заданным условиям.  

Различать: прямую и луч, прямую и отрезок.

Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита.  







Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.  

Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.

Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Понятие о высказывании.


Верные и неверные высказывания.


Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний.

Свойства числовых равенств и неравенств.    

Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания


Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями.  

Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями.  

Отличать числовое равенство от числового неравенства.

Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств.  


Конструировать ход рассуждений при решении логических задач

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Получение необходимой информации из разных источников (учебника, справочника и др.).

Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами).  

Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач


Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы.


Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы)

Формы и средства контроля:

Текущий контроль – самостоятельные работы (15 – 20 минут на уроке)

Тематический контроль – контрольные работы по итогам прохождения тем и разделов программы

Итоговый контроль – контрольные и тестовые работы по итогам полугодий и года обучения

                       МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебники:

1.Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика: 1 класс. в 2 частях.

2.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 2 класс в 2 частях.

3.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 3 класс в 2 частях.

4.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 4 класс в 2 частях.

Учебные пособия:

1.Кочурова Е.Э. Математика.  Рабочая тетрадь №1, 2. 3. 1 класс

2.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь №1,2. 2 класс

3.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь №1,2. 3 класс

                 4.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь №1,2. 4 класс

                 Методические пособия:

                 1. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. Математика. Методика обучения. 1 класс

                  М. «Вентана – граф». 2011.  

                 2. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. Математика. Методика обучения. 2 класс

                  М. «Вентана – граф». 2012.                                          

                 3. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. Математика. Методика обучения. 3 класс

                   М. «Вентана – граф». 2013.  

                   

.

                  Технические средства обучения:

                   - интерактивная доска, проектор;

                   - демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль;                   

                  - наборы пространственных геометрических фигур: шар, куб, конус, цилиндр, разные                    

                     виды     многогранников:

                  Таблицы

1.Сложение с переходом через десяток.

2.Вычитание с переходом через десяток.

3.Прямые и обратные задачи.

4.Углы.

5.Умножение

6.Компоненты умножения.

7.Компоненты деления.

8.Цена. Количество. Стоимость

9.Увеличение и уменьшение чисел.

10.Уравнения.

11.Действия с числом нуль.

12.Умножение и деление суммы на число.

13.Деление с остатком.

14. Периметр и площадь многоугольника.

15.Письменное умножение.

16.Письменное деление.

17.Доли.

18.Умножение и деление числа на произведение.

19.Сложение и вычитание величин.

20.Умножение и деление величин.

21.Письменное умножение на двузначное число.

22.Письменное умножение на трехзначное число.

23.Приемы письменного деления с остатком.

24. Скорость. Время. Расстояние.

25.Умножение и деление.

26.Таблица умножения и деления.

27.Умножение и деление с единицей и нулем.

28.Деление с остатком.

29.Приемы внетабличного умножения.

30.Приемы внетабличного деления двузначного числа на однозначное.

31.Деление на двузначное число. Решение задач. 

Мультимедийное приложение.

1.Математика 1 класс.

2.Математика 2 класс.

3.Математика 3 класс.

4.Математика 4 класс

5.Математика. Умножение и деление.

6.Программа «Кирилл и Мефодий». Математика.

Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела и темы.

Темы уроков.

Содержание, методические приемы

Количество часов на тему, разделурок

дата

Коррек

тировка

1

1 четверть.

Числа от 100 до 1000

Счет сотня ми до тысячи. Названия трехзначных чисел и их запись цифрами.

1

02.09.13

2

Числа от 100 до 1000

Счет сотня ми до тысячи. Названия трехзначных чисел и их запись цифрами.

1

03.09

3

Числа от 100 до 1000

Счет сотня ми до тысячи. Названия трехзначных чисел и их запись цифрами.

1

04.09

4

Сравнение чисел. Знаки <

и >

Поразрядное сравнение трехзначных чисел. Использование знаков < и > для записи результатов сравнения чисел.

1

06.09

5

Сравнение чисел. Знаки <

и >

Поразрядное сравнение трехзначных чисел. Использование знаков < и > для записи результатов сравнения чисел

1

09.09

6

Сравнение чисел. Знаки <

и >

Поразрядное сравнение трехзначных чисел. Использование знаков < и > для записи результатов сравнения чисел

1

10.09

7

Километр, миллиметр

Введение новых единиц длины

 (расстояния)  и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.

1

11.09

8

Километр, миллиметр

Введение новых единиц длины

 (расстояния)  и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.

1

13.09

9

Километр, миллиметр

Введение новых единиц длины

 (расстояния)  и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.

1

16.09

10

Километр, миллиметр.

Урок – путешествие.

Введение новых единиц длины

 (расстояния)  и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.

1

17.09

11

Ломаная

Понятие о ломаной линии. Вершины и звенья ломаной. Обозначение ломаной буквами латинского алфавита. Построение ломаных.

1

18.09

12

Контрольная работа №1 по теме: сравнение и запись многозначных чисел чисел.

1

20.09

13

Ломаная

Понятие о ломаной линии. Вершины и звенья ломаной. Обозначение ломаной буквами латинского алфавита. Построение ломаных.

1

23.09

14

Ломаная

Понятие о ломаной линии. Вершины и звенья ломаной. Обозначение ломаной буквами латинского алфавита. Построение ломаных.

1

24.09

15

Длина ломаной

Измерение длин звеньев ломаной. Вычисление длины ломаной. Построение ломаной по заданным длинам ее звеньев. Решение задач.

1

25.09

16

Длина ломаной

Измерение длин звеньев ломаной. Вычисление длины ломаной. Построение ломаной по заданным длинам ее звеньев. Решение задач.

1

27.09

17

Длина ломаной

Измерение длин звеньев ломаной. Вычисление длины ломаной. Построение ломаной по заданным длинам ее звеньев. Решение задач.

1

30.09

18

Масса. Килограмм, грамм

Понятие о массе предмета. Единицы массы – килограмм, грамм – и их обозначение. Определение массы предмета с помощью весов. Решение задач.

1

01.10

19

Масса. Килограмм, грамм

Понятие о массе предмета. Единицы массы – килограмм, грамм – и их обозначение. Определение массы предмета с помощью весов. Решение задач.

1

02.10

20

Масса. Килограмм, грамм

Понятие о массе предмета. Единицы массы – килограмм, грамм – и их обозначение. Определение массы предмета с помощью весов. Решение задач.

1

04.10

21

Масса. Килограмм, грамм

Понятие о массе предмета. Единицы массы – килограмм, грамм – и их обозначение. Определение массы предмета с помощью весов. Решение задач.

1

07.10

22

Вместимость. Литр.

Вместимость и ее единица – литр. Различие в словах «вместимость» и « емкость». Измерение вместимости с помощью мерных сосудов. Решение задач.

1

08.10

23

Вместимость. Литр.

Вместимость и ее единица – литр. Различие в словах «вместимость» и « емкость». Измерение вместимости с помощью мерных сосудов. Решение задач.

1

09.10

24

Вместимость. Литр.

Вместимость и ее единица – литр. Различие в словах «вместимость» и « емкость». Измерение вместимости с помощью мерных сосудов. Решение задач.

1

11.10

25

Контрольная работа №2 по теме: единицы масса и объема.

1

14.10

26

Работа над ошибками. Решение задач.

1

15.10

27

Сложение.

Поразрядное сложение чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на сложение.

1

16.10

28

Сложение.

Поразрядное сложение чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на сложение.

1

18.10

29

Сложение.

Поразрядное сложение чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на сложение.

1

21.10

30

Сложение.

Поразрядное сложение чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на сложение.

1

22.10

31

Сложение.

Поразрядное сложение чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на сложение.

1

23.10

32

Сложение.

Поразрядное сложение чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на сложение.  

1

25.10

33

Вычитание.

Поразрядное вычитание чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на вычитание.

1

28.10

34

Вычитание.

Поразрядное вычитание чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на вычитание.

1

29.10

35

Вычитание.

Поразрядное вычитание чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на вычитание.

1

30.10

36

Вычитание.

Поразрядное вычитание чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на вычитание.

1

01.11

37

2 четверть.

Вычитание.

Поразрядное вычитание чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на вычитание.

1

11.11

38

Вычитание.

Поразрядное вычитание чисел в пределах 1000.Устные и письменные приемы вычислений. Решение задач на вычитание.

1

12.11

39

Сочетательное свойство сложения.

Введение названия «сочетательное свойство», словесная формулировка сочетательного свойства сложения. Использование данного свойства при выполнении устных и письменных вычислений.

1

13.11

40

Сочетательное свойство сложения.

Введение названия «сочетательное свойство», словесная формулировка сочетательного свойства сложения. Использование данного свойства при выполнении устных и письменных вычислений.

1

15.11

41

Сочетательное свойство сложения.

Введение названия «сочетательное свойство», словесная формулировка сочетательного свойства сложения. Использование данного свойства при выполнении устных и письменных вычислений.

1

18.11

42

Сумма трех и более слагаемых.

Упрощение выражений: запись выражений, содержащих только действие сложение без скобок. Вычисление значений вида:36+25+64+75 на основе использования свойства сложения.

1

19.11

43

Сумма трех и более слагаемых.

Упрощение выражений: запись выражений, содержащих только действие сложение без скобок. Вычисление значений вида:36+25+64+75 на основе использования свойства сложения.

1

20.11

44

Сумма трех и более слагаемых.

Упрощение выражений: запись выражений, содержащих только действие сложение без скобок. Вычисление значений вида:36+25+64+75 на основе использования свойства сложения.

1

22.11

45

Контрольная работа № 3 по теме:  сочетательное свойство сложения.

1

25.11

46

Сочетательное свойство умножения.

Введение названия «сочетательное свойство умножения», словесная формулировка сочетательного свойства умножения. Использование данного свойства при выполнении устных и письменных вычислений.

1

26.11

47

Сочетательное свойство умножения.

Введение названия «сочетательное свойство умножения», словесная формулировка сочетательного свойства умножения. Использование данного свойства при выполнении устных и письменных вычислений.

1

27.11

48

Сочетательное свойство умножения.

Введение названия «сочетательное свойство умножения», словесная формулировка сочетательного свойства умножения. Использование данного свойства при выполнении устных и письменных вычислений.

1

29.11

49

Произведение трех и более множителей.

Упрощение выражений: запись выражений, содержащих только действие умножение без скобок. Вычисление значений вида:4*8*2 на основе использования свойств умножения.

1

02.12

50

Произведение трех и более множителей.

Упрощение выражений: запись выражений, содержащих только действие умножение без скобок. Вычисление значений вида:4*8*2 на основе использования свойств умножения.

1

03.12

51

Произведение трех и более множителей.

Упрощение выражений: запись выражений, содержащих только действие умножение без скобок. Вычисление значений вида:4*8*2 на основе использования свойств умножения.

1

04.12

52

Контрольная работа № 4 по теме: сочетательное свойство умножения.

1

06.12

53

Работа над ошибками. Решение задач и выражений.

1

09.12

54

Симметрия на бумаге в клетку.

Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным фигурам относительно заданных осей симметрии, на листе бумаги в клетку.

1

10.12

55

Симметрия на бумаге в клетку.

Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным фигурам относительно заданных осей симметрии, на листе бумаги в клетку.

1

11.12

56

Симметрия на бумаге в клетку.

Урок - игра

Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным фигурам относительно заданных осей симметрии, на листе бумаги в клетку.

1

13.12

57

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Правила порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях, содержащих только умножение и деление или только сложение и вычитание. Использование изученных правил при выполнении вычислений.

1

16.12

58

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Правила порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях, содержащих только умножение и деление или только сложение и вычитание. Использование изученных правил при выполнении вычислений.

1

17.12

59

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Правила порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях, содержащих только умножение и деление или только сложение и вычитание. Использование изученных правил при выполнении вычислений.

1

18.12

60

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Анализ структуры составного числового выражения, содержащего скобки. Правило порядка выполнения действий в составном числовом выражении со скобками.

1

20.12

61

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Анализ структуры составного числового выражения, содержащего скобки. Правило порядка выполнения действий в составном числовом выражении со скобками.

1

23.12

62

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Анализ структуры составного числового выражения, содержащего скобки. Правило порядка выполнения действий в составном числовом выражении со скобками.

1

24.12

63

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Анализ структуры составного числового выражения, содержащего скобки. Правило порядка выполнения действий в составном числовом выражении со скобками.

1

25.12

64

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Анализ структуры составного числового выражения, содержащего скобки. Правило порядка выполнения действий в составном числовом выражении со скобками.

1

27.12

65

3 четверть.

Высказывание

Понятие о высказывании. Примеры предложений, не являющихся высказываниями. Верные и неверные высказывания.

1

13.01.14

66

Высказывание

Понятие о высказывании. Примеры предложений, не являющихся высказываниями. Верные и неверные высказывания.

1

14.01

67

Высказывание

Понятие о высказывании. Примеры предложений, не являющихся высказываниями. Верные и неверные высказывания.

1

15.01

68

Высказывание

Понятие о высказывании. Примеры предложений, не являющихся высказываниями. Верные и неверные высказывания.

1

17.01

69

Высказывание

Понятие о высказывании. Примеры предложений, не являющихся высказываниями. Верные и неверные высказывания.

1

20.01

70

Числовые равенства и неравенства

Числовые равенства и неравенства как математические примеры высказываний. Свойства числовых равенств.

1

21.01

71

Числовые равенства и неравенства

Числовые равенства и неравенства как математические примеры высказываний. Свойства числовых равенств.

1

22.01

72

Числовые равенства и неравенства

Числовые равенства и неравенства как математические примеры высказываний. Свойства числовых равенств.

1

24.01

73

Деление окружности на равные части.

Практические способы деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и на 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 части.

1

27.01

74

Деление окружности на равные части.

Практические способы деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и на 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 части.

1

28.01

75

Деление окружности на равные части.

Практические способы деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и на 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 части.

1

29.01

76

Умножение суммы на число.

Правило умножения суммы на число и его использование при вычислениях. Устные приемы умножения в случаях вида: 12*8

1

31.01

77

Умножение суммы на число.

Правило умножения суммы на число и его использование при вычислениях. Устные приемы умножения в случаях вида: 12*8

1

03.02

78

Умножение суммы на число.

Правило умножения суммы на число и его использование при вычислениях. Устные приемы умножения в случаях вида: 12*8

1

04.02

79

Контрольная работа №5 по теме: числовые равенства и неравенства.

1

05.02

80

Работа над ошибками. Решение задач и выражений.

1

07.02

81

Умножение на 10 и на 100.

Приемы умножения на 10 и на 100

1

10.02

82

Умножение на 10 и на 100.

Приемы умножения на 10 и на 100

1

11.02

83

Умножение на 10 и на 100.

Приемы умножения на 10 и на 100

1

12.02

84

Умножение в случаях вида: 50*9 и 200*4.

Приемы умножения данного числа десятков или сотен на однозначное число. Понятие о буквенном выражении.

1

14.02

85

Умножение в случаях вида: 50*9 и 200*4.

Приемы умножения данного числа десятков или сотен на однозначное число. Понятие о буквенном выражении.

1

17.02

86

Умножение в случаях вида: 50*9 и 200*4.

Приемы умножения данного числа десятков или сотен на однозначное число. Понятие о буквенном выражении.

1

18.02

87

Умножение в случаях вида: 50*9 и 200*4.

Приемы умножения данного числа десятков или сотен на однозначное число. Понятие о буквенном выражении.

1

19.02

88

Прямая.

Понятие о прямой как о бесконечной фигуре. Принадлежность точки данной прямой линии. Взаимное расположение на плоскости двух прямых. Обозначение прямой линии буквами латинского алфавита. Чтение обозначений. Задачи с буквенными данными.

1

21.02

89

Прямая.

Понятие о прямой как о бесконечной фигуре. Принадлежность точки данной прямой линии. Взаимное расположение на плоскости двух прямых. Обозначение прямой линии буквами латинского алфавита. Чтение обозначений. Задачи с буквенными данными.

1

25.02

90

Прямая.

Понятие о прямой как о бесконечной фигуре. Принадлежность точки данной прямой линии. Взаимное расположение на плоскости двух прямых. Обозначение прямой линии буквами латинского алфавита. Чтение обозначений. Задачи с буквенными данными.

1

26.02

91

Контрольная работа № 6 по теме: умножение.

1

28.02

92

Работа над ошибками. Решение задач и выражений.

1

03.03

93

Умножение на однозначное число.

Письменные приемы умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное. Устный прием умножения в случаях вида: 403*2

1

04.03

94

Умножение на однозначное число.

Письменные приемы умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное. Устный прием умножения в случаях вида: 403*2

1

05.03

95

Умножение на однозначное число.

Письменные приемы умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное. Устный прием умножения в случаях вида: 403*2

1

07.03

96

Умножение на однозначное число.

Письменные приемы умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное. Устный прием умножения в случаях вида: 403*2

1

10.03

97

Умножение на однозначное число.

Письменные приемы умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное. Устный прием умножения в случаях вида: 403*2

1

11.03

98

Умножение на однозначное число.

Письменные приемы умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное. Устный прием умножения в случаях вида: 403*2

1

12.03

99

Умножение на однозначное число.

Письменные приемы умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное. Устный прием умножения в случаях вида: 403*2

1

14.03

100

Контрольная работа № 7 по теме: умножение на однозначное число.

1

17.03

101

Работа над ошибками. Решение задач и выражений.

1

18.03

102

Измерение времени.

Единицы времени: год, месяц, сутки, неделя, час, минута, секунда. Соотношения между единицами времени. Определение времени с помощью часов. Календарь.  Решение задач.

1

19.03

103

Измерение времени.

Урок - исследование

Единицы времени: год, месяц, сутки, неделя, час, минута, секунда. Соотношения между единицами времени. Определение времени с помощью часов. Календарь.  Решение задач.

1

21.03

104

4 четверть.

Измерение времени.

Единицы времени: год, месяц, сутки, неделя, час, минута, секунда. Соотношения между единицами времени. Определение времени с помощью часов. Календарь.  Решение задач.

1

31.03

105

Измерение времени.

Единицы времени: год, месяц, сутки, неделя, час, минута, секунда. Соотношения между единицами времени. Определение времени с помощью часов. Календарь.  Решение задач.

1

01.04

106

Деление на 10 и на 100

Приемы деления на 10 и на 100

1

02.04

107

Деление на 10 и на 100

Приемы деления на 10 и на 100

1

04.04

108

Нахождение однозначного частного

Деление чисел в пределах 1000 в случаях, когда частное является однозначным числом. Нахождение однозначного частного способом подбора.

1

07.04

109

Нахождение однозначного частного

Деление чисел в пределах 1000 в случаях, когда частное является однозначным числом. Нахождение однозначного частного способом подбора.

1

08.04

110

Нахождение однозначного частного

Деление чисел в пределах 1000 в случаях, когда частное является однозначным числом. Нахождение однозначного частного способом подбора.

1

09.04

111

Деление с остатком

Деление с остатком и его компоненты, свойства остатка. Выполнение деления с остатком в случаях вида 6:8. решение арифметических задач, требующих выполнения деления с остатком.

1

11.04

112

Деление с остатком

Деление с остатком и его компоненты, свойства остатка. Выполнение деления с остатком в случаях вида 6:8. решение арифметических задач, требующих выполнения деления с остатком.

1

14.04

113

Деление с остатком

Деление с остатком и его компоненты, свойства остатка. Выполнение деления с остатком в случаях вида 6:8. решение арифметических задач, требующих выполнения деления с остатком.

1

15.04

114

Деление с остатком

Деление с остатком и его компоненты, свойства остатка. Выполнение деления с остатком в случаях вида 6:8. решение арифметических задач, требующих выполнения деления с остатком.

1

16.04

115

Контрольная работа № 8 по теме: деление.

1

18.04

116

Работа над ошибками. Решение задач и матем выражений.

1

21.04

117

Деление на однозначное число.

Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. Письменный прием деления двузначного и трехзначного числа на однозначное.

1

22.04

118

Деление на однозначное число.

Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. Письменный прием деления двузначного и трехзначного числа на однозначное.

1

23.04

119

Деление на однозначное число.

Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. Письменный прием деления двузначного и трехзначного числа на однозначное.

1

25.04

120

Деление на однозначное число.

Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. Письменный прием деления двузначного и трехзначного числа на однозначное.

1

28.04

121

Деление на однозначное число.

Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. Письменный прием деления двузначного и трехзначного числа на однозначное.

1

29.04

122

Умножение в случаях вида 23 * 40

Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правил умножения на однозначное число и на 10.

1

30.04

123

Умножение в случаях вида 23 * 40

Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правил умножения на однозначное число и на 10.

1

02.05

124

Умножение в случаях вида 23 * 40

Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правил умножения на однозначное число и на 10.

1

05.05

125

Умножение на двузначное число.

Письменный прием умножения на двузначное число двузначного числа.

1

06.05

126

Умножение на двузначное число.

Письменный прием умножения на двузначное число двузначного числа.

1

07.05

127

Умножение на двузначное число.

Письменный прием умножения на двузначное число двузначного числа.

1

12.05

128

Умножение на двузначное число.

Письменный прием умножения на двузначное число двузначного числа.

1

13.05

129

Умножение на двузначное число.

Письменный прием умножения на двузначное число двузначного числа.

1

14.05

130

Деление на двузначное число.

Письменный прием деления на двузначное число в пределах 1000

1

16.05

131

Деление на двузначное число.

Письменный прием деления на двузначное число в пределах 1000

1

19.05

132

Административная тестовая работа

1

20.05

133

Деление на двузначное число.

Урок - проект

Письменный прием деления на двузначное число в пределах 1000

1

21.05

134

Деление на двузначное число.

Письменный прием деления на двузначное число в пределах 1000

1

23.05

135

Деление на двузначное число.

Письменный прием деления на двузначное число в пределах 1000

1

26.05

136

Деление на двузначное

Письменный прием деления на двузначное число в пределах 1000

1

27.05

                                        Входная контрольная работа №1

Вариант 1

1. Вычисли:

38-19=           7* 8=       54+ 37=

81:9=             72- 46=    6*4=

40+ 25=          36:4=       100-63=

3*4=                29+29=     48: 6=

2.Реши задачу.

Вокруг школы ученики посадили 16 кустов жасмина, шиповника  в 4 раза меньше, чем жасмина, а сирени столько, сколько жасмина и шиповника вместе. Сколько кустов сирени посадили ученики вокруг школы?

3.Начерти отрезок 6 см, а другой в 2 раза меньше. На сколько см первый отрезок длиннее второго?

4.Периметр квадрата 16 см. Какова его сторона?

Вариант 2

1.Вычисли:

57- 28=          9*6=            35+35=

64: 8=            100-72=       5*7=

50+39=           27: 3=          83-56=

8*4=               52+38=          42:6=

2.Реши задачу.

Школьники помогали убирать урожай. На огороде работало 6 учеников, в поле в 4 раза больше, чем на огороде, а в саду столько, сколько в поле и на огороде вместе. Сколько учеников работало в саду?

3.Начерти отрезок 4 см, а другой в 2 раза  больше. На сколько см первый отрезок короче второго?

4.Площадь прямоугольника 16 кв. см.  Длина одной стороны 8 см. Какова длина его второй стороны?

                                         Контрольная работа №2

по теме "Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел"

Вариант 1

1.        Заполни пропуски:

452 =         с.        д.        ед.       9 с. О д. О ед. = _________

608 =         с.    д.       ед.       1 с. 1 д. 1 ед. = __

2.        Запиши цифрами числа:

двести тридцать два, триста, четыреста восемь,         тысяча

3.Продолжи ряд чисел до 402:   393, 394, 395,...

4.Сравни числа. Запиши знак > или <.

500 □   900                             420  □  402

138  □  801                              1000 □  777

5*. Дано число 408. Составь трёхзначные числа, записанные теми же цифрами.

Вариант 2

1.        Заполни пропуски:

371 =        с.        д.__ед.           504 =        с.        д.        ед.

8 с. 0 д. 0 ед. =        2 с. 2 д. 2 ед. =        

2.        Запиши цифрами числа:

четыреста двадцать один, пятьсот семь, шестьсот, тысяча        

3.   Продолжи ряд чисел до 603: 594, 595, 596, ...

4.   Сравни числа. Запиши знак > или <.
400 □ 800      608□806
298 □ 302      555□1000

5*. Дано число 609. Составь трёхзначные числа, записанные теми же цифрами.

                            Контрольная работа  №3  за 1 четверть

по теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"

               Вариант 1

1.        Вычисли устно:

(39+ 25)+ 5       28 + 13 + 12
     (6 • 4) • 2                      2• 9• 2

2.        Выполни вычисления, записывая в столбик:

447 + 220       336+  14        502+299     345 -249       590- 345          632-340  

3.В библиотеке записано 615 читателей, из них 227 взрослых, 315 подростков, а остальные читатели — дети. Сколько детей посещают эту библиотеку?

 4*. Найди сумму трёх слагаемых, из которых первое — 100, а каждое следующее слагаемое на 50 больше предыдущего.

Вариант 2

1.        Вычисли устно:

(47+ 16)+ 4      35 + 27+ 15
(8• 3) • 3        2• 6• 3

2.        Выполни вычисления:

321        482       306     _922     _  540      _824

+ 460     + 22     +384      -718       -126      - 570

3. В трёх домах живут 385 жильцов. В первом доме живут 134 жильца, во втором — 117. Сколько жильцов в третьем доме?

4*. Найди сумму трёх слагаемых, из которых первое — 200, а каждое следующее слагаемое на 50 меньше предыдущего.

Контрольная работа №4

по теме "   Свойства сложения и умножения "

    Вариант 1

1.   Запиши цифрами: число пятьсот;  число, следующее за числом пятьсот,; число, предшествующее  числу пятьсот.

2.        Вычисли:

308 + 492 = □    180 + 239 = □     384 + 616 = □          (254+86)+14=

612 - 283 = □      701 - 647 = □      500 - 409 = □         306+29+486=

3.        Закончи запись:

50 мм =             см       48 мм =        см        мм

1000 г =               кг       61 см =        дм___см

4. Масса ящика — 2 кг, а яблоки, которые находятся в нём, в 6 раз тяжелее. Какова масса ящика вместе с яблоками?

5.Рассмотри чертёж. Вычисли длину ломаной.

6*. Сколько раз по 2 мм содержится в 1 см?

Вариант 2

1.        Запиши цифрами: число семьсот         ; число, следующее за числом семьсот,          число, предшествующее числу семьсот        

2.        Вычисли:

204 + 589 =          270 + 648 =             435 + 565 =          (399+299)+1=

 721 - 458 =            802 - 359 =             900-107=             163+58+119=

3.        Закончи записи:

8 см =         мм        72 мм =        см        мм

1 кг =         г        45 см =        дм___см

4.        Масса бочки — 8 кг, а огурцы, которые находятся в ней, в 7 раз тяжелее. Какова масса бочки вместе с огурцами?

5.Рассмотри чертёж. Вычисли длину ломаной.

6. Сколько раз по 5 мм содержится в 1 см?

Контрольная работа № 5

по теме "Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях"

Вариант 1

1.        Найди значение выражений:

72-20 + 4=        17-4: 2+10 =

24:6-4=        6 +(18-14) • 2 =

180-(81:9)+6-4=

2.Напиши верные равенства и неравенства:
5-2 + 48 = 59              60:3>9        
8<32        (10 + 4): 2 = 7

3.  В шести пакетах 18 литров сока. Сколько литров сока в 2 пакетах?  

4*. Вставь такие знаки действий, чтобы получилось верное равенство:

 3 □3 □3=3

   Вариант 2

1.        Найди значение выражений:

91-50 + 6=        23- 18: 3 + 36 =

32:4-9=        8+ (24-16)-3 =

16 : (15 - 11) + 48 : 8 =

2.        Напиши  верные  равенства  и  неравенства:
60-5-20 = 10                     18 > 81                        

49 : 7 < 11                             (25-15): 5 = 3        

3. В семи   банках 21 литр молока . Сколько литров молока в 3 банках?

4*. Вставь такие знаки действий, чтобы получилось верное равенство:

5 □5 □5=5

        

Итоговая контрольная работа №6 за 2 четверть (за 1 полугодие)

по теме «Порядок выполнения действий»

Вариант 1.

1.Реши задачу:

В столовой израсходовали 18 кг риса, а гречневой крупы в 2 раза меньше, чем риса. Пшена израсходовали столько, сколько риса и гречневой крупы вместе. Сколько кг пшена израсходовано?

2. Вычисли:

360+80+9=       800-9•7=        364-217=        276+98=    

74-(48:8)=       350+81:9=     629+235=     938-52=

3. Построй прямоугольник, длина которого 8 см. ширина в 4 раза меньше.

Найди периметр и площадь прямоугольника.

4.Вставь числа, чтобы запись была верной:

2м > …м      4 дм…см = 46 см            …м  9дм  <    29 дм

5*Запиши два числа, произведение и частное которых равны.

Вариант 2.

1.Реши задачу:

В парке посадили 7 кустов сирени, шиповника в 2 раза больше, чем сирени, а акации на 9 кустов меньше, чем сирени и шиповника вместе. Сколько посадили кустов акации?

2. Вычисли:

240+70+5=       600-6•7=        472-186=        234+72=    

56-(32:8)=        270+49:7=       827+219=       746-81=

3. Построй прямоугольник, длина которого 7 см, ширина на 4см  меньше.

Найди периметр и площадь прямоугольника.

4.Вставь числа, чтобы запись была верной:

2см > …см     56 дм  =   … м 6дм             3дм …см <    32 см

5*На сколько увеличится число 13, если цифры в записи числа переставить местами?

3 четверть

Контрольная работа №7

по теме " Умножение на 10 и на 100.  Числовые равенства и неравенства"

Вариант 1

1.Найди значение выражений.

801-(64+168)=         56:7+12=        15•100=

400-8•7=                  9•8+154=        10•76=

2.Отметь верное равенство и неравенство.

  42:7=6                              (47-38) •5=40

 9 •2-4 >20                                     90< 89  

3. Реши задачу:

Музей за три дня посетили 625 человек.  В первый день-215 человек, во 2 день на 64 больше, а остальные посетили музей в третий день. Сколько человек  посетили музей в третий день?    

4. Построй окружность с центром в точке В и радиусом 2 см. Раздели её точками М, Р, К,С на четыре равные части.

Вариант 2

1.Найди значение выражений.

500-(291-76)=             6•3:2=         90•10=

950+36:9=                  7•5+246=    100•6=

2.Отметь верное равенство и неравенство.

  24:4=7                              (35-29) •3=18

 6 • 4+2>29                                     72< 81  

3. Реши задачу:

   В библиотеку за три дня записалось 752 человека. В понедельник записалось 236 человек, во вторник на 39 человек меньше, а остальные - в среду. Сколько человек записалось в библиотеку в среду?

4. Построй окружность с центром в точке У и радиусом 4 см. Раздели её точками М, Р, К,С, Д, Л  на 6  равных  частей.                                                  

                                          Контрольная работа № 8

                         по теме " Умножение на однозначное число"

Вариант 1

1.Вычисли двумя способами:

(6 + 8) •5=      (7 + 4) • 9 =

Вычисли устно:
3•10        100•5
20•4        2•300

В магазин привезли 7 ящиков яблок по 15 кг в каждом и виноград. Винограда привезли в 3 раза больше, чем яблок. Сколько килограммов винограда привезли в магазин?

  Выполни умножение:

218•3 =         154•6 =

106 • 7 =         230 • 4 =

5*. Реши неравенство:   х<5.

Вариант 2

1.        Вычисли двумя способами:

(3 + 9) •4=      (8 + 5) •7 =

2.        Вычисли устно:
                5•10           40•2

          100•9         3 • 300

3.        В палатку привезли 3 коробки конфет по 19 кг в каждой и пряники. Пряников привезли в 4 раза больше, чем конфет. Сколько килограммов пряников привезли в палатку?

4.        Выполни умножение:

   317•2 =           109•6 =

   168•5 =            320•3 =

5*. Реши неравенство: 4 > а.

                          Итоговая контрольная работа №9 за 3 четверть

по теме «Умножение и деление чисел»

Вариант 1

1.Вычисли:

             189 • 4 =               150•3=            50:10=

             305 • 3 =               210•4=             300:100=

2.  Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства или неравенства

1год =        мес.

3 ч =        мин

2сут. =        ч

1 мин 10 с =        с

 1 мес...  5 нед.

1 год … 364 сут

3.         Реши задачу:

За перемену в школьном буфете 24 ученика купили  по 2 пирожка. Это в 6 раз меньше, чем  привезли. Сколько пирожков привезли в этот день в буфет?

4. Построй две   прямые ОК и ВМ, которые пересекаются под прямым углом

5*. Реши неравенство: 9>  а+4

Вариант 2

1.   Вычисли:

262 • 3 =          180•5=            70:10=

209 • 4 =          120•4=             800:100= 

2.Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства или неравенства

век  =         лет

ч =        мин

нед. =        сут.

 2 мин 5 с =        с

  1 год …  367 сут.

  1 мес … 6 нед.

3.За перемену в школьном буфете 16 учеников  купили  по 3творожных сырка. Это в 6 раз меньше сырков, чем завезли в буфет утром. Сколько сырков  привезли  в буфет  утром?

Построй две  прямые АК и ВМ, которые пересекаются под прямым углом

4*. Реши неравенство:    у•2+1  <  8  

Контрольная работа №10 по теме

«Умножение и деление на однозначное число»

Вариант 1

1. Вычисли:

846:2 =      15•20 =             231•3=        623:7=

112:4 =       46•30 =             417 •2=       380:8=

2. Найди значение выражения:

60 + 240:6 - 4=

3.Реши задачу:

В парке 167 берёз, осин на 19 меньше, а клёнов – в 4 раза меньше, чем осин. Сколько растёт в парке осин?

Вариант 2

1. Вычисли:

125 : 5 =      14•30 =             156•3=        152 : 4=

 891: 9 =       26•80 =             372 •2=       380 :5=

2. Найди значение выражения:

280-100 •6 +5=

3.Реши задачу:

 Для столовой купили 156 кг картофеля, моркови  в 3 раза меньше, а свёклы на 52 кг больше, чем моркови. Сколько кг моркови купили для столовой?

Контрольная работа №11 по теме

"Деление и умножение на  двузначное число 4 четверть

Вариант 1.

1.   Вычисли:

17•13=              78•12=             42•21=

 357: 21=          165:15=          814:37=

В прямоугольнике длины сторон 18 см и 46 см. Этот прямоугольник разбили на 36 равных частей. Чему равна площадь одной части?

3.  Вырази:

2ч 50 мин =…мин          527к.=…руб….к.

52 дм=…см                     7м 50см=…см

4.* На какое число следует разделить 896, чтобы в частном получить 28?

Вариант 2.

1.   Вычисли:

16•14=              58•13=             25•21=

 196:14=          946:22=          408:51=

2.В квадрате  длина стороны 25 см. Этот  квадрат разбили на 64 равные части. Чему равна площадь одной части?

3.  Вырази:

376 к.=…руб….к.                     306см =…м…см

52 см =…дм…см                       2ч 25 мин =…мин          

4.* На какое число следует разделить 864, чтобы в частном получить 36?

Итоговая контрольная работа №12 за 4 четверть по теме

«Письменные приёмы вычислений»

Вариант 1

1.        Вычисли устно:

30 • 20             900 : 30

10 -90             80 : 40

4 • 200                   150 : 10

2.        Найди:

произведение 18 и 23, 27 и 24; частное 516 и 43, 986 и 29.

3.В магазине продали 4 ящика яблок по 58 кг в каждом. После этого  осталось продать  ещё 644 кг. Сколько всего килограммов  яблок было в магазине?

4.На чертеже изображены две стороны АВ и ВК прямоугольника АВКМ. Дострой этот прямоугольник. Найди площадь и периметр данного прямоугольника.

5.* За 1 ч Маша собрала 7 грибов. Верно ли, что за 2 ч Маша соберёт 14 грибов? Объясни свой ответ.
Ответ:_____

Вариант 2

1.        Вычисли устно:

30 • 30            600 : 20

10 •70          90 : 30

 2 • 300                  250 : 10

2.        Найди: произведение 19 и 38, 23 и 32; частное 874 и 23, 779 и 41.

3.        В кулинарию поступило 7 коробок печенья по 9        кг в каждой  и 108 кг конфет. Сколько всего килограммов сладостей поступило в кулинарию?

4.На чертеже изображены две стороны СМ и МР квадрата СМРВ. Дострой этот квадрат. Найди периметр и площадь данного квадрата.

5*.  За 1 час Коля поймал 8 окуней. Верно ли, что за 3 часа Коля поймает 24 окуня? Объясни свой ответ.

Ответ:____

Итоговая  контрольная работа  №13   за год

Тест

1.Вычисли значение выражения (41 — 36) • (72 : 8) =

2. Миша поймал 9 окуней, а ершей в 2 раза больше. Сколько ершей поймал Миша?        

3. Коля поймал 12 ершей, а окуней на 4 меньше. Сколько всего рыб поймал Коля?        Ответ:       рыб.

4.Вычисли: 37 • 2 =

5. Вычисли: 84 : 6 =

6. Впиши в «окошко» цифру, чтобы запись была верной. 284 < 2    4

7. Вычисли:

5 6 2 - 3 8 7

8. Сколько сдачи получила мама с 500 рублей, если она купила 3 пакета молока по 10 рублей каждый?

9. Сторона квадрата 5 см. Чему равен периметр квадрата? Отметь свой ответ .

25см □    20 см □    10 см □     15см □    

10. Какие две фигуры имеют равную площадь? Отметь свой ответ .

1 и 2 □    1 и 3 □    1 и 4 □    3 и 4 □

11. Маша решила измерить длину веревки с помощью линейки длиной 40 см. Она приложила линейку 6 раз, после чего осталось еще 4 см веревки. Чему равна длина всей веревки? Отметь свой ответ .

236 см □    246 см □    264 см □    244 см□

12. Альбом и 4 одинаковые ручки стоят 84 рубля. Какова цена одной ручки, если цена альбома 36 рублей? Отметь верное решение задачи .

84 - 36 = 48 (руб.)

36 : 4 = 9 (руб.)

 1) 84 : 4 = 21 (руб.)

 84 - 36 = 48 (руб.)

  48 : 4 = 12 (руб.)

 1)84 + 36 = 120 (руб.)

2)120 : 4 = 30 (руб.)

13. Найди площадь закрашенной фигуры. Используй мерку .

14. В вазе лежат 36 конфет. Сколько конфет нужно добавить, чтобы 5 мальчиков разделили их поровну между собой?

15. В каком порядке нужно выполнять действия? Отметь свой ответ .

48 - 12 : 3 + 6

вычитание, деление, сложение        

вычитание, сложение, деление        

деление, сложение, вычитание        

деление, вычитание, сложение        

16. Впиши в «окошки» цифры, чтобы запись была верной.

     3    8

+     6___

         5 8 2

17. В библиотеку привезли 9 пачек книг по 8 штук в каждой. На одну полку поставили 16 книг, а остальные книги решили поставить поровну на семь других полок. Сколько книг поставят на каждую из семи полок?

18. В четыре мешка разложили поровну 28 кг муки, в пять мешков

разложили поровну 30 кг сахара. Определи, что тяжелее — мешок муки или мешок сахара. Запиши своё решение.

19. Из 12 спичек длиной 3 см Света сложила сначала фигуру А, а потом фигуру В. Сравни периметры фигур А и В. Отметь свой ответ

фигура А имеет больший периметр

обе фигуры имеют одинаковый периметр

фигура В имеет больший периметр

Объясни свой ответ.

20. Выбери в таблице столбик, в котором числа соответствуют тексту: «Дети за три дня посадили 54 дерева. В третий день они посадили деревьев в 2 раза больше, чем в первый, и на 9 деревьев меньше, чем во второй день».

День

Количество деревьев

Первый

10

8

12

9

Второй

29

22

18

27

Третий

20

24

24

18

Отметь свой ответ.

Объясни свой ответ__________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике по ОС"Школа 2100" 4 класс

рабочая программа на 2 полугодие по учебнику Козловой, Демидовой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для УМК «Школа России» 2 класс

Рабочая программа по математике для 2 класса УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа ХХI века" 2 класс по ФГОС

Рабочая программа и календарно тематический план для 2 го класса...

рабочая программа по математике по УМК "Школа 2100" для 4 класса

Рабочая программа по математике для 4 класса по учебнику Козловой, Демидовой....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа", 1 класс

Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" для 1 класса....

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа по математике 2 клас "Начальная школа 21 века"...