Урок математики "Перестановка слагаемых"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Тимофеева Наталия Валерьевна

Урок математики "Перестановка слагаемых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок математики54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 20»

Открытый урок по математике

в 1 классе

Перестановка слагаемых

Учитель начальных классов:

Тимофеева Н.В.

Саранск 2012

Тема: Перестановка слагаемых

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с переместительным свойством сложения;
  2. учить находить суммы с одинаковыми значениями, не выполняя вычислений;
  3. развивать речевые умения, умения рассуждать и обобщать.

Ход урока:

1. Орг. момент

    1) Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Начинаем мы опять:

Решать, отгадывать, считать!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

2) Проверим готовность к работе:

 - Руки? Дети: «На месте!»

- Ноги? Дети: «На месте!»

- Локти? Дети: «У края!»

- Спина? Дети: «Прямая!»

2. Начинаем наш урок.

1) Сядьте ровно. Приготовьтесь меня внимательно слушать и выполнять задания. Еще совсем недавно мы познакомились с математикой – этой сложной и интересной наукой. И уже научились складывать и вычитать в пределах 10, знаем некоторые математические понятия и правила. Сегодня на уроке мы с вами вспомним и откроем новое знание (узнаем новое правило).

2) Откройте тетради, запишите число, «классная работа»

3) Математический диктант.

(Записать только ответы)

- Увеличьте 5 на 3

- Уменьшите 7 на 1

- Найдите сумму 3 и 3

- Первое слагаемое 5, второе – 2. Чему равно значение суммы?

- Уменьшаемое 8, вычитаемое – 3. Чему равно значение разности?

- Сколько нужно прибавить к 4, чтобы получить 7?

- Лена раскрасила в альбоме 5 васильков и 4 ромашки. Сколько всего цветов раскрасила Лена?

- Дружно муравьи живут

И без дела не снуют:

Три несут травинку,

Три несут былинку,

Три несут иголку.

Сколько муравьев под елкой?

Что вы узнали о муравьях? (Дружные, трудолюбивые)

Кстати, хочу вам сказать, что муравьи считаются самыми сильными животными, т.к. они могут поднять груз во много-много раз тяжелее самого себя.

- Ниночка рисует дом,

Очень много окон в нем.

Здесь их шесть, четыре – там.

Посчитай все окна сам.

(8, 6, 6, 7, 5, 3, 9, 9, 10)

Проверка:

- Встаньте те, у кого первый ответ – 8.

- Встаньте те, у кого второй и третий ответы одинаковое число. Сели.

- Присядьте около стульчика те, у кого четвертый ответ, на одну единицу меньше, чем первый.

- Встаньте, у кого на пятом месте находится цифра, обозначающая это место.

- Хлопните в ладоши столько раз.

- Встаньте те, у кого следующие два ответа получилась одинаковая цифра.

- Присядьте, у кого число 10.

(Все ответы по ходу записываются на доске)

- Похлопайте себе, у кого нет ни одной ошибки! Молодцы!

4) В этом ряду чисел найдите лишнее число.

- 10

- Почему?

- Двузначное. Состоит из двух 2-х цифр.

- Что обозначает?

- 1 десяток.

5) Запись чисел в столбик

- К сегодняшнему числу добавьте 1 десяток. Какое число получилось?

- 13

- Добавим еще две единички. Кто знает, какое число теперь?

- 15

- Добавим еще одну единичку.

- 16

- Представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых (Запись на доске).

13= 10 + 3

15= 10 + 5

16= 10 + 6

Что помогло справиться с этими заданиями? Какое знание?

(Состав числа)

3. Устный счет

1) Игра «Строим дом»

7 + 3                                  4 + 5                                    9 - 3

8 - 2                                   7 - 2                                     6 - 1

4 + 4                                  6 - 4                                     2 + 6

5 - 3                                   9 + 1                                    5 + 3

2)  Выберите из этих математических записей одну сумму и запишите к себе в тетрадь. Прочитайте, правильно называя компоненты.

Подчеркните. Это пример-помощник.

Играем с числами. Записать примеры на вычитание.

Обменяться тетрадями. Проверить друг у друга.

3) Игра «Почтальон»

Маша и Миша живут в доме №8. назовите номера соседних домов.

№7  и №9

«Строители» - в жюри

3 + 5                             3 + 4                              1 + 8

7 + 1                             2 + 5                              2 + 7

1 + 7                             1 + 6                              3 + 6

2 + 6                             4 + 3                              4 + 5

6 + 2                             5 + 2                              5 + 4

(Крепить справа от домика с номером)

Проверка.

- Что заметили?

- Есть примеры, в которых слагаемые поменялись местами, но результат сложения один и тот же.

4. Постановка проблемы.

-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать?(дружно, старательно, внимательно, с уважением)

«Открытие детьми нового знания»

Класс делится на 7  групп. Каждая группа получает кружочки, прямоугольники, квадраты, треугольники  двух цветов.  Все группы получают план работы.  

1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам  фигуры.

2. Сравните результаты.

3. Сделайте  вывод.

Дети работают в группах. Один ученик отчитывается о работе группы по плану:

У нас получились примеры….   Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….

-К какому выводу мы пришли?  (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

5. Физкультминутка

Мы считали и устали

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

(Приседания.)

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

6. В тетради есть пример-помощник. Отступите 4 клетки вправо и запишите, что получится, если слагаемые поменяем местами.

7. Работа с учебником. Стр. 26

 

Задание №1.

- Проанализируйте данный рисунок.

- Где сидит Маша? Где сидит Миша?

- Что лежит на столе? Как назвать одним словом? (Фрукты)

- Почему маша и Миша записали разные суммы? (На столе лежит один набор предметов (фрукты). Так как Миша и Маша смотрят на этот набор с противоположных сторон, то для нахождения числа фруктов на столе они составили разные суммы, которые отличаются порядком следования слагаемых ( то, что для Миши находится слева, для Маши – справа, и наоборот.)

- Будут ли значения этих сумм равны? (Так как набор фруктов на столе один и тот же (с какой стороны на него ни смотри), то значения указанных сумм должны быть равны.)

- Поставьте между данными суммами знак: >, < или =.

Запись: 3 + 4 \=\ 4 + 3

Задание № 2.

-  Сравните суммы в каждом столбике. Чем они похожи? (Одинаковые слагаемые.)

- Чем отличаются? (Слагаемые поменяли местами.)

- Будут ли значения сумм в каждом столбике равны?

- Сформулируйте правило.

От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

- Вычислите значение данных сумм и проверьте правило перестановки слагаемых.

Учащиеся выполняют задание.

Задание № 3.

При выполнении этого задания от учащихся потребуете продемонстрировать умение применять только что изучено свойство.

-  Впишите пропущенные числа так, чтобы значения сумм были равны.

-  Каким свойством вы воспользовались? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.)

Задание № 4.

В этом задании от учащихся требуется умение находить суммы с одинаковыми значениями, не выполняя вычислений, а основываясь только на переместительном свойстве сложения.

- Что изображено на рисунке?

- Обведите одинаковым цветом те фонарики, под которыми написаны суммы с одинаковыми значениями (вычислений не выполнять).

Решение:            2 + 6 = 6 + 2

                             10 + 4 = 4+10

- Какое правило помогло вам выполнить это задание? Задание № 5.

- Рассмотрите образец: 1 + 6 = 6 + 1 =7.

-  Каким правилом воспользовались, чтобы вычислить значение суммы 1+6? (Использовали правило перестановки слагаемых, так как найти значение суммы 6 + 1 удобнее и легче.)

-  Вычислите и запишите значения указанных сумм с помощью перестановки слагаемых.

Запись:           1+8 = 8 + 1=9

                         2 + 7 = 7 + 2 = 9    и т. д.

Домашнее задание.

- Расскажите взрослым о нашем открытии.

Итог урока.

Мне  понравилось

Мне запомнилось

Меня удивило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Математика. 1 класс. Урок 40. Слагаемое. Сумма - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_40_slagaemoe_summa/2012-11-14-133  Урок 40. Слагаемое. Сумма В презентации отображены:    допол...

Математика. 1 класс. Урок 42. Слагаемое. Сумма - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_42_slagaemoe_summa/2012-11-20-135 Урок 42. Слагаемое. Сумма В презентации отображены:    задание на ...

Презентация к уроку математики "Слагаемые. Сумма" 1 класс

Презентация поможет учителю разнообразить устный счет, вобъяснении новой темы, содержит логические задания, пояснение к задаче....

Урок "Перестановка слагаемых"

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока "Перестановка слагаемых" 1 класс

Конспект урока "Перестановка слагаемых" 1 класс...