урок математики 4 класс "Задачи на части"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Антонова Инна Владимировна

Задачи на части

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_po_teme_doli.doc27.5 КБ
Файл zadachi_na_chasti.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи по теме «Доли»

  1. Масса арбуза 6 кг. Сколько килограмм в 1/2 арбуза?
  2. 1/3 стакана сахарного песку весит 60 г. Сколько весит стакан сахарного песку?
  3. Один литр подсолнечного масла весит 930 г. Вычислите вес 1/3 л подсолнечного масла?
  4. Почтовый голубь в час пролетает 100 км. Сколько километров он пролетает за 15 минут?
  5. Длина 1/4 отрезка – 9 см. Сколько сантиметров во всём отрезке?
  6. Мотоциклист проехал 8 км, что составляет 1/4 намеченного маршрута. Сколько километров должен проехать мотоциклист?
  7. 1/4 отрезка составляет 11 см. Чему равна длина всего отрезка?
  8. Куриное яйцо весит 50 г. на скорлупу приходится 1/10 этого веса, на белок 1/2 веса яйца, остальное – желток. Сколько весит желток?
  9. Сколько минут в 1/12 часа?
  10. В школе 840 учащихся. 1/6 этого числа – отличники. Сколько в школе отличников?
  11. Тетрадь стоит 3 рубля, что составляет 1/10 часть стоимости учебника. Сколько стоят тетрадь и учебник вместе?
  12. Сколько километров проходит пароход за 1/4 часа, если за час он проходит 50 км?
  13. длина отрезка ткани 90 см. Продали 1/6 часть этого куска. Сколько метров ткани осталось?
  14. Один литр керосина весит 750 г. Cколько весит 1/5 литра?
  15. Сколько часов в 1/6 суток?

    Задачи по теме «Доли»

     1.  Масса арбуза 6 кг. Сколько килограмм в 1/2 арбуза?

2. 1/3 стакана сахарного песку весит 60 г. Сколько весит      стакан сахарного песку?

3. Один литр подсолнечного масла весит 930 г. Вычислите вес 1/3 л подсолнечного масла?

4. Почтовый голубь в час пролетает 100 км. Сколько километров он пролетает за 15 минут?

5.  Длина 1/4 отрезка – 9 см. Сколько сантиметров во всём   отрезке?

6. Мотоциклист проехал 8 км, что составляет 1/4 на-меченного маршрута. Сколько километров должен проехать мотоциклист?

7. 1/4 отрезка составляет 11 см. Чему равна длина всего отрезка?

8.  Куриное яйцо весит 50 г. на скорлупу приходится 1/10 этого веса, на белок 1/2 веса яйца, остальное – желток. Сколько весит желток?

9.  Сколько минут в 1/12 часа?

10.В школе 840 учащихся. 1/6 этого числа – отличники. Сколько в школе отличников?

11.Тетрадь стоит 3 рубля, что составляет 1/10 часть стоимости учебника. Сколько стоят тетрадь и учебник вместе?

12.Сколько километров проходит пароход за 1/4 часа, если за час он проходит 50 км?

13.Длина отрезка ткани 90 см. Продали 1/6 часть этого куска. Сколько метров ткани осталось?

14.Один литр керосина весит 750 г. Сколько весит 1/5 литра?

15.Сколько часов в 1/6 суток?



Предварительный просмотр:

Тема:  Задачи на части (урок-сказка)

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Формировать способность к решению задач на части с неправильными дробями.
  2. Закрепить решение примеров с дробями на порядок действий, умение сравнивать дроби.

Оборудование: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в гости к сказочным героям. Итак, в путь!

II. Актуализация знаний

Мы в гостях у Знайки и Незнайки.

1. Игра «Перевертыш»: учитель называет дробь, а дети должны перевернуть ее и записать другую дробь.

Дробь

«Перевёртыш»

  • Какая дробь лишняя в первой строке? (5/5, так как эта дробь неправильная,  она равна  1,  а остальные дроби правильные меньше 1 и выражают правильные части величин.)
  • Чем похожи дроби второй строке? (Эти дроби неправильные, больше или равны единице, выражают неправильные части величин.)

2. Задачи на части.( Индивидуальная работа)

а) В аквариуме 12 рыбок-петушков. 5 из них зеленого цвета, 3 красного и 2 синего. Какую часть составляют рыбки зеленого цвета? Какую часть составляют рыбки красного цвета? Какую - синего?

( ,   ,   )

б) Высота дерева саксаул 1 м, это составляет 1/20 длины его корпя. Найди длину корня этого дерева.

(20 метров)

в) Высота айсберга 84 м. его находится под водой. Найди высоту надводной части айсберга.

(84-84:7•6=12(м))

III.        Постановка проблемы

а)        Бригада строителей построила ферму за 40 дней. По плану на это потребовалось дней. Сколько дней отводилось на постройку фермы по плану?

б)        Токарь выточил на токарном станке 100 деталей, что составляетдневной нормы. Какова его дневная норма?

  • Как найти часть числа?
  • Как найти число по его части?        
    - «Переверните» дроби в задачах и найдите значения данных выражений.
  • Что произошло? (Из правильной дроби получили неправильную)
  • Как вы думаете, можно ли решить задачи с неправильными дробями по тем же правилам, что и задачи с правильными дробями?

Дети высказывают свои мнения.

- Цель урока - установить, решаются ли задачи с неправильными частями по тем же правилам, что и задачи с правильными частями.

Открывается тема урока: «Задачи на части»

IV.        «Открытие» детьми нового знания

- Что нужно найти в обеих задачах? (Чему равна одна часть.)

  • Что можно найти, если известно чему равна одна часть? (Чему равны несколько частей.)
  • Итак, по какому правилу мы решили задачу с неправильными частями при нахождении части от числа? (Число 40 разделили на знаменатель 4 и умножили на числитель 5.)
  • Проверим по опорной схеме, совпадает ли это правило с правилом нахождения правильной части от числа? (Да.)

На доске - опорная схема:   Часть = Число : Знаменатель • Числитель

- По какому правилу мы находили число по его части при решении задач с неправильными частями? (Часть 100 разделили на числитель 5 и умножили на знаменатель 4.)

На доске - опорная схема: Число = Часть : Числитель • Знаменатель

-        Проверим по опорной схеме, совпадает ли это правило с правилом нахождения числа по его правильной части? (Да.)

 Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с. 19.

  • Какой вид задач мы не разобрали? (Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого.)

Опорная схема: Часть= 1 Число : 2 Число

  • Проверим по опорной схеме, совпадают ли правила решения задач с неправильными дробями и задач с правильными дробями на нахождение части, которую одно число составляет от другого?

(Да.)

-        А теперь решим задачу 4 на с. 20, в которой мы встретимся с Золушкой.

  • Как найти часть от числа?
  • Как найти число по его части?
  • Как определить какую часть одно число составляет от другого?

V. Физкультминутка

Весёлая переменка с коровой

VI.        Первичное закрепление

- Отправляемся в гости к Буратино и почтальону Печкину.    

Упр. 2, упр. 3, с. 20 - выполняются в паре с последующей проверкой в классе.

VII.        Повторение (разноуровневые задания)

- Отправляемся в гости к Винни-Пуху.

а) Сложение и вычитание дробей: № 10, с. 21 – выполняется фронтально.

- Разбейте примеры на две группы. (1 группа: примеры первого столбика, так как примеры состоят из двух действий, а ответы - дробные числа. II группа: примеры второго столбика вклю-
чают четыре действия, а ответы
- целые числа.)

б) Индивидуальная работа: №12*

х= {7,8,9}

VIII. Итог урока

  • Чему мы научились на уроке? (Решать задачи с неправильными частями.)
  • К какому выводу пришли? (Задачи с неправильными частями решаются по тем же правилам, что и задачи с правильными частями.)

- Кто испытывал затруднения в новой теме?

Домашнее задание

  1. . 5, с. 21.
  2. Решить по вариантам: №11с.21

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Средняя общеобразовательная школа №40

 Урок по теме:

«Задачи на части»

                                           

         Антонова И.В.

учитель начальных классов

Улан-Удэ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме:"Отношение между частью и целым и между частями"

Изучение внутренних связей и отношений между целым и частями; подведение детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжение работы по определению на схеме часте...

Презентация к уроку математики "Целое и часть"

Представлена презентация к уроку математики для 1-го класса. Тема "Целое и часть"....

Урок математики. 1 класс (2 часть). Тема: Части фигур" УМК "Школа 2100"

На данном уроке учащиеся практически знакомятся с понятиями "Часть", "Целое". На основе этих понятий учатся  составлять выражения на раскрытие конкретных арифметических действий....

Урок математики на тему: «Части фигур». 1класс.УМК «Школа2000…»

Конспект урока в 1 классе  по программе "Школа 2000..."   Общеинтеллектуальное направление "Занимательная математика". На уроке  дети учатся составлять фигуры из разрезных частей, фанта...

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Конспект урока математики «Вычитание по частям» (УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со свойством вычитания по частям с переходом через разряд;  совершенствование навыка вычитания разрядного слагаемого, вычитания однозначного чи...