Рабочая программа по математике в 4 классе
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

В данной работе представлена рабочая программа по математике для 4 классов по программе Л.П. Петерсон "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4e.docx100.35 КБ

Предварительный просмотр:

        

.Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3»

г.Юбилейный

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Гимназия № 3»_________________

М.C. Бобылкина

02.09.2013г.

М.П.

Рабочая программа по математике

(базовый уровень)

4Е класс

Составитель: Молчанова Марина Валентиновна

учитель высшей категории

2013 г.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Планируемые результаты.
  5. Способы и формы оценки  достижения по курсу «Математика».
  6. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 «Е» КЛАССЕ

Введение

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовании, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Курс математики для 4-ых классов начальной школы, реализующей данную программу, является частью непрерывного курса математики. Она обеспечивает преемственность математической подготовки между ступенями дошкольного, начального и общего среднего образования.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:

  • С требования федерального образовательного стандарта начального образования;
  • С рекомендациями примерной основной образовательной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС авторским коллективом ОС «Перспектива» для образовательных учреждений, под редакцией Л.Г. Петерсон.
  • С особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся МОУ «Гимназии №3»

Цели и задачи реализации программы.

Основными целями курса математики для 4-ых классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

  • Формирование у учащихся основ умения учиться;
  • Развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • Создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.

Соответственно, задачами данного курса являются:

  • Формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • Приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • Формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления.
  • Духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математики, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становления основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • Формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
  • Реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • Овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
  • Создание здоровьесберегающей, информационно-образовательной среды.

Принципы и подходы к формированию программы.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения:

1) Принцип деятельности –ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Особенности курса

Содержание курса математики строится на основе:

  • системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);
  • системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);
  • дидактической системы деятельностного метода ОС «Перспектива» (Л.Г. Петерсон).

Для формирования определённых ФГОС НОО универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

1) приобретение опыта выполнения УУД;

2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);

3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль.

Суть дидактической системы деятельностного метода заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода, которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

При проведении уроков математики на первом этапе формирования УУД  дети не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе собственной учебной деятельности. При этом обеспечивается возможность выполнения ими всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

На основе приобретённого опыта учащиеся строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий (третий этап). И наконец, по мере освоения УУД проводится контроль данного УУД и умения учиться в целом (четвёртый этап).

Общая характеристика программы.

Содержание курса математики строится на основе:

  • системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности;
  • системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий;
  • дидактической системы деятельностного метода ОС «Перспектива» (Л.Г. Петерсон)

Основой организации образовательного процесса в дидактической системе ОС «Перспектива» (Л.Г. Петерсон)является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации; базовом технологическом и состемно-технологическом.

Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:

  • мотивация к учебной деятельности;
  • актуализация знаний;
  • проблемное объяснение нового знания;
  • первичное закрепление его во внешней речи;
  • самостоятельная работа с самопроверкой;
  • рефлексия учебной деятельности на уроке.

Состав участников образовательного процесса.

В 4 «Е» классе 28 человек. Из них 17 девочек и 11 мальчиков. 2002 год – 1 ученик (Лындин Павел), 2004 год – 2 ученицы (Гора Настя, Удалова Маша). Остальные ученики 2003 года рождения.

Результаты психолого-педагогического обследования показали высокий уровень учебной мотивации у большинства учащихся класса (70 %). Учащиеся в процессе обучения во 3-ем классе ознакомились с математическими явлениями и понятиями. Кроме того, в классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам математики. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Родители большинства учащихся имеют высшее образование, оказывают активную поддержку в образовательном процессе.

Заключение

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На изучение математики в 4-ом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю – всего 136 часов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Содержание предмета по темам.

Числа и арифметические действия с ними(35 ч)

Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного.

Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел (с остатком). Общий случай деления многозначных чисел.

Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).

Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.

Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.

Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби.

Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента о числа и числа по его проценту.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части).

Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами.

Работа с текстовыми задачами(42 ч).

Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи.

Составные задачи в 2-5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел.

Задачи на привидение к единице (четвертое пропорциональное).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от  другого. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления).

Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.

Геометрические фигуры и величины (15 ч).

Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником.

Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность.

Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар, соотношения между ними.

Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки.

Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.

Геометрические фигуры и величины (15 ч).

Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий.

Формула площади прямоугольного треугольника S=(a*b)/2.

Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальных объектов.

Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления: v=v1+v2 и v=v1-v2. Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d=s0-(v1+v2)*t), в противоположных направлениях (d=s0+(v1+v2)*t), вдогонку (d=s0-(v1-v2)*t), с отставанием (d=s0-(v1-v2)*t). Формула одновременного движения s=vсбл.*tвстр.

Координатный угол. График движения.

Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число.

Алгебраические представления (6 ч.)

Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки >=, <=. Двойное неравенство.

Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча.

Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний.

Математический язык и элементы логики (2 ч.)

Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов, записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с языком диаграмм и графиков.

Определение истинности высказываний. Построение высказываний с помощью логических связок и слов «верно\неверно, что…», «не», «если….,то…», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и\или».

Работа с информацией и анализ данных (16 ч.)

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.

Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.

Выполнение проектных работ по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)».

Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации.

Обобщение и систематизация знаний, полученных в 4 классе.

Портфолио  ученика 4 класса.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 4 «Е» КЛАССА.

№ п/п

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Планируемые результаты

план

факт

Предметные результаты

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД)

Личностные результаты

1

Решение неравенства

Что такое неравенство?

Конспект и его составные части.

Сформировать умения решать неравенства.

Р. Различать способ и результат действия

П. перерабатывать полученную информацию.

К. осуществлять взаимный контроль

Овладевать навыками адаптации в изменяющемся мире

2

Множество решений

Как найти множество решений неравенства?

Схема для составления конспекта.

Сформировать умения находить множества решений.

Р. Использовать методы решения проблем поискового характера

П. определять главную мысль урока

К. признавать возможность право иметь свое мнение

Оценивать свои поступки

3

Строгое и нестрогое неравенство.

Как записать неравенство, в котором два условия?

Карточки со знаком >=, <=

Научить записывать двойные неравенства.

Р. Формировать логические операции-сравнение, анализ.

П. доносить свою позицию до других

К. стремиться не допускать конфликтов

Воспринимать целостно окружающий мир

4

Двойное неравенство.

Как найти множество решений двойного неравенства?

Карточки со знаком >=, <=

Формировать умение решать двойные неравенства.

Р. Научить выполнять учебное действие.

П.овладевать различными способами поиска

К.учить работать в парах и группах.

Оценивать роль математики  в системе знаний.

5

Неравенство. С-1, 2.

Как составить неравенство по множеству решений?

Двойное неравенство.

Учить решать двойное неравенство.

Р.анализировать ситуацию.

П.учить использовать методы решения проблем творческого характера

К.учитывать разные мнения учеников

Осознавать личностный смысл ученика

6

Оценка суммы.

Что такое верхняя и нижняя граница суммы?

Верхняя и нижняя граница суммы.

Учит исследовать суммы. Сформировать понятия верхней и нижней границы суммы.

Р.учить формировать логические операции.

П.оформлять свои мысли в устной речи

К.учитывать разные мнения

Развивать самостоятельность и личную ответсвенность.

7

Оценка разности.

Что такое верхняя и нижняя граница разности?

Верхняя и нижняя граница разности.

Учит исследовать разности. Сформировать понятия верхней и нижней границы разности.

Р. Учить устранять причины затруднений.

П. Учить использовать знако – символические средства математического языка.

К. слушать и понимать речь других.

Находить выходы из спорных ситуаций.

8

Оценка произведения.

Что такое верхняя и нижняя граница произведения?

Верхняя и нижняя граница произведения.

Учит исследовать произведение. Сформировать понятия верхней и нижней границы произведения.

Р. Определять наиболее эффективные способы для достижения цели.

П. ориентироваться на разнообразные способы решения задач

К. контролировать действия партнера

Осознавать роль математики в жизни

9

Оценка частного.

Что такое верхняя и нижняя граница частного?

Верхняя и нижняя граница частного.

Учит исследовать частное. Сформировать понятия верхней и нижней границы пчастного.

Р. Формировать логическую операцию-установление причинно-следственных связей.

П. донести свою позицию до других

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Развивать веру в себя.

10

Оценка результатов арифметических действий. С-3.

Как найти приблизительный результат?

Понятие приблизительный результат.

Сформировать умение находить приблизительный результат.

Р. Учить ставить и сохранять цели учебной деятельности

П. перерабатывать полученную информацию

К. уметь договариваться о распределении функций

Развивать волевую саморегуляцию.

11

Прикидка результатов арифметических действий.

Как сделать прикидку результатов?

Прикидка результата.

Сформировать умение делать прикидку результата.

Р. Формировать логическую операцию-установление причинно-следственных связей.

П. донести свою позицию до других

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Развивать веру в себя.

12

Прикидка результатов арифметических действий. С-4.

Как сделать прикидку результатов?

Прикидка результата.

Сформировать умение делать прикидку результата.

Р. Осуществлять пошаговый контроль по результату.

П. определять тему урока

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Учиться сдерживать себя

13

Контрольная работа №1 по теме:  Прикидка результатов арифметических действий.

Что мы знаем  прикидке результата?

Текст контрольной работы.

Закрепить умение делать прикидку.

Р. Формировать логические операции-сравнение, анализ.

П. доносить свою позицию до других

К. стремиться не допускать конфликтов

Учиться определять границы собственного знания и незнания.

14

Работа над  ошибками. Деление с однозначным частным.

Какие случаи внетабличных приемов деления нам известны?

Ветабличные приемы деления

Повторить внетабличные приемы деления

Р. Учить создавать модели изучаемых объектов.

П. доносить свою позицию до других

К. обосновывать высказанное суждение

Развивать морально-этические качества.

15

Деление с однозначным частным (с остатком).

Как выполнить деление с остатком?

Деление с остатком.

Закрепить умение деления с остатком.

Р. Формировать логические операции-сравнение, анализ.

П. доносить свою позицию до других

К. стремиться не допускать конфликтов

Уметь находить выходы из спорных ситуаций.

16

Деление на двузначное и трехзначное число.

Как найти алгоритм деления на двузначное и трехзначное число?

Алгоритм деления.

Сформировать умение выполнять деление в столбик.

Р. Определять успешность выполнения задания.

П. перерабатывать полученную информацию

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Выполнять установку на здоровый образ жизни.

17

Деление на двузначное и трехзначное число С-5, С-6.

Что такое алгоритм деления?

Алгоритм деления

Закреплять умение выполнять деление на двузначное, трехзначное число

Р. Учиться формулировать учебную проблему.

П. Находить ответы на вопросы в учебнике.

К. Развивать речевую деятельность.

Осваивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

18

Деление на двузначное и трехзначное число (с нулями в частном).

Как делать прикидку?

Алгоритм деления.

Научить делать прикидку и выполнять деление в столбик.

Р. Различать способ и результат действия

П. перерабатывать полученную информацию.

К. осуществлять взаимный контроль

Учиться определять границы собственного знания и незнания.

19

Деление на двузначное и трехзначное число (с остатком).

Как делать прикидку?

Алгоритм деления.

Сформировать умения выполнять прикидку действий с многозначными числами.

Р. Использовать методы решения проблем поискового характера

П. определять главную мысль урока

К. признавать возможность право иметь свое мнение

Развивать веру в себя.

20

Деление на двузначное и трехзначное число С-7.

Как делать прикидку?

Алгоритм деления.

Сформировать умения выполнять прикидку действий с многозначными числами.

Р.Осваивать начальные умения проектной деятельности.

П.Находить необходимую информацию в учебнике.

К.Уступать и находить общее решение в паре.

Мотивировать себя в работе на результат.

21

Оценка площади.

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Набор геометрических фигур

Сформировать умение находить площадь различных фигур..

Р. Научить выполнять учебное действие.

П.овладевать различными способами поиска

К.учить работать в парах и группах

Самостоятельно делать выбор.

22

Приближенное вычисление площадей.

Что такое палетка?

Палетка. Геометрические фигуры.

Научить находить площадь фигур при помощи палетки.

Р.анализировать ситуацию.

П.учить использовать методы решения проблем творческого характера

К.учитывать разные мнения учеников

Развивать учебную и социальную мотивацию

23

Приближенное вычисление площадей. С-8.

Что такое палетка?

Палетка. Геометрические фигуры.

Научить находить площадь фигур при помощи палетки.

Р.учить формировать логические операции.

П.оформлять свои мысли в устной речи

К.учитывать разные мнения

Воспринимать одноклассников как членов своей команды

24

Контрольная работа №2 по теме «Деление на двузначное и трехзначное числа».

Что мы знаем о делении на двузначные и трехзначные числа?

Текст контрольной работы.

Проверить знания надвузначные и трехзначные числа.

Р. Осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

П. Учиться готовить свое выступление.

К. Слушать и понимать речь других.

Учиться определять границы собственного знания и незнания.

25

Работа над ошибками. Измерения и дроби.

Что такое дробь?

Понятие дроби

Познакомить с понятием дроби.

Р. Принимать цель задания, заданную педагогом.

П. Составлять план действий при работе с конкретным заданием.

К. Активно участвовать в дидактических играх.

Развивать самостоятельность за свои поступки

26

Доли.

Что такое доли?

Понятие доли

Сформировать понятие доли. Научить правильно читать и записывать доли.

Р. Предлагать способ решения проблемы.

П. наблюдать и делать самостоятельные выводы.

К. Слушать и понимать речь других.

Высказывать свое отношение к происходящему

27

Сравнение долей.

Как сравнить две доли?

Геометрические фигуры, разделенные на доли.

Сформировать умение сравнивать доли.

Р. Устанавливать причинно-следственные связи.

П. Работать с таблицами, схемами, диаграммами.

К. Вступать в беседу на уроке.

Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению

28

Доли. Сравнение долей С-9.

Как сравнить две доли?

Текст самостоятельной работы.

Закрепитьумение сравнивать доли.

Р. Принимать цель задания, заданную педагогом.

П. Составлять план действий при работе с конкретным заданием.

К. Активно участвовать в дидактических играх.

Проявлять интерес к решению примеров

29

Нахождение доли числа.

Как найти долю  числа?

Геометрические фигуры, разделенные на доли.

Научить находить долю числа.

Р. Выявлять и устранять причины затруднения.

П. Использовать метод решения проблем поискового характера.

К. Стремиться не допускать конфликтов.

Осознавать личностный смысл учения

30

Проценты.

Что такое процент?

Понятие процент.

Познакомить с понятием процент, сформировать умение находить процент от числа.

Р. Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Находить необходимую информацию в учебнике.

К. Уметь задать уточняющие вопросы.

Осознавать роль математики в жизни

31

Нахождение числа по доле..

Что значит найти число по доле?

Понятие доли.

Сформировать умение находить число по доле.

Р. Участвовать в оценке и обсуждении результата.

П. Учиться в процессе общего обсуждения.

К. Ясно формулировать свои затруднения.

Оценивать жизненные ситуации

32

Задачи на доли. С-10.

Что мы знаем о доле?

Тест самостоятельной работы

Сформировать умение решать задачи на нахождение долей.

Р. Участвовать в оценке и обсуждении результата.

П. Учиться в процессе общего обсуждения.

К. Ясно формулировать свои затруднения.

Определять границы собственного знания и незнания

33

Дроби.

Что такое дробь?

Понятие дроби.

Научить читать и записывать дроби.

Р. Оценивать свои учебные действия.

П. Составлять план действий при работе с конкретным заданием.

К. Контролировать действия партнера.

Принимать социальную роль ученика

34

Сравнение дробей.

Как сравнить две дроби?

Понятие сравнение дробей.

Научить сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и числителями.

Р. Развивать инициативность и самостоятельность.

П. Формулировать мыслительную операцию-сравнение.

К. Развивать навыки сотрудничества.

Высказывать свое отношение к происходящему

35

Дроби. Сравнение дробей. С-11.

Что мы знаем о дробях?

Алгоритм сравнения дробей.

Закрепить знания о сравнении дробей.

Р. Использовать метод решения проблем творческого характера.

П. Развивать способность аргументировать свою точку зрения.

К. Работать консультантом и помощником для других учеников.

Целостно воспринимать окружающий мир.

36

Работа над ошибками.

Дроби.

Что такое дробь?

Понятие дроби.

Научить читать и записывать дроби.

Р. Оценивать свои учебные действия.

П. Составлять план действий при работе с конкретным заданием.

К. Контролировать действия партнера.

Целостно воспринимать окружающий мир.

II четверть (28 ч)

37

Нахождение части от числа.

Как найти часть от числа?

Геометрические фигуры, разделенные на части.

Научить находить части от числа.

Р. Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Находить необходимую информацию в учебнике.

К. Уметь задать уточняющие вопросы.

Вносить свой вклад для достижения общих результатов.

38

Нахождение числа по его части..

Как найти число по части?

Геометрические фигуры, разделенные на доли.

Научить находить число по его части.

Р. Выявлять и устранять причины затруднения.

П. Использовать метод решения проблем поискового характера.

К. Стремиться не допускать конфликтов.

Развивать учебную и школьную мотивацию

39

Задачи  на дроби.

Как найти долю, число по доле, процент от числа?

Тексты задач на проценты и доли.

Научить решать задачи на нахождение долей, процента от числа.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

П. Находить ответы на вопросы в учебнике.

К. Развивать речевую деятельность

Понимать эмоции других людей

40

Задачи  на дроби. С-12..

Как найти долю, число по доле, процент от числа?

Тексты задач на проценты и доли.

Научить решать задачи на нахождение долей, процента от числа.

Р. Выбирать задания в учебнике и рабочей тетради для индивидуальной работы.

П. Читать и объяснять информацию с помощью рисунков и схем.

К. Формулировать ответы на вопросы других учеников.

Учиться решать моральные проблемы

41

Площадь прямоугольного треугольника.

Какой треугольник называется прямоугольным?

Понятие прямоугольный треугольник.

Познакомить с  формулой для нахождения площади прямоугольного треугольника.

Р. Различать способ и результат действия.

П. Выявлять и устранять причину затруднений.

Слушать и понимать речь других.

Овладевать навыками адаптации в изменяющемся мире

42

Деление и дроби.

Как с помощью дроби записать результат деления двух натуральных чисел?

Понятие дроби.

Сформировать умение с помощью дробей записывать результат деления.

Р. Оценивать результаты индивидуальной работы.

П. Составлять план действий при работе.

К. Ясно формулировать свои затруднения.

Оценивать свои поступки

43

Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого.

Как изменяется частное с увеличением делимого?

Запись результата деления в виде дроби.

Научить решать задачи с помощью дробей.

Р. Участвовать в оценке и обсуждении результата.

П. Учиться в процессе общего обсуждения.

К. Ясно формулировать свои затруднения.

Воспринимать целостно окружающий мир

44

Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого. С-13.

Как изменяется частное с увеличением делимого?

Текст самостоятельной работы.

Научить решать задачи с помощью дробей.

Р. Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания.

П. Учиться в процессе общего обсуждения.

К. Участвовать в обсуждениях, работая в паре.

Оценивать роль математики  в системе знаний.

45

Контрольная работа №3 по теме «Дроби»

Что мы знаем о дробях?

Текст контрольной работы.

Закрепить знание о дробях.

Р. Осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

П. Учиться готовить свое выступление.

К. Слушать и понимать речь других.

Учиться определять границы собственного знания и незнания.

46

Работа над ошибками.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

Опорная схема.

Сформировать умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

Р.Выявлять и устранять причины затруднений.

П.Формировать умения обобщать и классифицировать.

К.вступать в беседу на уроке

Развивать самостоятельность и личную ответственность.

47

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?

Опорная схема.

Сформировать умение вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Р.Осваивать начальные умения проектной деятельности.

П.Находить необходимую информацию в учебнике.

К.Уступать и находить общее решение в паре.

Учиться относиться к ошибке, как к рабочей ситуации.

48

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. С-14.

Как сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить знания о сложении и вычитание дробей.

Р.Сохранять цели учебной деятельности.

П.Формировать мыслительную операцию – анализ.

К. Доводить свою позицию до других.

Развивать интерес к изучению математики.

49

Правильные и неправильные дроби..

Какая дробь называется неправильной?

Понятие неправильной дроби.

Сформировать представление о правильных и неправильных дробях.

Р. Определять успешность выполнения задания.

П. перерабатывать полученную информацию

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Развивать волевую саморегуляцию.

50

Правильные и неправильные части величин.

Когда дробь равна единице?

Правильные и неправильные величины.

Сформировать умение различать правильные и неправильные части величин.

Р.Развивать алгоритмическое мышление

П.наблюдать и делать самостоятельные выводы

К. контролировать действия партнера

Развивать веру в себя.

51

Задачи на части с неправильными дробями.

Как решать задачи на нахождение части?

Опорная схема.

Сформировать навыки решения задач на части.

Р.Искать способ решения проблемы

П.сформулировать мыслительную операцию-сравнение

К. развивать навыки содрудничества.

Учиться сдерживать себя

52

Задачи на части с неправильными дробями. С-15.

Как решать задачи на нахождение части?

Опорная схема.

Сформировать навыки решения задач на части.

Р.анализировать ситуацию.

П.учить использовать методы решения проблем творческого характера

К.учитывать разные мнения учеников

Находить выходы из спорных ситуаций.

53

Смешанные числа.

Какие числа называются смешанными?

Смешанные числа.

Сформировать понятие смешанные числа.

Р. Учиться формулировать учебную проблему.

П. Находить ответы на вопросы в учебнике.

К. Развивать речевую деятельность.

Осознавать роль математики в жизни

54

Выделение целой части из неправильной дроби.

В какой дроби можно выделить целую часть?

Понятие смешанное число.

Сформировать умение выделить из неправильной дроби целую часть.

Р. Учиться работать с графическими моделями.

П. строить речевые высказывания в устной форме.

К. развивать навыки сотрудничества.

55

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби.

Как смешанное число записать в виде неправильной дроби?

Опорная схема.

Сформировать умение записывать число в виде неправильной дроби.

Р. Осуществлять пошаговый контроль по результату.

П. определять тему урока

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Развивать морально-этические качества.

56

Преобразование смешанных чисел. С-16,17.

Что мы знаем о смешанных числах?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить понятие смешанных чисел.

Р. Учить устранять причины затруднений.

П. Учить использовать знако – символические средства математического языка.

К. слушать и понимать речь других.

Уметь находить выходы из спорных ситуаций.

57

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Как сложить два смешанных числа?

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Сформировать вычислительные навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Р. Определять наиболее эффективные способы для достижения цели.

П. ориентироваться на разнообразные способы решения задач

К. Доводить свою позицию до других.

Выполнять установку на здоровый образ жизни.

58

Сложение смешанных чисел с переходом через единицу.

Как выделить целую часть из неправильной дроби?

Смешанное число.

Закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Р. Учить создавать модели изучаемых объектов.

П. доносить свою позицию до других

К. обосновывать высказанное суждение

Осваивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

59

Вычитание смешанных чисел с переходом через единицу.

Как вычитать смешанные числа?

Приемы вычитания смешанных чисел.

Познакомить с приемами вычитания смешанных чисел.

Р. Учить ставить и сохранять цели учебной деятельности

П. перерабатывать полученную информацию

К. уметь договариваться о распределении функций

Учиться определять границы собственного знания и незнания.

60

Сложение и вычитание смешанных чисел с переходом через единицу

Что мы знаем о сложении и вычитании смешанных чисел?

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Р. Формировать логическую операцию-установление причинно-следственных связей.

П. донести свою позицию до других

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Развивать веру в себя.

61

Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Что мы знаем о сложении и вычитании смешанных чисел?

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Р. Использовать методы решения проблем поискового характера

П. определять главную мысль урока

К. признавать возможность право иметь свое мнение

Мотивировать себя в работе на результат.

62

Сложение и вычитание смешанных чисел. С-18.

Что мы знаем о сложении и вычитании смешанных чисел?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Р. Формировать логические операции-сравнение, анализ.

П. доносить свою позицию до других

К. стремиться не допускать конфликтов

Самостоятельно делать выбор.

III четверть (44 часа)

63

Частные случаи сложения и вычитания смешанных чисел.

Что мы знаем о сложении и вычитании смешанных чисел?

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Р. Оценивать свой вклад в работу пары.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. учитывать разные мнения.

Воспринимать одноклассников как членов своей команды

64

Рациональные вычисления со смешанными числами.

Что мы знаем о сложении и вычитании смешанных чисел?

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Р. Научить выполнять учебное действие.

П.овладевать различными способами поиска

К.учить работать в парах и группах

Проявлять интерес к решению примеров

65

Сложение и вычитание смешанных чисел. С-19.

Что мы знаем о сложении и вычитании смешанных чисел?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Р.анализировать ситуацию.

П.учить использовать методы решения проблем творческого характера

К.учитывать разные мнения учеников

Развивать ответственность за свои поступки

66

Преобразование смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Что мы знаем о сложении и вычитании смешанных чисел?

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел.

Р. Принимать цель задания, заданную педагогом.

П. Составлять план действий при работе с конкретным заданием.

К. Активно участвовать в дидактических играх.

Выказывать свое отношение к происходящему

67

Контрольная работа №4 по теме «Смешанные числа».

Что мы знаем о смешанных числах?      

Текст контрольной работы.

Закрепить знания о смешанных числах.

Р. Предлагать способ решения проблемы.

П. наблюдать и делать самостоятельные выводы.

К. Слушать и понимать речь других.

Учиться определять границы собственного знания и незнания.

68

Работа над ошибками.

Шкалы.

Что такое шкала?

Опорная схема.

Познакомить со шкалами различных приборов.

Р. Устанавливать причинно-следственные связи.

П. Работать с таблицами, схемами, диаграммами.

К. Вступать в беседу на уроке.

Проявлять интерес к решению примеров

69

Числовой луч.

Что такое числовой луч?

Понятие числовой луч.

Исследовать числовой луч, научить выделять его особенности.

Р. Развивать инициативность и самостоятельность.

П. Формулировать мыслительную операцию-сравнение.

К. Развивать навыки сотрудничества.

Осознавать личностный смысл учения

70

Координаты на луче.

Что такое координатный луч?

Понятие координат на луче.

Научить определять координаты точек на луче.

Р. Использовать метод решения проблем творческого характера.

П. Развивать способность аргументировать свою точку зрения.

К. Работать консультантом и помощником для других учеников.

Осознавать роль математики в жизни

71

Расстояние между точками координатного луча.

Как найти расстояние между двумя точками координатного луча?

Понятие координатный луч.

Научить находить расстояние между двумя точками числового луча.

Р. Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Находить необходимую информацию в учебнике.

К. Уметь задать уточняющие вопросы.

Оценивать жизненные ситуации

72

Шкалы. Координатный луч. С-20.

Что мы знаем о координатном луче?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить знания о координатном луче.

Р. Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Находить необходимую информацию в учебнике.

К. Уметь задать уточняющие вопросы.

Определять границы собственного знания и незнания

73

Движение точек по координатному лучу.

Как можно изобразить движение точек?

Таблички с формулами.

Научить показывать движение точек по координатному лучу.

Р. Выявлять и устранять причины затруднения.

П. Использовать метод решения проблем поискового характера.

К. Стремиться не допускать конфликтов.

Принимать социальную роль ученика

74

Движение точек по координатному лучу. С-21.

Что мы знаем о движении точек на луче?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить умение изображать движение по числовому лучу.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

П. Находить ответы на вопросы в учебнике.

К. Развивать речевую деятельность

Высказывать свое отношение к происходящему

75

Одновременное движение по координатному лучу.

О чем может рассказать числовой луч?

Опорная схема движения по числовому лучу.

Научить изображать движение нескольких объектов при одновременном движении на числовом луче.

Р. Выбирать задания в учебнике и рабочей тетради для индивидуальной работы.

П. Читать и объяснять информацию с помощью рисунков и схем.

К. Формулировать ответы на вопросы других учеников.

Целостно воспринимать окружающий мир.

76

Скорость сближения и скорость удаления.

Какие виды движений могут быть?

Опорные схемы по четырем видам движения.

Познакомить с четырьмя видами задач на нахождение скорости сближения и скорости удаления.

Р. Различать способ и результат действия.

П. Выявлять и устранять причину затруднений.

Слушать и понимать речь других.

К. Доводить свою позицию до других.

Целостно воспринимать окружающий мир.

77

Скорость сближения и скорость удаления.

Какие виды движений могут быть?

Опорные схемы по четырем видам движения.

Познакомить с четырьмя видами задач на нахождение скорости сближения и скорости удаления.

Р. Оценивать результаты индивидуальной работы.

П. Составлять план действий при работе.

К. Ясно формулировать свои затруднения.

Вносить свой вклад для достижения общих результатов.

78

Скорость сближения и скорость удаления.

Какие виды движений могут быть?

Опорные схемы по четырем видам движения.

Познакомить с четырьмя видами задач на нахождение скорости сближения и скорости удаления.

Р. Предлагать способ решения проблемы.

П. наблюдать и делать самостоятельные выводы.

К. Слушать и понимать речь других.

Развивать учебную и школьную мотивацию

79

Скорость сближения и скорость удаления. С-22.

Какие виды движений могут быть?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить навыки решения задач на нахождение скорости сближения и скорости удаления.

Р. Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания.

П. Учиться в процессе общего обсуждения.

К. Участвовать в обсуждениях, работая в паре.

Понимать эмоции других людей

80

Встречное движение.

Какое движение называется встречным?

Опорная схема с движущими предметами

Научить находить время до встречи.

Р. Осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

П. Учиться готовить свое выступление.

К. Слушать и понимать речь других.

Учиться решать моральные проблемы

81

Встречное движение.

Какое движение называется встречным?

Опорная схема с движущими предметами

Научить находить время до встречи.

Р.Искать способ решения проблемы

П.сформулировать мыслительную операцию-сравнение

К. Развивать речевую деятельность

Овладевать навыками адаптации в изменяющемся мире

82

Движение в противоположных направлениях.

Как распознать движение в противоположных направлениях?

Опорная схема с движущими предметами

Сформировать навыки решения задач вида «Движение в противоположном направлении».

Р.Выявлять и устранять причины затруднений.

П.Формировать умения обобщать и классифицировать.

К.вступать в беседу на уроке

Оценивать свои поступки

83

Встречное движение и движение в противоположных направлениях. С-23.

Какие виды движения известны?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить знания о видах движения.

Р.Осваивать начальные умения проектной деятельности.

П.Находить необходимую информацию в учебнике.

К.Уступать и находить общее решение в паре.

Воспринимать целостно окружающий мир

84

Движение вдогонку.

Что такое движение вдогонку?

Опорная схема с движущими предметами

Сформировать навыки решения задач «Движение вдогонку».

Р. Учиться формулировать учебную проблему.

П. Находить ответы на вопросы в учебнике.

К. Развивать речевую деятельность.

Оценивать роль математики  в системе знаний.

85

Движение с отставанием.

Что такое движение с отставанием?

Опорная схема с движущими предметами

Научить решать задачи вида «Движение с отставанием».

Р. Учиться работать с графическими моделями.

П. строить речевые высказывания в устной форме.

К. развивать навыки содрудничества.

Осознавать личностный смысл ученика.6

86

Движение вдогонку и с отставанием. С-24.

Что такое движение с отставанием?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить навыки решения задач вида «Движение с отставанием».

Р. Определять успешность выполнения задания.

П. перерабатывать полученную информацию

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Развивать самостоятельность и личную ответсвенность.

87

Формула одновременного движения.

Какое движение называется одновременным?

Формула одновременного движения.

Познакомить учащихся с формулой одновременного движения.

Р. Учить навыкам смыслового чтения текстов

П. находить необходимую информацию в учебнике

К. находить общее решение при работе в парах

Учиться относиться к ошибке, как к рабочей ситуации.

88

Формула одновременного движения. С-25.

Какое движение называется одновременным?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить знания решения задач по  формуле одновременного движения.

Р. Учить ставить и сохранять цели учебной деятельности

П. перерабатывать полученную информацию

К. уметь договариваться о распределении функций

Развивать интерес к изучению математики.

89

Формула одновременного движения.

Какое движение называется одновременным?

Формула одновременного движения.

Познакомить учащихся с формулой одновременного движения.

Р. Формировать логическую операцию-установление причинно-следственных связей.

П. донести свою позицию до других

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Развивать волевую саморегуляцию.

90

Формула одновременного движения.

Какое движение называется одновременным?

Формула одновременного движения.

Познакомить учащихся с формулой одновременного движения.

Р. Осуществлять пошаговый контроль по результату.

П. определять тему урока

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Развивать веру в себя.

91

Задачи на одновременное движение всех типов.

Что мы знаем о видах движения предметов?

Опорная схема с движущими предметами.

Научить решать задачи на движение всех видов.

Р. Различать способ и результат действия

П. перерабатывать полученную информацию.

К. осуществлять взаимный контроль

Учиться сдерживать себя

92

Задачи на одновременное движение всех типов. С-26.

Что мы знаем о видах движения предметов?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить навыки решения задач на движение всех видов.

Р. Использовать методы решения проблем поискового характера

П. определять главную мысль урока

К. признавать возможность право иметь свое мнение

Находить выходы из спорных ситуаций.

93

Задачи на одновременное движение всех типов. С-26.

Что мы знаем о видах движения предметов?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить навыки решения задач на движение всех видов.

Р. Формировать логические операции-сравнение, анализ.

П. доносить свою позицию до других

К. стремиться не допускать конфликтов

Осознавать роль математики в жизни

94

Контрольная работа №5 по теме «Решение задач на движение»

Что мы знаем о видах движения предметов?

Текст контрольной работы.

Отработать навыки решения задач на движение всех видов.

Р. Научить выполнять учебное действие.

П.овладевать различными способами поиска

К.учить работать в парах и группах

95

Работа над ошибками.

Действия над собственными именованными числами.

Какие числа называются именованными?

Именованные величины.

Учить выполнять различные действия над составными именованными числами.

Р.анализировать ситуацию.

П.учить использовать методы решения проблем творческого характера

К.учитывать разные мнения учеников

Развивать морально-этические качества.

96

Новые единицы площади: ар, гектар.

Что такое площадь?

Понятие единица измерения площади.

Познакомить с новыми единицами измерения площади.

Р.учить формировать логические операции.

П.оформлять свои мысли в устной речи

К.учитывать разные мнения

Высказывать свое отношение к происходящему

97

Действия над составными именованными числами. С-27.

Какие числа называются именованными?

Именованные величины.

Учить выполнять различные действия над составными именованными числами.

Р. Предлагать способ решения проблемы.

П. наблюдать и делать самостоятельные выводы.

К. Слушать и понимать речь других.

Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению

98

Сравнение углов.

Какие виды углов известны?

Понятие угол.

Научить различать виды углов.

Р. Устанавливать причинно-следственные связи.

П. Работать с таблицами, схемами, диаграммами.

К. Вступать в беседу на уроке.

Проявлять и нтерес к решению примеров

99

Развернутый угол. Смежные углы.

Что такое развернутый угол?

Опорная схема с видами углов.

Познакомить с понятиями развернутый угол, смежный угол.

Р. Оценивать свой вклад в работу пары.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. учитывать разные мнения.

Осознавать личностный смысл учения

100

Измерение углов.

Как измерить угол?

Понятие измерения углов.

Научить измерять углы с помощью различных мерок.

Р. Принимать цель задания, заданную педагогом.

П. Составлять план действий при работе с конкретным заданием.

К. Активно участвовать в дидактических играх.

Осознавать роль математики в жизни

101

Угловой градус.

Что такое угловой градус?

Понятие угловой градус.

Познакомить с единицей измерения углов – угловой градус.

Р. Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Находить необходимую информацию в учебнике.

К. Уметь задать уточняющие вопросы.

Овладевать навыками адаптации в изменяющемся мире

102

Транспортир.

Что такое транспортир?

Транспортир.

Научить измерять углы с помощью транспортира.

Р. Участвовать в оценке и обсуждении результата.

П. Учиться в процессе общего обсуждения.

К. Ясно формулировать свои затруднения.

Самостоятельно делать выбор.

103

Сумма и разность углов.

Что такое сумма углов?

Сумма углов треугольника.

Научить исследовать свойства треугольника с помощью измерений.

Р. Оценивать свои учебные действия.

П. Составлять план действий при работе с конкретным заданием.

К. Контролировать действия партнера.

Оценивать свои поступки

104

Сумма углов треугольника.

Что такое сумма углов?

Сумма углов треугольника.

Научить исследовать свойства треугольника с помощью измерений.

Р. Развивать инициативность и самостоятельность.

П. Формулировать мыслительную операцию-сравнение.

К. Развивать навыки сотрудничества.

Воспринимать целостно окружающий мир

105

Измерение углов транспортиром. С-28.

Что такое транспортир?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить навыки измерения углов с помощью транспортира.

Р. Использовать метод решения проблем творческого характера.

П. Развивать способность аргументировать свою точку зрения.

К. Работать консультантом и помощником для других учеников.

Оценивать роль математики  в системе знаний.

106

Построение углов с помощью транспортира. Вписанный угол.

Как построить угол?

Построение углов.

Научить построению углов при помощи транспортира.

Р. Оценивать свои учебные действия.

П. Составлять план действий при работе с конкретным заданием.

К. Контролировать действия партнера.

Развивать самостоятельность за свои поступки

107

Построение углов с помощью транспортира. Центральный угол.

Какой угол называется центральным?

Центральный угол

Закрепить умения строить углы.

Р. Развивать инициативность и самостоятельность.

П. Формулировать мыслительную операцию-сравнение.

К. Развивать навыки сотрудничества.

Высказывать свое отношениек происходящему

108

Построение углов с помощью транспортира. С-29.

Какой угол называется центральным?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить умения строить углы.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

П. Находить ответы на вопросы в учебнике.

К. Развивать речевую деятельность

Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению

IV четверть (28 ч.)

109

Круговые диаграммы.

Что такое диаграмма?

Понятие – круговые диаграммы.

Сформировать представление о круговой диаграмме.

Р. Оценивать результаты индивидуальной работы.

П. Составлять план действий при работе.

К. Ясно формулировать свои затруднения.

Проявлять и нтерес к решению примеров

110

Столбчатые и линейные диаграммы.

Что такое диаграмма?

Понятие – столбчатые и линейные диаграммы.

Сформировать представление о столбчатой и линейной диаграммах.

Р. Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Находить необходимую информацию в учебнике.

К. Уметь задать уточняющие вопросы.

Осознавать личностный смысл учения

111

Диаграммы. С-30.

Какие бывают диаграммы?

Текст самостоятельной работы

Закрепить знания о диаграммах.

Р. Выявлять и устранять причины затруднения.

П. Использовать метод решения проблем поискового характера.

К. Стремиться не допускать конфликтов.

Развивать самостоятельность за свои поступки

112

Комплексная итоговая работа.

Чему мы научились за год?

Текст комплексной срезовой работы.

Проверить знания учащихся.

Р. Осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

П. Учиться готовить свое выступление.

К. Слушать и понимать речь других.

Высказывать свое отношение к происходящему

113

Работа над ошибками. Преобразование именованных чисел. Углы.

Что мы знаем о величинах?

Опорная схема.

Научить соотношению между величинами.

Р. Выбирать задания в учебнике и рабочей тетради для индивидуальной работы.

П. Читать и объяснять информацию с помощью рисунков и схем.

К. Формулировать ответы на вопросы других учеников.

Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению

114

Игра «Морской бой» Пара элементов.

Что такое пара элементов?

Понятие -  пара элементов.

Научить задавать координаты фигуры парой элементов.

Р. Различать способ и результат действия.

П. Выявлять и устранять причину затруднений.

Слушать и понимать речь других.

К. Доводить свою позицию до других.

Принимать социальную роль ученика

115

Передача изображения.

Как можно передать изображение?

Понятие передача изображений.

Сформировать умения определять координаты по изображению.

Р.Осваивать начальные умения проектной деятельности.

П.Находить необходимую информацию в учебнике.

К.Уступать и находить общее решение в паре.

Высказывать свое отношение к происходящему

116

Контрольная работа № 7 по теме «Преобразование именованных чисел».

Что мы знаем об именованных числах?

Текст контрольной работы.

Проверить знания об именованных числах

Р.Сохранять цели учебной деятельности.

П.Формировать мыслительную операцию – анализ.

К. Доводить свою позицию до других.

Учиться определять границы собственного знания и незнания..

117

Работа над ошибками.

Координаты на плоскости.

Как найти координаты точки?

Понятие координаты на плоскости.

Познакомить с координатным углом и названием его сторон.

Р.Реализовывать построенный проект.

П.Осваивать формы познавательной деятельности.

К.Доводить свою позицию до других.

Целостно воспринимать окружающий мир.

118

Построение точек по их координатам.

Как построить точку по координатам?

Координатный угол.

Научить выполнять построение точек по  их координатам.

Р. Определять успешность выполнения задания.

П. перерабатывать полученную информацию

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Вносить свой вклад для достижения общих результатов.

119

Точки на осях координат.

Что такое координатный угол?

Координатный угол.

Научить находить положение точек на координатном углу.

Р.Развивать алгоритмическое мышление

П.наблюдать и делать самостоятельные выводы

К. контролировать действия партнера

Развивать учебную и школьную мотивацию

120

Кодирование фигур на плоскости.

Как называются оси координат?

Координатный угол.

Закреплять умение задавать координаты точек по рисунку.

Р.Искать способ решения проблемы

П.сформулировать мыслительную операцию-сравнение

К. уметь договариваться о распределении функций

Понимать эмоции других людей

121

Координатный угол. С-32.

Что мы знаем об осях координат?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить знания о построении точек по ее координатам.

Р. Определять наиболее эффективные способы для достижения цели.

П. ориентироваться на разнообразные способы решения задач

К. контролировать действия партнера

Овладевать навыками адаптации в изменяющемся мире

122

График движения.

Что такое график движения?

График движения.

Научить строить графики движения.

Р. Использовать метод решения проблем творческого характера.

П. Развивать способность аргументировать свою точку зрения.

К. Работать консультантом и помощником для других учеников.

Оценивать свои поступки

123

Чтение графика движения.

Что такое график движения?

График движения.

Сформировать умение анализировать график движения объекта.

Р. Учиться формулировать учебную проблему.

П. Находить ответы на вопросы в учебнике.

К. Развивать речевую деятельность.

Воспринимать целостно окружающий мир

124

Изображение на графике времени и места встречи движущихся объектов.

Что позволяет определить график движения?

График движения.

Сформировать умение определить по графику движения положение объекта.

Р. Учиться формулировать учебную проблему.

П. Находить ответы на вопросы в учебнике.

К. Развивать речевую деятельность.

Развивать морально-этические качества.

125

Чтение и построение графиков движения объектов, движущихся в противоположных направлениях.

Что показывает точка пересечения?

График движения.

Сформировать умение по графику составлять рассказ.

Р. Формировать логическую операцию-установление причинно-следственных связей.

П. донести свою позицию до других

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Оценивать роль математики  в системе знаний.

126

Чтение и построение графиков движения. С-33.

Что показывает точка пересечения?

Текст самостоятельной работы.

Закрепить умение по графику составлять рассказ.

Р. Осуществлять пошаговый контроль по результату.

П. определять тему урока

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Осознавать личностный смысл ученика

127

Контрольная работа №8 по теме «График движения».

Что мы знаем о графиках?

Текст контрольной работы.

Проверить знания о графиках движения.

Р. Учить устранять причины затруднений.

П. Учить использовать знако – символические средства математического языка.

К. слушать и понимать речь других.

Учиться определять границы собственного знания и незнания..

128

Работа над ошибками.

Повторение по теме «Формулы нахождения Р, S, V»

Как найти периметр и площадь фигур?

Формулы для нахождения P, S, V.

Закрепить умения решать геометрические задачи.

Р. Учить навыкам смыслового чтения текстов

П. находить необходимую информацию в учебнике

К. находить общее решение при работе в парах

Учиться относиться к ошибке, как к рабочей ситуации.

129

Повторение по теме «Действия с именованными числами»

Какие числа называются именованными?

Переводы именованных чисел.

Закрепить знания об именованных числах.

Р. Учить создавать модели изучаемых объектов.

П. доносить свою позицию до других

К. обосновывать высказанное суждение

Развивать интерес к изучению математики.

130

Повторение по теме. Умножение и деление многозначных чисел»

Что мы знаем о делении многозначных чисел?

Алгоритм деления многозначных чисел.

Закрепить умения деления многозначных чисел.

Р. Учить ставить и сохранять цели учебной деятельности

П. перерабатывать полученную информацию

К. уметь договариваться о распределении функций

Воспринимать одноклассников как членов своей команды

131

Переводная контрольная работа

Чему мы научились за год?

Текст контрольной работы

Проверить и закрепить полученные знания

Р. Учить навыкам смыслового чтения текстов

П. находить необходимую информацию в учебнике

К. находить общее решение при работе в парах

Учиться определять границы собственного знания и незнания.

132

Работа над ошибками

Чему мы научились за год?

Текст контрольной работы

Проверить и закрепить полученные знания

Р. Учить создавать модели изучаемых объектов.

П. доносить свою позицию до других

К. обосновывать высказанное суждение

Развивать самостоятельность за свои поступки

133

Итоговая контрольная работа

Что мы знаем и  умеем?

Текст контрольной работы

Проверить и закрепить полученные знания

Р. Учить ставить и сохранять цели учебной деятельности

П. перерабатывать полученную информацию

К. уметь договариваться о распределении функций

Учиться определять границы собственного знания и незнания.

134

Работа над ошибками

Что мы знаем и  умеем?

Текст контрольной работы

Проверить и закрепить полученные знания

Р. Определять наиболее эффективные способы для достижения цели.

П. ориентироваться на разнообразные способы решения задач

К. контролировать действия партнера

Мотивировать себя в работе на результат.

135

Экзаменационная  контрольная работа

Как умножить на трехзначное число?

Алгоритм умножения в столбик

Закреплять вычислительные навыки

Р. Формировать логическую операцию-установление причинно-следственных связей.

П. донести свою позицию до других

К. уметь задавать уточняющие вопросы

Учиться определять границы собственного знания и незнания.

136

Работа над ошибками

Итоговый урок обобщения

Как решить задачу?

Схемы и формулы для решения задач

Закреплять знания о решении задач

Р. Учиться формулировать учебную проблему.

П. Находить ответы на вопросы в учебнике.

К. Развивать речевую деятельность.

Развивать учебную и социальную мотивацию


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных ,метапредметных и предметных результатов.

Учебные действия  — основной структурный компонент учебной деятельности.

УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ-англ. learningaction – в развивающем обучении – действие, направленное на решение учебной задачи, а также поэтапные или частные действия, соответствующие отдельным этапам решения учебной задачи.

Коммуникативная деятельность-  взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина, 1986). ФГОС – Глоссарий

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Регулятивные действия  - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Учебная деятельность-это деятельность субъекта по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

К ним относятся

 -  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 -  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 -  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 -  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Личностные результаты

  1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
  4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
  6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
  7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
  8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

  1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
  2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
  7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.
  10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
  11. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении – готовность конструктивно их разрешать.
  12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
  13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
  14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

  1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических  задач.
  2. Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интегрировать данные.
  5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  7. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
  1. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ДОСТИЖЕНИЯ РУЗУЛЬТАТОВ ПО КУРСУ.

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно - методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного на основе заданий учебника, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумывать задания для повторения, закрепления и обобщения изученном ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

В 4-ом классе учащиеся работают со своими портфолио, где отмечают свои успехи, выкладывают наиболее удачные работы.

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4-ом классе.

Промежуточная итоговая аттестация обучающихся по математике осуществляется согласно уставу ОУ и Положению о порядке и проведении аттестации обучающихся начальных классов.

Программой по математике предусмотрено проведение самостоятельных работ – 33, контрольных работ -8.

Ведение портфолио учащегося позволит вести наблюдение учителя за процессом овладения универсальными учебными действиями учащихся, сбору материалов, характеризующие достижения учащихся во внеурочной деятельности.

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по математике Л.Г. Петерсон 2011 год, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическом комплекту:

1. Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». Учебник. 4 класс в 3-х частях, 2012 год.

2. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Медот. Рекомендации, 2012 год.

3. Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. 4 класс в 2-ух частях, 2012 год

4. CD-диски « Электронное приложение» В.А. Петерсон, М.А. Кубышева «Электронное приложение к учебникам математики» Л.Г. Петерсон 3-4 классы

Руководитель проекта Образовательная система «Перспектива» Л.Г. Петерсон.

Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Оно осуществляется в рамках практически всех учебных  предметов начальной школы, но для математики это действие представляется наиболее важным, так как создает важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понятно и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели.

В связи с этим для реализации данной программы используются следующие технические средства обучения:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
  2. Персональный компьютер;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Интерактивная доска;
  5. Ксерокс;

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

  1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
  2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схему, таблицы).

Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Математика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изученными объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию. Исходя из этого важным требованием к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики является то, что среди средств изучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.

В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами и их моделями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)

Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...