Игра-соревнование "Загадки мира чисел"
план-конспект занятия по математике (3 класс) по теме

Васильева Надежда Вячеславовна

Игра проводится в целях развития интереса к урокам математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-соревнование "Загадки мира чисел" 

Цели:

  1. Воспитание интереса к урокам математики.
  2. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
  3. Развитие мышления, наблюдательности, взаимопомощи.

Задача: формирование интереса и систематизация знаний через соревнование.

Ведущий.

Математика не просто сухая наука, в которой одни формулы и числа. Очень трудно представить себе, что на Земле нет цифр. Мы сами того не замечая систематически пользуемся математикой.

Сегодня у нас игра - соревнование “Загадки мира чисел ”, для участия в ней приглашаются команды.

Каждая команда имеет математическое название “Квадрат” и “Куб”, эмблему, девиз.

Для оценки нашей игры необходимо выбрать жюри.

Ведущий. Единица символ славы и могущества, действия и честолюбия. С этим числом ассоциируются уверенность в своих силах и возможностях, такие понятия, как “смелость” и “храбрость”. Но в, то, же время надо избегать непродуманных решений.

 1. Конкурс. Представление команд: название, девиз, эмблема. (Три знака).

Ведущий. Число два – это мягкость и тактичность, стремление сгладить углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.

2. Конкурс. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин. (Четыре знака)

Укб, дкватар, чокта, ряпамя. (1 мин).

Написав ответы на листке бумаги, команды сдают их жюри.

Ведущий. Число три стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древней Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.

3. Конкурс. “ Ты мне я тебе”, участники команд задают друг другу вопросы. (Пять знаков)

Ведущий. Древние считали четвёрку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Земля, Воздух и Вода.

4. Конкурс. « Две шкатулки»

Проводится жеребьёвка (на шкатулках №1 и №2) (Самое большое можно получить 3 знака)

1-ая шкатулка. В ней лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означаемого в переводе “игральная кость”.
2-ая шкатулка. В ней лежит древний геометрический инструмент, который по утверждению римского поэта Овидия, был изобретён в Древней Греции.

Ведущий. Древние считали число пять символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость

5. Конкурс. Конкурс капитанов.

Придумать как можно больше слов, составленных из слова АРИФМЕТИКА (за 1 мин.) (За каждое неповторяющееся слово команда получает знак)

Болельщикам за самое длинное слово, составленное из слова АРИФМЕТИКА приз.

Ведущий. Число шесть предвещает успех в делах. Вас ожидает большая известность в обществе. Но при условии, что слова будут совпадать с делами.

6. Конкурс. Сколько различных математических символов представлены в таблице? (за 1 мин.) (За каждый верно подсчитанный символ команда получает знак)

Ведущий. Особенно большим почётом в древности была окружена цифра семь. Когда-то семёрка была предельным числом. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет.

Семь стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот). Число семь широко использовалось в сказках, мифах древнего мира.

7. Конкурс. За одну минуту команда должна ответить на большее количество вопросов. (За каждый правильный ответ присуждается знак)

Вопросы командам. ( на листочках)

  1. Предмет, преподаваемый в школе в древние времена (Арифметика).
  2. Без этих записей нельзя обойтись ни в физике, ни в математике и не в других науках. (Формулы).
  3. Сколько цифр в математике. (10).
  4. Отрезок, соединяющий противоположные углы многоугольника. (Диагональ).
  5. Сколько граней у шестигранного карандаша? (8).
  6. Сколько получится десятков, если к 2 десятком прибавить 2 десятка? (4 десятка).
  7. Какое число делится на все числа без остатка? (Нуль).
  8. Расстояние от центра окружности до любой её точки. (Радиус).

Вопросы

  1. У какого слона нет хобота? (Шахматного).
  2. В каком месяце есть 28 дней? (В любом).
  3. Самая высокая вершина Земли (Эверест).
  4. Какой ключ не бьёт и не отмыкает? (Нотный).
  5. Какая самая высокая трава на Земле. (Бамбук).
  6. Сколько лет рыбачит старик из сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” (30 лет и 3 года).
  7. Что спасает ученика от “2” на уроке? (Звонок).
  8. Обманчивое зрение. (Иллюзия).
  9. Число, которое называют zero? (Нуль).
  10. Процессы, повторяющегося характера. (Период).
  11. Старинная мера длины, равная 25 мм. (Дюйм).
  12. Процесс движения маятника (Цикл).
  13. Путь иначе называют …(Расстояние)
  14. В старину на Руси так называли монету достоинством 25 копеек. (Четвертак).
  15. Чем отличается один поезд от другого с точки зрения математики? (Номером).
  16. Есть у каждого слова, растения, уравнения. (Корень).
  17. Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).
  18. Какая геометрическая фигура дружит с Солнцем. (Луч).
  19. На какой угол поворачивается солдат при команде кругом? (180).
  20. Он бывает у замка, задачи, кроссворда. (ключ)
  21. Какие часы показывают верное время 2р. в сутки. (Которые стоят).
  22. Я невидимка. В этом моя суть.
    Хотя меня нельзя измерить,
    Настолько я ничтожна и мала,
    Но всё собранье я могу уверить,
    Что геометрии я пользу принесла:
    Двух линий я пересеченье,
    Служу всегда вершиною угла. (Точка).

  23. Когда встречаются прямые,
    Всегда я буду между ними. (Угол).
  24. Со мной хлопот не оберется школьник,
    По – разному всегда я называюсь,
    Когда углы иль стороны даны:
    С тупым – тупоуголен,
    Коль острых два, а третий прям – прямоуголен.
    Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
    То равнобедренным я величаюсь. (Треугольник).
  25. Любую площадь я измерить рад,
    Ведь у меня четыре стороны.
    И у меня равны диагонали,
    Углы они мне делят пополам. (Квадрат).
  26. Мои диагонали не равны,
    Но под прямым углом пересекаются!
    Совсем как у квадрата. (Ромб).
  27. Варит отлично твоя голова:
    Пять плюс один получается…(
    не два, а шесть)
  28. Вышел зайчик погулять,
    Лап у зайца ровно…(
    не пять, а четыре).
  29. Пакет молока на весах если взвесить,
    То стрелка весов нам укажет на…(
    не на десять, а на один).
  30. Ты на птичку посмотри:
    Ног у птицы ровно… (
    не три, а две).
  31. У меня собачка есть,
    У нее хвостов аж… (
    не шесть, а один).
  32. Ходит в народе такая молва:
    Шесть минус три получается…(
    не два, а три).
  33. Мышь считает дырки в сыре:
    Три плюс две – всего…(
    не четыре, а пять).
  34. Для математики, дружочек, 
    Нужна тетрадочка в… (
    в клеточку, а не в кружочек).

Предоставим слово жюри, для подведения итогов конкурса.

Хочу обратить ваше внимание на доску, на ней висят плакаты с характеристикой математических цифр. Прочитав их вы узнаете много интересного о цифрах.

Плакаты на доске.

Нуль.

Круглый нуль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки. Как ни странно, “ничто” – самая важная цифра нашей счётной системы! Казалось бы, пустота, воздух – а какая сила! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему стать справа - число тут, же увеличивается в десять раз.

Единица.

Символ славы и могущества, действия и честолюбия. С этим числом ассоциируются уверенность в своих силах и возможностях, такие понятия, как “смелость” и “храбрость”. Но в то же время надо избегать непродуманных решений.

Двойка.

Число два – это мягкость и тактичность, стремление сгладить углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой. Наибольший успех принесёт совместная работа с друзьями, избегайте споров и ссор.

Тройка.

Число три стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древней Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.

Четвёрка.

Древние считали четвёрку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Земля, Воздух и Вода. Людей рождённых под этим знаком ждёт успех в науке и технике, на них можно положиться.

Пятёрка.

Древние считали число “пять” символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость. Люди с числом имени “пять” больше всего любят путешествия и приключения. Но лучших результатов в жизни можно достигнуть, если направить свою энергию на повседневный труд и учёбу.

Шестёрка.

Число шесть предвещает успех в делах. Вас ожидает большая известность в обществе. Но при условии, что слова будут совпадать с делами.

Семёрка.

Особенно большим почётом в древности была окружена цифра семь. Когда-то семёрка была предельным числом. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет.

Семь стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот). Число семь широко использовалось в сказках, мифах древнего мира.

Восьмерка.

Это число считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Люди с числом имени “восемь” - умеют управлять коллективом, увлекать за собой. Они достигнут успехов на военном поприще, в политике, в деловом мире. Их конёк – значительные, крупные дела.

Девятка.

Таинственную силу приписывали числу девять: в одни времена добрую, в другие – недобрую.

В русских народных сказках действие часто происходит в “тридевятом царстве, тридесятом государстве”, за “тридевять земель” и т.д.

У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из семи судей, существовало девять муз – покровительниц наук и искусств. Оно было олицетворением полноты, достатка.

Десятка.

Число выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы отсчёта, которую используют во всём мире. Люди, рождённые под этим знаком энергичны, уверены в своих силах и возможностях, смелы, любят риск. Совет не терять голову и десять раз подумать. Прежде чем затевать очередную авантюру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В мире чисел"

Вовлечь в проектную деятельность учащихся и родителей. Все 10 учащихся готовят материал по своей цифре....

Сценарий праздника "В мире чисел"

Сценарий праздника "В мире чисел" в 1 классе. УМК "Планета знаний"...

В мире чисел

занимательно о системах счисления...

Внеурочная деятельность. Программа кружка по математике . В мире чисел.

Этот  кружок  является  дополонением  к  курсу  математики . Программа  содержит  разнооразные  занимательные  и  весёлые  задания  для...

В мире чисел

Обобщить знания о натуральном ряде чисел и арифметических действиях над ними, познакомить учащихся с историей возникновения числа, цифры и выполнением операций над ними...

Программа инновационной деятельности "В мире чисел"

Тема:   «Использование УМК  «Перспектива»  для  развития  познавательной  деятельности учащихся  начальной  ступени  обучения  на  уроках  м...

Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел

Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....