Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Махонина Марина Валентиновна

Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_uroka_matematiki_1_klass.doc91 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_matematiki.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива»

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями.

Основные цели:

1) Актуализировать умение соотносить части и целое для групп предметов, отрезков и их частей.

2) Сформировать умение соотносить целую фигуру с ее частями.

3) Тренировать вычислительный навык.

Оборудование: презентация к уроку и мультимедийные средства для ее показа; ноутбуки для детей с интерактивным тренажером для устного счета; Эталон отрезка и его частей;

 План «открытия» нового знания; Эталон взаимосвязи частей фигуры; карточки с заданием для пробного действия; ножницы (одни на парту); изображения смайликов и конвертики для самооценки на этапе рефлексии

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

 – Ребята,

     Урок сегодня непростой.  

     Он связан с зимушкой-зимой.

     И гость приходит к нам сюда –

     Снеговичок! Вот это да!

 Слайд 2.   

 –   Обратите внимание: целый снеговик состоит из частей. Перечислите эти части. (Круги, овалы, треугольник, ромбы, четырехугольник.)  

–    Какое общее название у этих частей? (Геометрические фигуры)

  • Сегодня вы будете узнавать что-то новое о частях в целом. Хотите? (Да.)
  • А как вы строите работу на таких уроках? (Мы должны понять, что мы не знаем и сами находим способ.)
  • Молодцы! Снеговичок узнал, что вы очень интересно учитесь, и тоже захотел с вами поучиться? Оставите его на уроке? (Да.)
  • С чего вы начинаете каждый урок? (С повторения.)

2. Актуализация знаний.

 – Предлагаю вспомнить состав числа 9. В этом нам помогут электронные тренажеры. Нужно выбрать выражения, значения которых равны 9. (Работа в парах)

 –  Снеговичок приготовил для вас свои задания.

Слайд 3.

  • Посмотрите на этот отрезок. На сколько частей он разбит? (На 3 части.)
  • Как найти целый отрезок? (О = К + С + Ж.)
  • Каким правилом воспользовались? (Чтобы найти целое, надо все части сложить.)

Учитель вывешивает Эталон отрезка и его частей.

  • Можно ли в выражении поменять местами части отрезка? (Да.)
  • На каком основании? (На основании переместительного свойства сложения.)
  • Как найти красную часть? (К = О – С – Ж.)
  • Каким правилам воспользовались? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другие части.)

Аналогично ведется работа по нахождению каждой части.

 –   Следующее задание Снеговичка:

  • Какие фигуры вы видите? (Круг, треугольник, прямоугольник или четырехугольник.)
  • Что общего у всех этих фигур? (Все они разделены на части.)
  • А теперь еще раз внимательно посмотрите на эти фигуры и расположите их так, чтобы получилась закономерность.

Один учащийся работает у доски с комментированием.

  • Какая закономерность? ( Возрастающая. По количеству частей в фигурах, количество частей увеличивается на 2.)
  • Какой ряд чисел получился? (4, 6, 8.)
  • Продолжите этот ряд на одно число вправо и влево. Какие числа добавились? (2,10)
  • Можно ли расположить фигуры по-другому? (Да.)

  • Какая закономерность? (Убывающая. По количеству частей в фигурах, количество частей уменьшается на 2.)

3. Организация пробного действия и фиксация индивидуального затруднения.

  • Итак, это все задания Снеговичка. Что же вы повторили? (Отрезок и его части, составление равенств по отрезку, определение частей фигур, закономерность.)
  • Что будет дальше? (Вы дадите задание для пробного действия.)
  • Для чего нужно выполнять пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем.)
  • Готовы попробовать? (Да.)

Слайд 4.

Учитель раздает карточки с заданием для пробного действия:

  • Что вы видите на данной карточке? (Ромб разделен на 2 части.)
  • Составьте по этому рисунку все возможные равенства.
  • Что нового в этом задании? (Мы не составляли равенства по рисунку с фигурами.)
  • Пробуйте выполнить это задание. На выполнение – 3 минуты.

Учащиеся выполняют задание на карточках.

  • Кто не справился с заданием? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание.)
  • Кто справился с заданием, какие равенства вы получили?

Вывешиваются все варианты учащихся. Учитель может выделить верный вариант.

  • Это верные равенства. У кого другие? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание верно.)
  • У кого такие равенства? Вы можете их обосновать? (Я не могу обосновать правильность своего ответа).
  • Что должен сделать человек, когда он испытывает затруднение? (Остановиться и подумать.)
  • Давайте думать. Какое задание выполняли? (Составляли равенства по рисунку.)
  • Каким известным правилом пытались воспользоваться? (Эталоном отрезка и его частей)
  • Чем это задание отличается от предыдущих? (У нас не отрезок, а фигура разбита на части.)
  • В чем же возникло затруднение? (Не знаем, как связаны части фигуры.)
  • В чем причина затруднения? (У нас нет правила составления равенства по рисунку фигуры.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какую цель вы должны перед собой поставить? («Открыть» правило составления равенства по частям рисунку.)
  • Значит, какая тема урока? (Части фигур).

Учитель открывает тему урока на доске.

  • Подумайте, что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Эталон отрезка и его частей.)
  • Проверьте, подходит ли это правило для частей фигуры. Что вы можете сделать с фигурой? (Разрезать ее на части.)
  • А затем? (Сделать вывод.)

Учитель открывает на доске план:

Слайд 5.

5. Реализация построенного проекта.

Учащиеся в парах разрезают фигуру на части, устанавливают зависимость, делают вывод и записывают равенства.

  • Выполните план в парах.
  • Что сделаете сначала? (Разрежем ромб на 2 части.)

Учитель разрезает ромб на две части.

  • Как получить снова целую фигуру? (Нужно части сложить.)
  • Какое равенство можете записать?

Один из учащихся записывает равенство на доске:

  • Какое еще равенство вы можете записать? (На основании переместительного свойства части можем поменять местами.)

Один из учащихся записывает равенство на доске:

  • Как получить одну из частей? (Нужно из всей фигуры вычесть другую часть.)
  • Запишите равенства.

Один из учащихся записывает равенства на доске:

  • Какой вывод вы можете сделать? (Правило взаимосвязи частей и целого подходит для частей фигур.)
  • Составьте эталон. Для каких фигур подходит правило? (Для любых.)
  • На сколько частей ее разделите? (На две.)

Далее по шагам вывешивается Эталон взаимосвязи частей фигуры.

Слайд 6.

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Составлять равенства по частям фигуры.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)
  • Но сначала нашим глазам нужен отдых. Проведем для них зимнюю физкультминутку от нашего друга Снеговичка.

Слайд 7. Физкультминутка для глаз.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Итак, для закрепления выполним следующие упражнения.

Слайд 8.

  • Сложите из ваших ромбов треугольник и запишите все возможные равенства.

Все примеры решаются учащимися по цепочке с комментарием  у доски.

  • Откройте учебник на стр. 26  3.

Учитель заранее выносит рисунок на доску.

Слайд 9.

  • Это задание я предлагаю выполнить в парах под №1 и под№2, проговаривая способ действия.

Проверка организуется по образцу.

  • Кто допустил ошибку?
  • В чем она?
  • Исправьте ошибку зеленым карандашом.
  • Как убедиться в том, что вы не допустите подобных ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

  • Выполните  6 на странице 27 самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка организуется по образцу.

  • У кого не совпадают записи с записями на доске?
  • Какие трудности возникли при выполнении?
  • Исправьте записи.
  • Кто допустил ошибку и разобрался в ее причине, поставьте на полях «+».
  • Кто не допустил ошибку. Вы, молодцы! Поставьте себе на полях два «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

  • Снеговичку очень понравилось учиться вместе с вами. Теперь ему хочется с вами поиграть, и он предлагает игру «Аквариум» на странице 27  8.
  • Почему он выбрал это задание? (Все жители аквариума состоят из геометрических фигур, как и Снеговичок.)
  • Какое задание нужно выполнить? (Нужно посчитать и записать, сколько зеленых и сколько желтых треугольников составляют целую рыбку.)
  • Составьте выражения, где первое слагаемое – треугольники желтого цвета, а второе слагаемое – зеленого цвета.

Учитель ориентирует на ту или иную фигуру. Дети считают количество треугольников и составляют выражения.

  • Кто был самым внимательным и заметил, что общего в этих выражениях? (Значение равно 9.)
  • Как вы думаете, что вы здесь повторили? (Состав числа 9, части фигур.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Кто может сказать, что в течение всего урока был настоящим учеником?
  • Кто может доказать? (Я понял, что я не знаю, сам нашел способ.)
  • Какова цель урока? ( Узнать, как связаны части фигуры и ее целое.)
  • Достигли вы цели? Докажите.
  • Как же связана целая фигура с ее частями? (Если из целой фигуры вычесть часть, то останутся другие части, если все части фигуры сложить, то получится целая фигура.)
  • А теперь каждый оцените свою работу с помощью смайликов:  
  • кто хорошо разобрался в теме урока и не допускал ошибок;
  • у кого были ошибки, но он их исправил;
  • те, кому не удалось открыть для себя новое знание.

Слайд 10.

Учащиеся оценивают свою работу с помощью треугольников, затем учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

  • Какие трудности остались на конец урока?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...