Внеурочная деятельность
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Вахрушева  Татьяна Николаевна

Программа "Юные умники и умницы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Программа «Юные умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.  (Стандарты второго поколения.  Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. с.6.) и на основании методического пособия «Нескучная математика 1-4 классы», автор Агаркова Н.В.

        У каждого ребёнка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Достичь этого в курсе начальной школы можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного  программного материала.

      Формирование и развитие основных логических структур мышления происходит с 5 до 11 лет. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. Среди них велика роль логических задач занимательного характера.

       Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

       Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

      Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

       Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

    С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

       Актуальность данного курса заключается и в том, что именно работе с талантливой молодежью уделяется в настоящее время большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа. В настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе. Не секрет, что любовь к такому сложному предмету, как математика, зачастую закладывается именно в начальной школе.

 Программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • профилактику ассоциативного поведения;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического здоровья.

      Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

     Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
  • дифференцированное обучение;
  • владение методами контроля.

Отличительные особенности программы «Юные умники и умницы» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Программа составлена в соответствии с принципами системности и постепенного повышения уровня сложности представленного учебного материала.

Цель: Развитие логического мышления в процессе использования заданий занимательного характера, выявление и поддержка способных, одаренных учащихся

Задачи.

Обучающие:

-      учить приемам поисковой и исследовательской деятельности;

 - научить логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;

Развивающие:

-  прививать учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера;

- развивать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся высокую культуру математического мышления.

Принципы программы:

Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

Содержание занятий  направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предполагаемые результаты:

Занятия  должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать;

- обобщать математический материал;

-находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. 

К концу  обучения младшие школьники должны

знать:

  • историю происхождения натуральных чисел и действия над ними;
  • единицы измерения и способы их преобразования;
  • приёмы конструирования и моделирования  фигур;
  • способы решения  геометрических задач, ребусов, числовых головоломок, фокусов;

уметь:

  • уметь работать с известными единицами измерения и придумывать новые мерки;
  • придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему;
  • решать геометрические задачи, ребусы,  числовые головоломки, фокусы;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений, а также работать в парах и группах;
  • участвовать в проектной деятельности.

Количество учебных часов

На реализацию  программы отводится 35 часов:

Режим занятий – 1 занятие в неделю.

Продолжительность занятий: 40 минут.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1.Введение

1.1 Математика в исторических  событиях

1 ч

2.

3.-4

5.

6.-7.

8.-10

11.

Раздел 2.  Числа и операции над ними

2.1 Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел

2.2 Решение арифметических ребусов.

2.3 Запись чисел по заданным условиям

2.4 Задания на восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами

2.5 Игры с числами. «Крестики-нолики».

2.6  Конкурс на лучший ребус

10ч

1

2

1

2

      3

     

      1

2,5ч

0,5

0,5

0,5

0,5

       0,5

-

7,5ч

0,5

1,5

0,5

1,5

                   2,5

                   

                       1

12.

13.

14.

15.

16.

Раздел 3. Величины

3.1 Первые единицы измерения. Старинные меры измерений.

3.2 Измерение времени.

3.3 Деньги в древности.        

3.4 Меры длины        

3.5 Решение задач, связанных с величинами.

        

1

1

1

1

1

1,6ч

0,5

0,2

0,2

0,2

0,5

3,4ч

0,5

0,8

0,8

0,8

0,5

17..

18..

19.

20-21

Раздел 4.  Конструирование

4.1 Плоскостное конструирование

4.2 Плоскость и объем

4.3 Конструирование по собственному замыслу

4.4  Периметр

1

1

1

      2

2,5ч

0,5

0,5

0,5

         1

2,5ч

0,5

0,5

0,5

                    1

22

23

24

25

26-27

28-29.

30-31.

32.

33.-

34.

35

Раздел 5. Город Задач

5.1 Решение задач-шуток.

5.2 Решение заданий на смекалку

5.3 Решение задач на сравнение

5.4 Решение задач-сказок

5.5 Решение арифметических текстовых задач разными способами

5.6 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.  

 5.7 Построение высказываний. Решение логических задач 

 5.8 Решение логических задач с помощью составления таблиц  

5.9 Решение задач с помощью графов

5.10 Решение старинных задач

14ч

1

1

      1

1

2

2

2

     1

2

1

3,5ч

-

0,2

0,3

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

10,5ч

1

0,8

0,7

1

1,5

1,5

1,5

0,5

1,5

0,5

                                                                                          ИТОГО:    35ч.        11.1                33,9

Содержание программы

Раздел 1. Введение – 1 час

Теория (1ч): математика-наука, исторические математические события

Раздел 2. Числа и операции над ними (10ч)

2.1 Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (1ч)

Теория (0,5ч): натуральные числа, цифры, кто их так назвал

Практика (0,5ч): презентация «Кто их так назвал?», игры с числами

2.2 Решение арифметических ребусов (1ч)

Теория (0,5ч): ребус, правила составления простейших ребусов

Практика (1,5ч): решение арифметических ребусов, составление ребусов по заданию

2.3 Запись чисел по заданным условиям (1ч)

Теория (0,5ч): условие, правила записи чисел

Практика (0,5ч): запись чисел по заданным условиям

2.4 Задания на восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами (2ч)

Теория (0,5ч):  условие, правило записи числа, шифры с буквами и числами

Практика (1,5ч): восстановление чисел и их записи, нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами.

2.5 Игры с числами. «Крестики-нолики». «Судоку» (3ч)

Теория (0,5ч): правила составления игр, правила решения Судоку

Практика (2,5ч): игры с числами, «Крестики-нолики», решение «Судоку»

2.6  Конкурс на лучший ребус  (1ч)

Практика (1ч): составление ребусов, выступление  «Мой ребус – самый лучший»

Раздел 3. Величины (5ч)

3.1 Первые единицы измерения. Старинные меры измерений (1ч)

Теория (0,5ч): величины, старинные меры измерений

Практика (0,5ч): выполнение заданий презентации «Как измеряли в древности»

3.2 Измерение времени (1ч)

Теория (0,2ч): время, величины времени

Практика (0,8ч): задания связанные с измерением и вычислением времени, практическая работа с часами

3.3 Деньги в древности (1ч)

Теория (0,2ч): деньги, история возникновения денег

Практика (0,8ч): игра «Магазин»

 3.4 Меры длины (1ч)

Теория (0,2ч): величины длины

Практика (0,8ч): практическая работа по измерению длины различных предметов, занимательные задания на преобразования длины

3.5 Решение задач, связанных с величинами (1ч)

Теория (0,2ч): знакомство с  задачами, связанными с величинами

Практика (0,8ч): Решение задач, связанных с величинами

Раздел 4.  Конструирование (5ч)

4.1 «Плоскостное конструирование»  (1 ч)

Теория (0,5ч): изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран»,

Практика (0,5ч): конструирование растений и животных жарких стран.

4.2  «Плоскость и объем» (1 ч)

Теория(0,5ч): понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».

Практика (0,5ч): конструирование треугольной призмы из развертки.

4.3 «Конструирование по собственному замыслу» (1 ч)

Теория (0,5ч): виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практика (0,5ч): конструирование фигур по выбору учащихся.

4.4 «Периметр» (2 ч)

Теория( 1ч): понятия – «периметр» многоугольников, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.

Практика (1ч): конструирование невыпуклых многоугольников и нахождение их периметра

Раздел 5. Город Задач (14ч)

5.1 Решение задач-шуток. (1ч)

Практика (1ч): решение задач-шуток

5.2 Решение заданий на смекалку (1ч)

Теория (0,2ч): условие, решение, способы решения задач на смекалку

Практика (0,8ч): составление алгоритма решения заданий на смекалку

5.3 Решение задач на сравнение (1ч)

Теория (0,3ч): сравнение, способы сравнения

Практика (0,7ч): решение задач на сравнение

5.4 Решение задач-сказок (1ч)

Практика (1ч): инсценирование и решение задач сказок

5.5 Решение арифметических текстовых задач разными способами (2ч)

Теория (0,5ч): задача, условие, вопрос, ответ, способы решения данных задач

Практика (1,5ч): решение текстовых задач

5.6 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными (2ч)

Теория (0,5ч): условие задачи, лишние, неполные и  нереальные данные

Практика (1,5ч): решение задач с неполными, лишними, нереальными данными

5.7 Построение высказываний. Решение логических задач (2ч)

Теория (0,5ч): высказывание истинное и ложное, поиск закономерностей

Практика (1,5ч): решение логических задач

 5.8 Решение логических задач с помощью составления таблиц (2ч)

Теория (0,5ч): запись условия задач в таблицу, способы решения данных задач

Практика (1,5ч): решение логических задач с помощью составления таблиц

5.9 Решение задач с помощью графов (2ч)

Теория (0,5ч): графы, построение графов

Практика (1,5ч): способы решения простейших  задач с помощью графов

5.10 Решение старинных задач (1ч)

Теория (0,5ч): выявлять условие в старинных задачах

Практика (0,5ч): решение старинных задач

Методическое обеспечение образовательной программы

Программа «Юные умницы и умники» рассчитана на работу с учащимися начальных классов. Занятия проводятся со всем классом или по подгруппам. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Структура занятий.

  • «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения являются важнейшей частью занятий для развития творческих способностей. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

  • Разминка (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включаются достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

  • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут).

Используемые на этом этапе задания позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

  • Весёлая переменка (3-5 минут).

Динамическая пауза в составе занятия развивает двигательную сферу ребёнка и умение выполнять несколько различных задач одновременно.

  • Решение логических, творческо-поисковых и творческих задач (20 минут).

Основные виды деятельности

  • Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.
  • Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
  • Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины, выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;
  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи;
  • Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение;
  • Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа;
  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры;
  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического и арифметического характера;
  • Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов (без использования компьютера);
  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

                                                       Основные виды работы

  • Логические упражнения
  • Сравнение объектов
  • Рисунки
  • Чертежи запись терминов
  • Ребусы
  • Математические загадки
  • Различные виды задач
  • Математические фокусы

                             Средства, необходимые для реализации программы

- учебный кабинет;

-  мультимедийное оборудование.

- наглядные демонстрационные пособия;

- мультимедийные презентации занятий

-  литература для учителя и обучающихся. 

                                                  Литература для педагога

  1. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010
  2. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010
  3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  4. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
  5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. – М. «Вако» 2006
  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....