Да, здравствует математика
план-конспект занятия по математике по теме

Рыжкова Анна Сергеевна

Игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл da_zdravstvuet_matematika.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

Да здравствует Математика!

Цели: способствовать привитию познавательного интереса к математике; развивать логическое мышление, память, внимание, воображение; работать над развитием творческих способностей учащихся; формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: стенд с презентациями учащихся, магнитные доски, маркеры, бейджики-эмблемы, карточки с представленными задачами для капитанов, карточки с изображенными геометрическими фигурами, карточки с написанными названиями единиц длины и времени, карточки-анаграммы, карточки-числа, плакат с нарисованным кроссвордом, числовые рисунки-ребусы.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в удивительную страну Математика. Путь будет нелегок. Но я надеюсь, что это путешествие прибавит вам творческих сил, укрепит веру в свои возможности, принесет вам радость и желание познавать новое. Урок пройдет в форме конкурсов между двумя командами. За правильные ответы на вопросы команды будут получать баллы. Команда, набравшая большее количество баллов, станет победительницей. Наши конкурсы будет оценивать жюри.

Ученики делятся на две команды. Каждая команда придумывает название, девиз, выбирает капитана.

– Итак, мы начинаем наше путешествие…

II. Конкурсная программа.

1-й конкурс: «Разминка». 

– В этом конкурсе проверяются ваша внимательность и смекалка. Вопросы будут задаваться командам по очереди. Максимальная оценка ответа – 1 балл.

              1. Шел Кондрат

            В Ленинград,

            А навстречу – двенадцать ребят.

            У каждого по три лукошка,

            В каждом лукошке – кошка,

            У каждой кошки – двенадцать котят,

            У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.

            И задумался старый Кондрат:

            «Сколько мышат и котят

            Ребята несут в Ленинград?»

                (В Ленинград шел только Кондрат.
                Остальные шли в обратную сторону.)

              2. Я к реке иду из дома,

            А навстречу – сто знакомых.

            Вдруг один из ста ребят,

            Тот, что был с сачком в руке,

            Повернуть решил назад.

            Сколько нас идет к реке?

                (Двое.)

3. На столе стоят 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (Три стакана.)

              4. Над рекой летели птицы:

            Голубь, щука, 2 синицы,

            2 стрижа и 5 гусей.

            Сколько птиц? Ответь скорей! (10.)

              5. Света принесла из школы

            Три пятерки за глаголы,

            За предлоги – тройку,

            А за суффикс – двойку.

            Сколько в дневнике у Светы

            Положительных оценок?

(Четыре. Тройка – положительная отметка.)

              6. Еду с мамой в зоосад,

            Я считаю все подряд.

            Пробегает дикобраз – это раз.

            Чистит перышки сова – это два.

            Третьей стала росомаха,

            А четвертой – черепаха.

            Серый волк улегся спать – это пять.

            Попугай в листве густой – он шестой.

            Вот лисенок рядом с лосем –

            Это будет семь и восемь.

            Девять – это бегемот,

            Рот как бабушкин комод.

            В клетке ходит лев косматый,

            Он последний, он десятый.

            Кто в стихотворении был шестым?

                        (Попугай.)

Жюри подводит итоги конкурса.

Учитель. Без математики мир был бы неинтересен. Люди не совершали бы научные открытия ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Уметь считать просто необходимо, кем бы вы ни стали в будущем.

2-й конкурс: «Посчитаем не спеша». 

– Вопросы также будут задаваться по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 Сколько ушей у трех мышей? (6.)

 Сколько лап у четырех медвежат? (16.)

 У двух носорогов два рога. Сколько рогов у ста носорогов? (100.)

 Сколько ножек у двух сороконожек? (80.)

 Сколько пальчиков у шести мальчиков? (60.)

 У одноголового змея один хвост. Сколько хвостов у девятиголового змея? (Один.)

 Крошечка-хаврошечка пошла в лес со своими сестрами – Одноглазкой, Двуглазкой и Триглазкой. Сколько всего глаз было у честной компании? (8.)

 Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 8 мухоморов меньше. Сколько полезных грибов собрали Леший и Баба Яга вместе? (Нисколько. Мухомор – ядовитый гриб.)

Слово жюри.

– На уроках русского языка с помощью слов мы учимся грамотно, точно и красиво выражать свои мысли. Однако и в математике мы используем слова, с помощью которых воспринимаем задание и решаем его.

3-й конкурс: «Математический словарь».

– В этом конкурсе сначала заканчивает предложение одна команда, затем другая.

Вопросы для первой команды

 Результат сложения. (Сумма.)

 На него нельзя делить. (Нуль.)

 Умножив длину на ширину, … (найдем площадь).

 При счете используем… (цифры).

 Цена, количество, … (стоимость).

 Линия, состоящая из нескольких звеньев. (Ломаная.)

 Если 8 ∙  8, то получится… (64).

 Инструмент для построения отрезков. (Линейка.)

 Часть суток от утра до вечера. (День.)

 В математике их четыре. (Действия.)

 Число на букву «Д». (Два, девять, десять…)

 Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах. (Дневник.)

 Её все любят. (Пятерка.)

 Сколько дней в году? (365 или 366.)

Вопросы для второй команды

 Результат вычитания. (Разность.)

 Действие, противоположное умножению. (Деление.)

 Им чертят окружность. (Циркуль.)

 Делимое, делитель, … (частное).

 Ничего   не  бывает  более  ровного,  чем  две параллельные прямые. (Знак равенства.)

 Сумма длин всех сторон. (Периметр.)

 Прямая, ограниченная с 2 сторон. (Отрезок.)

 У него все стороны равны. (Квадрат.)

 Бывает на карте, в конце предложения. (Точка.)

 100 лет. (Век.)

 Прямая, проведенная через центр окружности. (Диаметр.)

 Если 9 ∙  9, то получится… (81).

 Её никто не любит. (Двойка.)

 В 1 метре … см = … дм = … мм. (100 см = 10 дм = 1000 мм.)

Жюри подводит итоги.

4-й конкурс: «Конкурс капитанов». 

– Капитаны! Прошу вас выйти. Настал ваш час показать свои математические способности. Даю вам карточки с представленным текстом одной и той же задачи. Победит тот, кто быстрее её решит. Максимальная оценка – 4 балла.

 У Пончика на комбинезоне 17 карманов. 10 карманов спереди, остальные сзади. В каждом кармане спереди по 2 пончика, а сзади – по 3 пончика. Сколько всего пончиков у Пончика?

Ответ: всего 41 пончик.        17 – 10 = 7 (к.) – сзади.

                2 ∙  10 = 20 (п.) – спереди.

                3 ∙  7 = 21 (п.) – сзади.

                20 + 21 = 41 (п.) – всего.

5-й конкурс: «Домашнее задание». 

– «Цифра 7 известна всем». Семерка в древности была окружена большим почетом: 7 чудес света, 7 дней в неделе, в радуге 7 цветов, у индусов дарят 7 слоников на счастье, а окружающий мир мы воспринимаем через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем пословицы и поговорки типа «Семь бед – один ответ». Итак, каждый из вас по очереди называет пословицу или поговорку, где встречается число 7.

 Семь раз отмерь – один раз отрежь.

 Семеро одного не ждут.

 У семи нянек дитя без глазу.

 Семеро с ложкой, а один с сошкой.

 Семь пядей во лбу.

 Семь пятниц на неделе.

 Двое пашут, а семеро руками машут.

 Быть на седьмом небе.

 На семи ветрах.

 Работают до седьмого пота.

 Знать предков до седьмого колена.

 За семью печатями.

 Лиса семерых волков проведет.

 Семь дел в одни руки не берут.

 Лук от семи недуг.

 Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

 Семь четвергов, и все в пятницу.

 Кота убить – семь лет счастья не видать.

 Семь бед – один ответ.

 Семеро пастухов одну овцу пасут.

 Чем семерых посылать, лучше самому побывать.

 Семь деревень, а лошадка одна.

 Для бешеной собаки семь верст не круг.

 Семерых одним ударом.

 Ходить семимильными шагами.

 Седьмая вода на киселе.

 У ленивого Емели 7 четвергов на неделе.

Слово жюри.

– Проверим, как справились с задачей капитаны. Предложим им еще решить устную задачу:

 В русской народной сказке репку, хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько пар глаз одновременно увидели этот овощ? (Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка – 6 пар глаз.)

– Говорят: «Математика – гимнастика ума». В прямом смысле гимнастика – это система упражнений для физического развития. А вот в математике это словосочетание употребляется для становления умственного развития человека: заставляет думать, искать простые и красивые решения, тренирует память и даже закаляет характер.

6-й конкурс: «Кто верней и кто быстрей?».

В этом конкурсе 3 задания. Приглашаются по одному представителю от команды.

1. «Дорисуйте фигуры». В трех квадратах даны одинаковые фигуры. Проследите за тем, как меняется их расположение, и заполните пустые клетки четвертого квадрата.

Максимальная оценка – 4 балла.

2. «Разгадайте анаграмму» (перевертыши). Расставьте буквы в такой последовательности, чтобы получилось слово.

УСМАМ                    РАПЯМЯ

(Сумма.)                    (Прямая.)

За правильный ответ – 1 балл.

3. «Угадайте число». Какое число «лишнее»? Какое число записано в прямоугольнике (треугольнике)?

Ответ: 2 – четное.                        Ответ: 3 – нечетное.

По 2 балла за правильный ответ.

Жюри подводит итоги.

7-й конкурс: «Финальный конкурс».

И пусть острей кипит борьба,

Сложней соревнование –

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

– Сейчас мы вместе будем отгадывать математический кроссворд. Я буду зачитывать вопросы, а вы будете вписывать в клеточки кроссворда свои ответы. Кто же первый угадает фамилию древнегреческого математика под номером 1 по вертикали?

Кроссворд

Вопросы:

1. Старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами.

2. Десятая часть метра.

3. Знак, обозначающий число.

4. Узнают, когда получают квартиру. Если большая, то радуются.

5. Промежуток времени, равный 12 месяцам.

6. Математический знак в виде закругленной черты.

7. Линия, которая не имеет ни начала, ни конца.

Ответы:

По горизонтали: 1. Пядь. 2. Дециметр. 3. Цифра. 4. Площадь. 5. Год. 6. Скобка. 7. Прямая.

По вертикали: 1. Пифагор.

– Вот и закончилось наше путешествие по стране Математика. Сегодня вы узнали много интересного, ведь современному школьнику необходимы эрудиция и широкий кругозор.

Желаю, чтобы вы и впредь оставались такими же любознательными почемучками.

III. Итоги урока.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Награждение команды-победительницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, здравствуй Новый Год.

Сценарий новогодней елки на чувашском языке....

"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"

Сценарий новогоднего праздника в начальной школе....

Здравствуй, здравствуй, Новый год"

Методическая разработка праздника....

Внеурочное занятие: "Да здравствует, Математика!".

Данное внеурочное занятие способствует привитию познавательного интереса к математике; развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;  позволяет работать над развитием творчес...

Внеклассное мероприятие «Да здравствует Математика!» для учащихся 1 классов

Способствовать развитию познавательного интереса к математике; развивать логическое мышление, память, внимание, воображение; работать над развитием творческих способностей учащихся; формировать умение...

Внеклассное мероприятие "Лето, здравствуй!", урок математики в 1 классе Закрепление по теме "Числа 6 и 7"

Внеклассное мероприятие "Лето, здравствуй!"Урок математики в 1 классе Закрепление по теме "Числа 6 и 7"...