математика 4 класс задачи на движение
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Полинова Татьяна Михайловна

УМК Гармония. Развивает внимание и оперативную память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полинова Т.М.

Образовательное учреждение: МОУ «Бобровская СОШ», с.Бобровка, Троицкого, Челябинской

Предмет –  математика

Класс –4

УМК - «Гармония»

Тема: «Решение задач на движение»

Цель:

1.  Формировать умение решать задачи на движение.

2. Вырабатывать  и совершенствовать прочные вычислительные навыки.

3. Развивать внимание и оперативную память.

Оборудование –АРМ, конверты с заданиями, чистые карточки для записи слов, фломастеры, цветовые жетоны для распределения по группам.

Ход урока:

1.Устный счет

Группа получает конверт с заданием для устного счета. (Считаем устно, по полученному результату вносим букву в таблицу). Полученное название птицы записываем  на карточке.

1 группа. Птица, которая редко садится на землю или провода.

Она кормится и даже спит в воздухе.

72:8        56:7        63:9        54:6        81:9

+51                 *5        +33        *7        +41

:15                  -13        :8        +17        :5

*9                    :9        *13        :10        *7

+14                  +17        -25        -8        -12        

      т               р        ж        с        и

0

50

20

58

40

2 группа.

На ровную землю она садится неохотно и только затем, чтобы поднять материал для постройки гнезда. Ходит по земле очень плохо и вовсе не похожа на ту ловкую птичку, какой она кажется во время неутомимого полета.

20*7        100-77        200:4            23+47        620+190        4*40

-50        *3        +70        :7        :90        +260

:5        +51        *5        *16        *20        :6

+33        :12        -240        -90        -180        -45

Л        А        С        Т        О        Ч

100-10        54:6

*90        +34

+1900        *2

:100        -56

К        А

51

10

360

70

0

25

100

30

3 ГРУППА.

Эта птица веселая, живая, ловкая и умная, способная оживить ту местность, в которой водится. Без труда выучивается выговаривать человеческие слова или подражать другим звукам.

80-24        80:40        90*7        115+135        620-140

:7        *9        +370        :5        :60

*8        +13        :40        *8        *2

+36        -30        -12        -395        +150

        К        А        А        Г        Л

     5

1

  166

   100

13

4 ГРУППА.

Эта птица может подниматься в небо по спирали, то резко взмывать вверх, то устремляться вперед, падать, тормозить, висеть в воздухе, лететь боком, на спине.

470+160        330-180        240:30        3*70        420:60

:90        *2        *70        +190        *20

*20        +240        -180        :5        +15

-45        :60        +130        -55        -60

И        Р        О        Б        И

8*50        170+280

-120        :50

:4        *30

+35        -25

К        Л

105

510

245

95

25

9

95

5 группа.

Эта птица ходит в перевалку, высоко подняв голову.

80:40        530+170        7200:80        8*4        54:6

*9        :10        -30        +48        +34

+13          *8                *40        :2        *2

-30        -280        +2600        *6        -56

е        ц        р        к        в

15+65        360-80

*3        :4

:12        +230

-20        *8

о        с

2400

240

30

0

5000

1

280

При ответе групп на экране появляется информация о птице, которая у них записана на карточке (Слайды со 2 по 6). Сами карточки с названиями вывешиваются на доске.

2. Мотивация (слайд № 7) 

Расположи птиц в возрастающей последовательности: сначала птицу,
обладающую самой маленькой скоростью, а затем – с возрастающей скоростью.   Учащимся в парах предлагается взять конверты с заготовленными табличками  и выстроить свою последовательность.

 (слайд №8)  Учащиеся пробуют выстроить заданную последовательность, возникает несколько вариантов выполнения задания.  Которые следует  предложить вывесить на доске для обсуждения.

Учитель (слайд № 9): Как разрешить спор? Как узнать,  какая последовательность верная  (Необходимо точно знать скорость каждой птицы)

Формируется цель исследования (слайд № 10): Определить скорость полета колибри, скворца, ласточки, галки, стрижа.

3. Работа в группах

(Слайд № 11– «Тайны знаний» и «Бери и пользуйся! – слайд  №12, 13, 14» - помогают вспомнить необходимый материал для работы – формулы работают по гиперссылкам!!!)

 Слайд № 15

Исследование в малых группах.

Помогает учащимся, по цветовым жетонам, выданным в начале урока учителем найти свою  рабочую группу.

Каждой группе предлагаются конверты с текстами задач, решая которые, дети узнают необходимые для решения проблемы сведения.

С этого слайда по гиперссылке  (на слайд № 16) учитель напоминает учащимся, как будет проходить обмен информацией. По гиперссылке из каждой группы имеется выход на проверку задания. После проверки задания группы учитель возвращается обратно к проверке следующей группы. Каждая группа представляет результаты вычисления скоростей. Учитель на листе бумаги с названиями  птиц  фиксирует их скорость. Теперь, используя данные своих вычислений, учащиеся выстраивают правильную последовательность. Пропедевтика – при выстраивании цепочки  видят, что скорость у одной и той же птицы может быть разной. Делают вывод, что величина – число не постоянное, оно может меняться как в меньшую, так и в большую сторону.

 В конце отчета всех групп, по гиперссылке находящейся внизу экрана, с права, переходим на (слайд № 22) , где выстраивается последовательность, о которой говорилось в начале урока. 

Теперь, зная характеристики птиц, расположите их скорости в порядке возрастания.

Задачи, которые предлагает учитель для работы в группах.

1 группа.

Галка пролетела 240 км за 4 часа, а чиж пролетел 150 км за 3 часа. У кого из них скорость больше и насколько?

Маленькие перелетные птицы, такие как колибри, преодолевают без остановки до 2000км   в течение 25 часов. С какой скоростью летят колибри?

2группа.

Ласточка может пролететь 240 км за 3 часа. Сколько километров пролетит за это время скворец, если его скорость на 20 км\ч меньше?

  • Скорость полета голубя около 96 км\ч. Это на 8 км\ч больше чем у колибри, но на 204 км\ч меньше, чем у стрижей. Какова скорость у колибри и стрижей?

3группа.

Ласточки зимуют в Южной Африке, но уже в марте огромные стаи этих птиц летят на север, в Европу преодолевая путь 9500км за 50 часов. Определите скорость полета ласточек.

Ворона летела 3 ч со скоростью 50км\час. Скворец такое же расстояние пролетит за 2 часа. С какой скоростью летит скворец?

Подведение итогов (слайд №  22)

Формируется заключение о необходимости точных вычислений основанных на количественных данных.

5. Рефлексия (Слайд №23)

Учащимся предлагается закончить высказывания

Я  узнал …

Я  научился…

Порадовался тому, что…

Постигаешь (улавливаешь) смысл…

Выражу свое мнение, свою позицию…

6. Домашнее задание (Слайд № 24)

Птичий полёт – это великий символ,

это символ творчества”

                            Мудрецы древности

Проявите творчество!

Составьте задачи   на движение  о птицах.

        Литература

  1. Авдеева Н.И.  Двадцать дифференцированных уроков для одаренных детей. – М.: 2001.
  2. Беденко М.В.  Сборник текстовых задач по математике. -МВАКО, 2004.
  3. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер.-2-е изд.-М.: Мнемозина, 2004.
  4. www.catarrh.narod.ru/gallery/kaiser3.gif

СТРИЖ

ЛАСТОЧКА

ГОЛУБЬ

КОЛИБРИ

СКВОРЕЦ

ГАЛКА

ВОРОНА

ЧИЖ



Предварительный просмотр:

1 группа. Птица, которая никогда не садится на землю или провода.

Она кормится и даже спит в воздухе.

72:8        56:7        63:9        54:6        81:9

+51                 *5        +33        *7        +41

:15                  -13        :8        +17        :5

*9                    :9        *13        :10        *7

+14                  +17        -25        -8        -12        

      т               р        ж        с        и

0

50

20

58

40

На ровную землю она садится неохотно и только затем, чтобы поднять материал для постройки гнезда. Ходит по земле очень плохо и вовсе не похожа на ту ловкую птичку, какой она кажется во время неутомимого полета.

20*7        100-77        200:4            23+47        620+190        4*40

-50        *3        +70        :7        :90        +260

:5        +51        *5        *16        *20        :6

+33        :12        -240        -90        -180        -45

Ч        А        О        К        Т        А

100-10        54:6

*90        +34

+1900        *2

:100        -56

Л        С

100

10

30

0

360

51

70

10

2 ГРУППА.

Эта птица веселая, живая, ловкая и умная, способная оживить ту местность, в которой водится. Без труда выучивается выговаривать человеческие слова или подражать другим звукам.

80-24        80:40        90*7        115+135        620-140

:7        *9        +370        :5        :60

*8        +13        :40        *8        *2

+36        -30        -12        -395        +150

        К        А        А        Г        Л

5

1

  166

  100

1

3 ГРУППА.

Эта птица может подниматься в небо по спирали, то резко взмывать вверх, то устремляться вперед, падать, тормозить, висеть в воздухе, лететь боком, на спине.

470+160        330-180        240:30        3*70        420:60

:90        *2        *70        +190        *20

*20        +240        -180        :5        +15

-45        :60        +130        -55        -60

И        Р        О        Б        И

8*50        170+280

-120        :50

:4        *30

+35        -25

К        Л

105

510

245

95

25

9

95

Эта птица ходит в перевалку, высоко подняв голову.

80:40        530+170        7200:80        8*4        54:6

*9        :10        -30        +48        +34

+13          *8                *40        :2        *2

-30        -280        +2600        *6        -56

е        ц        р        к        в

15+65        360-80

*3        :4

:12        +230

-20        *8

о        с

2400

240

30

0

5000

1

280



Предварительный просмотр:

Задачи для работы в группах

1 группа.( синий)

  1. Галка пролетела 240 км за 4 часа, а чиж пролетел 150 км за 3 часа. У кого из них скорость больше и на сколько?

  1. Маленькие перелетные птицы, такие как колибри, преодолевают без остановки до 2000км   в течение 25 часов. С какой скоростью летят колибри?

2  группа.(желтый)

  1. Ласточка может пролететь 240 км за 3 часа. Сколько километров пролетит за это время скворец, если его скорость на 20 км\ч меньше?

  • 2. Скорость полета голубя около 96 км\ч. Это на 8 км\ч больше чем у колибри, но на 204 км\ч меньше, чем у стрижей. Какова скорость у колибри и стрижей?

  1.  группа.(розовый)
  1. Ласточки зимуют в Южной Африке, но уже в марте огромные стаи этих птиц летят на север, в Европу преодолевая путь 9500км за 50 часов. Определите скорость полета ласточек.

2.

Ворона летела 3 ч со скоростью 50км\час. Скворец такое же расстояние пролетит за 2 часа. С какой скоростью летит скворец?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на движение Подготовила: Полинова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, МОУ «Бобровская СОШ» , с. Бобровка, Троицкого района, Челябинской обл. 4 «А» класс

Слайд 2

стриж Птица, которая редко садится на землю или провода. Она кормится и даже спит в воздухе.

Слайд 3

ласточка На ровную землю она садится неохотно и только затем, чтобы поднять материал для постройки гнезда. Ходит по земле очень плохо и вовсе не похожа на ту ловкую птичку, какой она кажется во время неутомимого полета.

Слайд 4

Эта птица веселая, живая, ловкая и умная, способная оживить ту местность, в которой водится. Без труда выучивается выговаривать человеческие слова или подражать другим звукам. галка

Слайд 5

колибри Эта птица может подниматься в небо по спирали, то резко взмывать вверх, то устремляться вперед, падать, тормозить, висеть в воздухе, лететь боком, на спине.

Слайд 6

скворец Эта птица ходит в перевалку, высоко подняв голову.

Слайд 7

Расположи птиц в возрастающей последовательности : сначала птицу , обладающую самой маленькой скоростью, а затем – с возрастающей скоростью.

Слайд 8

галка Давай подумаем! колибри стриж ласточка скворец

Слайд 9

Как разрешить спор? Как узнать , какая последовательность верная?

Слайд 10

Цель исследования Определить скорость полета : галки, стрижа, ласточки, скворца, колибри.

Слайд 11

Тайны знаний! Для того чтобы найти скорость, нужно знать путь и время движения. Обычно скорость обозначают буквой V , путь буквой S , а время – буквой t

Слайд 12

Бери и пользуйся! Чтобы найти скорость, надо путь разделить на время: V = S : t

Слайд 13

Чтобы найти путь, надо скорость умножить на время: S = V t

Слайд 14

Чтобы найти время, надо путь разделить на скорость: t = S : V

Слайд 15

Исследование в малых группах галка колибри ласточка стриж скворец 2гр 5гр 1гр 3 гр 4 гр

Слайд 16

Обмен информацией 1. Расскажите какое задание выполняла группа. 2. Что вы предприняли для выполнения задания. 3. Представьте решение задачи. В ходе работы удалось научиться… Мы узнали … 4. Оцените работу своей группы. Порадовались тому, что…

Слайд 17

Галка пролетела 240 км за 4 часа, а чиж пролетел 150 км за 3 часа. У кого из них скорость больше и на сколько? 240 : 4 = 60 (км / ч) 150 : 3=50 ( км / ч ) чиж 50 (км / ч) галка 60 (км / ч)

Слайд 18

Маленькие перелетные птицы, такие как колибри, преодолевают без остановки до 2000км в течение 25 часов. С какой скоростью летят колибри? 2000 : 25 = 80 (км / ч) колибри 80 (км / ч)

Слайд 19

Скорость полета голубя около 96 км\ч. Это на 8 км\ч больше чем у колибри, но на 204 км\ч меньше, чем у стрижей. Какова скорость у колибри и стрижей? голубь 96 ( км / ч ) стриж 300 ( км / ч ) колибри 88 ( км / ч )

Слайд 20

Ласточки зимуют в Южной Африке, но уже в марте огромные стаи этих птиц летят на север, в Европу преодолевая путь 9500км за 50 часов. Какова скорость полета ласточек? 9500:50 =190 ( км / ч ) ласточка 190 ( км / ч )

Слайд 21

Ворона летела 3 ч со скоростью 50км\час. Скворец такое же расстояние пролетит за 2 часа. С какой скоростью летит скворец? скворец 75 ( км / ч ) ворона 50 ( км / ч )

Слайд 22

чиж 50 (км / ч) галка 60 (км / ч) колибри 80 (км / ч) колибри 88 ( км / ч ) голубь 96 ( км / ч ) стриж 300 ( км / ч ) ласточка 190 ( км / ч ) ворона 50 ( км / ч ) скворец 75 ( км / ч )

Слайд 23

Вывод сегодняшнего дня! Необходимость точных вычислений, основанных на количественных данных.

Слайд 24

Рефлексия Я узнал … Я научился… Порадовался тому, что… Постигаешь (улавливаешь) смысл… Выражу свое мнение, свою позицию…

Слайд 25

Домашнее задание “ Птичий полёт – это великий символ, это символ творчества” Мудрецы древности Проявите творчество ! Составьте задачи на движение о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Подкормка птиц" для 4 класса. Задачи на движение

Урок-путешествие (марш-бросок) в зимний лес "Подкормка птиц". На уроке решаются  задачи экологического воспитания, учебные - решение задач на движение и др. Цель: закрепить умение решать зад...

Математика 4 класс "Задачи на движение" интерактивная доска

Математика 4 класс "Задачи на движение" интерактивная доска...

Математика 4 класс "Задачи на движение"

Аннотация Урок с использованием ИКТ. На слайдах представлен материал из истории правления Петра1. Показана связь между современностью и прошлым. Детям предлагается проанализировать  важность (с ...

Материал по математике для устного счета (3 класс). Задачи на движение.

Презентация для интерактивной доски. Материал для устного счета (3 класс) Образовательная система "Школа 21оо". Задачи на движение....

Технологическая карта и презентация урока математики 4 класс " Задачи на движение"

Технологическая карта урока математики "Задачи на движение" 4 класс по УМК "Начальная школа 21 века"...

Фрагмент урока по математике 4 класс "Задачи на движение в противоположном направлении (встречное движение)"

фрагмент урока по математике 4 класс 21 век учебник Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.Применение игровых технологий на уроках в начальной школе с целью изучения нового материала...