Урок математики в 1 «Б» классе по теме:
план-конспект урока (математика, 1 класс) на тему
Данный урок «Величины. Длина. Сантиметр» входит в раздел «Величины» как 1 урок – урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД,
овладения новыми предметными умениями.
На уроке дети познакомились с новыми понятиями: величина, мерка, сантиметр, со старинными единицами длины;
Научились измерять отрезки линейкой, сравнивать разными способами, находить суммы длин отрезков.
Знания, полученные на прошлых уроках о цвете, вкусе помогли подойти к длине.
Математическая разминка настроила детей на логическое мышление.
Способ наложения был знаком, поэтому дети сразу определили этот способ.
.Для изучения темы « Дециметр» – изучаемая единица на данном уроке сантиметр поможет детям в дальнейшем при изучении последующих тем в разделе «Величины».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_moy_luchshiy_urok.docx | 49.59 КБ |
otkrytyy_urok.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Титульный лист стр.2
Пояснительная записка стр. 3
Конспект урока стр. 7
Технологическая карта урока стр. 18
Приложение стр. 22
Отдел образования Морозовского района
Муниципальный смотр - конкурс
«Мой лучший урок»
Урок математики в 1 «Б» классе по теме:
«Величины. Длина. Сантиметр»
Разработан учителем начальных классов
Рыловой Еленой Николаевной
Общий стаж 23 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ново- Павловская средняя общеобразовательная школа
-3-
Пояснительная записка
Место урока в учебном курсе:
Раздел № 6 - «Величины»
Урок №1- «Величины. Длина. Сантиметр»
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Педагогическая цель –
- создать условия для формирования представления о современных и старинных величинах длины, сантиметре;
- составления алгоритма измерения отрезков, познакомив с понятием мерка; для закрепления знания числового ряда в пределах 10;
- создать условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности, привития аккуратности.
- Планируемые результаты:
- различать понятия величина, длина, мерка и их соотношение друг с другом, правильно измерять отрезки;
- уметь быстро ориентироваться в числовом ряду, записывать числовые выражения и неравенства.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- научиться самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида;
- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- получить возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.
-4-
Познавательные:
- научиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- понимать знаки, символы;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков);
- находить и формулировать решение задачи;
- получить возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Личностные:
- сформировать положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному труду;
- основные моральные нормы поведения;
- получить возможность для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, роли ученика, интереса (мотивации) к учению.
Коммуникативные:
- уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
- обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
-5-
Методическая база:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Последнее обновление: 10.07.2012 года
- Закон Ростовской области: «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.2004 № 187-3С
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва «Просвещение» 2011;
- Основная образовательная программа МБОУ Ново-Павловская СОШ (по реализации ФГОС)
- Авторская программа. Программа по математике (ДемидоваТ.Е.,КозловаС.А.,ТонкихА.П.). Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа.(Под научной редакциейД.Е.Фельдштейна.- Москва: Баласс, 2009)
Отличительной особенностью урока является:
- - работа с настоящими предметами;
- - увлекательный момент;
- - возвращение к прошлому (историческая справка);
- - проведение экспериментов.
Личный опыт участия учеников в экспериментах даёт возможность с лёгкостью усвоить новый материал, закрепить его в ходе практической работы и применять его в жизненных ситуациях.
Данный урок способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательных программ благодаря следующим видам деятельности учителя:
-6-
- находит способ увлечь детей знаниями;
- учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;
- привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала;
- ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости;
- организует формы деятельности, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд;
- вместе решают возникающие учебные проблемы;
- активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем;
- на уроке использует интерактивные возможности ИКТ;
- использует проектные формы работы на уроке;
- организует работу в парах;
- организует конструктивную совместную деятельность;
- ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости;
- всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках;
- на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания.
Оборудование:
- учебники для 1 класса по программе «Школа 2100», рабочие тетради;
- презентация к уроку, видеозапись отрывка мультфильма «38 попугаев», аудиозапись музыки, электронные физминутки;
- компьютер, интерактивная доска, проектор, экран;
- яблоко, лимон, таблицы со словами свойств, отрезки разной длины для демонстрации на доске;
- полоски из цветной бумаги по 3 каждому ученику и по 2 на парту, знаки>, <, = из математического набора, красные и зеленые сигнальные карточки, весёлые солнышки
Отдел образования Морозовского района
Муниципальный смотр - конкурс
«Мой лучший урок»
Конспект урока математики в 1 «Б» классе по теме:
«Величины. Длина. Сантиметр»
Урок разработан учителем начальных классов
Рыловой Еленой Николаевной
Общий стаж 23 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ново- Павловская средняя общеобразовательная школа
-8-
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности. Психологический настрой.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс,
Математика у нас!
II. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в новое, интересное и увлекательное . Чтобы оно удачно состоялось что вы можете для этого сделать?
- правильно и быстро выполнять задания;
- не допускать ошибок;
- а главное, быть очень внимательным. Готовы?
III. Актуализация знаний и умений.
1.Игра «Логические концовки»
1) «Если стол выше стула, то стул … «(ниже стола).
2) «Если 2 больше одного, то 1 …» (меньше двух).
3) «Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа …» (вышел позже Саши).
4) «Если сестра старше брата, то брат …» (младше сестры).
5) «Если правая рука справа, то левая …» (слева).
-9-
2. Арифметический диктант.
-Какое число при счете стоит перед числом 10
- какое число больше числа 1 на 1 единицу?
- Какое число больше 4 и меньше 6?
- Сколько дней в неделе?
-Какая страница книги находится между 5 и 7 страницами?
- Сколько страниц прочитал Егор , если он читает 9 страницу?
Проверка диктанта. 9 2 5 7 6 8 (Слайд 1)
- А теперь расположите ответы в порядке возрастания. ( 2, 5, 6, 7, 8,9)
- Назовите самую маленькую цифру. (2)
- Назовите самую большую цифру. (9)
- Какие цифры пропущены? (3, 4)
3.Игра «День- ночь» (Слайд 3)
Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Мы проведём игру на внимание «День-ночь». Запомните расположение фигур. Сфотографируйте глазками. Ночь (переставляю). День.
- Что изменилось?
Ночь (переставляю). День. - Что изменилось?
Ночь (переставляю). День. - Что изменилось? (появилась новая фигура)
4. Работа с математическими записями. (Слайд 4)
4+4 5>3 4-1
6-6 8-3 1+7
4>0 5+0 7<9
-10-
- Ваша задача разделить на три группы эти записи и дать каждой группе название, по столбикам.
На какие группы можно разделить эти математические записи?
Проверка. (Слайд 5)
Дети переставляют выражения по столбикам + _ >< =
(Работаем на интерактивной доске)
Повторение названий компонентов при + и _.
4.Итог математической разминки.
Поднимите сигнальную карточку, у кого задания вызвали трудность.
IV. Физкультурная минутка «Мы топаем ногами топ-топ».
V. Изучение нового материала.
1.Подготовка к изучению.
Учитель:
- Круглое, румяное, | Желтый мундир, |
|
Учитель показывает детям яблоко и лимон.
У.- Какие свойства имеет яблоко? лимон?
Д.- Цвет- красный, желтый;
форма - круглая, овальная; вкус – сладкий, кислый.
Учитель открывает слова на доске:
-11-
У.- Скажите, можем ли мы определить какой цвет больше красный или желтый?
Д.- Нет.
У.- Значит, цвет нас сегодня не будет интересовать, цвет не является величиной (учитель убирает табличку со словом “цвет”)
- А можно ли сказать, чей вкус меньше - лимона или яблока?
Д.- Нет. Убираем табличку со словом “вкус”.
У.- Можно ли сравнить форму предметов? Какая больше - овальная или круглая?
Д.- Тоже нет. (Убрать табличку со словом “форма”).
У.- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются величиной.
(Слайд 7, 8, 9)
Дети называют. Они могут назвать “размер”, “рост”, “температуру”. Возможно кто-то назовет и длину.
Сравниваем свойства.(каждое сравнение на слайде)
2. Объявлениетемы урока.
У.- Что мы делали со свойствами? Мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно. Эти свойства называют величинами.
Учитель показывет. ( Слайд 11)
-12-
4.Просмотр отрывка мультфильма.
Отрывок из мультфильма “38 попугаев”.
У.- О какой величине будут говорить герои?
У.- Что измеряли у удава?
Д.- Длину.
У.- Чему равна длина удава?
Д.- 2 слоненка, 5 мартышек и 38 попугаев.
У.- О какой же величине говорили герои?
Учитель прикрепляет на доску табличку
5.Сравнение длин (на парте 2 отрезка, работают в парах)
У.- Сравните длину удавов у вас на парте? Какой их них больше
(С помощью наложения отрезков друг на друга).
Д.- Зеленый больше, чем желтый.
У.- Мы измерили длину удавов и можем между ними поставить знак >. Является ли величиной длина?
Д.- Да. Так ее можно измерить и сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно.
Учитель ставит стрелку на доске от величины к длине.
-13-
6.Рассмотрение понятия «мерка».
У. На доске вы видите два отрезка а, b (20 см, 30 см). Какой из них длиннее?
Д. – Отрезок b.
У. – Как вы определяли?
Д.- На глаз.
У. – На глаз не точное определение. У меня есть красная полоска ( 10см ), может она нам поможет измерить длину. Кто мне хочет помочь?
1 ученик у доски.
У. – Сколько раз содержится красная полоска в отрезке а?
Д. – Два раза.
На доске: а = 2(цифра красная) (отрезок а содержит две красных полоски)
У. –Сколько раз содержится красная полоска в отрезке b?
Д. – Три раза.
На доске: b = 3 (отрезок b равен трем красным полоскам)
У. – Теперь я могу сказать какой отрезок меньше?
Д. –Отрезок а < b
У. –А теперь измерим отрезок b зеленой полоской (15 см )
2-ой ученик у доски.
У. –Сколько раз поместилась зеленая полоска в отрезке b?
Д.- 2 раза
На доске: b = 2 ( отрезок b содержит две зеленых полоски)
У. –Сравним надписи на доске: а=2 b = 2
b =3
-14-
У. – Посмотрите, отрезок а равен двум полоскам и отрезок b равен двум полоскам, значит а = b, а мы только что говорили, что а < b. Где же ошибка?
Д. – Мы измеряли разными отрезками, зеленый отрезок больше, чем красный.
У. – Наложим красный отрезок (мерку) на зелёный отрезок. Получилось, что зеленый больше красного.
(Слайд 12)
Правило: Чтобы правильно сравнить два отрезка, нужна единая мерка.
У. - А теперь мы с вами совершим небольшое путешествие во времени. Но сначала отдохнем.
7. Электронные физминутки для глаз. Облака.
8. Историческая справка
У. – Закройте глаза. Мы совершим небольшое путешествие на машине времени. И попадем в XIX век на ярмарку. (Звучит музыка)
( Выходят два мальчика и девочка. У мальчиков лотки с кружевами, лентами, тесьмой.)
Учитель: Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки,
Кружева, тесьма, банты.
Заходи скорей и ты!
-15-
1 м. - Налетайте! Налетайте!
2 м. - Покупайте! Покупайте!
1м. Покупайте-ка игрушки:
Водоноски и зверюшки!
2м. Посмотрите-ка сюда,
Наши ткани хоть куда!
Хлопок, саржа, ситец, лен,
Всех на ярмарку зовем!
1м. Девицы! Девицы!
Что такие хмурые?
Мы забыли вас позвать?
Выходите покупать!
1д. Мне для горницы моей
Ситца дай 10 локтей!
2 д.- Саженей 5 бантов!
1д. А мне для платка подойдет бахрома,
Ладоней 30 отрезай,
Да скорее, не зевай!
2д. Дай-ка князю на рубашку
Дюймов 6 тесьмы и пряжку!
1м . Подходите, покупайте,
Ну, скорее, не зевайте!
Дюйм и локоть!
2 м.- Сажень и фут!
1 м.- А я и ладонью померяю тут!
2 м - Принимайте-ка подарки,
Приходите снова к нам!
Вместе: Мы всегда рады гостям! ( Слайд 14)
Дорогие знатоки математики, я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале
-16-
для измерения длины, как и при счёте люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть, т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца.
Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.
Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних единицах называли « лапоть», а в других « фут», что в переводе с английского означает « нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и сейчас, например шагами.
9.Проведение эксперимента.
У. – Проведем эксперимент. Будем пользоваться меркой – шаг.
2 ученика измеряют расстояние от доски до конца класса.
У. – Почему расстояние одинаковое, и а результаты разные?
Д. – У Антона шаг больше, чем у Кристины.
У. – То, есть у них разные мерки. Одинаковые ответы получали люди, пользуясь такими мерками?
- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой системы измерений.
10. Работа по учебнику
- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня знакомимся, вы узнаете из учебника ( стр. 69)
- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины? ( сантиметр)
Посмотрите на отрезок АК. О таком отрезке говорят, что его длина
(Слайд 16)
-17-
1 сантиметр
Слово сантиметр после числа пишут кратко см
VI. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа.
- Кто из вас знает как называется инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков?
- Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки.
Повторение правила пользования линейкой. (Слайд 17)
На столе у каждого 3 ленты, измерить их. Сравниваем результаты. Почему получились одинаковые результаты, хотя линейки у вас у всех разные - пластмассовые и деревянные, длинные и короткие?
Возьмите ленты и положите перед собой так, чтобы поставить знак > ,<. (Знаки из математического набора)
На доске: 15см 10см 9см
15см > 10см 9см < 10см
3.Расположить в порядке убывания их результатов измерения.
-Какие три цвета есть у нас? О чём они нам напоминают? (светофор)
Проговаривание вслух правила светофора.
VII. Рефлексия.
-Что вы можете рассказать и показать родителям из того, что вы узнали на уроке?
Понравился урок – вложите солнышко в тетрадь.
(Слайд 19) Герои мультфильма благодарят за хорошую работу на уроке.
Отдел образования Морозовского района
Муниципальный смотр - конкурс
«Мой лучший урок»
Технологическая карта урока математики
в 1 «Б» классе по теме
«Величины. Длина. Сантиметр»
Урок разработан учителем начальных классов
Рыловой Еленой Николаевной
Общий стаж 23 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ново- Павловская средняя общеобразовательная школа
-19-
Структура урока.
№ | Этапы урока | Учитель | Ученик |
1. | Организационный момент | Психологический настрой. Встало солнышко давно, | Проверяют готовность к уроку. |
2. | Целеполагание | Нацеливает на активную работу для удачного путешествия в новое, интересное и увлекательное. Обобщает ответы детей: - правильно и быстро выполнять задания; - не допускать ошибок; - быть внимательным. | Ответы детей |
3. | Актуализация знаний и умений | Организует работу по | Выполняют задания математической разминки. -логические концовки -арифметический диктант -игра «День-ночь» -работа с математическими выражениями |
4. | Изучение нового материала | Предлагает систему работы. -определение свойств яблока и лимона; -сравнение свойств по росту, размеру, температуре; -просмотр отрывка мультфильма; -сравнение длин способом наложения; - сравнение длин способом на глаз; -рассмотрение понятия «мерка»; -знакомство со старинными единицами длины; -проведение эксперимента; -работа по учебнику; -измерение отрезков; -самостоятельная работа | Вкус цвет форма Вывод: сравнить нельзя по цвету, вкусу, форме. Вывод: можно сравнить – это величины. Вывод: измеряли длину. Работа в парах. Вывод: длину можно сравнить. Способ наложения. Вывод: на глаз не точное измерение. Вывод: чтобы правильно сравнить два отрезка, нужна единая мерка. Инсценировка. Понятия «фут», «сажень», «локоть», «дюйм», «шаг». Вывод: шаги (мерки) разные, поэтому результат разный. Чтение правила о сантиметре. Чтение правила: «Измерение отрезков». Вывод: одинаковые результаты, потому что единая единица измерения. Сопоставление лент со знаками > <. Повторение правил ПДД. Светофор. |
5. | Промежуточный контроль | Фронтальная проверка. | Взаимопроверка. |
6. | Рефлексия. | Предлагает оценить работу ученика на этапах урока. Работа с сигнальными карточками. Предлагает в форме рассказа для родителей – что узнали и чему научились на уроке? Предлагает оценить урок (весёлое солнышко). | Показывают сигнальные карточки. Ответы детей. Вставили солнышки. |
-22-
Приложение:
- Презентация к уроку 1
- Таблицы со словами свойств 3
- Удавы на парту 2
- Цветные полоски 3
- Сигнальные карточки 2
- Фотографии с урока 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
4+4 6-6 5 > 3 8-3 4 >0 4-1 7 < 9 1+7 5+0
4+4 1+7 5+0 6-6 8-3 4-1 4 >0 5>3 7<9 = 8 = 8 = 5 = 0 = 5 = 3
величины длина
Чтобы правильно сравнить два отрезка, нужна единая мерка.
Первые единицы измерения Сажень пядь дюйм локоть
сантиметр СМ
Измерение отрезка Приложить линейку к отрезку. 2. Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки. 3. Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка. 4. Назвать (или записать ответ).
Благодарим за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...
Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон)
Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон).Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром....
Разработка урока математики во 2 классе по теме: "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" (учебник Л.Г. Петерсон "Математика 2 класс")
Урок - сказка поможет активизировать обучающихся, сделать изучение сложного матеиала доступным и интересным. Дети в игровой форме закрепят умение складывать и вычитать трёхзначные числа....
Проект урока математики во 2 классе по теме: «Вопрос как часть задачи» (по курсу «Математика» автора И. И. Аргинской)
Цели: актуализировать понятие задачи, формировать представление о структуре задачи,развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенного мышление;воспит...
Урок математики в 1 классе по теме "Задача" ( 2 урок в теме)
Цели: Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять с...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Математика вокруг нас. Числа в стихах, загадках, пословицах и поговорках».
Технологическая карта урока - монопроекта по математике в 1 классе...
Конспект урока математики в 1 классе по теме «Масса» (по курсу «Математика»; автор М.И.Моро)
Конспект урока математики в 1 классе по теме «Масса» (по курсу «Математика»; автор М.И.Моро) ,ФГОС....