Урок математики 3 класс.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Хлыстун Галина Петровна

Тема: "Решение составных задач"

Цель. Формировать у детей умение решать составные задачи.

Задачи.

Образовательные:

совершенствовать навыки в решении простых и составных задач;

обобщить знания табличного умножения и деления;

отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки;

закрепить навык применения правила порядка действий в выражениях.

Развивающие:

способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету через дидактическую игру;

развивать творческие способности, логическое мышление, внимание и  память; употреблять терминологическую речь; умение рассуждать, анализировать, высказывать своё мнение, аргументировать, вести дискуссию, соотносить свои высказывания с поставленной проблемой и мнением других детей;

продолжить развитие навыков самостоятельной работы, умение работать в группах, в паре.

Воспитательные:

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и сотрудничества

Оборудование:             

карточки с заданиями для самостоятельной работы;

схемы-опоры для решения задач; тесты; «Лист успеха»;

 видеотехника, мультимедийный проектор, презентация;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_3_klass.khlystun_g.p.docx395.45 КБ

Предварительный просмотр:

Коммунальное Государственное учреждение

 «Гимназия «БЭСТ»

Урок математики в 3-м классе.

  Подготовила и провела учитель начальных классов:  

  Хлыстун Галина Петровна

Тема: "Решение составных задач"

Цель. Формировать у детей умение решать составные задачи.

Задачи.

Образовательные:

совершенствовать навыки в решении простых и составных задач;

обобщить знания табличного умножения и деления;

отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки;

закрепить навык применения правила порядка действий в выражениях.

Развивающие:

способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету через дидактическую игру;

развивать творческие способности, логическое мышление, внимание и  память; употреблять терминологическую речь; умение рассуждать, анализировать, высказывать своё мнение, аргументировать, вести дискуссию, соотносить свои высказывания с поставленной проблемой и мнением других детей;

продолжить развитие навыков самостоятельной работы, умение работать в группах, в паре.

Воспитательные:

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и сотрудничества

Оборудование:             

карточки с заданиями для самостоятельной работы;

схемы-опоры для решения задач; тесты; «Лист успеха»;

 видеотехника, мультимедийный проектор, презентация; 

Ход урока

Этап 1.Самоопределение к деятельности Организационный момент (1слайд)

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

Мы с вами снова вместе!

Я рада, рады вы!

Приветствуем друг друга

Обьятьем дружбы мы!!!

- Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и здоровы. Я надеюсь, что мы с вами проведём этот урок с пользой для всех нас.

Этап 2. Сообщение темы и цели урока.(2слайд)

Звучит музыка П.И. Чайковского

Каждый день на уроках математики вы узнаете о свойствах чисел и фигур, решаете задачи, а вернувшись домой повторяете изученный материал.

Я слышу - я забываю,

Я вижу - я запоминаю,

Я делаю – я понимаю.

Таким образом, сегодня на уроке мы будем закреплять полученные знания, находить дробь числа, число по дроби, решать задачи разными способами, думать, дискутировать, соображать и доказывать, объяснять решение логических задач.

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому

 И я научусь!

Этап 3.Минутка чистого письма.(3слайд)

Ответ решения логической задачи и будет той цифрой, которую мы будем писать.

       Серёжа покрасил сторону кубика разными красками. Сколько красок для этого потребовалось? ( 6 )

Письмо цифры 6.

       Индивидуальная работа.

 Повторим приемы внетабличного умножения и деления

У доски работают самостоятельно 4 ученика: Даша, Миша, Максим и Данил

Реши и установи закономерности.

3128 : 8=391        391 х 8=3128

  973 :7=139          139 х 7=973

Проверка.

Этап 4. Актуализация знаний.(4слайд)

Повторение изученного материала.     Класс делится на две группы.

 1 группа проводит интерактивную  игру «Карусель»

Дети  у доски образуют 2 кольца: внешнее, внутреннее и   получают карточки.

Затем быстро передвигаясь  по кругу, решают задачи, примеры изученных видов.
2 группа самостоятельно
 выполняет  «Тест-контроль».

Для вас мудрая сова приготовила тест (презентация)

 

А) 200

                   В) 500

 

В) 700

Г) 500

 А) 1000

Этап 5. Математическая  разминка.(5слайд)

Люди научились считать 25- 35 тысяч лет тому назад.

  • 73 =343                                     903  х 7= 6521
  • 802 =6400                                  807  х 3 =3421
  • 83 = 512                                    702  х 5 =3510
  • 503=125000                               609 х 4 = 2436                                                

Найди значение выражений удобным способом.

250  х 72  х 4=  72000            

125  х 56 х  8= 56000

11 х 8+29 х 8= 320

Этап 6. Постановка и формулирование проблемы.(6слайд)

Чтобы научиться решать сложные задачи людям  пришлось создать новую науку - алгебру, позволяющую решать любые задачи с помощью уравнений.

Х + 80 х 2 = 62  х 10

8  х  У + 45 = 1045

(50 + Х) х 4 = 440

Работа в тетрадях. У доски дети записывают решение уравнения цепочкой.

Найдите корень уравнения.

( 275+ 80 : у) : 4 = 92 – 11

у=16

Найдите значение выражения.

7600 х 40 – ( 6524 : 7 +862 х 3)=  300482

Этап 7. Физминутка для глаз. (7 слайд)

"Снежки” 

( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога) 

В руки вы снежки возьмите, 
И на них вы посмотрите. 
А теперь их поднимите 
Вверх, на них вы посмотрите. 
Вниз снежки  опустите, 
И опять на них взгляните. 
Снежок вправо, 
Снежок влево. 
"Нарисуйте” круг умело. 
Снежок близко, вот вдали, 
Ты внимательно смотри. 

Этап 8.  Постановка учебной задачи (8слайд)

5. Решение задач .

Решить задачу разными способами: алгебраическим, уравнением

1.На двух полках 72 книги. Сколько книг на каждой полке, если на второй их в 7 раз больше.

1п.                                  2п.                                             Всего

? кн                                ?кн., в 7 раз больше              72 кн.

1 способ.

  1. 1ч. + 7ч. =8ч.-    всего частей
  2. 72 : 8 = 9(кн.) – на первой полке
  3. 9 х 7 = 63(кн.)-  на второй полке

2 способ

9+ 9 х 7=63

3 способ

 1п.                                  2п.                                             Всего

? кн.                                ? кн., в 7 раз больше              72 кн.

Х кн.                               ( 7Х) кн.                                   ( 7Х + Х) кН

Составим уравнение:

1.7Х + Х = 72

8Х =72

Х = 72:8

Х= 9

9 книг на первой полке

2.9х7=63( кн.) – на второй полке

Этап 9. Музыкальная пауза( 38 попугаев- видео)

Работа в парах. ( Тест № 2)

В древности в разных странах запись дробей и алгоритмов действий с ними была так сложна, что учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики.

Решить задачу .

2. В сборнике 136 задач . 3/8 этих задач решил Аслан. 2/4 всех задач решила малика, а остальные Кирилл. Сколько задач решил Кирилл?

Аслан -     ? з., 3/8 всех задач        

Малика -  ? з., 2/4 всех задач        136 задач

Кирилл -  ? з.

  1. 136  :  8  х  3=51 (з.) -   Аслан
  2. 136:   4   х  2- 68 (з.)  -  Малика
  3. 51+68 = 119 (з.)          - Аслан и Малика вместе
  4. 136 – 119 = 17 (з.)      -  Кирилл

Выражение: 136 – ( 136 : 8 х 3 + 136  : 4 х 2) = 17

Этап 10. Логика.(10 слайд)

Вам понадобится смекалка, настойчивость  и целеустремленность для того, чтобы справиться с задачами повышенной трудности.

  1. Все ученики 3 «А» класса  умеют решать логические  задачи. Витя не умеет решать такие задачи. Следовательно, он не учится в 3 «А» классе.

  1. Все отличники  3 «А» класса увлекаются шахматами. Миша не играет в шахматы. Следовательно,  он не отличник.

  1. Если число делится на 4 , то оно делится на 2.число 160 делится на 4. Следовательно,  оно делится на 2.

  1. Красная Шапочка пригласила в гости Белоснежку и 7 гномов. Для угощения она приготовила 6 апельсинов и 5 яблок. Два фрукта она отложила. Хватит ли гостям оставшихся фруктов?

Решение:

  1. 7 + 1 = 8 гостей
  2. 2) 6+5= 11фруктов
  3. 11 – 2 = 9 фруктов
  4. 9 > 8

Следовательно, фруктов хватит всем гостям и 1 останется

     5.  Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?

Этап 11. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой(11 слайд)

1. Дифференцированная работа по группам. Самостоятельное решение задач.

1 группа

1) 9х2=18 (кг)- рябины
2)18+9=27 (кг) – всего
9х2+9=27 (кг)

Ответ: 27 килограммов всего.

2 группа  с предварительным разбором и  чертежом.

Проверка устно.

1) 6х3=18 ( р.) – в футбол
2) 18+6=24 (ч.) – всего
6х3+6=24 (ч.)

Ответ: 24 человека всего.

3 группа - работа с геометрическим материалом.

Длина участка 8 метров, а ширина в 4 раза меньше. Вычислите периметр участка.

4 группа. Решение задачи по краткой записи.

Д – 36 м
Ш – ? м, в  4 раза меньше
Р - ? м

Проверка устно.

Этап12. Рефлексия. Итог.(12слайд)

  • Какие задачи перед собой ставили?
  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • В чём испытали затруднения?
  • Ребята, теперь подведем итоги по вашим «Листам успеха»
  • Каких цветовых кружков у вас больше?  
  • Зеленое яблочко - отлично поработал, оранжевое - хорошо, красное - буду стараться.        

Мы улыбаемся миру.

Мир улыбается нам.

Мы желаем всем людям планеты

Хорошего настроения и добра.

Этап 13. Домашнее задание с дифференцированным подходом 1 минута (13 слайд)

Запишите д/з. Выберите себе карточку по желанию: (красная - трудная, синяя - полегче, зелёная - самая лёгкая). На каждой парте лежат три карточки

Литература:

Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1995.

Мокрушина О. А Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2006.

Моро М.И., Бантова М. А Математика. Учебник для 3 класса нач. школы. В двух частях, Ч.1 (Первое полугодие) – М.: Просвещение, 2008.

Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума: КН. Для учащихся. – М.: Просвещение: Учебная литература. 1197.

Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 2 кл. – M.: “Школа 200…”, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...