урок по математике 1 кл "Сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Васина Лидия Владимировна

урок по математике 1 кл "Сантиметр " к УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-santimetr.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:      Математика,  1 класс,  М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

Тема урока:   «Сантиметр»

Дидактическая цель: формирование новых знаний о единицах длины –

                                        сантиметре; создание условий для осознания и

                                        осмысления  новой учебной   информации

Тип урока.  Урок  «открытия » нового знания.

Задачи урока:

    Личностные УУД:  проявление познавательной инициативы в оказании

                                     помощи товарищам

   Метапредметные УУД:

                      Познавательные УУД : создание и нахождение  путей выхода из

                                                  проблемной ситуации; выполнение действий по

                                                  заданному алгоритму, выполнение заданий с

                                                  использованием материального объекта (линейки)

                    РегулятивныеУУД:  контролирование своей деятельности по ходу и

                                                 через результат выполнения задания,  определение

                                                  последовательности действий, умение

                                                  планировать работу

                   КоммуникативныеУУД: сотрудничество учеников в паре,

                                                  планирование совместной деятельности,

                                                  взаимоконтроль

  Предметные УУД: познакомить учащихся с единицей длины «сантиметр»,

                                 научить измерять длину отрезка в сантиметрах с помощью

                                 линейки; формирование умений находить выход из

                                 проблемной ситуации; формирование умений моделировать

                                 задачи.

Методы обучения: побуждающий от проблемной ситуации диалог,

                                   подводящий к теме диалог, частично-поисковый,

                                   объяснительно-иллюстративный. беседа и

                                  др.  

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,                

                                 парная, индивидуальная.

Средства  обучения: М.И.Моро «Математика»  - учебник для 1 класса, ч.1

                                      М.И. Волкова, С.И.Волкова Математика – рабочая

                                     тетрадь, ч.1; веер с  цифрами (для каждого ученика),

                                     касса цифр,  цветные полоски  демонстрационные и для

                                     каждого ученика, мерные полоски разных размеров (на

                                     каждую парту), смайлики  (для каждого ученика)

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности.    (оргмомент )

 Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Все ль на месте?

Всё ль готово?

Ну-ка улыбнитесь,

Здравствуйте, садитесь!

- Ребята, сегодня у нас очень важный урок.

Поэтому все должны быть активными,  внимательными, помогать друг другу в трудную минуту.

.- Покажите смайликом, какое у вас сегодня настроение

2. Актуализация и пробное учебное действие.

1.  - Посчитайте до 10 и обратно.

     - Посчитайте  от 2 до 7, от 4 до 9, от 8 до 3,  от 7 до 4

     - Назовите соседей числа 5.

2.  Повторение состава чисел (ответ дети показывают, используя веер с цифрами)

4 это 3 да  … (сколько?)

7 это 2 да  …

5 это 3 да  …

5 это 2 да …

3.Задача.   (слайд2)

4. (слайд3)

– Посмотрите на полоски. Сравните их. (оранжевая я длиннее, чем голубая, а голубая короче, чем красная.)
– Каким способом  сравнивали? (На глаз.)

(На столах у учащихся 2 полоски: коричневая и синяя)

- Возьмите полоски, наложите одну на другую и сравните их по длине. (коричневая длиннее, чем синяя, а  синяя короче, чем коричневая)

– Каким способом сравнивали? (Наложением.)

–Ребята, а   кто-нибудь из вас знает,  как в старину измеряли длину на Руси?

(слайд 4)


дюйм,

ладонь

локоть

фут

 сажень

шаг

– Как же можно измерять предметы? (На глаз, наложением, старинными мерами.)

-Где нам это может пригодиться?

       (Ткань,  ленты, кружева  покупать)

3. Постановка учебной задачи.

– Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование.  Согласны?
Тогда начнем!

Как будем работать?   (Дружно, старательно, внимательно, с уважением друг к другу.)

( На каждую парту учитель раздаёт  мерку, подобранные таким образом, чтобы она укладывалась  целое число раз в измеряемые объект )

1 ряд (синяя полоска) – мерка меньшего размера,

2 ряд  (коричневая полоска) – мерка  большего размера )

– Вместе с соседом по парте  измерьте длину стола. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине парты. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать.

– Откуда начнете измерение? (От края.)

– Какую длину получил 1 ряд? (учитель фиксирует результат на доске)

-Какая длина получилась у 2 ряда? (результат записать на доске)

- Сравните ответы.
- Почему  получилась разные результаты?

– Ребята, что же это такое? Разве у нас столы  разные? (Нет.)
– Почему же так получилось? (Разные мерки.)

Вспомните сказку Григория Остера «Зарядка для хвоста»

-Кто измерял удава? (попугай, мартышка, слонёнок)

-В каких мерках он был длиннее?  (в попугаях -38).

-А в каких короче?  (слонёнок – 2,

                                     мартышка - 5)

-Почему длина удава выходила всегда разной ?  (разные мерки)

– Какой вывод сделаете? (Разная мерка – разная длина.)

…..

– Подумайте, что же нужно сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ? (Надо договориться и выбрать одинаковую мерку.)

- Давайте договоримся,  какой полоской   будем  измерять длину стола?   (например, коричневой)

- Измеряем!

- Какой результат получился у I ряда?

-А у II ряда? (результаты записать на доске)

-Подтвердились наши предположения?

– Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой и создали эталоны мер.    

 (слайд 5)

(мм. см, дм, м, км)

- С одной из них мы познакомимся  сегодня на уроке.

Постановка темы и цели урока

Откройте учебник на странице 66

- Прочитайте тему нашего урока. (Сантиметр.)

– Подтвердилось ваше предположение?
– Какую учебную цель вы перед собой поставите?
 

 (Слайд 6 )

– Что вам поможет достигнуть этой цели? (Внимание, активность, старание.)

Перед вами на столах мерка. Она равна 1 см.

- Измерьте длину счётной палочки как вы будете это делать? (накладывать на палочку мерку и считать)

- Сколько см составляет длина палочки?

- Легко ли было измерять? (Нет. Мерка маленькая, нужно запомнить, где заканчивалась мерка., чтобы отложить следующую)

Для удобства люди изобрели замечательный инструмент – линейку.

Рассмотрите линейку.

- Что на ней изображено? (черточки и цифры)

- Что можно рассказать о  расстоянии между цифрами? (оно одинаковое)

 Расстояние между цифрами равно 1 см. В математике слово сантиметр записывают сокращённо  см  и точку после сокращения не ставят .

                                   1 см   (запись на доске)

  Физкультминутка

Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.

Прилетел весёлый жук: ж-ж-ж.

Гуси шеи выгибают

Клювом перья расправляют: га-га-га.

Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква.

Ветер ветки раскачал: р-р-р.

Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.

Работа с учебником

(Слайд 7)

Рассмотрите отрезок, равный 1 см

-Сколько клеточек он занимает? (2)

-Можно ли отмерить1см без линейки? (можно, используя 2 клеточки в тетради. !см равен 2 клеточкам)

Определите длину отрезков.

- Чему равна длина  розового отрезка? (4 см)

- Чему равна длина  зелёного отрезка? (3 см)

- Чему равна длина  синего отрезка? (2 см)

- Чему равна длина  оранжевого отрезка? (3 см)

Можно ли таким способом измерить длину чёрных отрезков? (одного можно, а другого нельзя)

-Почему? (нарисован не по клеточкам)

Оказывается не всегда подходит такой способ измерения отрезков.

Посмотрите на отрезки нарисованные ниже.

- Чему равна длина красного отрезка? (7 см)

- Почему вы легко ответили на вопрос? (он уже разделён на сантиметры)

- Чему равна длина зелёного отрезка? (5 см)

- Чему равна длина голубого отрезка? Какой инструмент помогает измерить отрезок ? (линейка )

(слайд 8)

Посмотрите,  как нужно прикладывать  линейку, чтобы правильно измерить отрезок.

                 (Линейку  приложить к отрезку так, чтобы штрих с цифрой 0  

                 совпадал с началом отрезка. Другой конец покажет на число – это

                 и есть длина отрезка)

- Какой длины  карандаш? (9 см)

- Как узнали?

Давайте составим план  измерения длин отрезка с помощью линейки.

   (слайд 9)

 Закончи фразы.

  1. Взять …      (линейку)
  2. Приложить линейку так, чтобы...           (штрих с цифрой 0 совпадал с

                                                                  началом отрезка)

3   Другой конец отрезка покажет…         (на число – это и есть длина  

                                                                        отрезка)

Умеем мы теперь измерять длину предмете или отрезка?

Давайте проверим.

Первичное закрепление.)

1. (работа с печатной тетрадью стр. 24

Запишите  длину красного и синего отрезка

- Проверьте работу соседа и оцените (смайликом)

-Измерьте карандаш и палочку. (проверка по эталону )

2.(работа с учебником (в парах))

Давайте попробуем измерить длину отвёртки  и шурупа.

  - Проверьте свою работу по эталону.

Оцените свою работу (смайликом)

(слайд 10)

( в тетради )-Измерьте карандаш и палочку. (проверка по эталону )

(слайд 11)

Закрепление изученного

В тетради  в клетку  очень легко начертить сантиметр. Как? (2 клетки – 1 см)

Давайте начертим и подпишем нашу универсальную мерку. (учитель рисует

                                                                          на доске, а дети в тетрадях)

- Начертите отрезок длиной 4 см. (ученик рассказывает, а учитель на доске

                                                             показывает)

-Подпишите его длину - 4 см.

- Какой дины нарисовали отрезок? (4 см)

- А сейчас самостоятельно начертите отрезок длиной 5 см.

 - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте

- Оцените работу соседа .(смайлик)

6. Включение в систему знаний и повторение.

(слайд 12)

Прочитайте задание.

- Сколько монет было у Оли?

- Сколько денег было у Оли? (5 р)

- Какие монеты у неё были? (1 монета по 2 р  и 4 монеты по 1 р )

-  Сколько денег она истратила? (3 р)

- Сколько денег у неё осталось? (3 р)

-Какие монеты она могла взять? (2 р и 1 р)

- Сколько монет у неё осталось? (3 монеты)

- А нет ли другого решения у задачи?  (Есть. Оля  могла взять другие монеты –

1 р, 1 р., 1 р)

- Сколько тогда монет останется  у Оли? (2 монеты)

-Так какое же решение правильное? (У этой задачи два разных решения и два разных ответа и оба верны)

7.Рефлексия учебной деятельности.

-Покажите смайликом своё настроение.

-У кого настроение улучшилось?

-У кого ухудшилось?

- Почему?

- С какой универсальной меркой  познакомились на уроке?

- Что  ею измеряют?

 (слайд 13)

-Какую цель мы ставили на уроке?

- Цель достигнута?

- Какие умения развивали  при выполнении заданий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"

Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...