Исследовательская деятельность учащихся
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

О развитии исследовательских способностей учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_issledovatelskikh_sposobnostey.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие исследовательских способностей  

               учащихся

                                             Подготовила учитель начальных                                                  

         классов МБОУ СОШ № 68

                        г. Липецка

          Баландина Евдокия Тихоновна

                                 2013-2014 уч. год        

   Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

   Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

   Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методики.

   Кратко перечислю некоторые из них.

           Развитие умения видеть проблемы.

   Проблема - это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т. е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

   Поиск проблемы – дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить её. Выполняя эту часть исследовательской работы вместе с ребёнком, учитель должен проявить гибкость. Не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, чёткого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей приблизительной характеристики.

   Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Приведу примеры заданий, которые помогут в этой сложной педагогической задачи. Для того, чтобы научится выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.

    Посмотри на мир чужими глазами.

    Читаю детям неоконченный рассказ…..

    а)   В 4-Б классе все дети играют в космических пришельцев…..

   Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя; школьного врача; школьного психолога; одноклассника этих ребят; одного из космических пришельцев.

    б) « С утра небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

   Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; лётчиком, отправляющемся в полёт; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

  1. Составь рассказ от имени другого персонажа.

   Например, в японской сказке «Настоятель и служка», помещённой в учебнике Бунеевой и Бунеева «Маленькая дверь в большой мир», детям предлагается пересказать эту сказку от лица настоятеля, а затем от лица служки.

   Или, представь, что на какое-то время стал столом в классной комнате, кошкой в доме, библиотекарем в школьной библиотеке и т.д. Опиши один день этой воображаемой жизни.

   Эту работу можно сделать как письменно, так и устно, но хороший эффект дают устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

  1. «Составь рассказ, используя данную концовку».

а)…. Прозвенел звонок с урока, а Петя продолжал стоять у доски.

б)….Нам так и не удалось выехать на дачу.

в)….играющий на дороге котёнок, не обратил на это никакого внимания.

   Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему всё закончилось именно так.

   Оценивается логичность и оригинальность изложения.

  1. «Тема одна – сюжетов много»

 Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например: «В парке», «Летний лагерь», «Осень» и т.д.

  1. «Сколько значений у предмета». Детям предлагается рассмотреть какой-нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, книга, мел и т.д.) Найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

 Развитие умения выделять гипотезы.

   Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы.

Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть – превращается в ложное предположение.

    Обычно используются два способа проверки гипотез  - теоретический и эмпирический. Первый опирается на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты.

    Делая предположения, обычно используют слова: может быть предположим, допустим, если, наверное.

  1. «Давайте вместе подумаем».

Как птицы узнают дорогу на юг?

Гипотезы:

   а). Может быть, птицы узнают дорогу по солнцу или звёздам.

   б). Наверное птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д.), которые указывают им направление полёта.

   в). Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

   г). Допустим, что птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним.

   д). А может быть у них есть внутренний компас – такой, как в самолёте или на корабле.

   е). А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса? (Провокационная идея.)

      Развитие умений ставить вопросы.

   В процессе исследования, ка и любого познания вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы.

По сравнению с вопросом  проблема имеет более сложную структуру – образно говоря, оно имеет больше пустот», которые нужно заполнить.

   

       Развитие умений и навыков экспериментирования.

   Эксперимент (проба, опыт) – важнейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем.

   В заключении хотелось бы подчеркнуть ещё раз, что формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность ребёнка нужно с младшего школьного возраста.

   Литература:

  1. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После. –2005. - № 2
  2. Кравей Т. Н. И другие. Младшие школьники проводят исследование //

Начальное образование. – 2005. - № 6.

  1. Леонтьевич А. В. в чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. – 2001. - №1.
  2. Савинков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М. : Изд. Дом «Фёдоров», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....