Конспект урока по математике «Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток»
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Субханкулова  Евгения Валерьевна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vychitanie_v_predelakh_100.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

во 2 «А» классе

Тема: «Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток»

Учебник: Б.П.Гейдман «Математика» 2 класс

Цель: объяснить учащимся вычислительный прием вычитания чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

Задачи: 

- совершенствовать вычислительные навыки учащихся путем устного счета; закреплять умение выбирать нужную схему к задаче; продолжать учить давать характеристику задаче; учить работать в группе;

- развивать математическую речь учащихся и работать над их дикцией;

- работать над правильной посадкой учащихся и заботиться о сохранении их здоровья на уроке, используя здоровьесберегающие технологии;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу; прививать любовь к математике.

Оборудование: проектор и экран с презентацией к уроку, учебник по математике, карточки для устного счета, наборы «Спектра» на каждой парте, набор «Спектра» для работы у доски.

Используемые технологии: технология эвристического обучения, элементы диалогического обучения.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Логопедическая

направленность

Оргмомент

- Ребята, у нас на уроке гость, поздоровайтесь с ним.

- У нас математики,  проверьте свою готовность к уроку – на партах должны лежать учебники, рабочие тетради, карточки для устного счета, пеналы, деревянные наборы.

- Садитесь, пожалуйста.

Проверяют готовность к уроку, здороваются с гостем.

Чистописание

- Для начала в тетрадях напишем число, классная работа. Вспомним правила посадки.

- Сколько клеток отступаем вниз от предыдущей работы? Сколько вправо?

- Сегодня на чистописании вспомним написание 2 цифр- 2 и 1.

Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий. Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию вверх, закругляют ее в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию (вверх, вниз, вверх).

- Запишите цифры 2 и 1 через клетку до конца строки.

- Отложите пока тетради, вернемся к работе в них позднее.

Отвечают на вопрос учителя (4 клетки вниз, 10 вправо).

Записывают число.

Записывают чистописание в тетрадь.

Устный счет

- Выложите карточки с цифрами у себя на партах.

- Начинаем работать. Я называю пример, вы показываете ответ.

15+3

18-4

52+4

16+3

42+3

16-5

11+6

19-2

22+5

- Молодцы, хорошо работаете, убирайте карточки на место!

Выкладывают карточки.

Поднимают верные ответы, 1 человек по просьбе учителя озвучивает верный ответ.

Актуализация знаний, подведение к теме урока

- Ребята, на экране вы видите примеры (слайд 1), которые только что участвовали в устном счете. Нам нужно все примеры разделить на несколько групп.

- Итак, первая группа – это примеры на сложение чисел в пределах 20 без перехода через 10.

Какие примеры отнесем в эту группу? (после нахождения примеров появляется слайд 2).

- Ваня, а как ты нашел ответ в примере 15+3?

- Молодец!

- Следующая группа примеров – это сложение чисел в пределах 100 без перехода через десяток (слайд 3). Найдите подходящие примеры (после нахождения слайд 4) . Аня, как нашла ответ  в примере 52+4?

- Хорошо! Еще одна группа – это примеры на вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (слайд 5). Находим примеры (слайд 6).

- Есфирь, как решила пример 18-4?

- Ребята, а какой пример не вошел ни в одну группу?

- Умеем ли мы его решать или еще не учились?

- Чему же мы будем учиться сегодня на уроке?

- Итак, сегодня на уроке мы научимся решать примеры еще одной группы – вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (слайд 7).

Находят нужные примеры, озвучивают их.

(разложил число 15 на разрядные слагаемые – 10 и 5, к 5 единицам прибавил 3, получилось 8, и 10+8=18)

Аналогичная работа.

56-4.

Нет, не умеем.

Учиться решать такие примеры.

Объяснение нового материала

- А вот как решить этот пример, я хочу спросить вас, вы обязательно должны догадаться, я в вас уверена. Поэтому разделяемся на группы как всегда.

- Каждая группа получает карточку с примером 56-4 и минутку обсуждают, как решить этот пример. Не забывайте пользоваться наборами деревянными, они вам помогут.

- Итак, кто готов выйти от группы к доске и объяснить всем нам, как решить пример на вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток?

- Кто согласен?

- А теперь давайте посмотрим, как в учебнике объясняется решение примеров этой группы, откройте страницу 78 в учебнике.

- Посмотрите, я покажу вам на наборе решение этого примера.

- Мы так же объясняли? Умницы!

Дети делятся на группы и обсуждают решение примера.

Выходит 1 человек, записывает пример на доске и объясняет решение.

Светофоры.

Физминутка

- А теперь ребята немного разомнемся, отдохнем.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Выполняют движения за учителем.

Первичное закрепление

- Продолжаем работать, будем выполнять примеры из №5 на странице 78.

- Первый пример вслух прочитает Василиса.  Выйди, пожалуйста, к доске и объясни решение этого примера, используя пособие. А вы, ребята, делаете то же самое вместе с Василисой на своих наборах.

- 2 следующих примера запишем в тетрадях. Записали №3.

- Следующий пример 65-3 записываем в тетрадь, у доски записывает Данил.

- Далее решает Рагузина Настя.

- Следующие 2 примера за доской решает Женя, а вы работаете самостоятельно в тетрадях.

- Проверяем.

- Покажите на светофорах, согласны ли вы с ответом Жени.

97-4

Дети работают с наборами за партами, 1 ученик у доски.

Решают с объяснением.

Ученик читает пример, объясняет решение и называет ответ. Остальные показывают светофором свое согласие.

Упражнения для глаз.

- Дадим нашим глазкам отдохнуть, сделаем гимнастику для глаз.

- Работают только глаза, головой не вертим.

- Посмотрите на правый верхний край доски, найдите на наборе под доской линейку, взгляните на дверь, а теперь в окошко, найдите глазами потолок. А теперь закройте глазки и представьте синий квадрат, а теперь желтый  круг.

- Закончили.

Выполняют требования зрительной гимнастики.

Закрепление материала.

- Примеры на вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток встречаются и в задачах. Сейчас мы попробуем решить одну из них.

 - Найдите в книгах задачу 7. Запишите в тетрадях. Прочитай ее вслух, Николай.

- О чем эта задача?

- Кто катался с горок? А кто они? (герои произведения А.Гайдара «Чук и Гек»).

- Назовите условие задачи.

- Каков вопрос в задаче?

- Что будем считать?

- На экране вы видите 2 кратких записи (слайд 8). Нам нужно найти ту краткую запись, которая относится к нашей задаче.

- Каким же примером, судя по условию задачи и по краткой записи мы найдем ответ к задаче? Запишите решение в тетрадь.

- Какое наименование запишем в скобках? Каков будет ответ?

Записывают Задача 7.

Задача о катании с горок.

Чук и Гек.

Называют устно.

Считать разы.

Находят верную краткую запись, объясняют, почему выбрали ее.

28-7=21

(р.)

Ответ: 21 раз съехал с горки Гек.

Самостоятельная работа (рефлексия)

- Ребята, на экране вы видите 4 примера по новой теме (слайд 9). А также вы видите число и соответствующую ему букву. Эти примеры вы решите сейчас самостоятельно в тетрадях и рядом с ответом напишите нужную букву. Если все вы сделаете верно, то у вас получится слово.

- Записали в тетрадях Сам.работа и начинаем решать примеры в столбик. Не забывайте пользоваться деревянными наборами, если вам это необходимо.

- У кого получилось слово? Какое?

- Если у вас получилось слово «пять», значит вы поняли новую тему и в уме поставили себе отметку за урок 5.

- Если у вас не все получалось сегодня на уроке, не расстраивайтесь, эта тема достаточно сложная, мы будем заниматься ею еще ни один урок.

Решают самостоятельно.

Пять 

Домашнее задание

- Тетради можно закрыть, в дневниках записываем д/з – с.78 №6. Это еще 1 задача на изученную сегодня тему.

Записывают задание в дневник.

Итоги урока

 - Что узнали нового на уроке, чему научились? (слайд 10)

- Вы сегодня очень хорошо работали, за урок получили отметки ………

- А вообще вы все молодцы! (слайд 11).

- Урок окончен.

Научились решать примеры на вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 «А» классе: Повторение изученного по теме: «Прибавление и вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток»

Урок по одной из трудных тем для учащихся первых классов "Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд". В урок включены различные виды деятельности, которые способствуют развитию п...

Конспект урока "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 1 класс Школа 2100

Конспект урока "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 1 класс Школа 2100...

конспект урока по математике "Нумерация чисел в пределах 1000"

урок математики в 3 классе, программа Школа России...

Конспект урока “Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через десяток” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")2

Тема: “Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через десяток”Цели: познакомить со сложением двузначного числа и однозначного без перехода через разряд; развивать...

Конспект урока "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"

Цели урока:Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10Корригировать внимание, память, логическое мышлениеУметь определ...