Урок математики в 3 классе (по УМС «Начальная школа 21 века")
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Лепехина Ирина Ивановна

Урок "открытия новых знаний" по теме "Умножение двузначного числа на двузначное".

Скачать:


Предварительный просмотр:

-1-

Урок математики в 3классе (по  УМС  «Начальная  школа  21  века).

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Тема: Умножение двузначного числа на двузначное.

Методы обучения:  наглядный, словесный, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Основное содержание урока

Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число,  разрядные слагаемые; создать условия для реализации метода взаимообучения.

Предметные задачи урока:

- повторить свойство  умножения суммы на число;

-формировать  представления о способах умножения двузначного числа на двузначное;

- способствовать использованию нового при решении задач.

Метапредметные задачи урока:

- формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные);

- развивать умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, на основе рефлексивной самоорганизации; (регулятивные);

- развивать  познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать внимание, память, математическую речь;  умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Формировать умения сравнивать,  обобщать   изучаемые   факты   и   понятия;  

 (познавательные);

- воспитывать культуру поведения, ответственность; прививать любовь к математике; воспитывать  умения выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами (коммуникативные).

Средства обучения: Учебник «Математика», 3 класс (автор В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва). Опоры по теме урока.

-2-

Ход урока.

І. Организационный момент

Цель: внешняя и внутренняя подготовка к уроку.

На доске высказывания  гениев  науки: «Математику уже  за  то любить  следует, что она  ум  в  порядок  приводит» (М.В.Ломоносов), «Математика  уступает  свои  крепости  лишь  сильным  и  смелым» (А.П.Конфорович)

 -Это всё о математике. Вы согласны с авторами  этих строк? Есть желающие поспорить?

 Вывод. Важно на уроке всё: и точный математический счёт, и грамотное объяснение математических суждений, и осознанное чтение заданий. Давайте проследим за всем этим на нашем уроке.

ІІ. Мотивация (самоопределение) к учебной  деятельности.

Цель:1) включить учащихся в учебную деятельность; 2)определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над умножением чисел.

Чтобы урок   проходил  результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые  знания.

- Предлагаю проверить своё внимание.

Решение логической задачи:

Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками.

 - Предложите, как будем рассуждать. (Здесь удобно использовать граф)

Таня                         1 место

Арина                      2 место

Валя                        3 место

( В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть  либо 1- е,  либо 3 - е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали  3место.Таня заняла не 1 место, и не 3место, значит – 2место. Остаётся 1-е  место для Арины.)

-3-

ІІІ.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

- Ребята, для открытия нового обязательно нужно повторить ранее изученное.   Вспомните, какие  числа  мы являются  чётными (нечётными)

  • Арифметический диктант

 а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)

 б) Найдите  сумму чисел 18 и 36. (54)

 в) Найдите произведение чисел 7  и 3 (21)

 г) Первый  множитель- 3, второй  на  2  единицы  больше  первого. Чему равно  произведение  чисел? (15)

 д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)

  • Проверка в парах (учащиеся обмениваются тетрадями)

 -На какие две группы можно разделить  полученные числа?

 1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные)

 2 группа - 21, 15 (двузначные, нечётные)

  • Числа  второй  группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых:

 21=20+1

 15=10+5

  • Повторение свойства «Умножение суммы на число».

- Соедините пары выражений.

 (40+5)∙2                31∙3+13∙3

 (31+13)∙3              (30+6)∙2

 30∙2+6∙2                40∙2+5∙2

 -Какое свойство использовали? (Умножение суммы на число)

- Запишите закономерность в общем виде.

(а + b) ∙ с = а ∙ с + b ∙ с  

  • Внетабличное  умножение: 36∙2, 5∙16, 24∙4, 13∙3,18∙3, 2∙45, 5∙17,26∙3.

-Какое  свойство  умножения  использовали?

ІV. Организация восприятия. Постановка проблемы. (Этап построения проекта выхода из  затруднения.)

Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

-Чем похожи и чем отличаются данные выражения? Найдите лишнее.  

16∙4    14∙3       25∙7           28∙15           33∙5

-4-

(Все примеры на нахождение  произведения.  Даны случаи внетабличного умножения, лишний пример28∙15)

-Какие способы решения вы предлагаете?

28∙(10+5)=28∙10+28∙5=280+140=420

 -Всегда ли удобен этот способ вычисления?

-Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на  двузначное).

V.Реализация построенного проекта. Работа с учебником.

Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на двузначное.

  • Коллективная работа-стр. 122 (Волк и Заяц). Затем  разбор  решений  у  доски: 17∙23      , 54∙11       , 13∙27      .
  • Парная работа,на  доске  варианты  заданий.

(Записать  примеры)

- Думаю, что работая в парах, вам интереснее будет справиться с этим заданием. Решите примеры 1вариант-1-3-ий примеры, 2 вариант -2-4-ый примеры.  Закончив работу,  проверьте работу друг у друга.

Сделайте вывод: как же умножать двузначное число на однозначное?

(Двузначные числа  запишем в столбик. Сначала  умножаю  на  число  единиц, получаю  первое  неполное  произведение. Затем  на  число  десятков. Это  второе  неполное  произведение. Полученные  результаты  складываю. Читаю  ответ).

VІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

  • Составим  алгоритм вычисления.

1.Записываем  в  столбик: десятки  под  десятками, единицы под единицами

 2.Умножаем на  число единиц.

 3.Записываем первое  неполное  произведение.

 4.Умножаем  десятки.

 5.Записываем  второе  неполное  произведение.

6.Складываем.

 7.Находим  конечный результат.

  • - Продолжаем открытие нового. Работа  в  ТНПО стр.52  № 170.

Самостоятельная работа с использованием алгоритма вычисления.

-5-

1вариант – примеры 1 и 3.

2вариант – примеры 2 и 4.

Проверка  по  эталону (вынести  на  доску)

1вариант

24∙38=

22∙44=

2вариант

18∙17=

51∙16=

  • Рефлексия успешности.

- Оцените себя (+  или  ?)

Физминутка.

- Открытие новых  знаний у нас состоялось. Отдохнём.

VІ І. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение  существенных признаков, конкретизация ЗУН

  • Применение изученных знаний.

ТНПО стр. 52 № 171.

  • Коллективное решение задачи двумя способами.

- Ученье везде найдёт примененье! Используем новый приём вычислений при решении задач.

- Прочитайте.

«Для  уроков  технологии  необходимо  приобрести  набор  цветной  бумаги  по  34  рубля  и  клеевой  карандаш  по  12  рублей  за  каждый. Сколько  необходимо  денег, чтобы  обеспечить  3 «б»  класс, в  составе  22  человек, всем  необходимым  материалом?»

-  Решаем задачу двумя способами.

Первый способ:

(34+12)∙22=1012(руб.)

Второй способ:

34∙22+12∙22=748+264=1012(руб.)

  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учебник стр.123 № 4 (по  вариантам)

Геометрический материалпо теме «Площадь».

VІІІ.Инструкция по выполнению домашнего задания:ТНПО стр.53-55

-6-

ІХ. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.

- Наш урок подошёл к концу. Какие же  знания мы открыли?

- Ребята, определите, насколько важна та работа, которой мы сегодня занимались?

-А теперь оцените по 5- бальной шкале работу на уроке с разных позиций:

„Я“         0________5       (Каждый отмечает в тетради).

„Мы“     0________5       (На доске ).

- Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

1.Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками.

  • Составим  алгоритм  вычисления.

1.Записываем  в  столбик: десятки  под  десятками, единицы под единицами

 2.Умножаем на  число единиц.

 3.Записываем первое  неполное  произведение.

 4.Умножаем  десятки.

 5.Записываем  второе  неполное  произведение.

6.Складываем.

 7.Находим  конечный результат.

2.Для  уроков  технологии  необходимо  приобрести  набор  цветной  бумаги  по  34  рубля  и  клеевой  карандаш  по  12  рублей  за  каждый . Сколько  необходимо  денег, чтобы  обеспечить  3 «б»  класс, в  составе  22  человек, всем  необходимым  материалом?

Реши  задачу  разными  способами.

___________________________________________________

1.Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками.

  • Составим  алгоритм вычисления.

1.Записываем  в  столбик: десятки  под  десятками, единицы под единицами

 2.Умножаем на  число единиц.

 3.Записываем первое  неполное  произведение.

 4.Умножаем  десятки.

 5.Записываем  второе  неполное  произведение.

6.Складываем.

 7.Находим  конечный результат.

2.Для  уроков  технологии  необходимо  приобрести  набор  цветной  бумаги  по  34  рубля  и  клеевой  карандаш  по  12  рублей  за  каждый . Сколько  необходимо  денег, чтобы  обеспечить  3 «б»  класс, в  составе  22  человек, всем  необходимым  материалом?

Реши  задачу  разными  способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Урок математики 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Сложение числа 5 с однозначными числами»

Изменилась образовательная парадигма: если раньше педагог учил умениям и навыкам, то теперь он должен развивать компетенции, а это  разные вещи.Преподавателю нужно суметь  перестать быть неп...

урок математики 2 класс программа "Перспективная начальная школа"

урок математики по теме "Радиус и окружность"....

Конспект урока математики. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Таблица умножения однозначных чисел. Соответствующие случаи деления"...

Урок математики 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Урок построен на основе технологии проблемного обучения и вопитания....

Конспект урока математики , 3 класс, программа "Перспективная начальная школа". Тема: "Сочетательное свойство умножения"

На данном уроке  учащиеся в роли ученых раскрывают сочетательное свойство умножения, применяют это свойство  при решении задач и выражений. Используя словарь Ожегова и энциклопедию, дети зна...

Особенности развивающих уроков математики в классах девочек, в начальной школе.

Мы очень часто восхищаемся сообразительностью, талантливостью детей, однако каждодневное волнение, тысячи забот, хлопот и огорчений настолько поглощают нас, что мы иногда не в состоянии увидеть затае...