Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Ильясова Хамдия Фаизовна

Рабочая программа по математике  ( школа России)  для 4 класса и приложением контрольных и самостоятельных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike.doc377 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение   «Беленская основная общеобразовательная школа»

«Принято»        «Утверждаю»

Руководитель МО        Директор школы        __________Хайбулина Н.В.

____________Валиулина Н.А

Протокол №___от___________        Приказ №___от__________

Рабочая программа

по математике 4класс

(базовый уровень)

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования ,Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам, примерных программ для общеобразовательных учреждений  и авторской программы «Математика »  М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова

Составитель :Ильясова Х.Ф.

учитель  первой категории .

с Беленькое

2013 г

Содержание рабочей программы

Паспорт программы         

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки обучающихся        

Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных,

лабораторных, практических работ и экскурсий         

Содержание учебного предмета

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки         

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся         

Приложения

Контрольно-измерительные материалы по курсу

                        Паспорт рабочей программы

Тип программы:  программа полного общего образования                                                            

Статус программы: рабочая программа учебного курса                                                                                      

 Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МКОУ Беленская ООШ программа определяет приоритеты в содержании полного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МКОУ Беленская ООШ программа является основанием для определения качества реализации полного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 4 класса МКОУ Беленская  ООШ

Сроки освоения программы: 1 год.                                                                                                          

 Объем учебного времени: 136  часа.    

 Форма обучения: очная.                

 Режим занятий: 4 часа в неделю.

Формы контроля: текущий и итоговый контроль, тестирование, устный опрос, срез знаний.

Раздел 1 Пояснительная записка

Рабочая программа по математике  для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Беленская основная общеобразовательная школа»,  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы и. «Математика». Авторы М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова- Школа России. . (Концепция и программы для начальных классов  УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2010 )

Программно-методическое обеспечение:

- Учебник  М.И.Моро, М.А.Бантова и др. «Математика. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2007.

- Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2010.                                                                                             Общая характеристика предмета

Цели и задачи курса

     Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический, геометрический материал. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и их некоторыми свойствами, а также, основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

     Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. В ходе формирования представлений о величинах  происходит опора на опыт ребёнка, уточнение и расширение его.

     Курс изучения математики предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами. При этом ведущая роль отводится практическим упражнениям: построение, измерение, преобразования фигур.

     Элементы алгебраической пропедевтики позволяют повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нём основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. К общим умениям работы над задачей относится и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи, использовать разного вида схематические и условные обозначения.

     Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт благоприятные условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

     Учитывая особенности класса, считаю необходимым организацию систематической работы на уроках математики, направленной на развитие не только логического, но и творческого математического мышления. Важнейшее значение при этом придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления, аналитико-синтетической деятельности учеников.

     Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума  математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и  интереса к  математике.

     Практическая направленность начального курса изучения математики выражена в следующих положениях:

- сознательное усвоение детьми различных приёмов вычислений обеспечивается за счёт использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приёмов на основе изученных теоретических положений;

- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей к индуктивным выводам на основе собственных наблюдений;

- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены по времени.  Усилено в 4 классе внимание к практическим упражнениям, к использованию схематических рисунков, предусмотрена вариативность в  приёмах выполнения действий и в решении задач;

-широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т.е. требующие применения знаний из различных разделов курса.

Стандарт начального общего образования по математике

 Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;

 - освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

 - воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Основные содержательные линии

         Основу курса математики в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.

Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой раздела (модуля) «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением.

Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий, решаемые действиями сложения и вычитания; задачи, построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить,  выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого вида  должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений.

Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

 Место предмета в базисном учебном плане: 

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.

Рабочая программа  составлена по государственной программе «Математика» 4 класс по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой.

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

                                                          Ценностные ориентиры содержания  курса «Математика»

В основе  учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность  по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

 Раздел 2      Требования к уровню подготовки учащихся окончивших 4-й класс:

В результате изучения математики ученик должен:

знать/понимать:

- последовательность чисел в пределах 100000;

- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

- таблицу умножения и деления однозначных чисел;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;

- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- пользоваться изученной математической терминологией;

- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

- выполнять деление с остатком в пределах ста;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

- выполнять вычисления с нулем;

- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);

- проверять правильность выполненных вычислений;

- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

- определения времени по часам (в часах и минутах);

- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

- оценки размеров предметов "на глаз";

- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

Нумерация

Знать:

—  названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа  начинается этот ряд и  как образуется каждое следующее число в этом ряду);

—  как   образуется   каждая   следующая   счетная   единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе),   названия   и   последовательность   первых   трех классов.

Уметь:

—  читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

—  представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Знать:

—  названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

—  связь между компонентами и результатом каждого действия;

—  правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих

скобки и не содержащих их;

—  таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Уметь:

—  записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);

—  находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-k, b:2; a±b, c-d, k'.n при заданных числовых значениях входящих в них букв; —  выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям  в пределах 100;

—  выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

—  решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х =1450,  x*12 = 2400,            х : 5 = 420, 600 : x = 25 на  основе взаимосвязи  между  компонентами  и  результатами действий;

—  решать задачи в  1—3 действия.

Величины

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Знать:

—  единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

—  связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.

Уметь:

—  находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

—  находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

—  узнавать время по часам;

—  выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

—  применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

Геометрические фигуры

Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

Знать:

—  виды углов: прямой, острый, тупой;

—  определение прямоугольника (квадрата);

—  свойство противоположных сторон прямоугольника.

        Уметь:

—  строить заданный отрезок;

—  строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

раздел 7 Учебно-    тематическое планирование

№                                                                                                                                                                                          
п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип
урока

Планируемые образовательные результаты

Виды  и формы
деятельности

Дата

Числа от 1 до 1000  (16 ч)

1

Нумерация. Счет предметов. Разряды

        Комбинированный

Знать класс миллионов, класс миллиардов;  последовательность чисел в пределах 1000 000; последовательность чисел в пределах 1000 000, понятия «разряды» и «классы», понятия «луч», «числовой луч»; понятие «угол», виды углов.

Уметь читать, записывать числа, которые больше 1000; представлять многозначное число  в виде суммы разрядных слагаемых; находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе; проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз; распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч, строить прямой угол

Текущий

2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий

Текущий

3

Сложение и вычитание

Арифметический диктант

4

Нахождение суммы нескольких слагаемых

Текущий.

Самост. работа

5

Вычитание трехзначных чисел

Фронтальный опрос

6

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

Текущий.

 7

Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные

Самостоятельная
работа
(15 мин)

8

Приемы письменного деления на однозначное число

Тематический.

9

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

Текущий

 10

Письменное деление на однозначное число

Текущий

11

Деление трехзначного числа на  однозначное, когда в записи частного есть нуль

Текущий

12

Входная  контрольная  работа (40 мин + 5 мин оргмомент)

Контроль и учет ЗУН

Контрольная работа

13

Анализ контрольной работы, РНО

Свойства диагоналей прямоугольника

Комбинированный

Работа над ошибками

14

Свойства диагоналей квадрата

Текущий.

15

Письменные вычисления с натуральными числами

Текущий.

 16

Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия». Арифметический диктант

Контроль и учет знаний

Текущий.

Арифметический диктант

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)

17

Нумерация больше 1000. Разряды  и классы

Комбинированный

Знать класс миллионов, класс миллиардов;  последовательность чисел в пределах 1000 000; последовательность чисел в пределах 1000 000, понятия «разряды» и «классы», понятия «луч», «числовой луч»; понятие «угол», виды углов.

Уметь читать, записывать числа, которые больше 1000; представлять многозначное число  в виде суммы разрядных слагаемых; находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе; проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз; распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч, строить прямой угол

Текущий

18

Чтение чисел

Текущий.

Фронтальный опрос

 19

Запись чисел.
Значение цифры в  записи числа

Математический диктант (15 мин)

20

Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

Фронтальный опрос

21

Сравнение  чисел

Текущий

22

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

Текущий.

Фронтальный опрос

 23

Нахождение  общего количества единиц  какого-либо разряда в данном числе

Фронтальный опрос

24

Закрепление изученного материала по теме «Нумерация больше 1000»

Контроль ЗУН

Фронтальный опрос

25

Класс миллионов, класс миллиардов

Комбинированный

Текущий.

Фронтальный опрос

 26

Луч, числовой луч

Текущий

27

Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки

Практического применения знаний

Текущий.

Величины (19 ч)

28

Величины. Единица длины – километр

Комбинированный

Знать единицы длины; единицы площади; таблицу единиц площади; прием измерения площади фигуры с помощью палетки; понятие «масса», единицы массы, таблицу единиц массы; единицы времени, таблицу единиц времени.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах; вычислять
периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах; определять время по часам (в часах и минутах)

Текущий

 29

Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр

Текущий

30

Таблица единиц площади

Текущий.

31

Измерение площади фигуры с помощью палетки

Практического применения ЗУН

Текущий

32

Контрольная работа за I четверть (

Контроля ЗУН

Контрольная работа

33

Анализ контрольной работы, РНО Нахождение нескольких долей целого

Комбинированный

Работа над ошибками

34–

35

Нахождение нескольких долей целого

Текущий

36

Закрепление изученного по теме «Единицы длины, единицы площади»

Тест (8 мин)

37

Единицы массы. Тонна. Центнер

Текущий.

38

Таблица единиц массы

Текущий

39

Единицы времени

Текущий

40

24-часовое исчисление времени

Текущий.

Самост. работа

41

Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события)

Текущий

42

Единица времени – секунда

Текущий

 43

Единица времени – век

Текущий

44

Таблица единиц времени

Текущий.

Фронтальный опрос

45

Закрепление изученного. Единицы времени

46

Единицы времени.

Самост.  работа. Тематический

Сложение и вычитание (8 ч)

 47

Письменные приемы сложения и вычитания

Комбинированный

Знать правило нахождения неизвестного слагаемого; правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого; прием нахождения суммы нескольких слагаемых; прием сложения и вычитания величин.

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией; проверять правильность выполненных вычислений; вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них); решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий

48

Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648)

Текущий

49

Нахождение неизвестного слагаемого

Текущий

 50

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого

Текущий.

51

Нахождение суммы нескольких слагаемых

Текущий

52

Сложение и вычитание  величин

Текущий

53

Решение задач  на увеличение (уменьшение)

числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

Текущий.

54

Контрольная  работа  по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» (40 мин + 5 мин оргмомент)

Контроль
и учет ЗУН

Контроль
и учет знаний

Умножение и деление  (76 ч)

55

Анализ контрольной работы, работа над  ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0

Комбинированный

Знать приемы письменного умножения и деления при вычислениях; правило нахождения неизвестного множителя;

конкретный смысл умножения и деления,

 названия действий, компонентов и результатов умножения и деления,

связи между результатами и компонентами умножения и деления;

правила нахождения неизвестного делимого, неизвестного делителя; понятие «среднее арифметическое»;

 понятие «скорость», единицы скорости;

понятие «треугольник», виды треугольников;

способ построения треугольника с помощью угольника.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)

Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений, делить многозначное число на однозначное

решать текстовые задачи арифметическим способом;

находить среднее арифметическое;

решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния;

 распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки) с помощью циркуля и линейки,

вычислять периметр многоугольника

Работа над ошибками

56

Письменные приемы умножения

Текущий

 57

Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7

Текущий

58

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

Текущий.

59

Нахождение неизвестного множителя

Текущий

 60

Деление как арифметическое действие

Тест (5 мин)

61

Деление многозначного числа на однозначное

Текущий

62

Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное

Текущий

63

Итоговая контрольная работа за I полугодие (

Контроль ЗУН

Контрольная работа

 64

Нахождение неизвестного делимого, неизвестного  делителя. Работа над ошибками

Текущий.

Работа над ошибками

65

Решение задач на пропорциональное деление

Комбинированный

Текущий.

Тест (5 мин)

66

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

Текущий.

67

Деление многозначных чисел на однозначные

Текущий

68

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

Текущий

69

Решение задач на пропорциональное деление

Текущий

70–

71

Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные»

Тематический.

 72

Контрольная   работа по теме «Умножение  и деление многозначных чисел» (

Контроль
и учет ЗУН

Контрольная работа

73

Анализ контрольной  работы, РНО. Деление многозначных чисел на однозначные

Комбинированный

Работа над ошибками

74–

75

Среднее арифметическое

Текущий

76

Скорость. Единицы  скорости

Текущий

77–

79

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

Текущий.

80

Закрепление по теме «Задачи на движение

 81

Решение задач

Тематический

82–

83

Виды  треугольников

Текущий

84

Виды  треугольников. Построение  треугольника  с помощью угольника

Практического применения ЗУН

Текущий

85

Виды  треугольников. Построение  треугольника  с помощью циркуля и линейки

Практикум

Текущий

86

Контрольная   работа по теме «Задачи на движение»

Контроль
и учет ЗУН

Контрольная работа

87

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение

   

Комбинированный

Работа над ошибками

 88

Умножение числа на произведение

Текущий

89

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Текущий

90

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Фронтальный опрос

91

Письменное умножение двух  чисел, оканчивающихся нулями

Текущий

 92

Решение задач на движение

Текущий. Самостоятельная  работа  (10 мин)

93

Перестановка и группировка множителей

Текущий.

94

Деление на числа, оканчивающиеся нулями

Текущий

 95

Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач

Текущий.

Индивидуальный опрос

96

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Текущий

97

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Текущий

 98

Решение задач на движение в противоположных направлениях

Текущий.

99

Контрольная  работа по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» (

Контроль
и учет ЗУН

Контрольная работа

100

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Комбинированный

Работа над ошибками

101

Умножение числа на сумму

Знать приемы письменного умножения и деления при вычислениях; правило нахождения неизвестного множителя; конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления; правила нахождения неизвестного делимого, неизвестного делителя; понятие «среднее арифметическое»; понятие «скорость», единицы скорости; понятие «треугольник», виды треугольников; способ построения треугольника с помощью угольника.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений, делить многозначное число на однозначное

решать текстовые задачи арифметическим способом; находить среднее арифметическое; решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки) с помощью циркуля и линейки, вычислять периметр многоугольника

Текущий.

102

Письменное умножение на двузначное число

Текущий

103

Письменное умножение на двузначное число

Текущий

104

Письменное умножение на двузначное число. Решение задач изученных видов

Текущий

 105

Письменное умножение на трехзначное число

Текущий.

Арифметический
диктант

106

Письменное умножение на трехзначное число

Текущий.

Тест (5 мин)

107

Письменное деление на двузначное число

Текущий

108

Письменное деление на двузначное число с остатком

Текущий.

Арифметический
диктант

109

Деление на двузначное число

Текущий.

Тест (5 мин)

110-111

Деление на двузначное число

Текущий.

Фронтальный опрос

112

Решение задач изученных видов

Самостоятельная работа (20 мин)

113

Деление на двузначное число

Арифметический
диктант (10 мин)

 114

Деление на двузначное число, когда в частном есть нули

Текущий

115

Закрепление по теме «Деление на двузначное число»

Тематический.

Фронтальный опрос

116

Контрольная  работа по теме «Деление на двузначное число» ()

Контроль
и учет ЗУН

Контрольная работа

117

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число

Комбинированный

Работа над ошибками

118-119

Письменное деление на трехзначное число

Текущий

120-121

Деление на трехзначное число

Тематический.

Арифметический
диктант

 122

Деление с остатком

Текущий

123

Решение задач. Деление с остатком

Текущий.

Тест (5 мин)

124

Решение задач. Деление с остатком

Тематический

125

Решение задач изученных видов

Самостоятельная работа (15 мин)

126

Решение уравнений

Текущий

127

Контрольная  работа по теме «Деление на трехзначное число» ()

Контроль
и учет ЗУН

Контрольная работа

128

Анализ контрольной работы, РНО Решение уравнений

Комбинированный

Работа над ошибками

 129

Решение задач

Комбинированный

Текущий

130

Решение  уравнений и задач на движение

Комбинированный

Тематический

Итоговое повторение  (6 ч)

131

Итоговое повторение. Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение

Комбинированный

знать/понимать:- последовательность чисел в пределах 100000;

- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

- таблицу умножения и деления однозначных чисел;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь:-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;

- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;-выполнять деление с остатком в пределах ста;

- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);

- проверять правильность выполненных вычислений;

- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

Текущий.

Арифметический
диктант

132

Итоговая контрольная работа
за II полугодие
(

Контроль
и учет ЗУН

Контрольная работа

 133

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.  Закрепление по теме «Арифметические  действия. Сложение и вычитание»

Комбинированный

Работа над ошибками

134

Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий»

Комбинированный

Тематический

135

Закрепление по теме «Величины. Решение задач»

Комбинированный

Тематический

136

Урок-игра «Великий математик»

Тематический.

Фронтальный опрос


Раздел 4  Содержание учебного предмета «Математика»

IV КЛАСС (136 ч)

Числа от 1 до 1000 (продолжение) (16 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000

Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (19 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

                                                                                              Сложение и вычитание (8 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217 + 163,

х - 137 = 500-140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (76 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 -х = 429 +120, х- 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

В течение всего года проводится:

- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;

- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;

- нахождение неизвестных компонентов действий;

- отношения больше, меньше, равно;

- взаимосвязь между величинами;

- решение задач в 2—4 действия;

- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;          

 - разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;

- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля. 

Итоговое повторение  (6 ч)

                             Раздел 5 Особенности организации контроля по математике

*Текущий контроль. Его цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. По результатам текущей проверки неудовлетворительно оценивать знания и умения не следует, так как это не соответствовало бы основной задаче, решаемой учителем в это время, - выявить недостатки в усвоении учебного материала и восполнить выявленные пробелы. К тому же было бы неправильно оценивать работу детей над материалом, который ещё не  усвоен ими в полной мере и изучение которого будет продолжено на следующих уроках.

 Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). 

* Тематический заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. 

*Итоговый  проводится как оценка результатов обучения за четверть, полугодие, год.  Оценка за четверть выводится на основании текущих ,а также оценок за контрольные и тестовые  работы.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. 

Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
  • неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
  • не решенная до конца задача или пример;
  • невыполненное задание;
  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • нерациональный прием вычислений.
  • недоведение до конца преобразований.
  • наличие записи действий;
  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правильность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по математике.

Работа, состоящая из примеров

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 грубая и 1 2 негрубые ошибки.
  • «3» 2 3 грубых и 1 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
  • «2» 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 2 негрубые ошибки.
  • «3» 1 грубая и 3 4 негрубые ошибки.
  • «2» 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 грубая и 1 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
  • «3» 2 3 грубых и 3 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
  • «2» –  4 грубых ошибки.

Контрольный устный счет

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 2 ошибки.
  • «3» 3 4 ошибки.
  • «2» более 3 4 ошибок.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. 

Раздел 6 Список литературы по реализации программы

Для учителя:

1. М. И. Моро «Математика» 4 класс.

2. С. И. Волкова «Рабочая тетрадь» 4 класс.

3. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Контрольные и проверочные работы по математике».

4. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по математике».

5. Тесты, самостоятельные работы.

6.Контрольно-измерительные материалы. Математика: 4 класс/ Сост. Т.Н. Ситникова.-2-е изд., перераб.-М.: ВАКО, 2012

Средства обучения:

1.Печатные пособия: учебники, учебные пособия, раздаточный материал (тесты, дидактические карточки, тренажеры), рабочие тетради к учебнику на печатной основе, тетради тестов по математике для 4 класса,  рабочие тетради;

2. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, математические игры, тренажеры и т.п.);

3.Наглядные пособия (таблицы классов и разрядов, плакаты и т.п.);

4.Учебные приборы (циркуль, треугольник, палетка, метр и т.д.).

Лист внесения изменений и дополнений в учебную программу.

Дата

Содержание

Причина

Подпись

Приложение

Контрольная работа № 1( входная ) (к уроку 12)

Цель: проверить усвоение:

1) вычислительных приемов сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 1000;

2) правил порядка выполнения действий в выражениях;

3) единиц длины, площади;

4) умения решать задачи.

I  в а р и а н т

1. Решите задачу.

С одного участка школьники собрали 160 кг моркови, а с другого – в 2 раза больше. Четвертую часть всей моркови они израсходовали на корм кроликам. Сколько килограммов моркови израсходовали на корм кроликам?

2. Найдите значения выражений.

18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50

400 – (80 + 180 : 3) + 60

3. Решите примеры столбиком.

138 + 567        152 · 6

447 – 189        867 : 3

4. Переведите.

125 см = …м …дм …см        7 м 3 см = …см

847 дм = …м …дм        700 см2 = …дм2

5. Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найдите его площадь и периметр.

II  в а р и а н т

1. Решите задачу.

На одном участке школьники вырастили 240 кг капусты, на другом – в 2 раза меньше. Четвертую часть всей капусты израсходовали на корм кроликам. Сколько килограммов капусты израсходовали на корм кроликам?

2. Найдите значения выражений.

(18 + 36) : 9 + 6 · 8 – 50

720 : (2 + 7) + (140 – 90)

3. Решите примеры столбиком.

523 + 197        279 · 3

831 – 369        792 : 2

4. Переведите.

8 м 4 см = …см        275 см = …м …дм …см

900 см2 = …дм        631 дм = …м …дм

5. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Найдите площадь и периметр этого прямоугольника.

Самостоятельная работа.

I  в а р и а н т

1. Запишите числа:

9 ед. 3-го разряда 4 ед. 1-го разряда

601 ед. II класса 7 ед. I класса

4 сот. тыс. 4 сот.

5 сот. тыс. 2 ед. тыс. 8 дес.

2. Представьте число 312017 в виде суммы разрядных слагаемых.

3. Сравните числа.

99 987 … 99897        77 075 … 77 057        301 001 … 301 100

4. Запишите, сколько в числе 73 682 всего десятков, всего сотен, всего тысяч.

II  в а р и а н т

1. Запишите числа:

8 сот. тыс. 2 ед. тыс. 4 дес.

5 дес. тыс. 5 дес.

309 ед. II класса 6 ед. I класса

7 ед. 3-го разряда 1 ед. 1-го разряда

2. Представьте число 114 018 в виде суммы разрядных слагаемых.

3. Сравните числа.

7 008 … 7 080         50 100 … 51 000         13 271 … 13 217

4. Запишите, сколько в числе 280 640 всего десятков, всего сотен, всего тысяч.

Контрольная работа №2 ( 32)

Цели: проверить умения: записывать, сравнивать числа в пределах 1 000 000, представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, определять десятичный состав числа, выполнять сложение и вычитание на основе знания разрядного состава числа, а также выполнять умножение и деление с числами 10, 100 и 1000.

I  в а р и а н т

1. а) Запишите числа:

    6 сот. тыс. 7 ед. тыс. 3 сот.

    3 ед. тыс. 3 ед.

    901 ед. II кл. 5 ед. I кл.

    6 ед. 3-го разряда 8 ед. 2-го разряда

б) Представьте число 113 060 в виде суммы разрядных слагаемых.

2. а) Сравните числа:

 700 300 … 70 030        875 129 … 857 129

б) Вставьте вместо  подходящие цифры так, чтобы записи стали верными:

54 802 < 502        673 < 673

3. а) Выполните вычисления:

86 759 + 1                  600 000 – 1        763 512 – 40

86 200 – 10 000           2 360 · 10          764 000 : 100

б) Вставьте пропущенные числа так, чтобы записи стали верными:

8 172 = 8 102 + 95 000 +  = 95 430

4. Решите задачу.

В одной пачке 10 книг. В библиотеку принесли 3 000 книг. Сколько пачек с книгами принесли в библиотеку?

5. Решите задачу.

Что легче и на сколько килограммов: 8 коробок конфет по 32 кг в каждой или 7 коробок вафель по 36 кг в каждой?

II  в а р и а н т

1. а) Запишите числа:

6 сот. тыс. 7 ед.

9 дес. тыс. 9 ед.

540 ед. II кл. 2 ед. I кл.

7 ед. 3-го разряда 1 ед. 2-го разряда

б) Представьте число 215 080 в виде суммы разрядных слагаемых.

2. а) Сравните числа:

600 400 … 60 040        836 592 … 863 592

б) Вставьте вместо каждого  подходящие цифры так, чтобы записи стали верными:

86 709 < 809        261 < 261

3. а) Выполните вычисления:

73 549 + 1           30 000 – 1       206 317 – 300

32 600 – 1 000     268 · 1 000      84 600 : 10

б) Вставьте пропущенные числа так, чтобы записи стали верными:

7 816 = 7 016 +         48 000 +  = 48 010

4. Решите задачу.

В одной коробке 10 пирожных. Сколько коробок понадобится для упаковки 1 000 пирожных?

5. Решите задачу.

Что тяжелее и на сколько килограммов: 6 мешков муки по 46 кг в каждом или 5 мешков риса по 48 кг в каждом?

самостоятельная работа  №3

I  в а р и а н т

1. Решите примеры.

(210 – 30) : 9 · (999 + 1)

70 + 350 : 7 · (10 + 990)

2. Сравните.

48 м 9 см … 48 м 9 дм         3 т 5 ц … 3 т 240 кг

43 000 м … 4 км 300 м       400 ц … 4 т

50 а … 5 га              8 300 г … 8 кг 3 г

3. Решите примеры.

750 000 : 1 000

819 · 1 000

306 500 : 10

4 700 · 100

II  в а р и а н т

1. Решите примеры.

(480 + 320) : 8 · (9 + 91)

7200 : (2 + 7) + (140 – 90)

2. Сравните.

6 м 7 см … 6 м 7 дм        3 т … 300 ц

9 км  3 м … 9 030 м        4 т 6 ц … 4 т 550 кг

40 а … 4 000 м2        8 ц 2 кг … 82 кг

3. Решите примеры.

8 600 · 100

56 000 : 1 000

105 600 : 10

916 · 1 000

Самостоятельная работа

                                                      Вариант I

  1. Найди значение выражения:

50 • 9 – 48 : (27268 – 27260) • 60

2. Вычисли, записывая выражение в столбик:

24798 + 63066                        426646 + 324857       67964 – 54694                        956420 – 687693

3. Выполни действия:

59 кг 70 г + 415 кг 296 г

 54 см 1 мм — 39 см 5 мм

                                                         Вариант II    

               

1. Найди значение выражения:

70 • 8 – 42 : (82476 – 82470) ∙ 50

  1. Вычисли, записывая в столбик:

53655 + 71568                328783 + 246565

35306 – 23687                 926206 – 795378

3. Выполни действия:

38 кг 20 г + 732 кг 486 г

64 см 2 мм – 53 см 6 мм

Контрольная работа №3

Цели: проверить знания и умения: находить сумму нескольких слагаемых, используя изученные свойства сложения; знать и применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, выполнять проверку вычислений; складывать и вычитать величины, выраженные в единицах не более чем двух наименований; переводить единицы времени; решать составные текстовые задачи изученных видов.

Ход урока

I  в а р и а н т

1. Решите задачу, записывая решение столбиком.

На комбинате в декабре изготовили 7 163 л сока, а в январе на 678 л сока меньше. Из всего сока 9 789 л разлили в пакеты, а остальной сок – в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?

2. Выполните вычисления и сделайте проверку:

900 000 – 32 576        427 816 + 298 795

3. Вычислите, записывая вычисления столбиком:

42 км 230 м – 17 км 580 м      5 ч 30 мин – 50 мин

29 т 350 кг + 18 т 980 кг         9 км – 890 м

4. Переведите:

5 мин 32 с = … с        2 г. 5 мес. = … мес.

5 000 лет = … в.        2 сут. 3 ч = … ч

180 мин = … ч        600 с = … мин

72 ч = … сут.        4 в. = … лет

5. Вставьте пропущенные цифры.

II  в а р и а н т

1. Решите задачу, записывая решение столбиком.

В одном павильоне книжной ярмарки было 9 895 книг, а в другом – на 1 376 книг больше. Из всех книг 13 297 были для детей, а остальные для взрослых. Сколько было книг для взрослых?

2. Выполните вычисления и сделайте проверку:

800 080 – 54 996        397 631 + 128 679

3. Вычислите, записывая вычисления столбиком:

16 т 290 кг – 8 т 830 кг        6 ч 20 мин – 35 мин

52 км 260 м + 39 км 890 м        10 км – 480 м

4. Переведите:

4 мин 40 с = … с        6 090 лет = … в. … лет

4 г. 8 мес. = … мес.        1 сут. 1 ч = … ч

1 мин 16 с = … с        240 мин. = … ч

72 мес. = … лет        12 в. = … лет

5. Вставьте пропущенные цифры.

Контрольная работа №4

Цели: проверить умение применять алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное число, знание соотношения между единицами длины, массы, времени; проверить также умения находить площадь прямоугольника и решать уравнения.

Ход урока

I  в а р и а н т

1. Решите задачу.

На рынок привезли яблоки, груши и сливы, всего 4 т. Яблок было 2 240 кг, груш – в 2 раза меньше, чем яблок, а остальное – сливы. Сколько килограммов слив привезли на рынок?

2. Выполните вычисления, записывая каждое действие столбиком.

(18 370 + 23 679) : 7        (800 035 – 784 942) · 6

3. Сравните:

5 км 4 м … 5 км 40 дм

60 т 200 кг … 62 000 кг

245 ч … 4 сут. 5 ч

4. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 6 см.

5. Решите уравнения.

290 + х = 640 – 260        84 : х = 6 · 7

II  в а р и а н т

1. Решите задачу.

На молочном заводе изготовили 6 000 л молочной продукции. Молока – 3 600 л, кефира – в 3 раза меньше, чем молока, а остальное – ряженка. Сколько литров ряженки изготовили на молочном заводе?

2. Выполните вычисления, записывая каждое действие столбиком.

(18 048 + 53 976) : 8        (600 084 – 597 623) · 7

3. Сравните:

3 т 10 кг … 3 т 1 ц

45 000 м … 40 км 500 м

2 сут. 20 ч … 68 ч

4. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 5 см.

5. Решите уравнения.

400 – х = 275 + 25        3 · х = 87 – 6 

Контрольная работа  №5

       

                                                        Вариант I

1.  Реши задачу:

В концертном зале 2000 мест. В партере 1200 мест. В амфитеатре мест в 3 раза меньше, чем в партере, а остальные места на балконе. Сколько мест на балконе?

2.  Найди значения выражений:

(10283 + 16789) : 9                5 ∙ (125 + 75): 20 + 80

(200496 – 134597) • 2

3. Сравни, поставь знаки «<»,«> », « = » :

6 т 20 кг... 6т2ц                  20 км 300 м... 23000 м

Зсут10ч... 190 ч

4. Реши уравнение: 3 • х = 87 – 6

5.  Найди площадь прямоугольника, если его длина 9 см, а ширина на 5 см меньше.

                                                       

                                                     Вариант II

1. Реши задачу:

На рынок привезли груши, яблоки и сливы, всего 4 т. Яблок было 2240 кг, груш в 2 раза меньше, чем яблок, а остальные сливы. Сколько килограммов слив привезли на рынок?

2.  Найди значения выражений:

(18370 + 23679): 7                 156 - 96 : (12 : 4): 2

(800035 - 784942) • 6

3. Сравни, поставь знаки « < », « > », « = » :

5  км 4 м ... 5 км 40 дм           245 ч ... 4 сут 5 ч00

6т 200 кг ...62000 кг

4.Реши уравнение: 84: х = 6 • 7

 

5.  Найди площадь прямоугольника, если его ширина 4 см, а длина в 2 раза больше.

Контрольная работа№6

Цели: проверить понимание учащимися зависимости между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении; проверить также умение выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное число, переводить единицы длины, массы, времени.

Ход урока

I  в а р и а н т

1. Решите задачу.

Туристы ехали на автобусе 3 часа со скоростью 60 км/ч и шли пешком 5 часов со скоростью 6 км/ч. На сколько больше их путь на автобусе, чем пешком?

2. Решите задачу.

Поезд прошел 250 км со скоростью 50 км/ч. За то же время автомобиль проехал 300 км. Какова скорость автомобиля?

3. Решите примеры столбиком.

4 123 · 2         1 263 : 3

603 · 8         1 635 : 5

1 200 · 4        5 910 : 3

4. Переведите.

3 ч = … мин        1 мин 25 с = … с

25 км = … м        16 дм = … м … дм

8 т = … кг        2 500 г = … кг … г

II  в а р и а н т

1. Решите задачу.

Теплоход шел по озеру 2 часа со скоростью 42 км/ч, затем 3 часа вверх по реке со скоростью 40 км/ч. Какой путь прошел теплоход?

2. Решите задачу.

Велосипедист проехал 30 км со скоростью 10 км/ч. За это же время пешеход прошел 12 км. С какой скоростью шел пешеход?

3. Решите примеры столбиком.

1 236 · 4         2 448 : 3

708 · 9         7 528 : 2

3 600 · 5        8 910 : 9

4. Переведите.

300 см = … м        5 т 200 кг = … кг

25 000 мм = … м        180 дм = … м … дм

2 мин = … с        1 350 см = … м … см

Контрольная работа №7

Цели: проверить умения: алгоритмы письменного умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями, решать текстовые задачи на движение.

Ход урока

I  в а р и а н т

1. Решите задачу.

Из двух городов, расстояние между которыми 390 км, одновременно навстречу друг другу выехали два мотоциклиста и встретились через 3 ч. Один мотоциклист ехал со скоростью 60 км/ч. Найдите скорость другого мотоциклиста.

2. Решите задачу.

Автомобиль и мотоцикл выехали одновременно в противоположных направлениях из одного города. Скорость автомобиля 60 км/ч, мотоцикла – 70 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

3. Решите примеры и выполните проверку.

72 090 · 7        68 240 : 40

2 160 · 400        238 800 : 600

4. Площадь пруда прямоугольной формы 17 200 м2, а его длина 200 м. Найдите ширину пруда.

II  в а р и а н т

1. Решите задачу.

Из двух городов, расстояние между которыми 600 км, одновременно выехали навстречу друг другу два автомобиля, которые встретились через 4 ч. Один автомобиль ехал со скоростью 70 км/ч. Какова скорость второго автомобиля?

2. Решите задачу.

Из гаража одновременно в противоположных направлениях вышли две автомашины. Одна шла со скоростью 50 км/ч, другая – со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

3. Решите примеры и выполните проверку.

93 650 · 6        75 270 : 30

78 240 · 900        205 100 : 700

4. Школьная спортивная площадка прямоугольной формы имеет ширину 90 м, а площадь 11 250 м2 . Найдите длину площадки.

контрольная работа№ 8

Цели: проверить умения применять алгоритмы письменного умножения на двузначное и трехзначное числа, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, а также умение выполнять задание с долями.

Ход урока

I  в а р и а н т

1. Решите задачу.

В два магазина привезли 1 800 кг картофеля, который был расфасован в пакеты одинаковой массы. В первый магазин привезли 540 пакетов, а во второй – 360 пакетов. Сколько килограммов картофеля привезли в каждый магазин в отдельности?

2. Начертите отрезок, длина четвертой части которого равна 2 см 4 мм.

3. Выполните вычисления.

2 748 · 56        348 · 920

518 · 603        280 · 840

4. Вместо ? вставьте знаки арифметических действий так, чтобы равенства стали верными:

80 ? 20 ? 600 = 1 000        900 ? 30 ? 30 = 60

II  в а р и а н т

1. Решите задачу.

Для внутренней отделки нового дома привезли 2 000 кг краски в банках одинаковой массы: 270 банок белой краски и 130 банок зеленой краски. Сколько килограммов белой и зеленой краски  в отдельности привезли для отделки дома?

2. Начертите отрезок, длина третьей части которого равна 3 см 6 мм.

3. Выполните вычисления.

3 489 · 65        234 · 809

623 · 760        420 · 530

4. Вместо ? вставьте знаки арифметических действий так, чтобы равенства стали верными:

40 ? 20 ? 200 = 1 000        600 ? 30 ? 20 = 40

Итоговая контрольная работа

Цели: проверить умения:

1) записывать числа в пределах миллиона;

2) применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, умножения на двузначное и трехзначное число, деления на двузначное и трехзначное число;

3) вычислять значение числового выражения, содержащего три-четыре действия (со скобками и без них), на основе правил о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;

4) вычислять площадь и периметр прямоугольника и квадрата;

5) решать задачи в три-четыре действия различных видов;

6) сравнивать единицы длины, массы, времени, площади.

Вниманию учителя мы предлагаем два вида годовой контрольной работы. Учитель выбирает один из них по своему усмотрению.

I  в а р и а н т

1. Запишите числа:

18 млн 50 тыс. 7 ед.

209 млн 25 ед.

2. Решите задачу.

Два поезда шли с одинаковой скоростью. Один прошел 600 км, а другой – 360 км. Первый был в пути на 2 часа больше, чем второй. Сколько часов был в пути каждый поезд?

3. Решите примеры, записывая действия столбиком.

425 · 706 – (150 612 : 489 + 243 647)

4. Решите задачу.

Ширина сада 20 м, это в 3 раза меньше, чем длина. Узнайте площадь и периметр сада.

5. Сравните:

5 т 3 ц … 503 кг

705 мм … 7 дм 5 см

317 мин … 3 ч 17 мин

3 000 мм2 … 3 см2

6. Решите задачу на логическое мышление.

Груша со сливой весят 180 г. А груша с четырьмя такими же сливами – 300 г. Узнайте массу груши и сливы.

II  в а р и а н т

1. Запишите числа:

43 млн 3 тыс. 52 ед.

302 млн 74 ед.

2. Решите задачу.

В первый день катер прошел 700 км, а во второй, двигаясь с той же скоростью, 420 км. Во второй день он был в пути на 2 часа меньше, чем в первый. Сколько часов был в пути катер каждый день?

3. Решите примеры, записывая действия столбиком.

300 020 – 287 · (581 915 : 643) + 7 915

4. Решите задачу.

Длина поля прямоугольной формы 60 м, это в 2 раза больше, чем ширина. Узнайте площадь и периметр поля.

5. Сравните:

9 000 см2 … 9 дм2

412 с … 6 мин 30 с

6 м 2 дм … 62 см

8 т 5 ц … 805 кг

6. Решите задачу на логическое мышление.

Банан с яблоком весит 240 г. А банан с тремя такими же яблоками – 400 г. Узнайте массу банана и яблока.

П р о в е р о ч н а я   р а б о т а  № 5

I  в а р и а н т

Выполни вычисления:

562 + 235        287 + 469        2 041 + 956        376 + 4 108 + 720

879 – 617        952 – 376        704 – 193

II  в а р и а н т

Выполни вычисления:

483 + 516        376 + 585        765 + 6 120        9 405 + 597 + 806

965 – 324        841 – 467        903 – 218

П р о в е р о ч н а я   р а б о т а  № 6

I  в а р и а н т

Выполни вычисления:

20 + 77        62 – 7        13 · 7        64 : 2

37 + 8        49 – 6        81 : 3        92 : 23

70 – 16        84 + 16        12 · 4        24 · 4

II  в а р и а н т

Выполни вычисления:

78 – 5        100 – 15        48 : 2        78 : 3

60 – 19        30 + 64        11 · 8        68 : 17

28 + 7         52 + 44        12 · 9        32 · 3

П р о в е р о ч н а я   р а б о т а   № 7

I  в а р и а н т

Выполни вычисления:

65 : 13 · 10 : 2        96 – 90 : 3 · 2

29 + 60 – 9 · 15        100 – (3 · 12 + 8) : 4

        (43 + 27) : (9 + 5) + 6

II  в а р и а н т

Выполни вычисления:

95 – 40 + 5 – 7        70 + (81 : 3 – 21) · 29

51 : 17 · 30 : 3        260 + 40 – 70 · 3

Арифметический диктант 1

1. Запиши числа:

753 814, 1 640 023, 1 000 916,

629, 000, 5 000 001, 23 500.

2. Запиши число, которое идет за числом:

999, 999 999, 700 000, 83 600

(указанные числа учитель записывает на доске).

3. Запиши число, которое предшествует числу:

9 876, 9 800, 8 070, 1 000 000

(названные числа учитель записывает на доске).

4. Запиши словами число (учитель записывает каждое число на доске): 89 275, 106 013.

5. Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа: 271 523, 80 305.

6. Сравни числа (запись на доске):

283 … 4 283         5 129 … 7 435

7. Увеличь в 100 раз числа: 171, 5 932, 730, 1 945.

Уменьши в 10 раз числа: 590, 7 530, 497 800.

Арифметический диктант 2

8 · 7, 63 : 9, 6 · 9, 72 : 8, 7 · 6, 81 : 9,

5 · 7, 45 : 5, 8 · 6, 49 : 7, 8 · 8, 28 : 4.

Или:

Реши примеры на время  

4 · 7        27 : 3        21 : 3        9 · 6        2 · 8        36 : 6

48 : 6        5 · 9        32 : 8        18 : 2        24 : 4        15 : 3

9 · 7        72: 8        6 · 7        56 : 7        28 : 7        3 · 9

                40 : 5        3 · 8

Арифметический диктант.3

Вычислите сумму чисел 480 и 200.

Найдите разность чисел 500 и 50.

Увеличьте 52 в 8 раз.

Увеличьте 52 на 8.

Чему равно частное чисел 810 и 9?

На сколько 999 больше 199?

На сколько 50 меньше 1 000?

Во сколько раз 100 больше 20? На сколько 100 больше 20?

Во сколько раз 4 меньше 400? На сколько 4 меньше 400?

Наименьшее трехзначное число увеличьте в 5 раз.

Наибольшее двузначное число уменьшите в 3 раза.

Арифметический диктант. 4

Найдите частное чисел 420 и 6.

Какое число меньше 720 на 100?

Какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 64?

Запишите число, которое больше 20 в 5 раз.

На сколько надо разделить 560, чтобы получить 80?

К какому числу надо прибавить 100, чтобы получить 360?

Первый множитель 42, второй 2. Чему равно произведение?

Во сколько раз 70 больше 2?

Уменьшаемое 360, вычитаемое 60. Чему равна разность?

Из чисел 625, 506, 650, 605, 526, 256, 560 выпишите те, у которых 6 единиц I разряда и 5 единиц III разряда (числа записываются на доске).

Арифметический диктант 5
(учащиеся записывают только ответ)

1. В одном ряду сидели 23 ученика, в другом – на 5 учеников меньше. Сколько учеников сидело во втором ряду?

2. В классе 32 человека, из них 15 – девочки. Сколько мальчиков в классе?

3. В одной коробке 17 пуговиц, а в другой в 4 раза больше. Сколько пуговиц в другой коробке?

4. В гараже 60 легковых машин и 15 грузовых. Во сколько раз грузовых машин меньше, чем легковых.

5. После того как 19 человек ушли в поход, в отряде осталось 7 человек. Сколько всего человек в отряде?

6. Прополкой овощей занимались 50 ребят, что составляет одну шестую часть всех ребят загородного лагеря. Сколько всего ребят в лагере?

7. В одном наборе «Конструктор» 130 деталей, а в другом – 112 деталей. На сколько деталей в первом наборе больше, чем во втором?

8. В бидоне было 18 л молока. После того как из бидона вылили несколько литров молока, в нем осталось 11 л. Сколько литров молока вылили из бидона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа поматематике УМК "Планета знаний"

рабочая программа составлена на основе программы по математике УМК "Планета знаний, примерное тематическое планирование...

рабочая программа поматематике моро 3 класс фгос

В данной программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа поматематике. 3 класс. ФГОС.

Рабочая программа к учебнику Моро М.И....

Рабочая программа поматематике. 1 класс. ФГОС.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа поматематике 4 класс. УМК "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Фед...

Рабочая программа поматематике 3 класс ФГОС автор Моро М.И, Бантова М.А.

Рабочая программа по математике предназначена для учеников 3 класса...

Рабочая программа поматематике 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа поматематике 2 класс УМК "Школа России"...