План- конспект урока в малокомплектной школе. 1 класс- математика "Задачи на увеличение числа на несколько единиц". 3 класс - окружающий мир "С кем дружит дуб".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Мачина Ольга Николаевна

На уроке учитель знакомит учащихся с новым видом задач и с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_klass-_matematika_3_klass_-_okruzhayushchiy_mir.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

1  класс – математика.

Тема.

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).

Цели.

  1. Познакомить учащихся с новым для них видом задач.

2.Закрепить навыки сложения и вычитания в случаях вида  +\- 2.

3.Развивать  вычислительные  навыки и умения решать задачи.

4.Воспитывать ответственное отношение к учёбе.

Тип  урока.

Урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока. Урок-сказка.

Оборудование:

Рисунок Баба-Яга, разрезанный на четыре части, карточки «Состав чисел в пределах десяти», демонстрационный материал.

                     

                           Ход урок.

I.Организация урока.

Ну - ка, юный мой дружок, Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы иметь знания, Понадобится терпение и старание.

II. Устный счёт.

Жили - были дед да баба. Была у них внучка да внучок маленький Ванюша. «Внучка,- говорит баба.- Мы поедим на базар. Не ходи со двора, береги Ванюшу. А мы тебе подарочки привезем. Уехали баба с дедом, а внучка забыла, что ей приказывали. Посадила Ванюшу на траву, а сама на улицу побежала и заигралась. А Ване скучно стало. Стал он от скуки считать все, что вокруг видел. Поможем ему, ребята?

Пять ворон на крышу сели. Еще две к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело. Сколько всех их прилетело?

Десять щенят в футбол играли. Двух щенят домой позвали. Ваня наш сидит, считает. Сколько их теперь играет?

Налетели злые гуси - лебеди и унесши мальчика. А кто им приказал это сделать, мы узнаем, решив примеры. (К доске прикрепляется обратной стороной разрезанный на четыре части рисунок бабы-яги. На каждой части написаны примеры: 6+2,:4+2, 9-2, 6-2). Баба-Яга живет в густом лесу.

 Деревья расступятся, если мы правильно укажем состав чисел.

(Дети самостоятельно работают по карточкам. Состав чисел: 9,8,7,5,6,4.

III. Работа над новым материалом.

  1. Работа с математическим набором. (Учитель работает на набранном полотне, учащиеся на своих местах.)

- положите на верхнюю полоску 5 красных кружочков, а на нижнюю столько же  синих квадратиков.

- что нужно сделать, чтобы синих стало на 2 больше?

- сравните, чего больше?

- на сколько синих кружков больше?

- что значит, что синих кружков на 2 больше?

Рассмотрим рисунок.

(На  рисунке изображены две вазы. На одной – 4 яблока, а на другой-  табличка с надписью – столько же.

- Сколько яблок в первой вазе?

- Сколько груш во второй вазе?

(Табличка столько же убирается, под табличкой 4 груши).

- Что нужно сделать, чтобы груш стало на одну меньше?

- Сравните, чего  меньше, яблок или груш?

- На сколько груш меньше, чем яблок?

-Что значит, что груш на одну меньше?

- Если яблок 4, а груш на одну меньше, чем яблок, сколько груш?

- Как узнать?

  1. Физминутка.

Работа по учебнику (стр.88)

Задача № 1 ( Учитель вслух читает задачу).

  • О чем говорится в задаче?
  • Что известно?
  • Что не известно?
  • Что сказано о том, сколько стало?
  • Что значит на два больше?
  • Кто знает, как найти, сколько тетрадей стало?

(Решение задачи ученик записывает на доске).

IV. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа.

Примеры № 4 (учебник)

Проверка самостоятельной работы.

  1. Работа по учебнику.

Заполни пропуски (№5). Стр.88

  • Сколько кружков вы видите?
  • Сколько треугольников?
  • Чего больше, кружков или треугольников?
  • Как это записали?
  • На сколько больше треугольников?
  • Что значит, что треугольников на один больше?
  • Как это записать?
  • Чего меньше, треугольников или кружков?
  • На сколько кружков меньше, треугольников?
  • Что значит, что кружков на один меньше?
  • Как это нужно записать?

V. Самостоятельная работа.

Работа в тетради стр. 24.

1. Дети читают и разбирают задачи под руководством учителя. Решение и ответ записывают самостоятельно.

2. Решение примеров. Примеры с ответом 4 дети самостоятельно закрашивают красным карандашом, а примеры с ответом 5 - зеленым.

3.Проверка самостоятельной работы.

VI. Итог урока.

3 класс – Мир вокруг нас.

Тема.

С кем дружит дуб.

Цели.

1.Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу.

2.Воспитывать бережное отношение к природе, учить  наблюдательности.

Тип урока.

Урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование:

Схема пищевой сети  в дубовом лесу, схемы-значки «Правила поведения в лесу»

 

                         Ход урока.

I.Организация урока.

Веселый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по карточкам.

Карточка 1.

Объясните цепь питания: береза, рябина лось, заяц волк. С чего начинается цепь питания и почему?

Карточка 2.

Какое второе звено в цепи питания? Что произойдет, если исчезнут волки? Ответ напишите.

Карточка 3.

На какие группы делят животных в зависимости от питания? Назовите примеры цепей питания. Как хищники приспособились к добыванию пищи?

Карточка 4.

К какой группе по типу пищи относится божья коровка? Составьте цепь питания божьей коровки.

III. Сообщение темы и цели урока.

-Ответьте на вопросы и отгадайте слово.

1.Как в народе называют божью коровку?

Д-солнышко

Т-тучка

Р- кнопочка

2.Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?

Ю -количество лет.

У- к какому виду относится?

3.Как ведут себя пауки. Если в их сети попадают божьи коровки7

К- быстрее начинают есть.

Б- обрывают сети и освобождают жуков.

(На доске появляется слово дуб)

-Сегодня на уроке мы узнаем, с кем дружит дуб, и изучим экологические связи в дубовом лесу.

IV.Введение в тему.

(Двое заранее подготовленных учеников делают сообщение о дубе)

Вопросы:

-Какие правила надо соблюдать в лесу? (Ответы детей. Учитель выставляет на доску карточки с запрещающими знаками.

-Не ломать ветки деревьев и кустарников.

-Не срывать цветы.

-Не ловить бабочек и других насекомых)

-В лесу должна быть тишина, чтобы не спугнуть друзей дуба. Кто же дружит с дубом из животных?

(Самостоятельная работа учащихся по учебнику стр. 100-101).

- Прочитайте текст и выпишите названия животных, которые питаются желудями, листьями, древесиной  дуба. И тех, кто охотится на них.

Мы считали и устали

Дружно тихо мы все встали

Руками похлопали - раз, два, три

Ножками потопали - раз, два, три

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

V. Пищевая сеть дуба.

  • Какие животные питаются желудями, листьями и древесиной дуба?

(Рядом с рисунком дуба учитель прикрепляет карточки с названиями животных).

  • Эти животные напрямую связаны с дубом. На этих животных охотятся .хищники. Кто?

(Учитель прикрепляет карточки с названиями этих животных).

Значит, хищники тоже связаны с дубом, только не напрямую, а косвенно. Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания. Вот такая пищевая сеть в дубовом лесу. Все лесные обитатели

Связаны  друг с другом, кто напрямую, а кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес - это единое целое.

VI. Невидимая пирамида.

1. Самостоятельная работа. -

а)        Прочитать текст стр. 103;

б)        Отгадать загадки и из слов отгадок составить цепь питания.

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь).

Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке. Потому что до темна В норке прячется она. (Мышь).

  • У неё глаза большие. Хищный клюв всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. (Сова).

связаны друг с другом, кто напрямую, а кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес - это единое целое.

Проверка самостоятельной работы. (На доске    составляется цепь питания: желудь- мышь-сова.)

-Кто  крупнее в этой цепи питания?

Мышь крупнее желудя. Но если бы у нас были волшебные весы и мы бы взвесили всех сов в лесу, всех мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов.

  • Почему?

-Да потому, что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало. Случайно ли это? Нет. Ведь одной сове для питания на надо  много мышей ,а одной мышке

Множество желудей. Получилась экологическая пирамида.

(Демонстрация рисунка)

-Невидимые пирамиды  есть повсюду в природе. Хищников  всегда меньше, чем растительноядных животных. Растительноядных животных меньше. чем растений, которыми они питаются.

VI. Закрепление. Самостоятельная работа по учебнику стр.104. Вопросы «Проверь себя»

VII. Итог  урок. –Почему говорят, что лес - это единое целое?

VIII. Домашнее  задание. Прочитать статью учебника на страницах 100 – 104, ответить на вопросы раздела «Проверь себя».

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики (1 класс) "Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 10."

Презентация к уроку математики – «Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 10.» Это заключительный урок в разделе «Сложение и вычитание в пределах 10.». Перед п...

Урок математики в 1 классе по теме: увеличение числа на несколько единиц

Урок математики в 1 классе по программе"Начальная школа XXI века" Тема : увеличение числа на несколько единиц. Приложение: карточки с заданиями для групповой работы. Презентация...

Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз

Открытый урок по математике по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз"...

Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз

Открытый урок по математике по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз"...

Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с множествами предметов).» (УМК «Школа России»)

Тема: Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с множеством предметов).Цели:Образовательные: закреплять умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Способствовать...