Конспект открытого урока по математике
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Алакина Екатерина Владимировна

Урок в 3 классе по теме: "Решение задач" по учебнику Моро

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_v_3_klasse.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

                Открытый урок по математике в 3 классе.

Тема: Решение задач.                

Цели: 1. Закреплять умение решать задачи изученных типов.

           2. Развивать коммуникативные (организация работы в группе), регулятивные ( оценка результата выполнения работы) УУД.

          3. Развивать умение логически мыслить, рассуждать; умение добывать информацию; анализировать объекты; синтезировать целое из частей.             4 .Воспитывать умение работать в группах: умение договориться друг с другом, умение слушать друг друга для слаженной работы, умение слушать собеседника и принимать или не принимать его позицию. Умение работать в парах, контролируя и оценивая результат деятельности.

         5. Воспитывать интерес к предмету.

Учебные материалы:

Учебник «Математика. 3 класс» (автор М.И. Моро и др.,); презентация к уроку, вертушки с примерами; листочки, фломастеры; конверты с задачами; шкатулка с пуговицами; смайлики.

Эпиграф:

« КТО НЕПРАВИЛЬНО ЗАСТЕГНУЛ ПЕРВУЮ ПУГОВИЦУ, УЖЕ НЕ ЗАСТЕГНЁТСЯ КАК СЛЕДУЕТ».   Ф.Гёте

Ход урока:

 1.Организация внимания учащихся.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

 -- А теперь я попрошу обменяться вас друг с другом улыбками. Доброе утро и приятного вам учебного дня!

2. Актуализация знаний.

1. ЧИТОПИСАНИЕ.

-- Ребята, какое сегодня число?

Запишите в тетрадь дату и предложение: Классная работа.

-- Королевой чистописания сегодня будет число  27.

Запишите число 27 столько раз, сколько у нас в классе  солнышек. (4). А теперь переставьте цифры в числе 27 местами и запишите это число. Какое число у вас получилось? (72). Запишите это число до конца строки.

2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

--- Что вы можете сказать об этих числах?

( Они двузначные. 72 больше, чем 27. 27 меньше, чем 72. В записи этих чисел мы используем две цифры: 2 и 7. 27 – нечётное, 72 – чётное.)

3.РАЗМИНКА.

---- Составьте с данными числами два выражения, используя действия умножения и вычитания.  (27X72 и 72-27 . Дети записывают. Теперь прочитайте данные выражения  разными способами.)

Молодцы!

4.УСТНЫЙ СЧЁТ.

Сегодня устный счёт будет необычайно прост, но требует, как всегда, внимания! Вам предстоит найти значение выражений, записать их в тетрадь, подписав букву. Работать будем в группах.

И 6x2        В  32-5-5

П  3x10+40        Г  30+30-30

Ц  63:9        У 4x10+23

А  36:9        O  9x2+11

Полученные ответы читает та группа, которая справилась с работой быстрее. Другая группа проверяет. Если у вас получилось то же, что и у другой группы, поставьте на полях (+), если есть ошибки, то (!).

А теперь составьте слово из букв, которые вы записали. Что у вас получилось? ( Слово пуговица)

Как вы думаете, почему я зашифровало именно это слово? ( Речь на уроке пойдёт о пуговицах).

--- Число 27 сегодня – королева чистописания, а Пуговица – королева нашего урока.

Прочитайте девиз урока:  

«Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется, как следует».

---- Как вы думаете, почему эти слова Иоганна Вольфганга фон Гётте я выбрала девизом?

Надо очень хорошо подумать, прежде чем отвечать: математика любит думающих. Если неправильно выполнил первый шаг, то следующий уже не будет верным.

3. Введение в тему урока.

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

--- Вы узнаете тему нашего урока, если отгадаете слово:

Первое – приставка,

Второе – летний дом,

А целое порой решается с трудом.       (Задача.)

Кто же попробует сформулировать тему урока?    ( «Решение задач»).

И первая задача – логическая. Перед вами головоломка. Под какой буквой ответ к предложенному выражению?

     

 Попробуйте изобразить пуговицу с четырьмя дырочками как в головоломке, в своих тетрадях в правом верхнем углу.

--- Подмигните солнышку на экране, которое встречает нас каждый день.

. 4. Повторение и обобщение раннее изученного материала.

-- Раз мы сегодня чествуем пуговицу, то все задачи сегодня будут про пуговицу. Прочитайте на экране тексты.

На экране:

  1. В коробке лежало 12 больших пуговиц, а маленьких – в 2 раза меньше. Сколько маленьких пуговиц лежало в коробке?
  2. В коробке лежало 12 больших пуговиц, а маленьких – в 2 раза меньше. Сколько ниток лежало в коробке?

-- Что вы можете сказать об этих текстах? ( Они похожи. В них речь идёт о пуговицах. Вопросы разные.

---- Какой из этих текстов является задачей? Почему? ( Первый. Во втором тексте вопрос по смыслу не подходит к условию. Задача не получается).

Ответьте на вопрос задачи.  ( В коробке лежало 6 маленьких пуговиц.)

  ---- Молодцы! Откройте конверты, которые лежат у вас на столе, и достаньте карточку с задачей №1.

Прочитайте её.

Задача№1.

Бабушка пришивала пуговицы к одежде Тани и Вити. Сначала она пришила к сарафану Тани 11 красных пуговиц, а потом 10 жёлтых. К куртке Вити бабушка пришила 9 пуговиц. На сколько больше пуговиц пришила бабушка к сарафану, если мы знаем, что к куртке она пришила ещё 1 запасную пуговицу?

 -- Посмотрите на доску. Верно ли составлена краткая запись к этой задаче?

На доске:

С. ---11 к.п.. и 10 ж.п.

К.--- 9п. и 1п.

( На краткой записи не показан вопрос задачи.)

 Закончите оформление краткой записи и решите задачу. ( Решение на доске.)

Открывается запись на доске. Какое из этих выражение является решением нашей задачи?

А) (11+10) +(9+1)=31 (п.)

Б) (11+10)-(9+1)=11 (п.)

 

--- Достаньте  из конверта карточку  с задачей №2. Прочитайте её.

Задача №2.

Маруся любит пришивать пуговицы с четырьмя дырочками. Она пришила к платью куклы 5 пуговиц. Сколько всего дырочек на пуговицах, которые пришила Маруся?

 ---Что известно в задаче?  (Маруся любит пришивать пуговицы с четырьмя дырочками.)

  --- Сколько пуговиц она пришила? (Пять.)

Можем ли мы нарисовать условие этой задачи?

Рисунок будет групповой. Вы будете его выполнять на отдельном листке. ( Дети выполняют рисунок в группе и выставляют его для показа).

--- Сравните ваш рисунок с рисунком на экране. (Дети корректируют запись на экране).

Достаньте из конверта задачу №3.

  ---Внимание! Здесь мы будем выполнять задания разного уровня. Если вы считаете, что легко справитесь с задачей и готовы выполнить дополнительное задание, возьмите карточку, на которой отметка уровень 1.

Если же вы считаете, что справитесь с задачей легко, но возможны какие-то сложности, то возьмите карточку, на которой отметка уровень 2.

Уровень 2. ( задание на «4»)

Решите задачу одним  способом.

Уровень 12. (задание на «5»)

Решите задачу двумя способами.

Задача №3.

В ателье по пошиву одежды к каждому пиджаку пришивали по 5 больших пуговиц и по 6 маленьких. Сколько всего пуговиц потребуется для 8 пиджаков?

Для слабых учеников раздаются карточки-помощницы.

Карточка.

  • Сначала узнай, сколько всего пуговиц пришивают на один пиджак.
  • Потом узнай, сколько пуговиц потребуется для 8 пиджаков.

При проверке решения задачи оба способа записывают на доске.

Физкультминутка.                

Солнце глянуло в окно

Время отдохнуть пришло

Надо всем нам дружно встать

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Физкультминутка, как зарядка.

--- Достаньте из конверта карточку с задачей №4. Прочитайте эту задачу.

В библиотеке на 7 полках стоят  42 сборника сказок и 28 сборников научной фантастики – поровну на каждой полке. Сколько книг стояло на каждой полке?

---- Вписывается ли эта задача в тематику нашего урока?   ( Нет, она не о пуговицах, а о книгах.)

Представьте, что вы являетесь редактором и вам предстоит отредактировать текст этой задачи так, чтобы она вписалась в тематику нашего урока. Работать будем в парах.

Сформулируйте свою задачу и проверьте друг друга.

В 7 шкатулках было 42 пуговицы зелёного цвета и 28 пуговиц жёлтого цвета – поровну в каждой шкатулке. Сколько пуговиц в каждой шкатулке?

5. Работа по расширению кругозора.

Ребята, как вы думаете, когда появилась первая пуговица? Как она выглядела?     (Дети высказывают свои мнения, предположения.)

--- Из истории мы знаем, что первой одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя. Шкура накидывалась на плечи, а чтобы она не сползала, её удерживали руками. Но первобытному человеку надо было освободить руки для труда, для охоты. Поэтому на одежде появились застёжки из отточенных камней.

Древние римляне носили одежду без пуговиц почти до 5 века до нашей эры. Снаружи Акрополя – самой большой крепости в Афинах – и на стенах внутри него видны статуи, изображающие людей в плащах, на которых уже были пуговицы. В Европе пуговица прочно вошла в моду в 16 веке. Особенно она пришлась по вкусу мужчинам. К пуговицам относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без них. Пуговицы стали делать из камней. Их даже передавали по наследству.

Истории известен один смешной случай. Царь Пётр Первый приказал нашивать на мундиры солдат оловянные пуговицы. Можете догадаться, для чего? (Выслушиваются предположения детей.)

--- Солдаты вытирали носы рукавами, а пуговицы им бы мешали, так как было бы больно. Так Пётр Первый отучил солдат от этой вредной привычки.

Сейчас пуговицы пришивают к одежде не только, чтобы застёгиваться, но и для красоты.

Пуговицы бывают различной формы, из разных материалов. И всё же главное предназначение пуговицы – застёгивание. И представьте, как неудобно, если отрывается пуговица! Слава пуговице!

6. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

У каждого из вас есть смайлики и шкатулка с пуговицами. Возьмите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и при помощи пуговиц украсьте его.

Дети работают под музыку.

7.ИТОГ УРОКА.

--- Чем вам запомнился сегодняшний урок? Что особенно понравилось? В чём вы испытывали затруднения? А в жизни вам пригодятся эти знания о пуговицах? ( Дети отвечают.)

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно,

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

-- Как вы думаете, ребята, кто бы это мог быть?  (В окне появляется большая « пуговица» - солнце.

Это солнце заглянуло,

Будто лучик протянуло,

Тонкий лучик, золотой,

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровался со мной.

--- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам радость.

А теперь ,пожалуйста, откройте свои дневники. Ой! А у нас вместо оценки – капелька солнышка. Ну, вот видите --- сплошные неожиданности! Это пуговичное солнышко оценило вашу работу. Жизнь полна неожиданностей.

-- Обратите внимание на доску, на расположение смайликов. На что это похоже? ( На улыбку).

--- Как гостеприимные хозяева, мы не можем отпустить наших гостей с пустыми руками. А что же мы им подарим?  ( Дети дарят гостям свои творческие работы).

---- Спасибо за работу. Урок окончен.

Открытый урок по математике в 3 классе по теме:  «Решение задач»

Провела учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МКОУ Вашутинской основной общеобразовательной

школы

Алакина Екатерина Владимировна

 2012 год

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

Конспект открытого урока по математике в 4 классе "Школа России" по теме "Письменное деление многозначных чисел на однозначное .Урок закрепления"

Данный конспект урока поможет в интересной форме закрепить устные и письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные....

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Конспект открытый урока по математике.2 клас. Тип урока: ОНЗ. Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода. Тип урока ОНЗ....