Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Фролова Ольга Ивановна

Урок математики во 2 классе по программе"Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frolova.doc54 КБ
Microsoft Office document icon frolova.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Фролова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Верх-Обская СОШ им.М.С.Евдокимова»

Смолеского района

Общеобразовательная программа, УМК «Перспективная начальная школа»

Урок математики во 2 классе

Тема урока: «Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд»

Тип урока: урок открытия «нового» знания

Задачи урока:

Формировать способность у учащихся к новому способу действия  вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд.

Формировать умение находить значение таких выражений, пользуясь алгоритмом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

    3. Формирование УУД: Личностных:

- формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивных:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательных:

- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- искать и выделять необходимую информацию;

- строить логическое рассуждение.

Коммуникативных:

- формировать умение работать в паре,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Условия, необходимые для проведения урока:

- учебник математики А.П. Чекин 2 класс 1 часть с.61-62, тетрадь на печатной основе с.27, рабочая тетрадь, карточки с цифрами 2 и 5, карточки с таблицей для работы в парах, индивидуальные листы для самостоятельной работы, презентация к уроку, компьютер

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Подарите друг другу улыбку. По выражению ваших лиц я вижу, что всё у вас в порядке, и настроение можно изобразить так: (на доске смайлик) (Улыбаются друг другу, учителю.) (Личностные УУД)

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать отметку «5»!

Актуализация знаний и умений

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление;  организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания (Познавательные УУД)

Минутка чистописания

– Какие цифры вы видите на карточках? Назовите. - 2 и 5.

- Составьте двузначные числа, используя только данные цифры 2 и 5.

- 25 и 52.( Прописывают в тетради данные числа.)

- Запишите в тетрадь эти числа.

- Расскажите, что вы знаете об этих числах  (КоммуникативныеУУД)

(Число 25 двузначное, нечётное, некруглое, состоит из двух разрядов: 2 десятка и 5 единиц. Число 52 двузначное, чётное, некруглое, состоит из двух разрядов: 5 десятков и 2 единицы.)

- Что общего у этих чисел? (Они  двузначные, некруглые, состоят из одинаковых цифр.)

( ПознавательныеУУД)

- Чем различаются данные числа? (25-нечётное,  52 чётное число)

- Какое сегодня число? (25 октября)

-Запишите в тетради число, классная работа. ( Дети записывают)

-Прочитайте девиз нашего урока: «Учитесь … открывать».

- А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке убывания:

( ПознавательныеУУД, КоммуникативныеУУД)

  48  16  36  28  56

   а   ы    й    н     т

- Для того чтобы открыть новую математическую тайну, нам нужно провести математическую разминку (Дети читают, располагают числа в порядке убывания и получают слово тайны)

2) Математическая разминка

- По какому правилу записан каждый ряд чисел:( РегулятивныеУУД ПознавательныеУУД)

10  30  50  …   …

18   15   12  … …

(Первый ряд  записан по правилу возрастания  числа на 20. Следующие числа 70, 90. Второй ряд записан по правилу убывания числа на 3. Следующие числа 9, 6.)

Работа в парах - Заполните таблицу (КоммуникативныеУУД)

Первое слаг-е

40

70

30

60

Второе слаг-е

16

17

19

15

Значение суммы

89

47

73

55

Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу (на доске правильное заполнение)

Дети проверяют самостоятельно Личностные УУД

Первое слаг-е

40

70

30

30

60

40

Второе слаг-е

16

19

17

19

13

15

Значение суммы

56

89

47

49

73

55

-Составьте задачу, решением которой будет разность 36-5 (Дети составляют устно задачу по данному выражению, называют решение и ответ задачи.) ПознавательныеУУД

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока

-Прочитайте данные числовые выражения (Познавательные УУД)  

46-4   86-3   57-9    94-2

- Найдите «лишнее» выражение. Почему оно здесь «лишнее»? (выражение выписаны на доску) Дети называют «лишнее» 57-9. Данное выражение считается «лишним», так при вычитании однозначного числа из двузначного произойдёт переход через разряд.

-Сформулируйте тему урока (РегулятивныеУУД)

Тема урока «Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд»

-Молодцы! Откройте учебник на с.61, прочитайте тему урока.

- Поставьте цели урока

Что мы должны узнать на уроке? КоммуникативныеУУД

Мы познакомимся с новым способом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

 - Чему научиться?

Будем учиться применять данный способ при решении числовых выражений.

- Что нам поможет открыть новую математическую тайну?

- Знания, которыми мы владеем, работа с учебником, с тетрадью, с учителем, с товарищами.

Открытие новых знаний

Цель: рассмотреть способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд

-Вернёмся к разности 57-9. Запишите разность в тетрадь. Кто попробует найти значение данного выражения? ( Познавательные УУД КоммуникативныеУУД)

Дети записывают выражение в тетрадь.  Выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит такой вариант: число 57 раскладываем на удобные слагаемые 40 и 17. Из 17 вычитаем 9, получаем 8. К 40 прибавляем 8, получаем значение разности 48.

-Как называется такой способ вычитания?

- Такой способ вычитания называется поразрядным с переходом через разряд.

- Выполним №4  с.62.(у доски с комментированием) (Познавательные УУД РегулятивныеУУД)

Один ученик у доски объясняет, как выполнили вычисление выражения:

24-7=(20+4)-7=(10+14)-7=10+(14-7)=10+7=17

-Чтобы найти значение выражения, представим 24 в виде суммы разрядных слагаемых.Из 4 вычесть 7 не можем, переходим через разряд и заимствуем 1 десяток, прибавляем его к числу4.Теперь число 7 можно вычесть из 14.

- Сравните объяснение наше с объяснением Маши  с.62. (Дети читают, сравнивают, делают вывод)

Физкультминутка

Первичное закрепление

Цель: закрепить способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд

Закрепим новые знания, выполним №5, с. 62 с комментированием у доски. (ЛичностныеУУД)

(Учащиеся работают в тетрадях и у доски с комментированием)

- Новые знания нам нужны и для решения задач с.62, № 7.( Коммуникативные)

Дети составляют устно задачу, решением которой является разность 23-8. Записывают решение и ответ задачи в тетрадь самостоятельно.

Взаимопроверка

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте решение и ответ задачи друг у друга(Взаимопроверка и сообщение результатов проверки)

Самостоятельная работа

Цель:  развитие   памяти обучающихся, привитие практических навыков использования и применения  изученного способа при решении числовых выражений

Самостоятельная работа с самопроверкой   (Регулятивные)

Учащиеся работают на индивидуальных листочках по вариантам. Пользуясь образцом №4, с.62

Вариант 1: 52-5

Вариант 2: 45-6

Итог урока

Цель: способствовать формированию рефлексии

- Какое открытие мы сделали на уроке? Коммуникативные

Рассмотрели поразрядный способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд.

- Чему научились?

- Научились применять данный способ для решения числовых выражений.

Рефлексия

Цель: развитие умения проводить самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат  и оценить свою работу. Личностные Регулятивные

- Какие задания вам понравились?

- Где испытывали трудность?

- Нужно ли дома выполнить тренировочные упражнения?

- За что себя вы можете похвалить?

- Оцените работу класса на данном уроке.

- С каким настроение вы заканчиваете урок?

Ответы детей

Домашнее задание

Предлагаю вам домашнее задание. Тетрадь на печатной основе с. 27, №3, №4

Спасибо за урок!

 



Предварительный просмотр:

Фролова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Верх-Обская СОШ им.М.С.Евдокимова»

Смолеского района

Общеобразовательная программа, УМК «Перспективная начальная школа»

Урок математики во 2 классе

Тема урока: «Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд»

Тип урока: урок открытия «нового» знания

Задачи урока:

Формировать способность у учащихся к новому способу действия  вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд.

Формировать умение находить значение таких выражений, пользуясь алгоритмом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

    3. Формирование УУД: Личностных:

- формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивных:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательных:

- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- искать и выделять необходимую информацию;

- строить логическое рассуждение.

Коммуникативных:

- формировать умение работать в паре,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Условия, необходимые для проведения урока:

- учебник математики А.П. Чекин 2 класс 1 часть с.61-62, тетрадь на печатной основе с.27, рабочая тетрадь, карточки с цифрами 2 и 5, карточки с таблицей для работы в парах, индивидуальные листы для самостоятельной работы, презентация к уроку, компьютер

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Подарите друг другу улыбку. По выражению ваших лиц я вижу, что всё у вас в порядке, и настроение можно изобразить так: (на доске смайлик) (Улыбаются друг другу, учителю.) (Личностные УУД)

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать отметку «5»!

Актуализация знаний и умений

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление;  организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания (Познавательные УУД)

Минутка чистописания

– Какие цифры вы видите на карточках? Назовите. - 2 и 5.

- Составьте двузначные числа, используя только данные цифры 2 и 5.

- 25 и 52.( Прописывают в тетради данные числа.)

- Запишите в тетрадь эти числа.

- Расскажите, что вы знаете об этих числах  (КоммуникативныеУУД)

(Число 25 двузначное, нечётное, некруглое, состоит из двух разрядов: 2 десятка и 5 единиц. Число 52 двузначное, чётное, некруглое, состоит из двух разрядов: 5 десятков и 2 единицы.)

- Что общего у этих чисел? (Они  двузначные, некруглые, состоят из одинаковых цифр.)

( ПознавательныеУУД)

- Чем различаются данные числа? (25-нечётное,  52 чётное число)

- Какое сегодня число? (25 октября)

-Запишите в тетради число, классная работа. ( Дети записывают)

-Прочитайте девиз нашего урока: «Учитесь … открывать».

- А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке убывания:

( ПознавательныеУУД, КоммуникативныеУУД)

  48  16  36  28  56

   а   ы    й    н     т

- Для того чтобы открыть новую математическую тайну, нам нужно провести математическую разминку (Дети читают, располагают числа в порядке убывания и получают слово тайны)

2) Математическая разминка

- По какому правилу записан каждый ряд чисел:( РегулятивныеУУД ПознавательныеУУД)

10  30  50  …   …

18   15   12  … …

(Первый ряд  записан по правилу возрастания  числа на 20. Следующие числа 70, 90. Второй ряд записан по правилу убывания числа на 3. Следующие числа 9, 6.)

Работа в парах - Заполните таблицу (КоммуникативныеУУД)

Первое слаг-е

40

70

30

60

Второе слаг-е

16

17

19

15

Значение суммы

89

47

73

55

Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу (на доске правильное заполнение)

Дети проверяют самостоятельно Личностные УУД

Первое слаг-е

40

70

30

30

60

40

Второе слаг-е

16

19

17

19

13

15

Значение суммы

56

89

47

49

73

55

-Составьте задачу, решением которой будет разность 36-5 (Дети составляют устно задачу по данному выражению, называют решение и ответ задачи.) ПознавательныеУУД

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока

-Прочитайте данные числовые выражения (Познавательные УУД)  

46-4   86-3   57-9    94-2

- Найдите «лишнее» выражение. Почему оно здесь «лишнее»? (выражение выписаны на доску) Дети называют «лишнее» 57-9. Данное выражение считается «лишним», так при вычитании однозначного числа из двузначного произойдёт переход через разряд.

-Сформулируйте тему урока (РегулятивныеУУД)

Тема урока «Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд»

-Молодцы! Откройте учебник на с.61, прочитайте тему урока.

- Поставьте цели урока

Что мы должны узнать на уроке? КоммуникативныеУУД

Мы познакомимся с новым способом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

 - Чему научиться?

Будем учиться применять данный способ при решении числовых выражений.

- Что нам поможет открыть новую математическую тайну?

- Знания, которыми мы владеем, работа с учебником, с тетрадью, с учителем, с товарищами.

Открытие новых знаний

Цель: рассмотреть способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд

-Вернёмся к разности 57-9. Запишите разность в тетрадь. Кто попробует найти значение данного выражения? ( Познавательные УУД КоммуникативныеУУД)

Дети записывают выражение в тетрадь.  Выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит такой вариант: число 57 раскладываем на удобные слагаемые 40 и 17. Из 17 вычитаем 9, получаем 8. К 40 прибавляем 8, получаем значение разности 48.

-Как называется такой способ вычитания?

- Такой способ вычитания называется поразрядным с переходом через разряд.

- Выполним №4  с.62.(у доски с комментированием) (Познавательные УУД РегулятивныеУУД)

Один ученик у доски объясняет, как выполнили вычисление выражения:

24-7=(20+4)-7=(10+14)-7=10+(14-7)=10+7=17

-Чтобы найти значение выражения, представим 24 в виде суммы разрядных слагаемых.Из 4 вычесть 7 не можем, переходим через разряд и заимствуем 1 десяток, прибавляем его к числу4.Теперь число 7 можно вычесть из 14.

- Сравните объяснение наше с объяснением Маши  с.62. (Дети читают, сравнивают, делают вывод)

Физкультминутка

Первичное закрепление

Цель: закрепить способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд

Закрепим новые знания, выполним №5, с. 62 с комментированием у доски. (ЛичностныеУУД)

(Учащиеся работают в тетрадях и у доски с комментированием)

- Новые знания нам нужны и для решения задач с.62, № 7.( Коммуникативные)

Дети составляют устно задачу, решением которой является разность 23-8. Записывают решение и ответ задачи в тетрадь самостоятельно.

Взаимопроверка

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте решение и ответ задачи друг у друга(Взаимопроверка и сообщение результатов проверки)

Самостоятельная работа

Цель:  развитие   памяти обучающихся, привитие практических навыков использования и применения  изученного способа при решении числовых выражений

Самостоятельная работа с самопроверкой   (Регулятивные)

Учащиеся работают на индивидуальных листочках по вариантам. Пользуясь образцом №4, с.62

Вариант 1: 52-5

Вариант 2: 45-6

Итог урока

Цель: способствовать формированию рефлексии

- Какое открытие мы сделали на уроке? Коммуникативные

Рассмотрели поразрядный способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд.

- Чему научились?

- Научились применять данный способ для решения числовых выражений.

Рефлексия

Цель: развитие умения проводить самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат  и оценить свою работу. Личностные Регулятивные

- Какие задания вам понравились?

- Где испытывали трудность?

- Нужно ли дома выполнить тренировочные упражнения?

- За что себя вы можете похвалить?

- Оцените работу класса на данном уроке.

- С каким настроение вы заканчиваете урок?

Ответы детей

Домашнее задание

Предлагаю вам домашнее задание. Тетрадь на печатной основе с. 27, №3, №4

Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме:Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Конспект урока по математике по теме: "Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд". Все этапы урока связываются логическими заданиями с  использованием  геометриче...

Урок математики Тема: Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Урок с презентацией   во 2 классе  по программе « Гармония»  Составила учитель начальных классов  Федорова О.Ю.   ХМАО ,г. Сургут Тема: Вычитание однознач...

Конспект урока на тему "Поразрядное сложение и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд"

Задачи:Закрепить умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;Научить складывать двузначные числа с однозначным с переходом через разряд;Развивать внимательность, мышление;Вос...

Конспект урока по математике "Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд", 2 класс УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя:формирование умений выполнять поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд;совершенствование вычислительных навыков;закрепление умений ср...