Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд
материал по математике (2 класс) на тему

Миникаева Светлана Владимировна

технологическая карта по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ФГБОУВПО «УДГУ» В Г.МОЖГЕ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Специальность 050400 «Психолого-педагогическое образование»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теории обучения и воспитания

Тема: Урок, как основная форма учебной деятельности

Выполнила студентка

Миникаева С.В.

группа ФЗС(Мж)-050400 Б – 31К

Научный руководитель:

Ходырева Т.С.

Дата сдачи:________________

Дата защиты:_______________

Оценка: ___________________

Можга – 2015

Предмет: математика (2 класс)

Тема урока: Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд

Тип урока: Урок открытия «нового» знания

Представление о результатах:

Личностные:

- формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные:

-знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;

-использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 100 (на уровне навыка);

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

-находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);

-решать задачи

 Метапредметные:

-формирование значимости предмета

Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд, умение находить значение таких выражений, пользуясь алгоритмом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Технология:

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организационный этап

создать условия для

возникновения у ученика

внутренней потребности

включения в учебный

процесс

Начинается урок, он пойдёт ребятам

впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать отметку «5»!

Подарите друг другу улыбку. По

выражению ваших лиц я вижу, что всё

у вас в порядке, и настроение можно

изобразить так:

Улыбаются друг другу,

учителю

Личностные

-

мотивирование

к работе;

- организация

рабочего места

2

Проверка выполнения Д/З

актуализировать

мыслительные операции,

необходимые для

проблемного изложения

нового знания: внимание,

мышление; организовать

фиксацию затруднений в

выполнении учащимися

задания

1)Минутка чистописания

– Какие цифры вы видите на

карточках? Назовите.

- Составьте двузначные числа,

используя только данные цифры 2 и 5.

- Запишите в тетрадь эти числа.

- Расскажите, что вы знаете об этих

числах.

- Что общего у этих чисел?

- Чем различаются данные числа?

- Какое сегодня число?

-Запишите в тетради число, классная

работа.

-Прочитайте  девиз  нашего  урока

«Учитесь … открывать».

- А что именно открывать, вы узнаете,

если расположите данные числа в

порядке убывания:

48 16 36 28 56

а ы й н т

- Для того чтобы открыть новую

математическую тайну, нам нужно

провести математическую разминку.

2) Математическая разминка

- По какому правилу записан каждый

ряд чисел:

10 30 50 … …

18 15 12 … …

Работа в парах

- Заполните таблицу.

-  Проверьте,  правильно  ли  вы

заполнили таблицу.

Автоматическое оценивание

Задача

-Составьте задачу, решением которой

будет разность 36-5

- 2 и 5.

- 25 и 52.

Прописывают в тетради

данные числа.

-  Число  25  двузначное,

нечётное, некруглое, состоит

из двух разрядов: 2 десятка и 5

единиц. Число 52 двузначное,

чётное, некруглое, состоит из

двух разрядов: 5 десятков и 2

единицы.

- Они двузначные, некруглые,

состоят из одинаковых цифр.

- 25-нечётное, 52 чётное

число.

Дети записывают.

Дети читают, располагают

числа в порядке убывания и

получают слово тайны.

- Первый ряд записан по

правилу возрастания числа на

20. Следующие числа 70, 90.

Второй  ряд  записан  по

правилу убывания числа на 3.

Следующие числа 9, 6.

Дети заполняют таблицу.

Первое

слагаемое

40 70  30

Второе

слагаемое

16 19 17

Дети читают, располагают

числа в порядке убывания и

получают слово тайны.

- Первый ряд записан по

правилу возрастания числа на

20. Следующие числа 70, 90.

Второй  ряд  записан  по

правилу убывания числа на 3.

Следующие числа 9, 6.

Дети заполняют таблицу.

Первое

слагаемое

Второе

слагаемое

Дети проверяют

самостоятельно.

Первое

слагаемое

Второе

слагаемое

Значение

суммы

Сложение и вычитание в

пределах 20

Дети  составляют  устно

задачу  по  данному

выражению,  называют

решение и ответ задачи.

Познавательн

ые

- развитие

мыслительных

операций

Коммуникативные

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать

Коммуникати

вные

- развитие

умения

оформлять

свои мысли в

устной форме

Регулятивные

-

саморегуляция

в ситуации

затруднения

Познавательные

- развитие

умения

работать с

информацией

(таблица)

Коммуникати

вные

-

формирование

умения с

достаточной

точностью

выражать свои

мысли в

сотрудничестве

со

сверстником;

- умение

достигать

договорённости и

согласованности общего

решения

Личностные

- быть

толерантным к

чужим

ошибкам и

другому

мнению

Познавательные

- формировать

умение

составлять

задачу по

выражению

3

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

сформулировать  и

согласовать  цели  урока,

организовать уточнение и

согласование темы урока

-Прочитайте  данные  числовые

выражения

46-4 86-3 57-9 94-2

-  Найдите  «лишнее»  выражение.

Почему  оно  здесь  «лишнее»?

(выражение выписываем на доску)

-Сформулируйте тему урока

-Молодцы!  Откройте  учебник,

прочитайте тему урока.

- Поставьте цели урока

-Что мы должны узнать на уроке?

- Чему научиться?

- Что нам поможет открыть новую

математическую тайну?

Дети читают выражения.

Называют  «лишнее»  57-9.

Данное выражение считается

«лишним», так при вычитании

однозначного  числа  из двузначного  произойдёт

переход через разряд.

- Тема  урока  «Вычитание

однозначного  числа  из

двузначного  с  переходом

через разряд»

- Мы познакомимся с новым

способом  вычитания

однозначного  числа  из

двузначного  с  переходом

через разряд.

-Будем  учиться  применять

данный способ при решении

числовых выражений.

-  Знания,  которыми  мы

владеем, работа с учебником,

с тетрадью, с учителем, с

товарищами.

Познавательные

- анализов

объектов с

целью

выделения

существенных

признаков;

- развитие умения

ориентировать

ся в своей

системе

знаний:

отличать новое

от уже

известного

Регулятивные

-

прогнозирован

ие,

целеполагание,

планирование

учебного

сотрудничества

совместно с

учителем

Коммуникативные

- владение

диалогической

речью

4

Этап усвоения новых знаний и способов действий

рассмотреть способ

вычитания  однозначных

чисел  из  двузначных  с

переходом через разряд

-Вернёмся к разности 57-9. Запишите

разность в тетрадь. Кто попробует

найти значение данного выражения?

Дети записывают выражение в

тетрадь. Выдвигают разные

предположения, пока кто-то

не предложит такой вариант:

число 57 раскладываем на

удобные слагаемые 40 и 17. Из

17 вычитаем 9, получаем 8. К

40 прибавляем 8, получаем

значение разности 48.

Познавательные

- формировать

умение

составлять,

понимать и

объяснять план

действий при

работе с

конкретным

заданием

Коммуникативные

- развивать

умение

оформлять

свои мысли в

устной форме;

- слушать и

понимать речь

других

Регулятивные

- формировать

умение

планировать

свои действия

в соответствии

5

Первичная проверка понимания изученного

-Как  называется  такой  способ

вычитания?

-Выполним №4с комментированием)-

- Такой способ вычитания

называется  поразрядным  с

переходом через разряд.

Один  ученик  у  доски

объясняет,  как  выполнили

вычисление выражения:

24-7=(20+4)-7=(10+14)-

7=10+(14-7)=10+7=17

-Чтобы  найти  значение

выражения, представим 24 в

виде  суммы  разрядных

слагаемых. Из 4 вычесть 7 не можем,  переходим  через

разряд  и  заимствуем  1

десяток, прибавляем его к

числу 4.Теперь число 7 можно

вычесть из 14. Дети читают, сравнивают,

делают вывод

Личностные

зрительное восприятие

Коммуникативные

принятие решения;

владение монологической речью;

контроль оценки и действий партнёра

6

Этап закрепления новых знаний и способов действий

закрепить способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд

Закрепим  новые  знания,  выполним

№5, с комментированием у доски.

-  Новые  знания  нам  нужны  и  для решения задач № 7.

Взаимопроверка

-Поменяйтесь  тетрадями  и  проверьте решение и ответ задачи друг у друга.

Учащиеся работают в тетрадях и у доски с комментированием.

Дети составляют устно задачу, решением которой является разность 23-8. Записывают решение и ответ задачи в тетрадь самостоятельно.

Взаимопроверка и  сообщение результатов проверки.

Регулятивные

- самоконтроль и самооценка

7

Применение знаний и способов действий

развитие памяти обучающихся, развитие практических навыков использования способа при решении числовых выражений

Самостоятельная работа с самопроверкой. Выполнение заданий в рабочей тетради

Учащиеся работают на индивидуальных листочках по вариантам. Пользуясь образцом №4

Вариант 1: 52-5Дети работают в рабочей тетради

Вариант 2: 45-6

Регулятивные:

сравнивать полученный результат

с заданным

эталоном,

формировать адекватную самооценку

8

Обобщение и систематизация

Закрепить усвоение нового материала

Задает вопросы по теме

Отвечают на вопросы, оценивают ответы

Регулятивные

- самоконтроль и самооценка

9

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Оценить освоение детьми материала, создание ситуации  успеха

Задания в учебнике

Выполнение заданий из учебника

Регулятивные

- самоконтроль и самооценка

Познавательные - использовать приобретённые знания практической деятельности

10

Коррекция знаний и способов действий

Устранить непонимание

Решение примера у доски, выяснение затруднений у учеников

Работа над своими ошибками, уточнение понимания

Регулятивные:

контролировать, осуществлять коррекцию, оценивать действия

11

Информация о домашнем задании

Предлагаю        вам        домашнее        задание. Тетрадь на печатной основе с. 27, №3,

№4.

Объясняет как нужно выполнять задание

Записывают  в дневники

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

12

Подведение итогов занятия

способствовать формированию рефлексии

Какое         открытие        мы        сделали        на уроке?

Чему научились?

Рассмотрели поразрядный способ вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд.

- Научились применять данный способ для решения числовых выражений.

Коммуникативные – формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

13

Рефлексия

развитие умения проводить самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат оценить свою работу.

- Какие задания вам понравились? Где испытывали трудность?

Нужно        ли        дома        выполнить тренировочные упражнения?

За что себя вы можете похвалить?

Оцените  работу  класса  на  данном уроке.

- С каким настроение вы заканчиваете урок?

        -         Спасибо за урок!

Ответы детей

Личностные

- Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Регулятивные

- оценивание

Анализ урока

Мною был просмотрен урок в третьем классе гимназии №8 города Можги по русскому языку по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

На данном уроке были реализованы все принципы обучения. Особенно могу отметить принцип наглядности, урок проходил с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Тип урока: урок изучения нового материала. На всем протяжении урока учитывались склонности, потребности учащихся, учитель опирался на знания каждого ученика. Также грамотно была изложена цель урока перед учениками.

Урок проходил основываясь на личный опыт учащихся. Межпредметные связи в содержании учебного материала преследовались, но в минимальной степени. Методы обучения были подобранны с учетом возрастных особенностей детей, в основном: наглядный и словесный, оценка результатов своей деятельности. В своей работе применяла различные приемы: работа с книгой, рефлексия. На протяжении всего урока преподаватель продолжала развивать у детей грамотную речь, а также логически правильно излагать собственные мысли. Во время фронтальной и групповой работы соблюдался контроль за усвоением знаний каждого ребенка. Каждый этап урока был соблюден по времени, и не один из этапов не был затянут.

Учитель помог раскрыть большинству ученикам личностный смысл изучаемого на уроке учебного материала. Речь педагога была выдержанной, умеренной и спокойной. Преподаватель опирался на уровень знаний детей, т.е. опирался на индивидуальные особенности каждого ребенка (задания давались по силам детей). Постановка педагогических целей особенно ярко выражалась во время групповой работы, когда  дети распределяли роли работы в микрогруппах. Также учитель предложил задание творческого характера по использованию полученных знаний в виде релакса, что в свою очередь, плодотворно отразилось на знаниях, выполнении задания, т.к. был задействован интерес учащихся.

Исходя по все критериям урок набрал 68 баллов из 75 возможных, ввиду неиспользования полностью кабинета в целом и его возможностей (опирались лишь на ИКТ, таблицы просматривали редко), не всегда детям давались замечания по их посадке. Межпредметные связи в содержании учебного материала проходили в незначительной степени, или совсем отсутствовали.

Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке были выбраны следующие методы и приемы:

1. По источнику знаний:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Практические.

2. В зависимости от характера познавательной деятельности:

  • Проблемный метод.
  • Частично – поисковый

3. По дидактическим целям.

  • Метод повторения, закрепления знаний.
  • Метод применения знаний.

На уроке педагог использовала следующие формы работы:

  1. фронтальная
  2. самостоятельная
  3. индивидуальная
  4. учебный диалог

Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся.

Дидактическая сторона урока

  1. Материал доступен для понимания.
  2. Этапы урока взаимосвязаны и последовательны
  3. Дети сами пытались вести исследовательскую работу
  4. Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы
  5. Использовался наглядный метод (ИКТ)

Методическая сторона урока

Урок целенаправлен. Составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.

Психологическая сторона урока

Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.

Гигиенические требования к уроку

 Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдала правильность рабочей позы учащихся. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена физкультминутка для профилактики сколеоза.

    Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. ТСО на уроке использовалось, не на протяжении всего урока, а в соответствии с требованиями. Считаю, что задачи урока были решены. Дети не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока средний.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме:Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Конспект урока по математике по теме: "Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд". Все этапы урока связываются логическими заданиями с  использованием  геометриче...

Урок математики Тема: Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Урок с презентацией   во 2 классе  по программе « Гармония»  Составила учитель начальных классов  Федорова О.Ю.   ХМАО ,г. Сургут Тема: Вычитание однознач...

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд

Урок математики во 2 классе по программе"Перспективная начальная школа"...

Конспект урока на тему "Поразрядное сложение и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд"

Задачи:Закрепить умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;Научить складывать двузначные числа с однозначным с переходом через разряд;Развивать внимательность, мышление;Вос...

Конспект урока по математике "Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд", 2 класс УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя:формирование умений выполнять поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд;совершенствование вычислительных навыков;закрепление умений ср...