технологическая карта к уроку "объем" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

технологическая карта "объем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_6_obem.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  Урока 6

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Объем».

Основные цели:

1) формировать представление о величине «масса», единицах измерения массы, формировать умение практически сравнивать предметы по массе с помощью весов;

2) актуализировать представления о понятиях «величина», «мерка», тренировать вычислительный навык.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) текст стихотворения:

2) эталон «объема»:

3) образец для самопроверки  3 (а), стр. 10 (этап 6):

4) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

Объем является величиной.

Чтобы измерить объем сосуда, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уместится в сосуд.

Единица измерения – 1 литр.

Раздаточный материал:

1) два сосуда разных по форме, но одинаковых по объему;

2) две разные мерки для измерения объема сосудов;

3) эталоны к уроку 6, часть 3, М-1;


4) карточка с заданием для самостоятельной работы (этап 7):

5) жетоны для самооценивания на этапе 9.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока: изучение величин.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о понятиях «величина», «мерка», «единица измерения»;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

построить проект выхода из затруднения.

5 Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ определения объема сосудов.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

организовать тренинг решения задач на части и целое.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

2) зафиксировать трудности, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

ХОД УРОКА

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель открывает на доске стихотворение Д-1:

  • Прочитайте стихотворение.
  • В каком случае школа действительно может подарить вам знания? (Если мы сами примем участие в их добывании.)
  • Что значит самим добывать знания? (Это, значит, понять, что еще не знаешь, постараться самому открыть новый способ.)
  • Какую большую тему вы начали изучать на прошлых уроках? (Мы изучаем величины.)
  • Сегодня вы продолжите работу над этой темой. Но с чего вы должны начать? (С повторения необходимых знаний.)

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация понятий «величина», «мерка», «единица измерения».

  • Что такое величина? (Это свойство предмета, которое можно измерить.)
  • Какие величины вы знаете? (Длина, масса, …)
  • Почему длина является величиной? (Это свойство, которое характеризует протяженность предмета, можно измерить.)
  • Что значит: измерить длину отрезка? (Выбрать мерку и посмотреть, сколько раз она укладывается в измеряемом отрезке.)
  • Является ли сантиметр величиной? (сантиметр это не свойство, это единица измерения длины.)
  • Почему массу называю величиной? (Это тоже свойство предметов, которое характеризует, легче предмет или тяжелее.)
  • Как можно измерить массу? (Чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько, таких мерок уравновесят измеряемый предмет.)
  • Посмотрите на предметы на своих столах.

На каждой парте стоят по два сосуда. Оба сосуда отличаются друг от друга формой, но объем должен быть одинаковым (Р-1).

  • Сегодняшний урок будет посвящен новой величине. Как вы думаете какой?

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель может помогать наводящими вопросами.

  • Для чего служат эти предметы? (Эти сосуды нужны для хранения жидкостей.)
  • Верно, от чего зависит выбор сосуда? (От того, сколько может сосуд вместить.)
  • Вы будете изучать такое свойство предметов как вместимость или объем сосудов.

Учитель открывает тему урока.

2) Пробное действие.

  • Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили, что называют величиной, известные величины и их измерение, название новой величины – объем.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)
  • Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
  • Попробуйте определить, какой из двух сосудов обладает большим объемом (вместимостью).

Учащиеся выполняют пробное действие.

  • Итак, у кого нет результата?

Учащиеся поднимают руки. Учитель фиксирует на доске отсутствие результата.

  • Что вы не смогли определить? (Мы не смогли определить сосуд с большим объемом.)
  • У кого есть результат?

Учитель фиксирует на доске варианты ответов учащихся.

  • Кто из вас может обосновать свои действия при определении объема. Назовите способ, которым вы пользовались? (Мы не можем обосновать.)

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Что же нужно делать? (Нужно думать.)
  • Какое задание вы выполняли? (Определяли, какой сосуд обладает большим объемом.)
  • В чем возникло затруднение? (В определении объема каждого сосуда.)
  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа.)

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ определения объема сосуда.)
  • Давайте подумаем, что вам может помочь в открытии способа. Что вы узнали об объеме? (Объем характеризует вместимость предмета.)
  • Как это можно использовать? (Нужно налить воды в один сосуд и попробовать перелить его в другой.)
  • А затем? (Сделаем вывод.)

Учитель может зафиксировать план на доске.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Попробуйте определить, какой сосуд обладает большим объемом, самостоятельно.

Учащиеся набирают воду в один из сосудов и переливают его в другой. Делается вывод, что сосуды обладают одинаковым объемом.

  • Итак, какой вывод вы сделали? (Сосуды обладают одинаковым объемом.)
  • А как измерить этот объем? (Нужна мерка.)
  • Что может служить меркой? (Другой сосуд.)
  • Я предлагаю измерить объем этих сосудов двумя мерками.

Учитель раздает на каждую парту по две мерки – два сосуда разного размера, например две чашки (Р-2).

  • Измерьте объем этих сосудов предлагаемыми мерками в парах.

Учащиеся измеряют объем в парах, далее делается общий вывод о величине объема. Результат измерения фиксируется на доске.

  • Итак, что нужно сделать, чтобы измерить объем сосуда? (Нужно выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уместиться в сосуде.)
  • Кто знает, какая существует единица измерения объема? (Литр.)
  • Составим эталон. Из каких частей он будет состоять?

Учитель совместно с учащимися составляет эталон Д-2.

  • Проверьте ваши выводы.

Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.

  • Сделайте вывод. (Мы верно открыли новые знания об объеме.)
  • Преодолели ли вы затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете? (Измерять и сравнивать объемы разных сосудов.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новые знания.)

Организация учебного процесса на этапе 6:

 2, стр. 10

  • Найдите  2 на странице 10.
  • Прочитайте задание.
  • Можем ли вы без переливания сравнить объемы? (Да, так как разные по размеру сосуды.)
  • Сравните объемы сосудов.

Задание выполняется учащимися с комментированием с места.

 6, стр. 11

  • Найдите  6 на странице 11.
  • Прочитайте задание.
  • Можете ли вы ответить на поставленный вопрос? (Нет.)
  • Почему? (Ведра измерены разными мерками.)

 3 (б), стр. 7

  • Теперь я предлагаю поработать вам в парах. Зачем, как вы думаете? (Чтобы каждый из нас проговорил новый способ)
  • Сравните объемы сосудов.

Учащиеся в парах выполняют задание с комментированием. После выполнения организуется проверка по образцу Д-3.

  • У кого есть ошибки в выполнении задания?

Учащиеся поднимают руки.

  • В чем они? (Неправильно сравнили количество мерок, …)
  • Исправьте ошибки. Вы молодцы, так как сами определили причину своих трудностей.
  • У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли, как определять и сравнивать объем сосудов.)

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы умеем строить отрезки данных длин.)

Учитель раздает каждому учащемуся карточку с заданием для самостоятельной работы Р-4.

  • Сравните объем сосудов, если известно, что в банку вмещается 9 ложек, а в чашку 7 ложек.

На выполнение самостоятельной работы отводиться 1-2 минуты. Проверка проводиться по образцу Д-4.

  • Проверьте свои работы по образцу для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
  • У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

  • Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще потренироваться в сравнении объема сосудов.)
  • У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем сравнивать объем сосудов.)

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • При выполнении, каких заданий, можно встретиться с величиной объемом? (При решении задач.)

 5, стр. 10

  • Найдите  5 на странице 10.
  • Прочитайте задачу.
  • О какой единице измерения объема идет речь? (О ведре.)
  • Заполните схему.

Учитель заранее выносит схему на доску. Один учащийся заполняет схему на доске, остальные учащиеся работаю в учебнике.

  • Как ответит на вопрос задачи? (Чтобы найти целое, надо части сложить.)
  • Запишите решение задачи самостоятельно.

Все учащиеся самостоятельно записывают решение задачи.

  • Итак, какой ответ вы получили? (Всего 9 ведер воды.)
  • Кто получил другой ответ?
  • Как вы рассуждали?
  • Исправьте свои ошибки.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы ставили в начале урока? (Открыть способ сравнения объема сосудов.)
  • Достигли ли цели? Докажите.
  • Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. В какой степени и почему?
  • Оцените свою работу с помощью жетонов. Если вы усвоили новый способ и не испытывали трудностей на уроке, то покажите красный цвет. Если вы усвоили новый способ, но испытывали трудности, то покажите желтый цвет. Если вы не усвоили новый способ, то покажите белый цвет.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

  • Кто показал желтый цвет, что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?
  • Над чем еще надо поработать?

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока: изучение величин.

Регулятивные УУД

-определять план выполнения заданий под руководством учителя

-отмечать изменения в своих действиях,сравнивая свои сегодняшние и вчерашние достижения

-оценивать свою работу(желт.,красн. Жетоны,шкала оценивания)

Коммуникативные УУД

-работать в паре,

-участвовать в диалоге

-оформлять свою мысль в устной речи

-ориентироваться в учебнике

-задавать вопросы

-отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД

-выделять главное

-делать выводы в результате совместной работы

Цель:

1) актуализировать представления о понятиях «величина», «длина», «мерка», умение измерять длины отрезков с помощью мерки;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС...

Корень.Технологическая карта урока. 2 класс

Урок русского языка.  2 класс. Технологическая карта....

Технологическая карта урока 1 класс

Полная технологическая карта урока обучение грамоте по УМК "Гармония". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки"....

Технологические карты уроков 1 класс

Технологические карты уроков 1 класс...