Урок по математике в 1 классе "Числа от 1-9".
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Филиппова Наталья Викторовна

Урок математики по программе Школа России с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc113.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_.ppt1016 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по теме:

«Числа от 1 до 10»

 

                                                               

                                   Автор: Филиппова н.в.

Предмет: математика

Класс: 1

2013 г.

Пояснительная записка

     Урок математики в первом классе. УМК «Школа России»

Цель урока: создать условия для  обобщения и систематизации  учащимися знаний  по   теме   «Числа    от  1  до 10».

Задачи урока: 

       - организовать деятельность учащихся по систематизации знаний о составе чисел   от 1 до 10, совершенствованию навыков счёта в пределах 10,  углублению навыков членения по составу чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9;  опознавания геометрических  фигур по характерным признакам; продвижению в освоении способов  решения задач  на сложение и вычитание;

    - способствовать развитию критического мышления, математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. умения ставить вопросы; формированию познавательных интересов;

   -  пробуждать интерес к предмету через игру;   способствовать освоению и применению правил культурного взаимодействия при фронтальной и индивидуальной работе,   работе в парах.

     На уроке решаются поставленные задачи через чётко выстроенную систему упражнений, формирующих соответствующие умения и навыки, и через систему заданий, развивающих интеллект и творческие способности учащихся.

      Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Методы: словесный, практический, наглядный. 

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

       Использование на уроке информационных технологий способствует активизации познавательного интереса учащихся,  стимуляции умственной деятельности.

       Данная разработка является авторской.

Технологическая карта урока

Тема урока

Числа от 1 до 9.

Цель урока

Задачи

Для учителя

Для учащихся

- обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Образовательные: систематизировать знания детей о составе чисел от 1 до 9,  закрепить навыки счёта в пределах 9; повторить состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9; повторить название геометрических фигур; продолжить работу по обучению детей в решении задач на сложение и вычитание. 

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

- определяют проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания.

Образовательные: закрепляют навыки счёта в пределах 9; повторяют состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9;  название геометрических фигур; решают задачи.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя математическую речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету через игру; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы).

УУД

 Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основ

ное содержание урока

Сложение и вычитание  чисел в пределах 10. Решение выражений. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

Основ

ные терми

ны и  понятия

 Цифра, число, задача.

Планируемые резуль

таты

Предметные умения

УУД

  • Складывают и вычитают однозначные числа.
  • Находят значение числового выражения в одно действие на сложение и вычитание.
  • Решают задачи на сложение и вычитание.
  • Правильно употребляют в речи математические понятия.
  • Называют геометрические фигуры.

Личностные: осознают математическое составляющее окружающего мира.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке;   оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: основные

дополнительные

- Моро М.И, Бантова М.А. Математика. Учебник для 1-го класса. 1полугодие.

- компьютер (для учителя);

- проектор;

- экран;

- презентация «Числа от 1 до 10»;

- бумажные рыбки (для самоконтроля и самооценки учащихся);

Межпредметные связи

Математика +  окружающий мир + русский язык + литературное чтение

(продолжение работы на уроках  ИЗО и технологии -  выполнение проекта «Рыбки в аквариуме»)  

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Материалы к уроку находятся в приложениях.

Приложение № 1 «Перечень используемых на данном уроке ЭОР».

Приложение № 2 «Материалы для учащихся».

Приложение № 3 «Шаблон рыбки».

Презентация к уроку

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты       УУД

(Сокращения:

ЛУУД – личностные;

РУУД – регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД – познавательные)

Содержание деятельности

 учителя

Содержание деятельности учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели: 

- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 - устанавливает

тематические рамки;

- намечает

 шаги учебной деятельности.

Приветствие:

- Сегодня прекрасный осенний денёк! Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

- Кто хозяин на уроке?

- А его помощники?

-Посмотрите, ваши помощники на месте?

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи в получении знаний.

- Вспомните о чем мы говорили на прошлых уроках.

- Прочитайте тему сегодняшнего урока (слайд 1).

- Значит, чему будет посвящён наш урок?

- А ещё  будем повторять названия геометрических фигур и решать задачи.

- ученик.

- учебник, тетрадь, ручка, карандаш

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствуют друг друга.

Внимание на экран.

- будем повторять состав чисел от 1-10,решать задачи,повторим геометрич.мат,сравним числа

Презент с лисой

ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения

(5  мин)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

 - выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- фиксирует во внешней речи причину затруднения.

Стадия вызов:

- К нам часто на уроки приходят гости.Первый гость это лисичка и она принесла нам задание вспомнить состав чисел. Следующего гостя  вы узнаете, если разгадаете ребус

(ответ на слайде 2).

- Что вы можете сказать о слове «котик»?

- Мурлыка отправился на рыбалку. Мы с вами будем помогать коту ловить рыбок. Каждое правильно выполненное задание – это пойманная рыбка. Будьте внимательными, активными, чтобы поймать как можно больше рыбок, потому, что на уроке ИЗО мы их раскрасим, а на уроке технологии выполним проект «Рыбки в аквариуме».

Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать?

- Мурлыка нарисовал вам свой портрет (слайд 3).

- Посмотрите на портрет Мурлыки, и ответьте на вопросы.А какой вопрос вы могли бы задать? - Кто правильно отвечал на вопросы ?

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия с использованием ЭОР.

Дети отгадывают ребус, ответ сверяют друг с другом.

Ответы детей (из курса русского языка - в этом слове - 5 букв, 5 звуков, 3 согласных и 2 гласных звука, 2 слога, первый слог ударный, 2 твёрдых и 1 мягкий согласный, называет предмет, отвечает на вопрос «кто?»)

Ответы учащихся (как тебя зовут, где ты живёшь, кто твой хозяин и т.п.)

Работают в парах, называют геометрические фигуры, находят значения выражений.

Ученики определяют затруднения свои и своих товарищей (состав чисел, сложение и вычитание чисел в пределах 10).

Определяют проблему – необходимо отрабатывать знания о составе чисел, для этого необходимо решать задачи и  примеры.

ПУУД: воспринимает информацию ЭОР, строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся работать с ИКТ.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Физминутка

 (1 мин)

- Пока вы выполняли задание, Мурлыка скучал. Ему хочется размять лапы, помогите ему это сделать.

Физмин

Дети выполняют движения, похожие на «кошачьи».

ЛУУД: формирует ЗОЖ

Информационная минутка (3 мин)

- Какие вы спортивные, гибкие и пластичные, как кошечки и котики. А что вы знаете о котах?

Определите, кто был самым активным рыбаком на этом этапе урока (получает рыбку).

- Хотите узнать что – то новое об этих удивительных животных? Откуда мы можем получить интересующую нас информацию?

Мурлыка приготовил для вас интересную информацию (слайд 4).

Ответы детей (из курса окружающего мира, из собственных наблюдений – живое существо, дикое или домашнее и т.п.).

ответы детей.

- Книги, Интернет – ресурсы, TV и т.п.

Учащиеся читают информацию (минута чтения - желательно охватить чтением всех детей)

ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

III.Определение

действий

выхода из затруднения

(7  мин)

Цели:

- организует постановку цели следующего этапа урока;

- определяет средства.

Стадия осмысление:

- вот какие удивительные животные, но наш Мурлыка очень любит математику и просит вас ему помочь в получении знаний. Чем поможем?

- Выполняя эти задания, какую цель вы поставите перед собой и Мурлыкой?

Задания:

Решить задачи, а ответы записать в рабочую тетрадь. Не забудьте о правилах посадки за партами во время письма. Помните о правильном написании цифр.

Задачи:

  • На солнышке грелись 7 взрослых котов и 2 котёнка. Сколько всего котов и котят грелось на солнышке?9
  • Тётя Кошка знает  3 грустных песни и 5 весёлых. Сколько песен знает тётя Кошка?8
  • На день рождения к коту Мурлыке пришло 6 худеньких мышат и 3 толстеньких. Сколько всего мышат пришло на день рождения?9
  • Папа поймал 6 окуней. Мурлыка утащил 2 рыбки. Сколько окуней осталось у папы?4
  • У Мурлыки было 5 фантиков. Два он подарил подружке. Сколько фантиков осталось у Мурлыки? 3(слайд №5)

- Выполните самопроверку.

Ответы детей (предполагают, что надо решить какие – то задания)

Определяют цель дальнейшей работы (выполняя задания, закреплять состав чисел, решать задачи)

Овладеть знаниями

Работают в тетрадях.

Определяют проблему – необходимо отрабатывать умения решать задачи на сложение и вычитание, продолжить отработку знаний состава чисел.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке;

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя.

Физминутка

 (1 мин)

Движения для рук и ног (котик – акробат, канатоходец, гимнаст, пловец, силач, лыжник).

Выполняют движения.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

IV. Реализация планируемых

действий

(15  мин)

Цели:

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.

)

Стадия размышление:

- Из предыдущего задания мы видим, что некоторые учащиеся ещё не достигли цели. Продолжим работу. В этом поможет нам учебник. Откройте страницу 62

№ 1 – работа в парах. Что вы хотели бы спросить у соседа, глядя на рисунок?  Задайте друг другу вопросы.

Записать в тетр составленные задачи.

Организует  выполнение задания в парах с  использованием ЭОР.

Работают в парах, составляют рассказ (задачу); вопросы и отвечают на них.

Работают в тетрадях.

записывают решение и ответ в тетрадь

.

Получают рыбку, в случае правильного решения и записи задачи.

ПУУД: воспринимает информацию ЭОР, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: определяет и формулирует цель  для дальнейшей работы с помощью учителя.

Физминутка

(1 мин)

Упражнения для глаз «Поймай мышку» (слайд № 7)

Следят глазами за движениями компьютерной мышки по экрану.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

V. Самостоятель

ная работа с самопроверкой

(7  мин)

Цели:

- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;

- организует работу консультантов, самопроверку, самооценку;

- определяет цели  для дальнейшей работы.

- В заключение нашего урока Мурлыка решил проверить, как вы усвоили тему и  умеете ли работать в парах самостоятельно.

 - Каким будет следующий этап работы?

Выполняют самостоятельную работу на листочках парами

Самостоятельная работа.

Определяют цель дальнейшей работы по итогам выполненного задания.

РУУД: учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

ЛУУД: формирует  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

ПУУД: формулирует вывод на основе анализа, учится работать с ИКТ.

VI.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- организует обобщение по содержанию основных этапов урока;

-  создаёт условия для рефлексии и оценивания учеником собственной учебной деятельности.

- Подведём итог работы на уроке.

- Какие цели ставили? Достигли цели? - Определите цель следующего урока.  

- Дайте характеристику

своей деятельности на уроке,

выбрав утверждение, с которым согласны). рыбок. У кого из вас удалась рыбалка? А кому сегодня не повезло?

- Я довольна нашей работой на уроке.

Спасибо за урок! (слайд 8)

Организует выявление степени усвоения материала с демонстрацией ЭОР (стр. 1)

Отвечают на вопросы.

Характеризуют работу за весь урок.

Определяют цель следующего урока.

РУУД: анализирует содержание задания ЭОР,

оценивает  правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.          

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Домашнее задание в 1 классе отсутствует на основании требований СанПин. Длительность урока 35 минут. Использование ЭОР не более 10 минут.

Перечень используемой литературы

  1. Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.

2. Учебник «Математика. 1 класс», авторы: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2011г.

4. Рабочая тетрадь. Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева. 1 класс.

Перечень используемых Интернет - ресурсов

Шаблон «Рыбка» - http://www.razumniki.ru

Шаблон презентации –

http://womenschool.ucoz.ru/news/s_dnjom_uchitelja/2010-10-03-40

http://www.cartoonclipartfree.com/Cliparts_Free/Schule_Free/Cartoon_Clipart_Free_Page_4.html

http://www.saned.ru/index.php?productID=5708

Анимационные картинки - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8&stype=image&lr=15&noreask=1

Наука про кошек - http://www.sunhome.ru/journal/12304


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «СОШ № 83» г. Перми Числа от 1 до 9 урок математики, 1 класс, УМК «Школа России» Автор: Филиппова Н.В. учитель начальных классов

Слайд 2

Числа от 1 до 9

Слайд 3

к о т и к

Слайд 4

Автопортрет 9-2 3 + 2 8-3 7+2

Слайд 5

Информационная справка Скелет кошки состоит из 230 костей, это на 24 кости больше, чем у человека. У кошек по пять пальцев на передних лапах, однако на задних - только по четыре. По отношению к весу своего тела кошка обладает самыми большими глазами из всех животных. Если бы кошка была величиной с человека, размер её глаз достигал бы 4-5 см. У большинства кошек отсутствуют ресницы. У кошек есть одна общая черта с жирафами и верблюдами - они “иноходцы”: сначала поднимают одновременно правые переднюю и задние лапки, затем также одновременно - левые. Кроме того, кошки - единственные животные, которые при ходьбе опираются не на подушечки лап, а на коготки.

Слайд 6

Проверь себя 9 8 9 4 3

Слайд 7

Выбери подходящую схему схема 1 схема 2 8 ? П Е П Е 5 ? 5 3 схема 3 8 П Е ? 3

Слайд 8

Поймай глазами мышку

Слайд 9

Спасибо за урок !

Слайд 10

Для создания презентации были использованы ресурсы: http://womenschool.ucoz.ru/news/s_dnjom_uchitelja/2010-10-03-40 http://www.cartoonclipartfree.com/Cliparts_Free/Schule_Free/Cartoon_Clipart_Free_Page_4.html http://www.saned.ru/index.php?productID=5708 Наука про кошек - http://www.sunhome.ru/journal/12304 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8&stype=image&lr=15&noreask=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"

Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...