Число и цифра 5.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Мухина Ирина Львовна

- закрепить состав числа  5, счет в пределах 5;
 -формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3, 4, 5;
 -научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;

-закреплять умение находить взаимосвязь между частью и целым.:

-развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать;

-развивать умение доказывать, решать проблемы.

-воспитывать бережное отношение к природе: к животным, птицам, растениям;

-воспитывать чувство коллективизма, сопереживания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_tsifra_5.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ

                                  В ПЕРВОМ КЛАССЕ

                               по УМК «Перспектива»

«ЧИСЛО И ЦИФРА 5.»

Урок составлен по учебнику Л.Г. Петерсон

учителем 1 «А»  класса

МБОУ Лицей №12 г. Химки

Мухиной Ириной Львовной.

2011 г.

Урок математики в 1 классе

Тема: Число и цифра 5(закрепление ).

Тип урока: интегрированный урок с окружающим миром. Закрепление новых знаний с применением игровых и мультимедийных технологий.
 
Используемые педагогические технологии:
• традиционная педагогическая технология;
• информационно-коммуникационная технология;
• элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.

Материалы и оборудование: интерактивная доска,  рабочие тетради обучающихся, карточки с цифрами1-5.

Цели урока: 
- закрепить состав числа  5, счет в пределах 5;
-формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3, 4, 5;
-научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;

-закреплять умение находить взаимосвязь между частью и целым.:

-развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать;

-развивать умение доказывать, решать проблемы.

-воспитывать бережное отношение к природе: к животным, птицам, растениям;

-воспитывать чувство коллективизма, сопереживания.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся по итогам урока должны: 
Понимать количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа 5 и смысл действий операций сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами.
Знать число и цифру 5, его состав.
Уметь    читать и записывать число 5, сравнивать изученное число 5 с помощью знаков (›, ‹ или =). Давать ответы в виде развернутых предложений на вопросы учителя или сказочного персонажа, уметь выполнять инструкции учителя.
Уметь в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами в и вести диалоги. Понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учителя и мультимедиа-персонажей.

                                               Ход урока

Орг .момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все,что надо, под рукой.

(1 слайд)

-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. А куда вы сейчас отгадаете сами.

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший друг,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес)

(2 слайд)

Звучит фоном музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов».

-Да, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу. Лес- наш друг, а друзей любят и берегут. Лес способен поднять настроение любому человеку, который пришёл в него как друг. Зеленый солнечный свет, особая лесная тишина, птичьи трели, аромат лесных цветов несут успокоение и здоровье. Посмотрите, какое буйство красок мы видим в осеннем лесу.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой,  пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Мы идем в осенний лес.

Сколько видим там чудес!

Сколько разных здесь предметов,

Листьев, красок, много света.

Ты заданье получай,

На вопросы отвечай!

(3 слайд)

Психогимнастика “Солнечный зайчик”.

-Посмотрите на экран. На нем вы видите волшебного солнечного зайчика. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Возьмите его в ладошку, погладьте, отпустите в лес.

(4 слайд)

-Посмотрите на доску. Мы с вами оказались на волшебной лесной поляне.

- Кого вы видите на полянке? ( животных)

-Посчитайте, сколько их.

-Где находится ёжик? ( лягушка, бабочка, воробей)

-Кто стоит между волком и утенком? (собачкой и зайчиком)

- Посчитайте по порядку слева направо.

- Каким по счету стоит мышонок? ( лисенок, заяц)

- А теперь я проверю ваше внимание. Игра «день–ночь» (дети закрывают глаза, учитель передвигает   фигуры  несколько раз) Что изменилось?

(5 слайд)

Звучит тревожная музыка.

-Но, что это?! Наш лес изменился! Это злой волшебник, который не любит математику заколдовал его.

4 ученика выходят к доске, читают стихи.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

-Чтобы снова нам с вами попасть в осенний лес мы должны правильно выполнить математические задания. Помогать нам преодолевать все препятствия будет …

Ходит он по тропам темным.

Шишек полон кузовок.

Он в лесу не новичок,

А зовут его …   (Лесовичок).

(6 слайд)

-Итак, первое испытание, которое мы с вами должны преодолеть- это лесная река.

Устный счет.

(7 слайд)

-Приготовьте сигнальные карточки с цифрами. Я вам буду задавать вопросы, а вы мне показывать только ответы.

-Я задумала число. Вычла из него 2 и получила 2. Какое число я задумала? (4)

-Найдите разность чисел 3и1. (2)

-Из целого, которое равно 4 вычитаем его часть, равную 3. Чему равна вторая часть? (1)

-2 увеличьте на 1. (3)

-Назовите «соседей» числа 5. (4 и 6)

-Какое число стоит перед числом 7? (6) После числа 4? (5)

-Молодцы! Правильно  справились с заданием. Речку мы преодолели.

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше!

(8 слайд)

Счёт предметов до 10 и обратно.

Бежал раз заяц вдоль равнин,

А значит заяц был… один.

К нему зайчиха прибежала,

Тогда всего  … два зайца стало.

Ещё одни к ним сел, смотри.

Теперь уж зайцев стало… три.

Мчит новый заяц: «Путь мне шире».

Ну, стало их теперь …четыре.

Ба! Вот бежит один опять

Теперь уж зайцев стало… пять.

Спешит ещё один из рощи

Так, значит, зайцев …шесть, чего же проще.

Тут прибежал ещё косой,

Так, зайцев… 7, ведь он седьмой.

К ним одного ещё попросим,

Тогда всех зайцев будет …восемь.

Прыг новый заяц: «В сборе все ведь?»

Он их спросил:«Так нас тут …девять

« Да, девять»-  молвят те в ответ,

« Но вожака всё нет и нет».

А тот бежит, болотце месит,

Примчал и молвит: «Нас тут …десять».

( счёт в прямом и обратном порядке)

- Кого мы встретили? (Зайцев)

-Зайчики принесли нам задание, которое мы должны выполнить.

Логические задачи.

(9 слайд)

-Определите, какой предмет лишний? (Юла)

-Почему? (Юла – это игрушка, а остальные предметы- цветы.)

-Назовите эти цветы. (Клевер, одуванчик, колокольчик, ландыш.)

-Колокольчик и ландыш занесены в Красную книгу России. Мы должны все цветы беречь и охранять.

(10 слайд)

-Лесовичок просит нас решить задачи. Будьте внимательны! Задачи не совсем простые.

1. Четыре теплых варежки

Связала внукам бабушка.

Кто ответит из ребят:

Сколько у нее внучат? (2)

2 . Жили – были в городе три брата

И имел сестричку каждый из троих.

Давайте- ка сообразим, ребята:

А сколько же всех вместе было их? (4)

3.Бежали по дорожке

Гусь, петух и кошка.

Сколько лапок топало

Той дорожкой по полю? (8)

-Молодцы, ребята! Правильно справились и с этим трудным заданием.

Повторение изученного.

Следующее задание нам принес другой лесной житель.

Отгадайте, кто?

(11 слайд)

Между сосен, между елок
Бродит тысяча иголок.
Но не сделать ни стежка
Все иголки без ушка!  (Ежик)

(12 слайд)

- Как называются числа при сложении? (1, 2 слагаемое, сумма.)

- Что неизвестно в первом примере? (Часть)

- Как найти часть? (Надо из целого вычесть известную часть.)

(13 слайд)

Дети хором читают правило на слайде.

(14 слайд)

- Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

- Что неизвестно в первом примере? (Часть)

-Как найти часть? (Надо из целого вычесть известную часть.)

-Что неизвестно во втором примере? (Целое)

-Как найти целое? (Надо сложить части.)

(15слайд)

Дети хором читают правило на слайде.

Физминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья к нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять покружиться хотят.

(Дети присели, водят по полу руками)

(16 слайд)

- Следующее задание нам принес медведь.

(17 слайд)

-Какие геометрические фигуры изображены на экране? (Круги, треугольники.)

-Разбей фигуры на части по цвету.

-Сколько красных фигур? (2)

-Сколько желтых фигур? (3)

-Сколько всего фигур? (5)

-Составьте числовое равенство. ( На доске запись с комментированием.)

2+3=5

3+2=5

5-2=3

5-3=2

-Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.

Работа с учебником.

Рыжая, с пушистым хвостом,
хивет в лесу под кустом.
 (Лиса)

(18 слайд)

-Лиса нам приготовила задания из учебника.

1. - Откройте учебники на стр. 42.

-Найдите№1 Б.

-По какому признаку фигуры разбиты на части ? (По размеру)

- Составьте равенства. (Дети составляют равенства с комментированием, выделяя части и целое.)

(19 слайд)

2.-А сейчас Лесовичок поиграет с вами в игру «Кто быстрее?»

(Дети считают примеры хором, записывая ответы в тетрадь. №2 стр.42)

3.-А сейчас вспомним состав числа 4 и числа 5.

( 20, 21, 22 слайды- состав числа 4)

(23 слайд –состав числа 5)

Дети решают № 3 стр. 42.

Физминутка.

1,2,3,4,5 –

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем

Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)

(24 слайд)

- Дятел принес нам очень трудное задание.

-Выбери и вставь нужную фигуру.

(25 слайд)

- С чем у вас ассоциируется число 5? ( Ответы детей.)

- Мы с достоинством выполнили все задания, разрушили чары злого волшебника и снова оказались в осеннем лесу.

(26 слайд)

(Три ученика читают, зараннее  выученные стихи.)

1 ученик:

Давайте стараться подружиться с природой.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

2 ученик:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

3 ученик:

Будем вместе развивать в себе внимательность,

А поможет все узнать

Наша любознательность.

Подведение итогов.

- Ребята, чем мы занимались на уроке? (Ответы детей.)

- Что вам больше всего запомнилось на нашем уроке? (Ответы детей.)

(27 слайд)

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...