Математика-конспект урока
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

"Нумерация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc309 КБ

Предварительный просмотр:



Приложение №1

  1. Методическая разработка урока математики по теме "Нумерация чисел первого десятка", 2 класс, УМК «Школа России»

Цель урока: проверить достижение результатов обучения.

Задачи урока:

1. Проверить  знание названий и последовательности чисел первого десятка; умение обозначать количество предметов на рисунке числом и записать его цифрой; умение сравнивать числа первого десятка; умение увеличивать и уменьшать числа на единицу.

2. Развитие внимания, речи.

3. Воспитание чувства взаимовыручки, взаимопомощи, доброжелательности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы работы на уроке: коллективное обсуждение, самостоятельная работа.

Оборудование: предметные картинки с изображением кота Леопольда, мышей с воздушными шарами, дерева, солнышка; счётный материал; магниты; карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Подготовительная работа:

  1. Для каждого ученика на листах бумаги цвета осенних листьев написаны задания самостоятельной работы.
  2. В тетради в клетку учителем написаны задания (см. ход урока: работа в тетради).

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Работа по теме урока.

(На доске на листе ватмана поставлены точки и обозначены цифрами от 0 до 10.)

- Надо соединить линиями числа в порядке возрастания.

(Обучающиеся выполняют задание под музыку из мультфильма “Про кота Леопольда”.)

Что у нас получилось?

- Кто догадался, герои какого мультфильма прилетели к нам на урок на вертолёте? --- Молодцы, правильно.

(На доске крепятся два рисунка мышей с воздушными шариками в лапках. На обратной стороне шариков написаны задания)

 

- Мыши опять ссорятся с котом Леопольдом! Придумали мыши для него задания. Чтобы помирить их с котом Леопольдом, поможем им выполнить задания. Вы согласны?

- Сколько мышей прилетело на вертолёте?

- Сколько шариков всего у них в лапках?

- Посчитайте, сколько шариков у белого мышонка.

- Сколько шариков у серого мышонка?

- У какого мышонка шариков больше?

- На сколько?

- Что надо сделать, чтобы шариков стало поровну?

- Наши мышки приземлились на полянку, не простую, математическую. На ней растут математические “ромашки”. С их помощью мы ответим на вопросы мышей.

1 шарик. Устный счёт. (Обучающиеся показывают ответы на “ромашках”.)

- Увеличьте 7 на 1, 5 на 1.

- Уменьшите 3 на 1, 9 на 1.

- Покажите число, предыдущее числу 6, числу 2.

- Покажите число, следующее при счёте за числом 8, за числом 1.

- Покажите число, стоящее между числами 3 и 5, между числами 6 и 8.

- Леопольд не ходил в школу и перепутал карточки с числами. Поможем ему, ребята?

(На доске прикреплены рисунок кота Леопольда и карточки, на которых записаны неверные неравенства с числами первого десятка. Надо исправить ошибки.)

Дидактическая игра “Лучший счётчик”.

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и насколько.

Дидактическая игра «Составим поезд»

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все обучающиеся по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.

На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.

2 шарик. Работаем в учебнике.

№ 1. Проверка знаний названий геометрических фигур и навыков пересчёта фигур.

№ 2. Проверка наглядных представлений о линиях.

3 шарик. Работаем в тетради.

Дополни запись:

8 > ...;

9 < ...;

1 < ...;

1 > ... .

Сравни числа, поставь знак: > , < , = .

7 ... 4;

8 ... 8;

10 ... 0;

0 ... 5.

Запиши цепочку чисел:

7 ? 9;

5 ? ? ? 9;

6 ? ? 3.

4. Итог урока.

- Мыши, радостные побежали к коту Леопольду, захотели ему рассказать, как им было интересно на уроке математики в 1 А. Давайте мы поможем им и расскажем коту Леопольду, чем мы занимались на уроке.

- Молодцы! Вы помирили кота Леопольда и мышей!

- Урок окончен.

Литература:

1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальной школе   / М.А. Бантова. –  Москва: Просвещение, 2004. – 234 с.

2. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 145 с.


  1. Урок-путешествие по теме "Нумерация чисел второго десятка", 2 класс, УМК «Школа России»

Цель урока: закрепить знание последовательности и образования чисел второго десятка, отрабатывать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании десятичного состава чисел от 1 до 20.

Задачи урока:

1. Закрепить полученные знания.

2. Развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление, умение сравнивать и  анализировать.

3. Воспитывать уважение к труду людей всех профессий.

Оборудование: табличка - указатель «Простоквашино», задачи – открытки, письмо – задача, почтовая карточка, карточки с числами, картинки с изображениями героев мультфильма «Зима в Простоквашино», индивидуальные карточки,  снежинки с заданиями, таблица с геометрическими фигурами, сигнальные карточки.

Ход урока:

  I. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети! Садитесь.

Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его помощники: тетрадь, ручка, карандаш, сигнальные карточки, конверт с разрезными цифрами. У всех всё есть?

- Давайте улыбнемся друг другу и создадим хорошее настроение.

Учитель:  - Руки?

            Дети: - На месте!

Учитель:  - Ноги?

Дети: - На месте!

Учитель:  - Локти?

Дети: - У края!

Учитель:  - Спина?

Дети: - Прямая!

II. Сообщение темы урока.

- На предыдущих уроках мы изучили счёт от 10 до 20, научились раскладывать эти числа на разрядные слагаемые. Сегодня на уроке мы будем решать задачи и примеры на сложение и вычитание, используя  эти приёмы, а также повторим состав чисел первого десятка.

III. Устный счет.

- Помогать нам  будут герои мультфильма «Зима в Простоквашино» (вывешивается указатель «Простоквашино »).

- Назовите их. Кого не хватает? (Дяди Фёдора)

- Как вы думаете, где он? (В городе, учится в школе)

- Сегодня мы отправимся в гости к героям этого замечательного мультфильма в деревню Простоквашино.

1. Повторение состава чисел первого десятка 

- В гости с пустыми руками не ходят, поэтому нам нужно взять с собой гостинцы.

1) 10 кг муки. Это 8 кг  пшеничной муки и сколько ржаной?

2) 16 кг крупы. Это 10 кг пшенки и сколько кг гречки?

3)  9 баночек с консервами. Это 6 баночек  тушенки и сколько баночек с рыбными консервами?

4) 8 пакетов сока. Это 5 пакетов апельсинового сока и сколько яблочного?

5) Нам еще нужно взять с собой овощи. 7 мешочков моркови и лука. 5 мешочков моркови и сколько лука?

6) 6 кг картошки и капусты. 3 кг картошки и сколько кг капусты?

 7) Ну и, конечно, не забыть о сладостях. Возьмем с собой 15 пачек с вафлями и печеньем. 8 пачек пряников и сколько печенья?

2. Устная нумерация чисел второго десятка

- Какое время года в Простоквашино? (Зима)

Зима намела сугробы. Нам нужно добраться по сугробам к домику, в котором проживают наши друзья.

Игра «Лучший счетчик»

(соединить снежинку – ответ  с примером)

8 – 4      4 + 3    10 – 2     6 + 3     5 – 2

- Назовите самое большое число на снежке, назовите самое маленькое число.

- Какое число стоит между числами 7 и 8? Назовите «соседей» числа 9.

- Назовите число, которое на 1 больше числа 4, назовите число, которое на 1 меньше числа 3 .

Игра «Хлопки»

- Входить в дом без разрешения хозяев невоспитанно. Нужно обязательно постучаться. Но мы с вами попросим разрешения войти хлопками.  Поставьте руки на стол и хлопните в ладоши один раз. Это будет означать однозначное число, а два раза - двузначное число.

- Итак, когда вы хлопаете один раз, а когда два?

- Начнём игру. Числа: 2, 17, 18, 7, 11, 1, 20, 5, 19, 4, …

- Чем отличаются двузначные числа от однозначных?

- Я думаю, что Кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин очень обрадовались нашему приезду.

IV.    Работа над пройденным материалом.

  1. 1. Работа с разрезными цифрами.
  2. Загадка

Кто стучится в дверь ко мне?

С толстой сумкой на ремне?

Это он, это он,

Это Печкин - ?        (Почтальон!)

- Кто такой почтальон?

- Что Вы знаете о почте, о работе почтальона?

- А что может быть в сумке почтальона Печкина?   (достаю открытку)

- Как можно понять, кому отправлена открытка?

  1. 1) Открытка:

Куда: Село Простоквашино

Кому: Коту Матроскину

На открытке задача:                                                                                                                            

Кот Матроскин  на завтрак съел 10 вкусных плюшек, а Шарик на 4 плюшки меньше. 
Сколько плюшек съел Шарик?

2) Письмо:

Куда: Село Простоквашино

Кому: Псу Шарику

Задача: У Шарика 4 сосиски и 3 косточки. Сколько всего  вкусного у Шарика?

3) Почтовая карточка

- Люди посылают не только письма и открытки.

- Когда кот и пес были в ссоре, что они посылали друг другу? (Кочергу, утюг)

- Что ещё можно послать по почте?  (Бандероль, посылку)

 (Бандероль - предмет, завёрнутый в плотную бумагу, скрепленную печатью, с подписанным адресом)

(Посылка – ящик с подписанным адресом и печатью)

Задача: Посылка весила 8 кг, а бандероль3 кг. На сколько кг посылка тяжелее бандероли?

(Разрезные цифры: 8-3=5) 

- Почему выбрали действие вычитание?

         2. Физкультминутка

           Сколько раз ногами топнем? (2)

           Сколько раз руками хлопнем? (4)

           Мы присядем сколько раз? (3)

           Мы наклонимся сейчас? (2)

           Мы подпрыгнем ровно сколько? (1)

           Ай, да счет, игра и только!

3. Самостоятельная работа по перфокартам (учим героев сказки)

(4 ученика вписывают ответы в примеры, 2 ученика заселяют домики цифрами)

I        II        III        IV

8 – 2 =

2 + 4 =

7 – 2 =

1+ 8 =

4 + 6 =

6 + 3 =

6 + 2 =

1 + 0 =

9 – 4 =

7 – 4 =

3 + 7 =

2 + 8 =

9 – 3 =

6 + 4 =

8 – 3 =

7 – 0 =

3 + 7 =

6 – 3 =

5 – 3 =

6 – 6 =

5 + 4 =

1 + 9 =

10 – 3 =

5 + 5 =

        

V. Работа по учебнику.  «Кто быстрее и правильнее»

Кот Матроскин и Шарик были не лучшими учениками в школе животных, но всегда любили ребят сообразительных.

Поэтому они  дают вам самостоятельное задание.                                                                           № 4, с. 51

(На столах выкладываются ответы из разрезных цифр)

VI. Работа в печатных тетрадях стр. 19 № 2, № 4

VII. Дополнительно: Работа с геометрическим материалом

1) Назовите геометрические фигуры. 

2) Какая фигура не является кругом, треугольников, прямоугольником? (№3) 

3) Как она называется? (Пятиугольник)



VIII. Итог урока

- Настала пора возвращаться в свой класс. Я думаю, что все жители деревни Простоквашино остались довольны нашим приездом и нашей работой.

- Закройте глаза на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали. Спасибо за работу. Мне с вами было интересно.

- Кто считает, что он хорошо работал на уроке, поднимите кружок красного цвета, не очень хорошо – синего.

Приложение 1

Приложение 2

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Литература:

1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальной школе   / М.А. Бантова. –  Москва: Просвещение, 2004. – 234 с.

2. Кондратьева, Е.А Урок математики во 2-м классе в форме игры «Счастливый случай» / Е.А. Кондратьева // Начальная   школа  плюс До и После. – 2006. – №5. – С.26-27



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математика конспект урока с презентацией

Конспект открытого урока с презентацией...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Урок математики. Конспект. Письменное умножение на трёхзначное число. 4 класс.

Урок математики. Письменное умножение на трёхзначное число. 4 класс ( Моро )...

Математика: конспект урока "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. 1-й класс"

Математика: конспект урока "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. 1-й класс"...

Урок - деловая игра по математике (конспект урока)

В данной разработке представлен конспект урока по математике для 2 класса в форме деловой игры. Деловая игра на уроке имеет существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у у...

Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...

обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме

Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших  школьников на уроках  математики". Также даётся конспект урока по данной теме...