Главные вкладки

    Урок математики в 3 классе на тему: "Умножение на трехзначное число".
    план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

    На уроке математики формироуется способность к выполнению письменного умножения на трехзначное число; повторяется распределительное свойство умножения и его графическая модель, решаются текстовые задачи нового вида, используя таблицу, схему и алгоритм; тренируются вычислительные навыки табличного умножения и деления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_3_klasse_-_grebnevoy_t.v.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гребнева Т.В.

    учитель начальных классов

    Умножение на трехзначное число.

    Урок математики в 3 классе,

    образовательная система «Школа 2100»

    Тип урока: ОНЗ с применением ИКТ.

    Основные цели:

    1. сформировать способность к выполнению письменного умножения на трехзначное число;
    2. повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель, решение текстовых задач нового вида, используя таблицу, схему и алгоритм;
    3. тренировать вычислительные навыки табличного умножения и деления.

        Мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение, классификация.

         Демонстрационный материал:

    1. алгоритм умножения двузначного числа на двузначное:
    2. образец записи умножения на двузначное число:

    356 х 37=356 х (30+7)=356 х 30+356 х 7=10680+2492=13172

       х 356

            37

     +     2 492

          10 68

          13 172

         3)таблички с записью числовых выражений:

            533 х 2                   53 х 2                  53 х 22

    Раздаточный материал:

    1. листочки-памятки с записью письменного приема умножения на трехзначное число;
    2. алгоритм умножения на трехзначное число;
    3. таблички для самооценки к этапу рефлексии (соответственно зеленого, желтого и красного цветов).

    Понял, могу объ-              Понял, но нужен                     Нужна

    яснить другим                         тренинг                        консультация

    1. карточки с примерами для работы в парах;

        3074             7425            48447                94750

    +  2263         -  2803          + 39560            -  45179

    Форма работы: групповая.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Ход урока

    1. Самоопределение к учебной деятельности.

    Цель:

    1. мотивировать учащихся к деятельности на уроке через создание доброжелательной обстановки;
    2. определить содержательные рамки урока: изученные приемы вычислений.

    Слайд 1.

    Учитель.

    -Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

    - Все ли у вас получилось при выполнении домашнего задания?

         1)Проверка домашнего задания.

    Учитель. Надеюсь, сегодня у вас тоже все получится.

    Слайд 2.

    2)Тренинг вычислительных навыков на табличное умножение и деление за 1 мин.

            Работа в тетрадях «3000 примеров по математике на табличное умножение и деление», 3 класс, автор О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Далее идет взаимопроверка тетрадей.

    Слайды 3,4.

    1. Устный счет. Математический диктант. Работа в тетрадях.

    Учитель. Запиши только ответ.

    - Запиши число 8.Увеличь его в 4 раза. Результат уменьши на 4. Увеличить на 14 . Уменьшить в 6 раз.

    - Какие понятия повторили? Прочитай результат.

       Найди лишнее число. Докажи.

    - Что общего в этих числах? Докажи.

    -Сложи эти числа удобным способом. Чему равен полученный результат?

    - Что вы о нем можете сказать?

    - Увеличь полученный результат на 11 и запиши это число рядом с предыдущим ответом.

    - Какое новое число получилось? Дайте ему характеристику.

    - Разложи его на сумму разрядных слагаемых.

    - Какую тему повторили? (Многозначные числа)

    Слайд 5.

    1. Работа в парах по карточкам.

    Дети проговаривают друг другу алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел

    2. Актуализация знаний с использованием графической модели распределительного свойства умножения и затруднение в индивидуальной деятельности. 

    Цель:

    1. актуализировать вычислительные приемы, необходимые для внетабличного умножения чисел, способность к использованию графической модели распределительного свойства умножения;
    2. тренировать мыслительные операции: анализ, аналогия, обобщение;
    3. зафиксировать индивидуальное затруднение, возникающее при умножении двузначных чисел на двузначное: громоздкая запись, большие затраты времени.  

    Слайд 6.

    1. Тренинг мыслительных операций.

          533 х 2                  53 х 2                 53 х 22

    Учитель.

    - Что связывает выражения, записанные на доске? (Распределительное свойство умножения)

    1. Актуализация приема внетабличного умножения на двузначное число с использованием графической модели распределительного свойства умножения.

    Учитель. Объясните, как вы решите пример 53 х 22 с использованием распределительного свойства умножения?

    (53 х 22)=53 х (20+2)=53 х 20+53 х 2=1060+106=1166

    1. Индивидуальное задание. Работа в тетрадях. Работа у доски.

    Учитель. Молодцы! Вы так быстро и правильно решили пример. Я надеюсь, что вы так же быстро и правильно найдете решения остальных выражений в тетради.

    - Даю вам несколько минут. Кто быстрее? Начали!

     

    Слайд 7.

    34 х 15              572 х 26           48 х 72

    - Назовите ответ первого примера, второго, третьего.

    Учитель сравнивает ответы с учениками, работающими у доски.

    - Кто сделал не все примеры в заданное время? Почему? (Не хватило времени, запись в строчку неудобна).

    - А кто успел сделать? Молодцы!

    1. Постановка проблемы.

    Цель:

    1. выявить и зафиксировать в речи отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: неудобная форма записи;
    2. сформулировать свой вариант записи, который позволит сэкономить время.

    Учитель.

    -Что же вас, ребята, больше всего не устраивает в алгоритме решения?             ( Длинная запись и затрата времени).

    -Какие из этих причин носят частный характер, и вы сможете их отработать самостоятельно? (Знание таблицы умножения – здесь надо дополнительно потренироваться)

    -Для решения какой проблемы нужны общие усилия? (Изменение формы записи)

    -Предложите свой вариант записи, который позволил бы сэкономить время? (Запись в столбик)

    4. Проектирование и фиксация нового задания.

    Цель:                                                                                                                                              1)Построить алгоритм письменного умножения на трёхзначное число в столбик;

    2)Согласовать тему и цель урока.

    Учитель.

    -Предложите свой вариант записи, который позволил бы, с одной стороны, сэкономить время, а с другой - избежать ошибок при устных  вычислениях в строчку. Посоветуйтесь в парах. Время 1 минута.

          По ходу обсуждения учитель выставляет соответствующие шаги алгоритма умножения трёхзначного числа на двузначное в столбик .При необходимости он задаёт детям «наводящие» вопросы:

     -С чего надо начать запись? (Записать первый трёхзначный множитель:356)

    Слайды 8,9.

     -Как правильно записать второй множитель? Почему?

    -Какой сделаем первый шаг? (Умножим 7 единиц на единицу трёхзначного числа:7x6=42)

     -Куда запишем единицы произведения? (В разряд единиц) Обведите разряд единиц в кружок.

     -Как зафиксировать, что 4 десятка надо запомнить? (Десятки запоминаем и отмечаем их маленькой цифрой над десятками трёхзначного числа)

     -Что осталось сосчитать? (Число десятков и сотен)

    -Сколько получится десятков? (7х5+4=39)

    И так далее…

    Учитель.

     -Что нужно помнить, решая примеры на умножение на двузначное число? (Чтобы умножить любое число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, а потом на десятки и полученные произведения сложить. В записи суммы число десятков сдвигают на 1 разряд влево).

         Затем учитель подводит учащихся к теме урока, используя  аналогию алгоритма умножения на трёхзначное числ.о

     Учитель. Возьмите зелёную пасту и допишите слева от разряда десятков в разряд сотен число 3.

     -Посмотрите на образец записи на табличке, которая находится у вас на парте.

    Слайд 10.

     -Назовите тему урока. (Умножение на трёхзначное число)

      -Определите основную цель урока. (Вывести удобную форму записи умножения на трёхзначное число)

    -Продолжаем работать по алгоритму. Пишем зелёной пастой.

    -Куда запишем сотни произведения? (В разряд сотен)

    -Как зафиксировать, что один десяток надо запомнить? (Десяток запоминаем и отмечаем маленькой цифрой над десятками трехзначного числа)

    -Сколько их будет? (6 х 3 + 1 = 19) и т. д.

        Слайд 11.

     В завершение учитель предлагает детям ещё раз внимательно проанализировать особенности нового алгоритма и использовать его для решения примеров, вызвавших затруднение.

     Учитель. Что нужно помнить, решая примеры в столбик? (Записываем и выполняем действия поразрядно, начиная с низшего разряда. При переходе  через разряд не забываем прибавить к более высшему разряду единицы низшего разряда, которые запоминаем)

      - К какому выводу пришли? ( Запись в столбик удобнее)

    Физкультминутка. Слайд 12 .                                                                  5.Первичное закрепление.         

    Цель: зафиксировать новую форму записи умножения на трёхзначное число во внешней речи.                                                                                        Работа с учебником, с. 37 Слайд 13.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Учитель. Молодцы! Давайте посмотрим на ход рассуждений автора учебника. Прокомментируйте её, пожалуйста.                                                                                                                                                                  6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.                                                      Цель:                                                                                                         1) проверить своё умение умножать на трёхзначное число, записывая решение столбиком;

    2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

     3)  обсудить и записать домашнее задание.                                                 Учитель. Хотелось бы вам самостоятельно попробовать решить несколько примеров?                                                                                                                           1) Работа с учебником, с. 38.                                                                                        Учитель. Откройте с. 38 учебника. Найдите № 5. Запишите решение примеров столбиком в учебнике на печатной основе и расшифруйте слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания. И узнаете кто это? Вы можете пользоваться опорной схемой и алгоритмом.                                         2) Групповая  форма работы.                                                                           Учитель. И в дополнение я хочу вам предложить таблички зелёного, жёлтого и красного цветов:                                                                                                        з) понял, могу объяснить другим;                                                                ж) понял, но нужен тренинг;                                                                        к) нужна консультация.                                

       - Даю вам 3 минуты. Начали!                                                                            Учитель. У кого возникли трудности в записи столбиком? Поднимите ту табличку, которую считаете на данном этапе работы для вас наиболее значимой. Помоги товарищу, если он испытывает затруднение.                          - Над чем надо поработать в дальнейшем? (Над алгоритмом и опорной схемой)                

     - У кого вычислительные ошибки? Исправьте их. Как вы будете справляться со своими трудностями? (Повторять таблицу умножения)                          Слайд 14.                                                                                                   3)  Домашнее задание: с. 38, № 4, № 6.                                                                                                                                                                 7. Включение в систему знаний и повторение.                        

     Цель: тренировать способность к использованию записи умножения трёхзначного числа при решении задач.                                                          Учитель. Мы сегодня на уроке использовали запись умножения на трёхзначное число столбиком при решении примеров.                                  - А в каких ещё случаях можно применить эту форму записи? (При решении уравнений и задач)                                                                                 Слайд 15.                                                                                                 Работа по учебнику, с. 38 № 3.                                                                                   Учитель.                                                                                                  - На какие вопросы задачи  можно ответить по данной записи примеров? (Сколько выпускает автомобилей завод за один год)                                         - Почему записаны два примера? (Потому что в году бывает 365 дней или 366 дней)        

     - Можно ли, не вычисляя, сказать, на сколько второе произведение больше первого? (Да, можно)                                                                                                       

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.                                         Цель:                                                                                                                   1) зафиксировать новое содержание изученного на уроке : умножение на трёхзначное число столбиком;                                                                 2) оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса;

     3) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей деятельности.                                                                                    Учитель. С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке?                  - Какой выход мы нашли?                                                                         - Как вы думаете, пригодится ли новое знание в дальнейшей работе? В каких видах работы? (В решении примеров, задач, уравнений)                        

     А теперь оцените собственную работу, класса, отдельных учеников.                   - Над чем нам надо ещё поработать?                                                                          Учитель. Если вам необходима помощь учителя или консультантов, вы всегда можете её получить.                                                                                        Спасибо за урок!                                                                                  Слайд 16.                                                                                                                  

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок математики в 3 классе на тему "Умножение трехзначных чисел в столбик"

    этот материал можно использовать для урока математики....

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

    Описание методической разработки.Название – методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по т...

    Конспект и презентация урока математики в 3 классе по теме "Умножение на двузначное число"

    Конспект и презентация урока открытия новых знаний по математике  разработан к учебнику И. И. Аргинской (развивающая система Л. В. Занкова). 3 класс. Тема "Умножение на двузначное число"...

    Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

    Этот урок первый по счёту при изучении данной темы,по типу – урок изучения нового материала.Методы, используемые на уроке:частично – поисковый,наглядно – иллюстративный,проблемный....

    Презентация к уроку математики в 3 классе на тему "Умножение на однозначное число".

    Цель:построение модели нового способа умножения на однозначное число;повторить и обобщить правила умножения, распространив их на более широкую область;закреплять знания и умения в области нумера...

    Конспект урока по математике в 3 классе на тему: "Умножение на однозначное число"

    Данная разработка предназначена для проведения урока математики в 3 классе на тему "Умножение на однозначное число".  Включает в себя: конспект, презентацию, а также приложение, в котором размеще...