Урок развития познавательных способностей "Путешествие на лесную полянку"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Потёмкина Галина Витальевна

Урок развития познавательных способностей " Путешествие на лесную полянку". Предназначен для учащихся 2 класса.  Работа по комплекту "Юным умникам и умницам. РПС" под редакцией О.А. Холодовой. Цель урока:стимулировать развитие психологических функций:памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         Урок разработан учителем высшей категории

                                                                                                                         Потёмкиной Галиной Витальевной

                                                                                                                         АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого»

                                                                                                                       Московская область, Одинцовский район                                                   

                                        Путешествие на лесную полянку

                                                   ( Урок развития познавательных способностей, 2 класс)

Цель урока:

      стимулировать  развитие психологических функций: памяти, внимания, воображения, логического мышления,

     учить основам синтеза и анализа.

Планируемые результаты обучения:

 обучающиеся должны знать и уметь:                

  • определять  цель урока, планировать свою деятельность на уроке,
  • устанавливать закономерности, находить «лишнее число»,
  • объединять объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов,
  • организовывать учебное взаимодействие в паре и группе,
  • делать выводы, отстаивать свою точку зрения, уметь выслушивать товарищей,
  • определять степень успешности выполнения своей работы в ходе оценки и самооценки,
  • бережно относиться к родной природе.

 Межпредметные связи: окружающий мир, математика, русский язык.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для групповой и парной работы, «Тетрадь на печатной основе №1,

2 класс» О.А. Холодовой «Юным умницам и умникам: задания по развитию познавательных способностей».

                                                                                     Технологическая  карта  урока

            Этапы урока

      Формируемые  УУД

     Деятельность учителя

   Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Личностные УУД

(осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)

Регулятивные УУД

(самоорганизация и организация своего рабочего места)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

К нам без опоздания, приходи старание,

Помоги нам потрудиться-

Мы пришли сюда учиться!

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя,  проверяют психологическую  готовность к уроку.

 Постановка цели    урока

Личностные УУД

(осознание своих эмоций, интереса к учебной деятельности)

Познавательные УУД

(активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)

Регулятивные УУД

(определение и формулирование цели деятельности на уроке)

Чем мы с вами будем заниматься на уроке, вы узнаете, если правильно отгадаете данные анаграммы. (Слайд 2)

Наш урок сегодня необычный, т. к. мы отправимся в путешествие.  Отгадаете загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём.

Куда же мы сегодня отправимся?

Называют слова: думать, отгадывать, смекать.

В лес.

Актуализация знаний

Познавательные УУД

(осознание учащимися компонентов учебной деятельности)

Личностные УУД

(умение выделять нравственный аспект поведения)

Познавательные УУД

(построение речевого высказывания в устной форме)

Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу.

(Слайд 3)

Молодцы! Встаём на тропинку и отправляемся на лесную полянку, где и пройдёт наш урок.

А пока шагаем, давайте проведём  небольшую разминку:

Откройте рабочие тетради на стр.46-по цепочке читаем вопросы и отвечаем на них.

Вот и лесная полянка, но

она какая-то неживая. (Слайд 4) Почему?

Называют правила по условным  знакам.

Из раздела «Разминка» читают вопросы и отвечают на них.

На полянке нет животных

Познавательные УУД

(понимание смысла задания)

Коммуникативные УУД

(применение навыков работы в паре)

Поможем животным поселиться на этой полянке.

(Слайд 5)

Выполните задание на карточках. (задание на карточках аналогично слайду 5)

Проверим вашу работу: (Слайд 6, по щелчку мыши появляются животные)

Кто пришёл на полянку по 1тропинке?

По 2? По3? По 4? По 5?

По 6?

Повеселела наша полянка. Присаживаемся на брёвнышко и продолжаем наш урок.

Выполняют задание в парах.

(смотрите приложение №1  для работы в паре)

Ответы:1- лось,2- медведь, 3-заяц, 4-лиса,5- ёжик, 6-белка.

Выполнение заданий по теме урока:

Нахождение соответствия

Познавательные УУД

(умение  находить  и  устанавливать соответствие,  расширение

знаний о родном языке, его языковых возможностях)

Коммуникативные УУД

(договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности)

Регулятивные УУД

(сличать способ действий и его результат с  заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона – учатся работать по предложенному учителем плану)

Эти животные приготовили для нас задания, которые предлагают нам выполнить.

Догадайтесь, кто первым принёс для нас задание:

Этот зверь пользуется в лесу непререкаемым авторитетом, очень любит мёд, его величают по имени - отчеству.

Задание медведя:

(Слайд 7)

1.Прочитайте записи сначала в левом  столбике.

2.Как их назвать одним словом?

3.Что такое фразеологизмы?

4.Что их объединяет?

5.В правом столбике найдите  объяснение этим фразеологизмам. Соотнесите  записи в столбиках, обозначая их одинаковыми цифрами

Проверка работы (Слайд 7, по щелчку мыши)

Составление предложений с некоторыми фразеологизмами (по выбору уч-ся)

Это медведь, его часто называют по имени-отчеству: Михайло Иванович.

Работа в группах по заданному учителем алгоритму

Ответы детей:

Это - фразеологизмы.

Фразеологизмы-

устойчивые сочетания слов, которые делают нашу речь красивой и образной.

Они все связаны со словом

«медведь»

Нахождение закономерности

Познавательные УУД

(умение находить закономерности, расширение знаний об обитателях леса)

Коммуникативные УУД

(умение слушать, обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнёра)

Регулятивные УУД

(оценка правильности выполнения действий)

Отгадайте загадку про следующего обитателя леса:

Пушистый маленький зверек 
По деревьям прыг да скок. 
Мелькнет меж ветвей - 
Всех проворней и быстрей.

(Слайд 8)

Белка играла с шишками, расставьте эти шишки в таком порядке, чтобы можно было прочитать слово. Что это за слово?

Как догадались?

(слайд 8, по щелчку мыши)

Посмотрите на воробья. Что вы знаете про него?(Слайд 8, по щелчку мыши)

Это белка.

Работа в парах: это слово «воробей»

Расставили шишки в порядке возрастания.

Ответы детей.

Физкультминутка

Личностные УУД

(умение применять правила охраны своего здоровья)

Воробьи очень шустрые и подвижные,  всегда в движении. Они пригласили нас  на свою воробьиную дискотеку.

Звучит песня Ю. Антонова

«Воробьиная дискотека».

(На слайде 8 нажать мышкой на звоночек.)

Под звуки музыки выполняют физические упражнения   и танцевальные движения

Нахождение «лишнего числа»

Познавательные УУД

(использовать простейшие приёмы анализа, находить «лишнее число», устанавливать закономерность)

Личностные УУД

(проявлять интерес к занятию)

Коммуникативные УУД

(иметь представление о возможности существования различных точек зрения)

А знаете ли вы, что в городе Бостоне в Америке воробью

поставлен памятник?

( слайд 9)

(Можно озвучить д/з.)

Следующая загадка фонетическая, узнайте, кто зашифровал так своё имя:

[Божй`а  карофка]

Божья коровка  предлагает вам рассмотреть ряды чисел и назвать «лишнее число», объяснить, почему так считаете. (Слайд 10)

Проверка по щелчку мыши по слайду 10.

Рассматривание памятника

Это божья коровка.

Работа в парах.

1ряд-число 11, оно двузначное, а остальные  –однозначные,

2ряд-число 46, т.к. оно не круглое,

3 ряд - число 17, оно нарушает закономерность в записи чисел: каждое следующее число увеличивается на 5.

Логические задания

Познавательные УУД

(развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей)

Коммуникативные УУД

(оказывать помощь в сотрудничестве)

Регулятивные УУД

(оценивать совместно с учителем результат своих действий)

Трусливые зайчишки осмелели и выбежали на лесную полянку. (Задание на слайде 11)

Из травы видно 10 заячьих ушек. Сколько лапок зайчат из травы не видно?

Работа в группе

Не видно 20 лапок, т.к. зайчат в траве 5. А так как у каждого зайчика по 4 лапки, то у всех зайчиков 20 лапок.

Задание на развитие внимания и памяти

Познавательные УУД

(развитие психологических процессов: памяти и внимания)

Регулятивные УУД

(понимать заданный вопрос, проявлять самостоятельность при  выполнении задания, проверять работу по эталону)

Зайчата предлагают вам задание: (Слайд 11 по щелчку)

Посмотрите на доску, постарайтесь запомнить ряд чисел в порядке следования:

3, 5, 4, 7, 8.(даётся 30секунд)

Письменно ответьте на вопросы:

Какое число находится справа от 4?

 Какое число расположено между 3 и 4?

Какие числа составят в сумме число 12?

Какое число находится перед числом 8?

Какое число стоит третьим по счёту?

Дети работают в тетради, письменно отвечают на вопросы учителя.

Взаимопроверка работ (дети обмениваются тетрадями)

Или проверка по эталону.

Задание на смекалку

Познавательные УУД

(построение рассуждений, обобщение)

Коммуникативные УУД

(аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности)

Отгадайте загадку и узнаете, кто принёс вам ещё одно задание:

Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом.
(Слайд 11)

Хитрая лиса подслушала разговор двух ворон, сидящих на берёзе, и предлагает вам следующее задание:

На берёзе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.

-У тебя, - говорит первая ворона, - лапки в грязи.

-А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.

Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят.

Это лиса.

Обсуждение в группах.

Ответ: смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны.

Слайд 11( по щелчку мыши)

Работа в тетради на печатной основе:

Задание на развитие внимания.

Логически-поисковое задание

Регулятивные УУД

(выбор наиболее эффективных способов решения)

Познавательные УУД

(Установление причинно-следственных связей)

Коммуникативные УУД

(формулировать собственное мнение и позицию)

Следующая загадка:

Нет ушей,

Не видно ножек,

Шар в иголках –

Это…

Ёжик предлагает нам выполнить два задания:

1.Сосчитай количество яблок.

Слайд 12

2.Девочки  Вера, Надя  и  Галя собирали  ягоды: одна – клубнику,  другая – смородину,  третья  – малину.

Кто что собирал, если Надя не собирала клубнику, а Галя не собирала смородину и клубнику?

Проверка по слайду 12 щелчку мыши.

Это ёжик.

Дети выполняют задание в тетради на печатной основе

(тетрадь №1, занятие №16, стр.47) индивидуально.

Ответ: 12 яблок.

Выполняют работу в группах на карточках.

(смотрите приложение №2 для работы в группе, оно аналогично слайду 12)

Ответ: Вера-клубнику, Надя-смородину, Галя-малину.

(дети аргументируют свой ответ)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные УУД

(формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня усвоения материала урока)

Заканчивается наше путешествие на лесную поляну.

-Что показалось вам самым интересным?

-Самым трудным?

Оцените свою работу: на наших «волшебных» линеечках поставьте свои значки.

Закончите предложения:(Слайд 12)

Я удивился…

Я порадовался…

Я узнал…

Мне понравилось…

Дети оценивают работу по критериям: трудно и интересно.

Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния и впечатлений от урока.

Домашнее задание

(по желанию)

Информационные УУД

(поиск необходимой информации, применение методов информационного поиска)

Познавательные УУД

(самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Ребята, предлагаю вам узнать:

1.За что поставлен памятник

воробью в городе Бостон?

2.Каким ещё животным и за что поставлены памятники?

3.Какому животному и за что вы поставили бы памятник?

Дети могут обсудить в группе выполнение домашнего задания: наметить план работы, распределить роли.

   

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "На лесной полянке"

Внеклассное мероприятие...

Внеклассное мероприятие "На лесной полянке"

Привить любовь к природе, бережное отношение к ней....

презентация к окружающего мира "Лесная полянка"

Презентация составлена по программе "Гармония" (1 класс ) в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок в 3 классе (технология + информатика) "Лесная полянка".

Урок в 3 классе (технология + информатика) "Лесная полянка". Подготовлен совместно с учителем начальных классов Дербиковой О. В....

Разработка урока английского языка во 2 классе Лесная полянка по учебнику Биболетовой М.З.

Цель урока: учить воспринимать иноязычную речь на слух, развивать навыки монологического высказывания, знакомить с графическим изображением английских звуков (транскрипции), продолжать знакомство с ан...