Урок по математике для 2 класса по теме "Во сколько раз больше или меньше" Начальная школа 21 века под редакцией Н.Ф. Виноградовой
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Данный урок  разработан для 2 класса  соответствует ФГОС начального общего образования под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI".

На уроке используются пословицы ,стихи задачи, логические задания. Работа с ножницами и  элементы технологии. Работа с танграмом. выбор верных решений. большой объём работы с геометрическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx235.77 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  урока

  математики во 2 классе

по теме: «Во сколько раз больше

или меньше».

Учитель начальных классов МОУ

«СОШ села Берёзовая Лука»

        Липатова Ирина Михайловна

2012- 2013 учебный год.

Тип урока: Урок закрепление знаний.

Тема: «Во сколько раз больше или меньше».

Цель:

Личностные: самоопределение темы урока, целей, рефлексия;

Познавательные: работа с полученной информацией, работа с учебными моделями, решение логических задач;

Регулятивные: умение управлять своей деятельностью; контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные: следить за речевой деятельностью; отрабатывать навыки сотрудничества, вырабатывать инициативность и самостоятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить работу над решением задач «во сколько раз больше или меньше»
  2. Закрепление знаний табличных способов умножения и деления.
  3. Развивать мыслительную деятельность учащихся при решении логических задач.
  4. Повторить знания о свойстве геометрических фигур.
  5. Закрепить понятие «зеркальное отражение».

Воспитательные:

  1. Прививать любовь к народному творчеству.
  2. Воспитывать аккуратность, последовательность работы.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Оборудование:

  1. Учебник Математика – 2 класс, авторы: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва, издательство Вентана – Граф – 2012 год;
  2. Презентация к уроку;
  3. Раздаточный материал – прямоугольники;
  4. Ножницы, линейка, простой карандаш;
  5. Карточки с домашним заданием.

Этапы урока.

Содержание урока.

УУД

l.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

1 мин

цель:

1)Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2)Определить  содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на lэтапе.

-Здравствуйте ребята, садитесь.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Тут затеи и задачи

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу в добрый час!

- Проверьте, всё ли готово к уроку. Желаю вам плодотворно потрудиться и получить хорошие оценки.

Коммуникативные УУД

ll.Актуализация учебного действия

10 мин

Цель:

1)Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия изученного материала:

Повторить табличное умножение;

2)Актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия материала, анализ, обобщение, синтез.

Организация учебного процесса на ll этапе.

1.Начнём наш урок с весёлых математических стихов – задач. Я вам читаю стихи – задачи, а вы мне говорите ответ

Семь весёлых лягушат

Комаров ловили                                          16 веток принесла коза для деток

Каждый съел уже по 5                               Положили на пол их как делить на 4?

Как же всех их сосчитать?

Мышки с поля колосья таскали

Все они в норки их убирали

Каждая спрятала их по 8

5 всех мышек, а сколько колосьев?

1.А сейчас ребята поиграем в интересную игру. Которая так и называется «Не собьюсь». А правила игры таковы: надо назвать все числа от 1 до 20, но с таким условием, те числа, которые делятся на 2 не называть, а говорить слово не собьюсь. Я начинаю игру

1, не собьюсь, 3, не собьюсь и т.д.

Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас мы его немного усложним.

Назвать все числа от 1 до 30 с таким условием, числа  которые делится на 3 не называть, а говорить не собьюсь. И так ребятки мы с вами повторили немного таблицу умножения и деления.

2.-А теперь посмотрите ребята на доску внимательно, здесь даны примеры с окошком, надо вместо окошечек вставить пропущенное число, подходящее для каждого выражения. Но сначала откроем тетради и запишем число. Классная работа.

Слайд №1.

1)8 ∙=48                     3)∙ 5=25                        5)4 ∙  =16

2)9 ∙  =81                   4)10 ∙ 2=□                        6)63 : 9 =  

Записываем данные примеры с проговариванием и проверяем с доской.

Выполнили и это задание. Хорошо! А теперь ребята посмотрите, рядом с ответами записаны слова, надо с этими словами составить пословицу. Здесь есть маленькая подсказка. Как мы записываем первое слово в предложении? Какое слово здесь написано с заглавной буквы?

- объясните её смысл

На слайде

1)6 – Одна                      3)5 – голова                    5)4 – а

2)9 – две                        4)20 – хорошо                6)7 – лучше

Одна голова хорошо, а две лучше.  

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?            

-Если возможно, замените некоторые слова в этой пословице цифрами и придумайте с ними различные арифметические действия. Давайте ребята запишем их.

Хорошо! Молодцы ребята, вы опять великолепно справились с заданием. С вами работать просто интересно.

Не забываем ребята о правильной осанке при письме.

Организация учебного процесса на II этапе.

Продолжим ребята дальше нашу работу. Обратите внимание на доску.

Слайд №2

                 

 

-Что мы видим ребята?

Посмотрите, как изображены фигуры на верхней строчке относительно нижних  и нижние фигуры относительно верхней строчки?

-Какая фигура здесь лишняя? Почему?

-А что ещё здесь не так?

-Что вы знаете о четырёхугольниках? Сколько их?

-Что вы знаете о треугольниках? Сколько их?

-Скажите во сколько раз здесь треугольников больше, чем четырёхугольников?

-Что для этого надо сделать?

Давайте с вами вспомним правило. Молодцы.

-Запишите этот пример и обязательно ответ на доске.

Ещё раз повторим правило. А я для вас запишу подсказку на доске.

Во :

Ребята, а сколько углов у четырёхугольника? А сколько углов у треугольника? На сколько углов у четырёхугольника больше, чем у треугольника? Как узнать? А какое правило здесь используем? Помогите ещё раз напомните мне правило, а я вам запишу подсказку.

На−.

Не забываем про осанку.

Организация учебного процесса на III этапе.

Ребята я думаю пора нам определиться  с целями урока. Вот вам небольшая подсказка.

Слайд №3

-Нахождение числа, которое……………(в несколько раз больше или меньше).

-Повторить знания о………….(геометрических фигурах).

-Отработка знаний ………….(таблицы умножения и деления).

И так мы определили с вами цели нашего урока по которым мы будем работать.

 Но сначала давайте немного отдохнём и проведём физминутку.

Физминутка.

Мы шагаем по дорожке

1,2   1,2.

Дружно хлопаем в ладошки

1,2   1,2.

Поднимаем ручки к солнышку и тучке

1,2   1,2.

Выше голова

3,4 – руки шире

5,6 – всем присесть

7,8 – лень отбросим

А на 9 – потянуться, разогнуться

Всем на парты оглянуться

А на 10  тихо сесть.

Организация учебного процесса на IV этапе.

Послушайте ребята ещё одну пословицу.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

В чём смысл этой пословицы? Чему она учит?

Да, прежде что – то делать надо несколько раз хорошо подумать. А работа у нас с вами будет такая. Мы будем сейчас с вами волшебниками – фокусниками. Перед вами ребята лежит прямоугольник, посмотрите на него внимательно и подумайте, как этот прямоугольник превратить в квадрат? Вспомним, как мы это туже делали на уроках технологии. Зафиксируем наш квадрат. Отрежем лишнее ножницами. Не забываем аккуратно и осторожно работаем с ножницами. Мы превратили наш замечательный прямоугольник в квадрат. Скажите в чём отличие прямоугольника от квадрата, чём они похожи?

-Какие свойства квадрата вы знаете?

-Посмотрите ребята на квадрат, вы видите линию симметрии. На какие две фигуры она делит этот квадрат?

-Теперь преобразуйте квадрат в треугольник.  

-Сколько углов у квадрата?

-Сколько углов у двух треугольника?

А теперь ребята,  мы закрепим и повторим наши знания о геометрических фигурах. Нам предстоит выбрать верные высказывания.

Слайд №3.

  • Любой прямоугольник – это квадрат.
  • Любой квадрат – это прямоугольник.
  • Любой четырёхугольник – это многоугольник.

Регулятивные УУД

(в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводит исследование для нахождения необходимой информации, оценивать полученную информацию для проверки ответа на поставленный вопрос)

Коммуникативные УУД

(участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями).

lll.Выявление места и причины затруднения.

5 мин

Цель:

1)Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляются и фиксируются отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

2)Сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.

Организация учебного процесса на lll этапе.

 Слайд №4.

-Посмотрите ребята на слайд.

○○○ ○○○ ○○○

⌂⌂⌂

-Какие фигуры мы видим на верней строчке?

-Что мы знаем о круге?

-Какие фигуры изображены на нижней строчке?

-Что мы знаем о пятиугольнике?

-Чем отличаются фигуры на верхней строчке, от фигур, изображённых на нижней строчке?

-Узнайте, во сколько раз пятиугольников меньше, чем кругов?

-Запишите это решение и ответ.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте верность выполнения задания.

Не забываем про правильную осанку.

Познавательные УУД (умение самостоятельно выделять и формировать проблему, ставить познавательную цель.

Коммуникативные УУД (использование диалога)

lVПостроение проекта выхода из затруднений.

5 мин

Цель:

1)Сформировать цель урока.

2)Организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально)

Организация учебного процесса на lV этапе.

-Какое правило помогло нам записать это действие?

Слайд №5

Во сколько раз? Больше или Меньше

  На сколько? Больше или Меньше

-

ᴠ.Самостоятельная работа с самопроверкой.

4 мин

Цель:

1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше.

2)Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Работа в парах по карточкам.

Вы должны внимательно посмотреть задание. Обсудить с товарищем, коллегой по работе, какое из предложенных решений действительно верное. Это решение и соответствующий ему ответ надо подчеркнуть.

______6см_________

______3см______

Не забываем про осанку.

1)6: 3=2 (раза)

Ответ: в 2 раза меньше.

2)6 – 3=3 (см)

Ответ: на 3 см меньше.

3)6∙ 3 = 18 (см)

Ответ: 18 см

4)6 +3 =9 (см)

Ответ:9 см

Выполнили задание? Ну а теперь посмотрите внимательно на доску и проверьте. Если вы выбрали это решение и этот ответ, то ваша пара может поставить себе отметку 5, а остальным ребятам надо повторить правило. Ведь не зря же говорят: «Повторенье – мать ученья.

Слайд № 8.

Проверка: 1)6: 3=2 (раза)

Ответ: в 2 раза меньше.

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

(оценивать полученную информацию для проверки гипотез, ответа на поставленный проблемный вопрос)

Познавательные УУД

(практические действия, доказательства)

ᴠI.Включение в систему знаний и повторений.

5 мин

Цель:

1)решение задачи, повторение и закрепление действий проведённых на уроке.

Организация учебного процесса на ᴠI этапе.

Сегодня мы с вами были фокусниками, и хорошо справились с этим, а теперь будем конструкторами.

Предстоит нам с вами построить корабль из необычного материала – геометрических фигур.

Вот перед вами строительный материал, а на слайде изображён макет корабля. подбираем нужный элемент (геометрическую фигуру) и строим корабль.

Подобное задание вам надо будет выполнить дома. В конверте лежат геометрические фигуры из них надо сделать по другому образцу корабль знаний и наклеить его на листок.

Коммуникативные УУД

(выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Vll.Рефлексия – деятельности.

Формы работы: фронтальная.

-Какие цели мы ставили на уроке?

-Выполнили ли мы их?

-Что помогло в достижении наших целей?

-Вы довольны своей работой?

-Мы на  уроке использовали  пословицы. А, кто из вас ответит, что такое пословица? (Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народные афоризмы).

-Спасибо за урок, за вашу работу. Молодцы.

Я очень вами довольна.

                                                 Очень жаль, урок не долог

Завершать уже пора.

А на следующем уроке

Вы продолжите тогда.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Использованная литература для подготовки к уроку:

  1. Интернет ресурсы: http://znayka.net/poslovicy/s-chislami.html                                                                                       Сайт Екатерины Пашковой  http://pedsovet.su/
  2. Я иду на урок в начальную школу I и II части. Математика. Библиотека  «Первого сентября». 2001 год
  3. Мастерская учителя. Олимпиадные задания по математике. Т.Н. Максимова 2010 год. Москва «Веко».
  4. Нестандартные уроки в начальной школе. С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. Волгоград «Учитель». 2002 год.
  5. Устный счёт. Т.В. Шклярова. Издательство «Грамотей» 2006 год.
  6. Интегрированные уроки. Начальная школа. Волгоград  «Учитель» 2002 год.
  7. Нестандартные и интегрированные уроки. Мастерская учителя. Н.Т. Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П. Барылкина Москва «Веко». 2008 год.
  8. Математика.  Задания на лето. О.П. Суркова. Издательство «Лицей». 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 3 класс по теме "Решение задач" по УМК "Перспективная начальная школа"

Урок для 3 класса по УМК " Перспективная начальная школа" с презентацией и дополнительным заданием в приложении....

конспект и самоанализ открытого урока по математике в1 классе по теме"Дальше и ближе" . Программа "Перспективная начальная школа"

План – конспект открытого урока по математике в 1 классеПодготовила и провела  учитель начальных классов МОУ СОШ №8 с. Тахта  Ипатовского района  Остренко Л.П.Дата проведения урока : 29...

Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".

Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....

Конспект урока по математике (4 класс). Тема: Отрезки, соединяющие вершины многоугольника. УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование представления о диагоналях в многоугольниках; формирование умения выполнять чертёж, проводить диагонали;развитие умения анализировать и обобщать.Плани...

Конспект урока по математике (4 класс). Тема: Нахождение части от величины. УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить части от величин; развитие умения анализировать и обобщать.Планируемые результаты:Предметные:знать, как найти часть от величины;уметь ...

Конспект урока по математике 4 класс. «Когда известен результат кратного сравнения» УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на кратное сравнение; совершенствование вычислительных навыков; создание условий для формирования умений решать задачи; развитие логическог...

Конспект урока по математике 1 класс по теме "Один и несколько" УМК Перспективная начальная школа

Конспект урока по математике 1 класс по теме "Один и несколько" УМК Перспективная начальная школа...