Урок математики.Л.Г.Петерсон 2 класс по теме "Окружность"
план-конспект урока (математика, 2 класс) по теме

Силантьева Елена Владимировна

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику Л.Г. Петерсона " Методические рекомендации к учебнику"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

УМК «Перспектива».

 «Математика»Л.Г. Петерсон. 2 класс

Тема урока: Окружность. Вычерчивание узоров из окружностей

Тип урока:  урок изучения нового.

Цель: находить и обозначать центр, радиус, диаметр окружности, строить с помощью циркуля окружность данного радиуса, узоры из окружностей с центрами в заданных точках.

Задачи:

Образовательные: расширить геометрические представления детей: познакомить с понятиями «окружность», «радиус»,»диаметр»,научить проводить окружность циркулем, вычерчивать и раскрашивать узоры из окружностей; связать геометрический материал с вычислительным тренингом.

Развивающие: формировать способность к выявлению закономерностей; развивать познавательные процессы, логическое и вариативное мышление; развивать творческие способности и мотивы к деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.

Ход урока

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Учитель: – Затрудненье не беда,

                    Одолеем?

Ученики: - Как всегда!

                   Знаем, что ведет дорога

                   Нас к открытию тогда1

                   Активным на уроке будь,

                   И легче станет школьный путь!

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Картина:, составленная из окружностей: поляна: цветы, бабочки.(С.Н. Кормишина «Геометрия вокруг нас» - тетрадь для практических работ – стр.32 )

Сегодня на урок к нам пришли герои сказки.

Носик - круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик-маленький, крючком.

Вместо туфелек - копытца.

Трое их, и до чего же

Братцы дружные похожи!

Отгадайте без подсказки:

Как зовут героев сказки?

Появляются на поляне. (составлены из окружностей0

Ниф – Ниф:  - Ребята, чем вы занимались на прошлом уроке? ( Изучали таблицу умножения на 8 и на 9)

    - Что нужно было сделать дома? (Выучить опорный конспект табличных произведений по десяткам).

    - В течение 2 минут запишите опорный конспект на листках.

Учащиеся пишут опорный конспект.

  1. 14  15  16  18  20
  1. 24  25  27  28  30
  1. 35  36  40
  1. 45  48  49
  1. 56
  1. 64

72

81

   

Через 2 минуты листки собираются и даются на проверку 3 учащимся, которые выполнили задание раньше других. Они проверяют их, пока класс выполняет следующие задания.

Наф – Наф: - А я придумал для вас задачу. Попробуйте ее решить.

 - На полке стоят 3 банки желудей по 2 кг в каждой и корзина с желудями массой18 кг. Что означают выражения?

18 : 2         18  - 2 х 3       2 х 3         2 х 3 + 18         18 : (2 х 3)

- Найдите значения выражений. ( 9, 12, 6, 24, 3 )

 - Расставьте в порядке возрастания. ( 3, 6, 9, 12, 24 )

 - Где нарушена закономерность? ( Два варианта: убрать 9 – остальные числа последовательно увеличиваются в 2 раза; убрать 24, или заменить 24 на 15 – тогда числа будут увеличиваться на 3 )

 Нуф – Нуф: - Друзья реш8или посоревноваться.

 - А вы любите соревноваться? Тогда вперед! Команда Ниф – Нифа – мальчики, команда Наф – Нафа – девочки.

Учащиеся пишут математический диктант в два варианта., который диктуется в два голоса с помощью магнитофона.

На скрытых досках за команду мальчиков и девочек «выступают» по одному ученику.

      Математический диктант.

1 вариант.

1. Первый множитель - 9, второй множитель -  7. Найдите произведение.

2. Произведение 8 и 8.

3. Увеличьте 4 в 9 раз.

4.Уменьшите 56 на 8.

5.Во сколько раз 48 больше 6?

6. На сколько 7 меньше 21?

7. Неизвестное число разделили на 8 и получили7. Какое это число?

(63, 64, 35, 48, 8, 14, 56)

2 вариант

1. Первый множитель - 6, второй множитель -  9. Найдите произведение.

2. Произведение 7 и 7.

3. Увеличьте 72 на 9.

4.Уменьшите 63  в 7 раз.

5. На сколько 32 больше 8?

6. Во сколько раз 5 меньше 35?

, 7. Неизвестное число умножили на 87и получили 42. Какое это число?

(54, 49, 81, 9, 24, 7, 6 )

При проверке диктанта рассматриваются все варианты ответов, предложенные классом, находится и обосновывается правильный вариант, после чего учитель выставляет на доску  карточку с этим числом, на обратной стороне которой спрятана буква. В завершение карточки переворачиваются и дети читают слова: область, граница.

 - Как вы понимаете смысл слова «область» и «граница»?

 - Граница – это линия, которая ограничивает фигуру, идет  по ее «краю». «Область» - это часть плоскости, которая находится внутри границы.

 - У героев сказок вошло в моду покупать дачные участки. Сейчас продаются 4 участка. Их планы изображены на рисунке.

           -  - --Посмотрите, что в них интересного?

 - Это геометрические фигуры. Некоторые их точки обозначены буквами.

 - Точки, стоящие на границе фигур, - это ворота, а внутри – постройки.

 - Какой участок , с вашей точки зрения, лишний?

 - Лишний круг – остальные – многоугольники.

 - Лишний треугольник – у него одни ворота, а у остальных – трое.

 - Лишний квадрат – у него домик расположен не в центре, а у остальных – в центре.

Поросята тоже решили купить себе участок. Но для этого им нужно составить два слова – одно из букв, стоящих на границе фигур, а другое из букв, стоящих внутри границ, - и объяснить их отличие. Слова дают ключ к участку. Поможем поросятам?

Учащиеся расшифровывают слова «круг», «окружность» и объясняют, что окружность – это граница круга.

 - Молодцы, ребята. Поросята благодарны вам. Сейчас они пошли сажать цветы на своем участке, а нас попросили построить план участка, раскрасить его и провести границу.

Выявление места и причины затруднения.

 - Постройте окружность.

 Два учащихся на доске, а остальным на листах строят окружность.

Они пытаются провести ее от руки, но точного изображения окружности не получается.

 - Почему получились неровные окружности? (Не было инструментов, от руки не проведешь.)

Учитель отмечает на доске точку О. Берет в руки тесемку. Один конец тесемки левой рукой фиксирует в точке О, а второй вместе с мелом вращает вокруг этой точки.

 - Какое свойство точек окружности я использовала?

 - Какова же цель урока? Чему мы должны научиться?

 - Узнать свойства окружности, ее элементы, научиться строить окружность.

 - Тема урока – окружность.

Построения проекта выхода из затруднения.

(Игра «Круг и окружность»)

 - Давайте поиграем.

К доске вызываются 10 – 12 человек.

 - Встаньте «в кружок».

Поочередно вызываются 2 – 3 человека, изображающих «точки».

 - Побегайте вдоль окружности.

  - Побегайте по кругу.

После этого вызывается еще одна «точка».

 - Встань в центр круга.

 - Если кружок выстроится ровно, от какой точки окружности, центр будет дальше всего?

 - Ближе всего? (На одинаковом расстоянии от всех точек)

 - Центр окружности равноудален от всех ее точек.

  Бросает мяч из центра «точкам», расположенным на окружности.

 - Как показать тесьмой какое расстояние не меняется?

 - «Точку» - центр надо соединить с любой «точкой» окружности.

 - Это расстояние называется радиусом.

 - Зафиксируем радиус.

 - Пусть «точка» на окружности  побегает с концом «радиуса» в руке вдоль окружности. («точка» - центр при этом должна поворачиваться на месте)

 - Будем передавать тесемку от «точки» к «точке».

 - Понаблюдаем, как изменяется расстояние, приближаясь к центру.

 - А, проходя через центр? (становится равным двум радиусам)

 - Поскольку радиус не меняется, то и расстояние тоже не будет меняться. Такое расстояние будет называться диаметром.

- Удобно строить окружность в тетради с помощью тесьмы?

 - Для построения окружности используется циркуль. Слово «циркуль» в переводе с латинского означает «круг».

 - «Механизм» действия циркуля в точности повторяет только что проведенную игру.

 - Откроем учебник – стр.49 №5. На рисунке показано, как это делать с помощью линейки.

 - Раствор циркуля равен радиусу.

 - Острие фиксируется в центре окружности.

 - Вторая «точка» карандаш бегает вдоль окружности, оставляя за собой линию.

 - Начертите в тетради окружность с помощью циркуля.

 - Отметим на ней центр.

 - Построим радиус.

 - Диаметр.

 - Сделаем вывод.

 - Сопоставим вывод с текстом учебника - стр.48.

 - Составим план действий, как построить окружность при помощи циркуля.

     План.

  1. центр окружности
  2. линейка – радиус
  3. центр окружности – острие циркуля
  4. вращать циркуль вокруг центра, проводя линию

Первичное закреплении с проговариванием во внешней речи.

 - Назовите предметы из окружающей обстановки, которые напоминают окружность, круг.

 - Какие из них можно использовать для проведения окружностей?

 -Выполним стр.48 №2 (А, В).

- Потренируемся в построении радиусов и диаметров.

 -Что такое «центр» окружности?

 -«Радиус»?

 - «Диаметр»?

 - №4. – работа в парах

 - №5 -  практическая работа.

 - При перегибании кругов получаются взаимно перпендикулярные диаметры.

 - А при последовательном соединении их концов образуется квадрат.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Стр.48 №2(с)

 - Проведем радиус.

 - Диаметр.

 -Проверим.

 

№3

 - Построим окружность с помощью циркуля.

 - Синие точки находятся от центра на расстоянии, равном радиусу.

 - Красные - на расстоянии меньшем радиуса.

 - Зеленые – на расстоянии большем радиуса.

Включение в систему знаний и повторение.

Стр.49 №7, №8

Стр.59 №12

Рефлексия деятельности.

 - Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?

 - Как отличить круг от окружности?

 - На рисунке, который вы видели в начале урока, круги или окружности?

 - Сколько окружностей на рисунке?

 

 - В конце урока к нам пришел еще один гость.

Я – страусенок молодой,

 Заносчивый и гордый.

Когда сержусь, я бью ногой,

Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,

Вытягиваю шею.

А вот летать я не могу,

И петь я не умею.

        (С.Маршак)

 - Нарисуй страусенка так, чтобы в рисунке было 2 – 3 круга разных радиусов.

 - Запиши радиусы построенных окружностей.

 - Дома вы раскрасите цветы из окружностей. Выполните №13 стр.50.Попробуйте составить свой узор из окружностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."

Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Открытый урок по математике в 4 классе по теме "Окружность. Круг. Радиус. Диаметр" УМК "Перспектива"

В данной разработке урока,  составленному с соответствии с ФГОС для 4 класса по УМК "Перспектива", представлены конспект урока, презентация, карточки с самостоятельной работой и лист индивидуальн...

Урок математики во 2-м классе по теме "Окружность"

Урок математики во 2-м классе по теме "Окружность"Учитель начальных классов: Кондрашина Лидия ИвановнаЦели:Ø  познакомить с новыми понятиями – окружность  и кругØ  научить  строить...

Технологическая карта урока математики для обучающихся 4 класса по теме "Окружность. Радиус. Диаметр."

Данная технологическая карта содержит планируемые результату обучения (на уровне УУД)...

Конспект урока по математике в 3 классе на тему: «Окружность. Круг.»

Цель урока:Познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»Задачи урока:- получить теоритическое и практическое представлен...

Технологическая карта урока математики «Сложение нескольких слагаемых в столбик» (УМК: математика, Л.Г.Петерсон «Учусь учиться» 2 класс, 1 часть).

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения складывать несколько слагаемых в столбик.Задачи урока: Дидактические:1. Научить сложению нескольких слагаемых в столб...