Единицы времени. Календарь.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Марчева Елена Алексеевна

Урок - исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Единицы измерения времени. Календарь.

Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления и с  календарём.

Задачи:

  • Учить детей применять знания и представления для решения учебных задач и в повседневных ситуациях;
  • Формировать умение пользоваться единицами измерения времени, решать задачи, связанные с единицами времени;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память;
  • Учить сотрудничеству в парах, в группах.

Оборудование:

  • Сказка-загадка «Старик-Годовик»
  • Индивидуальные календари текущего и прошедшего годов.
  • Циферблат с подвижными стрелками.
  • Таблица отношений единиц измерения времени.
  • Лента времени.
  • Мультимедийный комплекс.
  • Презентация к уроку.

Ход урока

I. Психологический «настрой»

слайд 2

Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей довольны остались,
Чтоб этот урок порадовал всех,
И каждый из вас ощутил свой успех.

Слайд 3

II. Актуализация субъективного опыта

1. Загадка:

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

2. На доске записано известное высказывание Т. Манна. Прочитайте высказывание и определите пропущенное слово.

…(Время) – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.

Вопросы учителя.

– Чем является время с точки зрения писателя? (Ответы детей)
– Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)

Слайд 4

Вывод. Время – это величина.

– Что она характеризует?
– Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
– А для чего это надо?

Ученица: ВРЕМЯ. Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ! ВЕРТЕМЯ! Ясно слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются, словно «вертятся».

Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.

III. Изучение нового материала

1. Знакомство со сказкой-загадкой В. Даля «Старик-годовик» (Приложение 1)

(Чтение по цепочке)

- Что за птицы вылетели из рукава первый раз?        

                                                (Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)

- Что за птицы вылетели из рукава второй  раз?

                                                (Весенние месяцы: март, апрель, май)

- Что за птицы вылетели из рукава третий раз?

                                                (Летние месяцы: июнь, июль, август)

- Что за птицы вылетели из рукава четвёртый раз?

                                                (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А почему у каждой птицы по 4 крыла?

                                                (4 недели в месяце)

- А что значит: в каждом крыле по 7 перьев?

                                                (В неделе 7 суток)

- А почему  одна половина пера белая, а другая – чёрная?

                                                (День и ночь)

2. Применение знаний и способов деятельности 

Слайд 5

– Как называется период времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси?

Слайд 6

Ученица: Люди издревле наблюдали за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.

Слайд 7

Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.

1 год – 12 месяцев.

слайд 8

– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.

А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или

«старый» (идущий на убыль).

Слайд 9

Растущий
(молодой)

http://festival.1september.ru/articles/618778/img1.gif

Слайд 10

Загадка:

Есть в квартире молодец
Математик и мудрец
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет. (
Календарь)

– Почему думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом?

Слайд 11

Рассказ ученика: В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. Латинское слово «КАЛЕНДАРИУМ» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями, и называлось «КАЛЕНДЫ».

Слайд 12

Презентация проекта «Календари»

Слайд 13

Рассказ ученика: Календарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.

IV. Применение знаний и способов деятельности

Слайд 14

1. Практическая работа с календарём (Приложение2):

По календарю определяются не только дни недели, но и времена года.

– Сколько времен года?
– Сколько месяцев в каждом времени года?
– Сколько месяцев году?
– Сколько может быть дней в месяце?

– Если вам трудно запомнить сколько дней в месяце: 30 или 31, то можно найти подсказку на своей руке. Сожмите руку в кулак. Обратите внимание на суставы между кистью руки и пальцами. Начинайте считать: сустав -31 в месяце, впадина – 30 дней.

– Разделите все месяцы на 2 группы.
– Какой месяц не вошёл ни в один столбик?
– Почему?
– Сколько в феврале недель? Сколько это дней?

Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.

2008 год – високосный, назовите следующий високосный год. (2012)

Слайд 15

– В какую единицу времени складываются годы? (Век)

– А века? (Тысячелетия)

2. Открываем рубрику «Часовых дел мастер ».

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой странице? (Ответы учащихся)

– На доске представлены имена и даты, связанные с изобретениями измерителей времени – часов.

Слайд 16

Хронология механических часов

  • 9 в – Пацификус из Вероны изобрел механические часы
  • 996 год – монах Герберт сделал башенные часы для г. Магдебурга.
  • 1300 год – в Париже первые часы соорудил Пьер Пипенар.
  • 1404 год – на Руси первые механические часы были установлены в Кремле.
  • 1764 год – русский изобретатель Кулибин сделал часы с мелодиями и кукольным театром

Об этих изобретателях и их изобретениях вы более подробно узнаете из задач, которые нужно решить в группах.

3.Решение задач.

1. Первые механические часы изобрёл в начале 9 века учёный Пацификус из города Вероны. Вычислите, сколько веков тому назад было сделано это изобретение?

2. В 996 году монах Геберт установил первые башенные часы в городе Магдебурге. Определите, сколько лет исполняется этим часам в 2011году.

3. Первые башенные часы в Магдебурге были установлены в 996 году, а часы для Московского Кремля изготовлены в 1404 году. Какие часы старше и на сколько?

4. В 1764 году русский изобретатель Кулибин сделал уникальные часы с мелодиями и миниатюрным кукольным театром. В каком году этому изобретению исполнится 250 лет?

4. Проверка решения задач.

Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19

(12 веков, 1013 лет, на 408 лет старше, в 2014 году)

Рефлексия

Тест

  1. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца это … . (год)
  2. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это … . (сутки)
  3. Запишите, сколько суток в самых длинных месяцах года. (31 сутки)
  4. Запишите, сколько лет в одном веке. (100 лет)
  5. Запишите, сколько суток в не високосном году. (365 суток)
  6. Запишите, в каком веке вы родились. (21)
  7. Запишите, сколько минут в одном часе. (60 минут)
  8. Запишите в минутах продолжительность школьного урока. (40 минут)

Слайд 20

Согласись или не согласись с утверждениями(интерактивный): (учащиеся сигнальными карточками показывают «да» – зелёная, «нет»– жёлтая, на экране  проверка)

  1. 48 ч – это 4 суток.
  2. В високосном году 366 дней.
  3. 12 ч составляют ? часть суток.
  4. 5 – это самая лучшая отметка для ученика.

– Встаньте, кто может поставить себе за работу на уроке такую отметку.

Слайд 21

VI. Домашнее задание

1 уровень с. 76 № 1 – выполнить перевод величин;
2 уровень – с. 73 № 7 (а, б) решить задачу, связанную с единицами времени;
3 уровень – подготовить сообщение о том, как появились названия месяцев или дней недели.

VII. Итог урока

– Что нового узнали, чему научились?
– Что бы вы хотели бы узнать, с чем познакомиться?
– Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и много запомнили.

VIII. Рефлексия

- Оцените свою работу

              - довольны своей работой, потому что почти не ошибались;

                   - иногда было трудно, допускали неточности;

                   - испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и будет успех!

Приложение 1.

Старик – годовик.

(сказка-загадка)

Владимир Даль

                Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

                Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.

                Махнул старик – годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.

                Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

                А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым – светло, махнёт другой – станет темным – темно.  


Приложение 2.

КАЛЕНДАРЬ

2014 ГОД

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ПН

6

13

20

27

3

10

17

24

3

10

17

24/31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23/30

ВТ

7

14

21

28

4

11

18

25

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

СР

1

8

15

22

29

5

12

19

26

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

ЧТ

2

9

16

23

30

6

13

20

27

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

ПТ

3

10

17

24

31

7

14

21

28

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

СБ

4

11

18

25

1

8

15

22

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

ВС

5

12

19

26

2

9

16

23

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ПН

7

14

21

28

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

ВТ

1

8

15

22

29

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

СР

2

9

16

23

30

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

ЧТ

3

10

17

24

31

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

ПТ

4

11

18

25

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

СБ

5

12

19

26

2

9

16

23

39

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

ВС

6

13

20

27

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"

Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  ди...

Урок математики в 3 классе. Тема "Календарь. Единицы времени". УМК "Школа России"

Урок математики с применением обучающх структур по сингапурской методике....

Конспект урока по математике "Единицы времени. Порядок месяцев. Календарь."

Конспект урока по математике для учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида....

Урок математики по теме: «Единицы времени. Календарь и часы».

Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов....

Урок математики : "Календарь. Единицы времени"

Презентация к уроку математики 3 класс...

Урок математики "Единицы времени. Календарь".

Урок математики в 3 классе по теме "Единицы времени. Календарь"....