Урок математики "Единицы времени. Календарь".
план-конспект урока по математике (3 класс)

Григорянц Каринэ Григорьевна

Урок математики в 3 классе по теме "Единицы времени. Календарь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики.

Класс: 3 «Г»

Тема: «Единицы  времени. Календарь»

Цель урока: уточнить и расширить знания детей о днях недели, закрепить умение пользоваться календарём.

Задачи:

        Формировать представление об измерении времени, ввести в речевую практику термины;

        Формировать умение пользоваться календарем, уточнить понятие времени как величины;

        Развивать навыки устных вычислений, деления с остатком;

        Воспитывать коммуникативные качества, самооценку.

Предметные умения

Предметные

- ознакомить с единицами измерения времени: сутки, месяц, год.

-учить переводить из одних единиц измерения в другие;

- закреплять умения решать текстовые задачи;

Формировать умения правильно оформлять запись именованных чисел.

Личностные

- развивать умение проявлять активность и инициативу при решении поставленных задач;

- развивать умение адекватно относиться к результатам своей деятельности, быть сдержанным;

- развивать умение самостоятельно оценивать свои возможности.

Метапредметные

Коммуникативные

- развивать умение доносить свою позицию;

- развивать умение слушать партнера;

- развивать умение взаимодействовать в паре, группе;

- развивать умение сотрудничать с учителем.

Регулятивные

- развивать умение учащихся самостоятельно выделять и формулировать тему урока,

ставить задачи урока на основе того, что им уже известно;

- развивать умение находить и исправлять ошибки с помощью учителя и

самостоятельно;

- развивать умение оценивать результаты своего труда.

Познавательные

- развивать умение определять проблему познавательного характера, находить пути её решения;

- развивать умение анализировать, сравнивать;

- развивать умение вести поиск и выделение необходимой информации с помощью разных источников;

- развивать умение выделять из текста задачи необходимую информацию для

составления краткой записи и решения.

Оборудование и материал: презентация, инт. доска, карточки с выражениями и ответами, доска, мел – для учителя; учебники, тетради, письменные принадлежности, дневники – для учащихся

 

Тип урока: открытие новых знаний

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока и его цель

Содержание

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 I.Орг. момент

Цель: актуализация требований к учебной деятельности

- Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Когда человек улыбается, у него на лице работает 18 мышц, когда хмурится-43. Сделайте вывод, что полезнее? Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Здороваются с учителем, приветствуют своих одноклассников, проверяют готовность к уроку, настраиваются на рабочую деятельность.

РегулятивныеУУД

-нацеливать на успешную деятельность.

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные УУД

-формровать умение слушать и слышать

     II.Формулирование темы и цели урока.

Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

В.Даль« Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Махнул старик-годовик четвертый раз и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая черная. Махнет птица раз станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

-Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

-Какие это четыре крыла у каждой птицы? (недели)

-Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

-Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая черная?

(Сутки)

Предположите над какой темой урока мы будем сегодня работать?

Какие задачи мы должны поставить перед собой и решить их вместе.

Фразеологизмы о времени.

Нет времени. Время не резиновое. Тратить время. Убить время. Времени хоть отбавляй. Время летит. Экономить время.

-Как в древности определяли время ?

(слайд)

Ребята,у вас у каждого на столах лежат листы-самооценивания с критериями. В графе «Я умею» поставьте напротив каждого критерия « +», если вы знаете материал, если не знаете - напротив этого критерия  ставьте  «-».В конце урока мы подведём итог.

- ознакомиться с единицами времени: сутки, месяц, год;

- учиться преобразовывать из одних единиц измерения в другие;

- решать задачи, примеры.

Объясняют значение выражений. Приводят примеры.

 

Предметные УУД

Формирование устойчивого интереса к учебной деятель-ности.        .

Регулятивные УУД

Умение ставить цели и стремиться к их достижению

Познавательные УУД

Уметь ставить и решать проблемы.

Личностные УУД

Способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов

Коммуникативные УУд

Уметь ясно и четко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    III.этап актуализации знаний

- А сейчас, ребята, мы проведём с вами исследование. Для этого нам надо организовать работу в группах. Повернитесь дети с первых  парт  назад. Надеюсь, вы не забыли  правила работы в группе.

1 Задание первой группе.  Из текста, который я вам предоставлю,  выберите самую важную  информацию о сутках. Кто-то один расскажет.

2. Из просмотренного видеосюжета,  сделайте вывод: о чём идёт речь  в видеосюжете,  и  о самом  главном нам расскажите.(год)

3группа. Работают со мной.(месяц)

Работа по вариантам.

3 сут = …ч                            1 / 2 года = …мес

5 нед = …дн                          1 / 2 сут = … ч

1 ч 05 мин = … мин               1 ч 17 мин = …мин

1 мин 15 сек = … сек            5 мин 8 сек = … сек

12 ч 35 мин + 2 ч 12 мин       12 ч 35 мин + 2 ч 45 мин =

(слайд.Сверьте ответы и оцените себя)

 

 

Сообщение детей 

 

Вспоминают, как перевести единицы времени

Сверяют ответы и оценивают себя

Познавательные УУД

Структурировать знания, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД

Формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку.

Коммуникативные УУд

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

IV.этап открытия нового

Цель: выявление первоначальных знаний обучающихся по теме «Смешанные числа», подготовка к восприятию новой темы.

Физминутка

Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения

 

Слайд.

Стр.99 №4

Прочитайте, составьте кр.запись

Сформулируйте правило нахождения целого по его части. Переведите в метры и дециметры

 

 

 

 

 

Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивание туловища)
Налево — раз, направо — раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево — вправо)
Мы тоже можем так.

 

 

 Формулируют правила, выполняют задания, сверяют ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения 

Коммуникативные УУд

Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУд

Слушать и смотреть, извлекая нужную информацию

Коммуникативные УУД

Уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде

        V.этап первичного закрепления

Цель: организация усвоения учащимися нового материала

VI этап включения нового знания в систему знаний и повторение

Цель: проверка усвоения материала по теме урока

Работа по учебнику

Стр.99 №2

Прочитайте названия исторических событий.

Какие вам уже знакомы?

Сколько веков отделяет нас от следующих исторических событий?

Как будем вычислять

- Определите, о чем идет речь:

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд,

А в каждом гнезде по четыре синицы.

Где всё это хранится? (Календарь)

( если не ответят задаю наводящий вопрос)

Существует множество различных календарей ( слайд с календарями)

Скажите, что представляет собой календарь? (это все дни года, разбитые по месяцам и неделям).  
* сколько месяцев в году? (12) 

  Сколько дней длится весна?

* сколько недель в месяце?

* Назовите, какие месяцы содержат 31 день? 30 дней? 
*А теперь найдите самый короткий месяц года? (февраль). Мы с вами уже говорили про февраль, и знаем, что он раз в четыре года может длиться 29 дней.

* Если сложить все дни по месяцам, то получится … Кто знает? получится 365(366) дней.

- Составьте выражение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом:  с помощью какого выражения узнаем сколько длятся каникулы?
30+31+31=92 дня.

-Заглянем в историю. Эта работа групповая. На листке даны вопросы, вам нужно дать ответ. Командир заполняет лист ответов.

1.В каком году началось царствование рода Романовых?

2.В каком году отмечалось 300-летие правления Романовых и кто был императором?

3.При каком царе Россия стала называться империей?

4.Кто из императоров правил 10 лет и более?

5.Какой сейчас год, век?

Если вы правильно решите, то узнаете интересные  факты

Сколько месяцев в 3 годах?

12х3=36

За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения 33 литра кипячёной воды.

В 2 сутках часов?

24х2= 48 ч

Человек может десятки дней прожить без пищи, около недели без воды, и не более нескольких минут- без кислорода и воздуха.

Если в среднем взять в месяце 4 недели, то сколько недель будет в 5 месяцах?

4х5= 20

Одно дерево выделит за сутки кислород, которого будет достаточно для 2-х жителей планеты.... 

 Сравните 1 год и  368 дней.

Интересный факт - каждый день в мире появляется в среднем 33 новых продукта. 13 из них — игрушки.

Вот это нагрузка! - за год ребра человека совершают 5 миллионов движений.

 

Рассматривают, читают названия исторических событий

Определяют, сколько веков отделяет нас от следующих исторических событий;

Записывают текущий год, определяют век исторического события и вычисляют.

 

Личностные УУД

Формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Личностные УУД

Ыормировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы

VII. этап подведения итогов

Цель: формирование вывода, сравнение знаний по теме, выделение актуальных знаний.

 

- Собери слова и поставь в определенном порядке (работа в парах).

1 карточка (ЙАМ, АРМТ, ЛЬПЕРА)

2 карточка (ЮНЬИ, ГУАСВТ, ЛЬЮИ)

3 карточка (КОРЬБЯТ, ТБЯРЬЕСН, ОРЬНЯБ)

4 карточка (РЯНАВЬ, АКЕДРЬБ, ЛЬФАРЕВ

Использование приема «Передай мел другу». Повторить единицы измерения времени.

На доске написаны единицы времени , дети по очереди подходят и заполняют на доске пропуски

1 год….. дней

1 мес…..дней

1 сут….часа

1 мес…недели

 

Отвечают на вопросы учителя 

 

Регулятивные УУД

Уметь соотносить цель и результат

Личностные УУД

Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VIII этап Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

На слайде изображён круг. Разделён на 4 части. Каждая часть обозначает время суток. У ребят стрелки часов , вырезанные из бумаги. Они выбирают цвет стрелок, соответствующий их знаниям, полученным на уроке  и подымают их.

Утро-розовый цвет- начало пути познания и открытия новых знаний

День-жёлтый цвет –полученные на уроке знания мне понятны и доступны

Вечер – голубой- Хотите узнать больше.

Ночь- тёмно-синий- не понятен материал, мне было трудно

Пусть время не стоит на месте,

Его теченья не унять.

А вам всегда держаться вместе,

За мир и счастье отвечать.

Вы – будущее поколенье,

От вас зависит жизни путь.

А хочешь радости мгновений,

Значенье время не забудь.

Спасибо за урок.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памяти

План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памятиКласс: 2 Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: сформировать у обучающихся представления о календаре как древ...

Урок математики по теме: «Единицы времени. Календарь и часы».

Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов....

Конспект урока по математике 3 класс на тему : Меры времени. Календарь.

Конспект открытого урока по математике в 3ем классе. Учебник  Петерсон Л.Г....

Технологическая карта урока окружающий мир "Календарь хранитель времени" (УМК "Школа России" 2 класс)

Цель урока: формирование представления о календаре как древнем явлении мировой культуры.Задачи:Дидактические:1) сформировать представление о календаре;2) сформировать знания о Календаре, времени;Разви...

Технологическая карта урока математики «Меры времени. Календарь» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о мерах времени и календаре.Задачи урока:  Дидактические:1. Познакомить обучающихся с историей возникновения календаря.2. Повторить извес...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Календарь- хранитель времени, страж памяти" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся знаний о календаре как древнем явлении мировой культуры, тесно связанным с ценностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов. Задачи урока:Дидактиче...