Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Паршина Юлия Юрьевна

Цель: познакомить с понятием «уравнение»; формировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, учить оформлять решение уравнения; закреплять вычислительные навыки в пределах 10.

Педагогические задачи:

Образовательные: формировать представление  об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).

Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия: уравнение, решить уравнение, часть, целое.

Оборудование: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 60- 61; - презентация «Уравнение»; - шаги учебной деятельности; - тетрадь; - электронные физкультминутки; - алгоритм самооценки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_uroka.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК № 73

Тема: УРАВНЕНИЕ.

Цель: познакомить с понятием «уравнение»; формировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, учить оформлять решение уравнения; закреплять вычислительные навыки в пределах 10.

Педагогические задачи:

Образовательные: формировать представление  об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).

Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия: уравнение, решить уравнение, часть, целое.

Оборудование: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 60- 61; - презентация «Уравнение»; - шаги учебной деятельности; - тетрадь; - электронные физкультминутки; - алгоритм самооценки.

Ход урока

1.  Мотивация к учебной деятельности (2 мин):

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем наших гостей.

Прозвенел звонок,

Начинается  урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели,

На меня все посмотрели,

И трудиться  захотели.

(После этого дети садятся на свои места)

2. Психологический настрой (2 мин):

- На столе у каждого их вас лежат карточки двух цветов: зеленая (символизирует хорошее настроение) и красная (сигнал плохого настроения). Покажите карточку, которая  соответствует вашему настроению.

- Я очень рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Думаю, что оно сохранится до конца урока. А у кого настроение плохое, к концу урока оно станет лучше. Надеюсь, что сегодняшний урок  принесёт всем  нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.  Итак, начнём.

3. Актуализация изученного и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Слайд 1

- Прочитайте, что написано на доске: «Если не лениться, ...»

-  Как бы вы продолжили? (Ответы детей).

Слайд 2

- Вот как продолжила я: «Можно многого добиться». Вы готовы не лениться? Эти слова являются девизом нашего урока.

Слайд 3

- Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл на урок? Правильно, наши помощники: Катя, Петя и Вова. Они приготовили для вас задания.  Откройте рабочие тетради. Отступите от числа вниз одну клетку и вернитесь на начало страницы.

- Катя загадала число, следующее при счёте за числом 5. Запишите это число в тетрадь. (6)

- Петя загадал число, соседями которого являются числа 3 и 5. Запишите это число. (4)

- Вова загадал число, которое является суммой чисел 3 и 7. Какое число он загадал? Запишите (10)

- Какие числа вы записали? (выслушиваю ответы двух - трех детей). Проверьте.

(Открываю на доске карточку, под которой спрятаны числа: 6, 4 и 10).

- Давайте составим и запишем в рабочих тетрадях все возможные равенства с числами 6, 4 и 10  (один ученик работает у доски).

6+4=10        10-6=4

4+6=10        10-4=6

- Подчеркните части простым карандашом. Обведите целое в кружок. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш товарищ (покажите зеленую карточку, если правильно; красную, если нет). Докажите свою точку зрения.

- Давайте вспомним, как найти целое? Как найти часть?

Слайд 4

- Рассмотрите математические записи. Найдите и назовите математические выражения.

(4 + 5, 6 - 3)

- Прочитайте неравенства (3 < 9, 10 > 6).

- Назовите равенство:  2 + 8 = 9

- Верное это равенство? (Нет)

- Превратите это равенство в верное.

- Ребята, в математике есть ещё один вид  математических равенств? А как они называются вы сможете ответить в конце урока.

Слайд 5-6.

- Вова приготовил для вас текст. Послушайте его. Является ли он задачей? Докажите.

- У каждого из вас на парте лежит листик. Положите его перед собой. Заполните схему к задаче, запишите ниже схемы  решение, ответ.

– Что же вы искали – целое или часть?

4. Электронная физ. минутка для глаз.

Слайд 7

5. Постановка проблемы.

Слайд 8

 – 3 = 7                         3 +  = 10

– Посмотрите на записи Кати и скажите, что известно и что не известно в этих записях. (В первой записи известны части, надо найти целое. Чтобы найти целое, надо сложить части.) Расскажите о записи математическим языком. (Известны вычитаемое и разность, надо найти уменьшаемое.) Вспомним правило. (Чтобы найти уменьшаемое, надо разность и вычитаемое сложить.) Выполните действия и подставьте получившиеся числа в окошках. (По одному выходят к доске. Остальные записи разбираются аналогично.) Мы заменили пустые клетки числами, а давайте попробуем заменить их буквами и посмотрим, что получится. Буквы будем использовать не русские, а латинские.

Учитель показывает карточки с латинскими буквами и их названиями.

a

«а»

b

«бэ»

z

«зет»

x

«икс»

y

«игрек»

6.        «Открытие» нового знания (задания 2, 3 на с. 60).

Слайд 9

– Прочитайте получившиеся выражения. Как бы вы назвали записи? В математике принято называть такие записи  уравнениями. Значит какая тема сегодняшнего урока?

Слайд 10

- Откройте учебники на странице 60. Прочитайте еще раз тему урока.

Слайд 11

– Прочитайте уравнения, которые записал Петя (задание 2). Чем уравнения отличаются от других записей? (Вместо числа в уравнениях записаны буквы; принято использовать не русские, а латинские буквы.) Помогите Пете подобрать вместо букв такие числа, чтобы получились верные равенства. Что для этого нужно сделать? (В первом случае найти уменьшаемое (целое), во втором случае найти вычитаемое (часть). (Учащиеся выполняют действия и подставляют вместо букв числа 10 и 3.) А вы знаете, что мы сделали? Мы решили уравнения. Расскажите, как же решить уравнение?

Слайд 12

- Прочитайте правило.

7. Первичное закрепление.

- Найдите в учебнике № 3. Давайте  решим первое уравнение вместе (Задание 3 выполняется на доске). Учитель записывает уравнение, остальные записывают в тетрадь. Обращается внимание на правильность записи уравнения, его решения и ответа. Аргументируют дети свои ответы на основании связи «целое – части». 

4 + у = 5                     у – 3 = 3  

у = 5 - 4                     (коллективно у доски)

у = 1

 

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

8. Самостоятельная работа.

Слайд 13

 По вариантам:    1 вариант                    2 вариант

                               х - 2 = 8                         х + 6 = 9  (самостоятельно в тетрадях)

Слайд  14.    Эталон для самопроверки.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки? Оцените свою работу.

- Нарисуйте рядом с уравнениями простым карандашом линию, зажгите свечку (кому было все понятно и кто решил уравнение правильно - поставьте х вверху; кто испытывал затруднения - по середине; кому непонятно, как решать уравнение - внизу).

Слайд15

Работа в паре: задание 4 на с. 61.

– Представьте, что вы – учителя. Посоветуйтесь друг с другом и проверьте, правильно ли решил и записал уравнения Вова. Оцените его работу.

10. Творческое домашнее задание. 

- Дома, кто хочет, может самостоятельно составить уравнение и записать его в тетрадь. А мы решим его на следующем уроке.

11. Итог урока.

Слайд 16

- Мы начали урок со слов: « Если не лениться, можно многого добиться». Кто сегодня не ленился? А что узнали нового? Чего же вы добились? Какое «открытие» сделали? 

Слайд 17

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

Я - ЗНАЮ ( - С каким новым математическим понятием познакомились?)

Я - УМЕЮ (-Как найти целое? Как найти часть?)

Я - МОГУ  (-Что научились делать? Что значит решить уравнение?)

12. Рефлексия

 - Вспомните еще раз свою работу на уроке и оцените себя. У каждого на парте лежит солнышко. Если Вам урок понравился, вам все было понятно - дорисуйте своему солнышку улыбку. Если вы уходите с урока в плохом настроении, вы не поняли, что такое уравнение и как его решать - дорисуйте солнышку грустную улыбку, если урок вас оставил равнодушным - нарисуйте вот такое солнышко (показываю образец).

Слайд18.

- Катя, Вова, Петя говорят вам: «Молодцы!»

- Я говорю вам: «Огромное спасибо за урок!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...