Главные вкладки

    Урок математики в 1 классе. УМК "Перспектива" Тема: "Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник."
    план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

    Путешествуя в подводный мир, дети получают новые знания и закрепляют изученное. Цели и задачи урока позволяют повысить мотивацию, развивают способность концентрировать внимание на уроке, содействуют повышению работоспособности и активности. В доступной и непринуждённой форме учитель подводит  учащихся к открытию и закреплению новых знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок математики35.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник».

    Цели:

    педагогическая: создание условий для изучения числа 5 и установление взаимосвязи между действиями сложения и вычитания;

    ученическая: овладеют умением  соотносить цифру 5 с числом предметов; узнают место числа 5 в натуральном ряду чисел и его состав; научатся складывать и вычитать числа в пределах 5, различать изученные математические знаки.

    Тип урока: постановка и решение учебно-практической задачи.

    Универсальные учебные действия:

    Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

    Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя.

    Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур; выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью.

    Коммуникативные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Прозвенел звонок для нас.

     Все зашли спокойно в класс.

     Встали все у парт красиво,

     Поздоровались учтиво.

     Тихо сели, спинки прямо.

     Вижу, класс наш хоть куда.

     Мы начнём урок, друзья.

    2. Актуализация опорных знаний.

    -Ребята, а вы любите приключения?

    Тогда я предлагаю  отправиться в путешествие по подводному миру.

    -Какими должны быть  путешественники? ( Смелые, отважные, дружные, умные и т.д.)

    Итак, опускаемся на морское дно. Какие красивые коралловые рифы перед нами! А что это за  яркие, разноцветные, удивительно-праздничные рыбки?  Как они называются?

    (рыбки-бабочки). Посчитайте их.

    -Назовите число, следующее за числом 1, 2, 3.

    -Какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2.

    -Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4.

    Кто знает,  что такое кораллы? (Есть в океане выстроенные острова. Главные их строители крошечные существа, не больше булавочной головки. Чтобы защитить себя эти существа покрываются твердой чашечкой из извести. Чашечка клеится к чашечке. Так вырастают коралловые рифы (желтые, красные, фиолетовые столбы, чаши, шары, фантастические замки, ветвистые деревья.)

    Упражнение «Сорбонка»

     1 + 3 =    3 - 1 =       4 - 3 =          2 + 2=

    Морские звёзды. ( Это морские животные,  имеющие лучи от 5 до 50. Окраска   разнообразна. Питаются морские звёзды устрицами, моллюсками и морскими гребешками).

    –Установите закономерность. Продолжите ряд на три числа.

    1, 3, 5, …, …..,

    – Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5-50 щупальцев).

    Кто догадался, какая тема урока? Чему вы  должны научиться на уроке?

    Пора быстро выбираться из коралловых рифов.

    3. Открытие  нового.

    Удивительный подводный мир. А мыс вами  мы оказываемся в  Пещере осьминога.

    Осьминоги - хищники, которые кормятся крабами, рыбой и моллюсками. Окраска осьминога зависит от его настроения. Если он возбужден или победил в схватке, то становится красным. От испуга осьминог сильно светлеет, выпускает облако черной жидкости и исчезает под прикрытием этой завесы. Чернила у осьминога не простые: они на некоторое время отбивают у рыб чутье.

    Посмотрите внимательно, что вы бы исправили? (добавили в последний столбик камешек). Сколько камешков должно быть? За каким числом следует при счёте 5?

    Скучно одному осьминогу на дне морском. Построим  домик для его морских  друзей.

    – Сколько этажей будет в доме? (4)

    – Называем соседей на первом этаже. (4 и 1)

    – Называем соседей на втором этаже. (3 и 2)

    – Называем соседей на третьем этаже. (2 и 3)

    – Называем соседей на четвертом этаже. (1 и 4)

    – На каких этажах живут одинаковые числа-соседи?

    – Какое правило использовали на этих этажах? (Переставили слагаемые - части местами.)

    – А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов? (нет)

    – Значит число 5 четное или нечетное? (Нечетное)

    Вывод: Что мы уже с вами узнали, путешествуя по морскому дну? (Состав числа 5, соседей числа 5, число 5 нечетное, построили домик для числа 5).

    4. Первичное закрепление знаний.

     1. Геометрические построения.

    – Морская черепаха организовала школу морских животных. Рыбки очень любят чертить и рисовать. Давайте научим их  чертить звёздочку .

    Для этого откройте стр. 40 № 2. Какие инструменты  для этого понадобятся? (линейка и карандаш)

    – Как мы должны соединять числа? (По порядку)

    Работа в учебнике-тетради.

    – Рыбки принесли геометрическую фигуру и рассматривают ее.

    – Кто догадался, какая это фигура? (пятиугольник)

    – Как вы думаете, почему фигура так называется? (5 углов, 5 вершин, 5 сторон)

    –Давайте и эту фигуру научимся  рисовать. Как соединим числа?

    – Что общего между пятиугольником и звездой? (5 точек, 5 отрезков)

                                                                                             

    – А чем отличаются фигуры? (у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)Молодцы!

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Рыбки плавали, ныряли

     В теплой чистенькой воде,

     То сожмутся, разожмутся,

     То зароются в песке.

    2. Изображение числа количеством предметов.

    – Осьминожка прослушал задание, которое дала Морская черепаха.

    Давайте ему поможем выполнить задание № 2 стр. 40.

    Рассмотрите внимательно задание и объясните, что надо сделать.

    (Нарисовать столько палочек и точек, какое число написано в первом столбике.)

    Выполним задание в паре.У доски 1пара выполняет задание. Проверка.

    №3 с. 40. Это задание сможет выполнить только самая внимательная пара. Найдите и раскрасьте клетку с числом, которое соответствует количеству предметов на картинке.

    Проверка. Интерактивная доска.

    – Что нарисовано на первой картинке? Какое число надо раскрасить?

    Аналогично дальше. Какая  же пара оказалась самой  внимательной?

    3) Письмо цифры 5.

    – Ребята, чтобы выполнить следующие задания, надо научиться писать цифру 5.

    Показ написания.

    – Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз. Подчеркните самую красивую цифру, которая у вас получилась.

    4) Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.

    1, 2, 3, 4, 5.

     Начинаем мы считать.

     Чтобы не было ошибки,

     Нужно нам отрезок взять.

     А отрезок не простой,

     Он, конечно, … числовой.

    Выполняем задание №6 стр. 41.

    Рассмотрим, что выполняли на первом числовом отрезке?

    (Прибавляли по одному от числа 3)

    – Сколько всего прибавили? (2) Запишем нужное число в клетку.

    – Сколько всего получилось? (5) Как называется результат этого действия? (сумма)

    – Что выполняли на втором числовом отрезке? (Вычитали по одному от числа 5)

    – Сколько всего вычли, убрали? (3) рисуем.  Запишем нужное число в клетку.

    – Сколько осталось? (2)

    – Чему учились в этом задании? (Складывать и вычитать по 2 и по 3 используя числовой отрезок.)

    – Прочитайте задание к №7 с. 41. Составим по рисункам примеры, числовые выражения и запишем ответы.

    – Составим задачи по первому рисунку. На одну тарелку положили одно яблоко, на вторую тарелку четыре яблока. Сколько всего яблок разложили?

    – Рассмотрите второе выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 3 на другую – 2) Сколько получилось?

    – Рассмотрите третье выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 2, на другую – 1, на третью – 2) Сколько получилось?

    Чем отличается это выражение от двух других? (Три слагаемых)

    Мы хорошо поработали коллективно, а теперь поработайте самостоятельно, над второй частью задания. Составьте и запишите выражение по рисункам. Индивидуальная помощь.

    Проверка на экране. Кто выполнил все правильно, встаньте.

    4. Состав числа 5.

    – Ребята, Осьминожка снова растерялся, что же ему делать в задании №5 с. 41.

    – Надо в пустые мешочки нарисовать фигуры соответственно выражению, и наоборот составить выражение по рисунку.Самостоятельно выполняем задание. Взаимопроверка.

    IV. Итог урока.

    Наше морское путешествие подходит к концу.

    Мудрая Черепаха хочет проверить, были ли вы внимательны на уроке?

    Что можете рассказать о числе 5?

    Какими впечатлениями от урока вы будете делиться с родителями дома? Дополните предложения.

    Сегодня на уроке я узнал(а), что…….

    А ещё я вспомнил(а)…..

    Больше всего мне понравилось……

    Морской черепахе очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!

    Интернет

    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ryb9.html Клипарты рыбки, морская звезда, дельфин

    http://images.yandex.ru/фоны морское дно

    Литература

    Энциклопедия «Эти необычные животные» - М., 2008г.

    Математика 1 класс. Система уроков по учебнику Л.Г. Петерсон, автор  Т.В. Бут,  изд. «Учитель», Волгоград, 2012 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики в 1 классе на тему "Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Состав чисел в пределах 10. Закрепление"

    Урок  математики в 1 классе  на тему "Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Состав чисел в пределах 10. Закрепление"...

    Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5

    Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме....

    Урок математики в 1 классе. Тема: "Число и цифра 5"

    Урок проводился на базе общеобразовательной школы, УМК "Перспективная начальная школа". Файл содержит презентацию и план урока....

    Число и цифра 7. Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7 (1 класс).

    Конспект урока и презентация по математике по программе "Перспектива" (Л. Петерсон)...

    Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

    Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...

    Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-5"

    Можно использовать в 1 классе на уроках математики....

    Урок математики в 1 классе по теме:" Закрепление. Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20"

    Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО, календарно - тематического планирования,  рабочей программы по матемиатике  для образовательных учреждений и программы общео...