Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме

 

Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе (для детского сада)

Тема:  Число и цифра 5. Состав числа 5.

Сложение и вычитание в пределах 5.

Цели урока:

образовательная: продолжение изучения состава числа 5, упражняться в сложении и вычитании в пределах 5;

развивающая: тренировка мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся, умения сравнивать  и делать выводы, развитие потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу;

воспитательная: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других.

Оборудование: картинки сказочных персонажей, таблицы-опоры, карточки с заданиями, пленка демонстрационная для кодоскопа с заданиями, книги К.И.Чуковского, портрет К.И.Чуковского, веревка, палочки на магнитах, геометрические фигуры, монеты.


Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

У. Сегодня, ребята, у нас в гостях дети из детского сада «Рябинка». На следующий год они тоже станут первоклассниками. А сегодня пришли посмотреть, чему научились вы за шесть учебных недель в школе.

Повернитесь, улыбнитесь друг другу и тихонечко садитесь.

II. Актуализация знаний.

У. Урок у нас сегодня необычный – математика в сказке. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель К. И. Чуковский. (Учитель показывает портрет писателя).

У. Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете? (Показать на выставку книг).

У. Сегодня Корней Иванович принес с собой одну из известных вам сказок. Название этой сказки зашифровано.

У. Глядя на выражение, скажите, что будет в целой части?

(С обратной стороны фигур записаны буквы – МУХА).

У. Что можете сказать о частях 2 и 2?

Д. Это половинки числа 4.

У. Какое число предшествует числу 4? Какое число следующее?

У. Как же называется эта сказка?

Д. Муха-Цокотуха.

У. Итак, сказка начинается: (хором)

Муха, Муха, Цокотуха

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

У. А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете от 18 до11, от 5 до 15.

Назовите предыдущее число 8,19. На сколько предыдущее число меньше последующего? Покажите на пальчиках правой руки.

Назовите последующее число 6, 12. На сколько последующее число больше предыдущего?

Какое число стоит между 5 и 7, 18 и 20?

Назовите соседей числа 16.

Какое число стоит слева от 15, справа от 4? (5).

Что вы можете сказать о числе 5?

Д. Пять – самая лучшая оценка в школе, пять лучей у звезды, есть магазин «Пятерочка», Пять пальцев на руке или ноге у человека.

У. Как называется каждый палец?

Д. Большой, указательный, средний , безымянный, мизинец.

У. Как вы понимаете фразу «Знать, как свои пять пальцев»?

Как называется пятый день недели? Как называется пятый месяц года? Сколько букв в слове «книга»? Как называется сказка Чуковского, в названии которой пять слогов? (Та-ра-ка-ни-ще).

У. Догадались, какую денежку нашла Муха? ( 5 рублей ) ( Учитель показывает монету в 5 рублей).

У. Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Вот какой самовар она приобрела. ( Учитель показывает самовар).

Пока самовар закипит, мы выполним задания.

Составьте из 7 палочек или карандашей квадрат и треугольник. А теперь составьте квадрат и треугольник из 6 палочек.

Уберите 1 палочку так, чтобы получился пятиугольник.

Составьте два равных треугольника из 5 палочек. Как это можно сделать?

Посмотрите на рисунок, хватит ли монеток, чтобы купить сушки к чаю, если за одну сушку надо заплатить одну монету?

У. Самовар «вскипел», угощение готово. Сказка продолжается.

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

Сколько же тараканов пришло пить чай, вы узнаете, если сосчитаете, сколько треугольников на рисунке (кодоскоп)

Д. Треугольников 5, значит тараканов столько же.

У. Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали.

Сколько стаканов?

Д. Стаканов столько же, сколько и тараканов. 5=5

У. На какие части можно разбить треугольники? ( По цвету).

                                         К + С = Т         3 + 2 =

                                          +  =           +  =

                                         Т – К =          5 – 3 =

                                          -  =            -  =

По размеру.                     Б + М = Т        1 + 4 = 5

                                           +  =          +  =

                                          Т – Б =         5 – 1 =

                                           -  =           -  =

У. А букашки по три чашки

С молоком и крендельком.

Нынче муха Цокотуха

Именинница!

Физкультминутка «Каравай»

Как на Мухины именины

испекли мы каравай

вот такой ширины.

Вот такой вышины!

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

Каравай,каравай,

Нашу Муху выбирай!

У. У букашечек по три чашки. Они все разноцветные.

Красная чашка больше желтой, желтая чашка больше зеленой. Какого цвета будет самая маленькая чашка?

Д. Зеленая.

У. Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые –

В них застежки золотые.

Вот какие сапожки. Красивые? (Учитель показывает сапожки)

А замочки-то с шифром. Расшифруйте слова, узнайте, кто был в гостях у Мухи.

Самостоятельная работа.

Составьте слова, расположив числа в порядке возрастания.

35142

ЕАПЛЧ          ПЧЕЛА

25143

МЬШЛЕ          ШМЕЛЬ

41532

ИЛКТЮ          ЛЮТИК

14253

БХЛАО          БЛОХА

53142

РМКАО          КОМАР

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лютик – цветок, остальные слова – насекомые.

У. Приходила к Мухе

Бабушка – пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла.

У. Бабочка – красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?

У. Кто знает, как бабочка пробует еду?

У. Бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком. Эти сведения из книги «Занимательная энтомология». Энтомология – наука о насекомых.

У. Вы узнаете, какое варенье было у Мухи, если выявите закономерность и правильно продолжите ряд с фигурами.

             Малиновое

             Клубничное

             Вишневое

У. Каким вареньем Муха угощала Бабочку?

Д. Муха угощала Бабочку вишневым вареньем.

Физкультминутка.

У. Вдруг какой-то старичок-Паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас, и поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!»

Но жуки червяки испугалися,

(Дети изображают испуг).

По углам, по щелям разбежалися.

Тараканы под диваны, а козявочки – под лавочки.

(Спрятались под парты).

А букашки под кровать –

Не желают воевать.

(Выглядывают из-под парт).

И никто даже с места не сдвинется:

Пропадай – погибай именинница!

(Садятся на свои места).

У. А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе веревками крутит…

У. Вот веревка. Завяжите на ней 5 узлов. На сколько частей узлы разделят веревку?

               4 части                                      6 частей                                      5 частей

У. Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик.

И в руке его горит

Маленький фонарик.

У. Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!

У. Спасти Муху можно, если верно вставить пропущенные числа в выражениях

 - 2 = 3                                              5 -  = 1

1 +  = 4                                              - 2 = 1

5 -  = 2                                              3 +  = 4

2 +  = 5                                             4 +  = 5

 + 1 = 5                                             5 -  = 4

2 +  = 4                                              + 3 = 5

3 -  = 2                                              4 -  = 2

У. Муха спасена. Все веселятся.

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

(Все встают из-за парт).

«Слава, слава Комару – Победителю!»

(Говорят хором).

Музыканты прибежали,

(Бег на месте).

В барабаны застучали

Бом! Бом! Бом! Бом!

(Имитируют игру на барабане).

Пляшет Муха с Комаром!

(Танцуют)

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Итог урока.

У. Вот и закончился наш урок-сказка. Он вам понравился?

Вспомните все, что было на уроке, какие задания мы выполняли. Что вам особенно запомнилось, понравилось.

Спасибо за работу. С вами было интересно работать.

А это подарок от Мухи-Цокотухи вам за работу. (Учитель раздает детям бублики, конфеты).



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

3

5

1

4

2

Е

А

П

Л

Ч

2

5

1

4

3

М

Ь

Ш

Л

Е

4

1

5

3

2

И

Л

К

Т

Ю

1

4

2

5

3

Б

Х

Л

А

О

5

3

1

4

2

Р

М

К

А

О



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Число и цифра 7. Состав числа 7.»

Проведение этого урока с использованием игровых технологий позволяет детям лучше усвоить новый материал....

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник.1класс

Конспект урока и презентация по математике 1классс Л.Г.Петерсон "Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник" (урок изучения нового материала)...

« Число и цифра 7. Состав числа 7»

конспект урока по ФГОС...

Число и цифра 7. Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7 (1 класс).

Конспект урока по математике по программе "Перспектива" (Л. Петерсон)...

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...

Урок математики в 1 классе. УМК "Перспектива" Тема: "Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник."

Путешествуя в подводный мир, дети получают новые знания и закрепляют изученное. Цели и задачи урока позволяют повысить мотивацию, развивают способность концентрировать внимание на уроке, содействуют п...