Главные вкладки

    Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.
    план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

    Пузанова Елена Юрьевна

    Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития познавательных функций и психологических особенностей первоклассников. При этом учитель при организации и проведении данного урока соблюдает принцип наглядности, природосообразности и учета возрастных особенностей младших школьников. Все этапы урока направлены на достижение целей урока. Используются фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся работы, работа с учебником, в тетради, чередование письменных и устных форм работ, элементы проблемного обучения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_matematike_v_1_klasse.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

                            Конспект открытого урока по математике в 1 классе.

    Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5.

    Сложение и вычитание в пределах пяти.

    Пятиугольник.

    Учитель: Пузанова Елена Юрьевна.

    Цели: познакомить учащихся с образованием числа 5 и написанием цифры 5, формировать представления о пятиугольнике; повышать уровень учебной мотивации, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь.

    Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, телевизор, набор геометрических фигур, цифр, математический веер (у учащихся), мяч, диски с записью детских песен., диск обучающей программы «Арифметика – малышка».

                                                                           

                                                                        Ход урока.

    1.Организационный момент. Сообщение темы урока.

    Учитель: - Здравствуйте, ребята.

                                         Прозвенел и смолк звонок,

                                         Начинается урок.

    Дети говорят хором:

                                        Мы пришли сюда учиться,

                                        Не лениться, а трудиться.

                                        Слушаем внимательно,

                                        Работаем старательно.

    Учитель: - Ребята,  любите ли вы сказки? (музыка) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к героям ваших любимых сказок. Они очень хотят узнать, что вы уже умеете и чему научились, а также  мы познакомимся с числом и цифрой 5.                                                                 (слайд 1)

                                       Урок необычный нас ждёт впереди,

                                       Тропинкой волшебной ты к сказке иди!

                                       А по дороге, как всегда,  гимнастика ума!

    2. Актуализация опорных знаний.

    1.Отработка навыков счёта.

    Учитель: - Отгадайте, к кому мы первому пойдем в гости.(музыка) Я вам подскажу.     (слайд Дети: - Буратино.                                                                                                      

    Учитель: - Как вы помните из сказки, Буратино не очень любил учиться, он предлагает нам поиграть и посчитать. (Учитель кидает детям мяч и просит посчитать)

    - счёт прямой и обратный;

    - сосчитайте от 4 до 9, от 3 до 12, от 10 до 4.

    - назовите, какое число стоит после числа 4, перед числом 3, слева от числа 7, между числами 4 и 6, 7 и 9, справа от числа 9.

    - назовите соседей числа 6, 4.

    Учитель: - В волшебной сказке всё бывает. Вот и у нас «число» заблудилось на тропинке. Какое число заблудилось?                                                                                                  

     1,2, 3, 5, 6, 7, 8, 4, 9, 10.

    (Ответы детей)            1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.                                                      

     -Что вы можете сказать о числе 4? (где стоит в натуральном ряду, соседи числа 4, состав числа 4, чётное)

    - В каком порядке стоят числа? ( в порядке возрастания)

        (слайд 3)

    2. Задачи в стихах. (Дети показывают ответ цифрой на веерах)

    Под кустами у реки,                                                                    Ёжик по лесу шёл,

    Жили майские жуки.                                                                   На обед грибы нашёл:

    Дочка, сын, отец и мать,                                                             Два – под берёзой,

    Кто успел их сосчитать? (4)                                                       Один – у осины.

                                                                                                           Сколько их будет

                                                                                                           В плетёной корзине? (3)

    Три голубя белых на крыше сидели.                                   Два мяча у Ани, два мяча у Тани.

    Два голубя снялись и улетели.                                            Два мяча да два, малыш,

    Ну-ка, скажите мне поскорей,                                             Сколько их сообразишь? (4)

    Сколько осталось голубей? (1)

                                               Гуляет в джунглях старый слон,

                                               И одинок, и грустен он.

                                               Но подошёл к нему сынок,

                                               И больше слон не одинок.

                                             Сколько теперь слонов, ребята? (2)

                                                На блюдце у Андрюши

                                                Четыре жёлтых груши.

                                                Есть мальчик захотел,

                                                Одну из груш он съел.

                                                Теперь считайте груши

                                                На блюдце у Андрюши. (3)

    3. Классификация. Составление буквенных и числовых неравенств.

    Учитель: - Идя по числовой тропинке, мы вышли на поляну, и здесь увидели …

                                               Он под деревом сидит

                                               Добрый доктор - … (Айболит)

        (слайд 5)                                                                                                   (слайд 6)

    - Доктор сидит и считает свои таблетки                                          

    - Сколько всего таблеток у доктора?  (3)

    - Какая закономерность в расположении таблеток? ( синяя, жёлтая, большая, маленькая)

    - По каким признакам можно разбить эти таблетки на части? ( по размеру и цвету)

    - Почему нельзя по форме? (одна форма – круг)

    - Расположите таблетки по размеру. (Ученики выходят к доске, выставляют фигуры и составляют буквенные и числовые равенства)

    - Как обозначены части? Целое?

    - Как найти целое? Как называют в математике первое число суммы, второе, целое?

    - Изменится ли целое, если мы поменяем части местами? (переместительное свойство сложения)

    - Основываясь на эти равенства, составим равенства на вычитание.

    - Как найти часть? Как называют первое число разности, второе, результат?

     На доске запись:     М + Б = Т                     2 + 1 = 3

                                       Б + М = Т                    1  + 2 = 3

                                       Т – М = Б                     3 – 2 = 1

                                       Т – Б = М                     3 – 1 = 2

    - Что вам напоминают первые два выражения? (состав числа 3)

    Учитель: Молодцы! Вы помогли Айболиту посчитать лекарства, он вылечил своих питомцев и они продолжают прыгать и скакать на полянке. Отдохнём с ними и мы.

    3. Звуковая физминутка.    (слайд  7) 

    4. Открытие нового материала.                       

    Учитель:                 Немного отдохнули мы.

                                      Довольно, детвора,

                                      Скорее всем за дело –

                                      Вновь в сказку нам пора!

    - Мы продолжаем путешествие по дорожкам сказок.

                                   

                                    Он по коробу скребён,

                                    На сметане мешён,

                                    Да и в печке печён. ( Колобок)    (слайд 8)

    - Колобок спрыгнул с окошка и покатился по числовому отрезку, навстречу к зайцу, докатился до числа 4. А что дальше? Как ему прийти в точку 5? (надо сделать 1 шаг вправо – тогда 4 увеличится на 1 и получится 5) Значит, 5 больше, чем 4? На сколько?

    - Какое место занимает число 5 в натуральном ряду? Назовите соседей числа 5?

    -Число 5 записывают цифрой 5.                                                                                                             

                                    А вот это -  цифра пять!                            

                                    Ручку вправо протянула,

                                    Ножку влево изогнула.

                                    Цифра симпатичная,

                                    Самая отличная!

    - Почему? ( оценка 5 – лучшая оценка школьников)      (слайд 9)

    Письмо цифры 5 (Работа в тетрадях)

    Учитель: - Откроем тетради. (проверка положения  тетради и посадка)

    -Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведём наклонную палочку вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

    -А теперь, попробуйте сами написать цифру 5 в своих тетрадях. (Сначала в воздухе под счёт)

    (Учащиеся пишут цифру 5 в тетрадях)

    Состав числа 5.

    Учитель: -  А теперь мы с вами возвращаемся в сказку

    -Кто наши следующие герои? (3 поросёнка) К ним в гости пришли ещё 2 ёжика. Сколько стало зверей? (5) Как получили число 5? 3 + 2 = 5 (дети записывают пример в тетради, а учитель на доске).             (слайд10),    (слайд 11)

    -Назовите части? Целое? Поменяем части местами, какое получится выражение? 2 + 3 = 5

    -Винни – Пух принёс в подарок ослику Иа 4 шарика, а Пятачок ещё 1. Сколько шариков подарили Ослику? (5) Как получили число 5? 4+ 1 = 5, 1 + 4 = 5                                                  

    -Давайте повторим состав числа 5.       (слайд 12)

    5. Физминутка. (под музыку)

    6. Первичное закрепление. Работа с учебником.

    - Какие геометрические фигуры вы знаете?(слайд 13)                 

      Учебник  (стр.40-41)  

    №1 -  знакомство с пятиугольником. Начертить прямоугольник с помощью инструментов (линейка, простой карандаш) Заштриховать пятиугольник любым цветом в горизонтальном направлении.

    №2 – Почему на этой странице автор дал нам такое задание? Построить звезду с помощью линейки. (5 концов – пятиконечная)

    №3 – изобразить данное число палочками и точками.

    №4 – к каждой картинке необходимо подобрать соответствующие цифры, а остальные зачеркнуть.

    №5 – Состав числа 5.

    Учитель: - Что положим в первый мешок? Почему именно так подбираем предметы? Сколько всего фигур положили в мешок? Итак, 5 – это сколько?

    -Что нужно сделать со вторым мешком? Какое выражение запишем? (1+ 4 = 5) Как здесь получили число 5?

    -Какие фигуры положим в третий мешок? Сколько групп выделяется? Почему 3 группы? (в выражении 3 слагаемых)

    7. Итог урока.

    - Что сегодня на уроке мы делали? Что узнали нового на уроке? (ответы детей) Молодцы, вы все сегодня отлично работали, и в конце нашего урока посмотрите мультфильм про замечательную

    цифру 5.                                        (Просмотр мультфильма «Арифметика – малышка) (слайд 14)                                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5

    Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме....

    Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник.1класс

    Конспект урока и презентация по математике 1классс Л.Г.Петерсон "Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник" (урок изучения нового материала)...

    Число и цифра 7. Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7 (1 класс).

    Конспект урока и презентация по математике по программе "Перспектива" (Л. Петерсон)...

    Открытый урок "Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник."

    Цели: изучить число 5, его состав, написание цифры 5;познакомить с пятиугольником;развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь;совершенствовать вычислительные на...

    Урок математики в 1 классе. УМК "Перспектива" Тема: "Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник."

    Путешествуя в подводный мир, дети получают новые знания и закрепляют изученное. Цели и задачи урока позволяют повысить мотивацию, развивают способность концентрировать внимание на уроке, содействуют п...

    Урок математики 1 класс. Тема урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник."

    Изучить число 5, его состав, написание цифры 5; познакомить с пятиугольником. Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания не...

    Конспект урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." 1 класс

    Конспект урока в 1 классе "Число и  цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." Программа "Перспектива"....