Урок математики 1 класс. Тема урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник."
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Сергеева Любовь Алексеевна

 

 Изучить число 5, его состав, написание цифры 5; познакомить с пятиугольником. Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке. Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь. Формировать универсальные учебные действия. Воспитывать в учащихся взаимопомощь и самостоятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki.docx92.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока   математики

по теме: «Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник

Тема урока: Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник.

Цель: 1) Изучить число 5, его состав, написание цифры 5; познакомить с пятиугольником.

            2) Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке.

          3) Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь.

            3) Формировать универсальные учебные действия.

          5) Воспитывать в учащихся взаимопомощь и самостоятельность

Оборудование: на доске числа 1,3,5,7; карточка с цифрой 5, пятиугольник; у всех детей по три кружка 

         -если урок прошел для вас интересно, без затруднений, и вы хорошо работали, то покажите красный кружок:

         - если у вас пока еще есть затруднения, проблемы, то покажите желтый  кружок;  

         - если еще возникают трудности в работе , то покажите зеленый кружок.            

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Организационная часть.

- Здравствуйте, ребята. Ребята, улыбнитесь мне и нашим гостям, подарите улыбку друг другу. По выражению лица я вижу, что у вас всё в порядке. Я хочу пожелать вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. А девизом  нашего урока станут слова. Давайте прочитаем хором.

Считай, смекай, отгадывай.

Ученики читают хором.

II.Основная часть.

1.Актуализация знаний.

А) Устные упражнения

-Чему мы с вами учимся на уроках математики?

- Сейчас будем работать устно.

Упражнение в счете 2, 3.

Интеллектуаль

ная разминка:

- Что вырастает весной, а опадает осенью?

- О ком можно сказать: ушастый, глазастый, серый, белый?

-Четыре недели – это один…

-Сколько поросят убежало от волка?

- Прямая линия с точками на концах это…?

Задачи на смекалку.

-Задумали число. Когда его увеличили на 1 , стало 3. Какое число задумали?

-Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

-Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

Задача в стихах.

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Помогите вы Танюшке

Сосчитать её игрушки!

Вспомним прошлый материал.

- По какому признаку разбиты фигуры:

Отсканировано 18

Отсканировано 18

Отсканировано 18

- Посмотрите на ряд чисел, всё ли здесь правильно:

1 2 4 5 3 6 8 9 7 10

-Назовите соседей числа 2.

-Назовите последующие числа для чисел 2, 6, 9?

-Назовите предыдущие числа для чисел 3, 6, 8

- Оцените свою работу.

-Если у вас не было затруднений, покажите красный кружок.

- Если у вас были затруднения, то желтый.

- Если было очень трудно, то зеленый.

Считать, складывать, вычитать, сравнивать числа.

Ученики хлопают и считают:

2, 4, 6, 8, 10, 12,14,16,18,20;

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24;

Ученики отвечают:

Листья

Заяц

Месяц

3

Отрезок

Задумали число 2.

Два разреза.

Три разреза.

6 игрушек

По цвету, по форме, по размеру.

Не по порядку.

1,3

3, 7, 10

2, 5, 7.

Показывают кружки.

Физкультминут

ка:

 Поднимает руки класс – это раз,

 Повернулась голова – это два,

 Руки вниз, вперед смотри – это три,

 Руки в стороны пошире развернули  

 на четыре,

 С силой их к плечам прижать – это пять.

  Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Дети делают зарядку.

2.Формулирование темы урока.

Планирование деятельности.

- Посмотрите на доску, на ряд чисел:1,2,3,4, 5

- К нам на урок пришла цифра: налитая, симпатичная, цифра самая отличная! Догадались? Конечно, это 5!

- Что мы сегодня узнаем на уроке?

- Расскажите, что вы знаете о числе 5.

-Откройте учебник на с 40.

-Определите тему урока.

А теперь давайте составим план, что мы сегодня будем делать.

(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).

Прочитайте, что получилось. Посмотрим в конце урока, успеем ли мы все выполнить?

Цифра 5.

- Познакомимся с числом и цифрой 5.

Соседи числа 5; число, за которым 5 стоит при счете.

Число и цифра 5.

                        План.

1.Достраивать  пятиугольник.

2. Строить звезду.

3.Подбирать цифры к  картинкам.

4.Делать рисунки,

записывать выражения.

5.Писать цифры и узор.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Работа над новым материалом.

Постановка  учебной проблемы.

Открытие знания.

- Рассмотрим с. 40 в учебнике.

- Как можем получить число 5?

- Что нам поможет это узнать?

Проговорить состав числа 5: 4+1=5, 1+4=5, 2+3=5, 3+2=5.

Карточка с цифрой 5, кубик, игральные кости, числовой отрезок, состав числа 5.

Палочки.

4.Планирование деятельности при выполнении задания. Целеполагание.

Контроль.

А) Упражнения для развития навыков письма:

- Пальчиковая гимнастика.

- Правила посадки при письме.

- Выполнение задания в учебнике.

- Ставим ручку чуть правее середины верхней границы клетки. Ведем наклонную линию в центр клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней границы клетки. Возвращаемся к начальной точке и ведем дугу в верхний правый угол клетки.

- Подчеркните те цифры, которые, по вашему мнению, получились очень хорошо.

Б)  Найдите задание №1 на с.40.

-Посмотрите на него. Сформулируйте задание.

-Какую фигуру вы видите?

- Почему её так назвали?

-Значит цель нашей работы: достроить пятиугольник. Помогите белочке достроить.

- Что для этого надо сделать?

В) Найдите задание №2.

- Какую фигуру надо построить?

- Где вы встречали изображение звезды?

(Поговорить о многозначности этого слова: 1) звезда- небесное тело; 2) звезда – о деятеле искусства, науки, о спортсмене, артисте; 3) звезда – иглокожее животное (морская звезда)).

- Что общего между пятиугольником  и звездой?

- Чем отличаются эти фигуры?

Г)- Найдите задания №3, №4. (Изображение числа количеством предметов)

- Что нужно выполнить в задании №3?

- А что необходимо сделать в задании №4?

- Выполните задание.

-Проводим взаимопроверку.

Проверяем у соседа.

-У кого все записи сделаны, верно, ставим +.

Дети выполняют гимнастику, пишут цифру 5 и узор.

Пятиугольник.

В ней пять сторон, пять вершин, пять углов.

Для этого надо соединить линии по порядку. Заштрихуйте.

Звезду. (Строят звезду по точкам с помощью линейки.)

Пять точек, пять отрезков.

У пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются.

Изобразить данное число палочками и точками.

К каждой картинке подбираются соответствующие цифры, остальные зачеркиваются.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5.Физкультминутка.

Начинаем выполнять упражнения под музыку.

Дети выполняют упражнения.

III.Закрепление изученного.

Отработка приемов вычислительных навыков.

А) Найдите задание №5 на с.41

-Посмотрите на него. Сформулируйте задание.

- Что положим в первый мешок? Почему именно так подбираем предметы? Сколько всего положили фигур? Итак: 5 – это сколько?

- Что нужно сделать со вторым мешком? Какое выражение запишем?

- Какие фигуры положили в третий мешок? Сколько групп выделяется? Почему 3 группы?

Б) Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.

- Сколько единиц присчитали? Какое число запишем в окошке слагаемого?

Чему равно значение выражения?

- Сколько всего единиц отсчитали? Как будет выглядеть числовое выражение? Сколько получилось?

В) Самостоятельная работа №7.

Посмотрите на задание №7 на с 41.

-Кто знает, как его делать?

-А с какой целью мы его будем делать?

-Как мы его будем выполнять?

Приступайте к заданию.

Выполните самопроверку с доски и взаимопроверку.

У кого все верно поставьте +.

Сделать рисунки и записать выражения.

Квадраты и треугольники.

Выражение 2+3.

Всего 5 фигур.

1+4

Квадраты, круги, треугольники.

3 группы. В выражении 3 слагаемых.

2 единицы,

два,

пяти

3 единицы

5-3

2

-Чтобы проверить, как мы знаем состав числа 5.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре в процессе проверки

YI.Подведение итогов.

-Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

-Что нового узнали на уроке?

-А теперь подумайте, все ли у вас получилось?

-Кто хочет высказаться?

-Если урок прошел для вас интересно, без затруднений, и вы хорошо работали, то покажите красный кружок.

-Если у вас пока еще есть затруднения, проблемы, то покажите желтый кружок.

- Если еще возникают трудности в работе , то покажите зеленый кружок.

- Спасибо за урок!

План выполнили.

Научились писать цифру 5.

Узнали состав числа 5

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник.1класс

Конспект урока и презентация по математике 1классс Л.Г.Петерсон "Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник" (урок изучения нового материала)...

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...

Открытый урок "Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник."

Цели: изучить число 5, его состав, написание цифры 5;познакомить с пятиугольником;развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь;совершенствовать вычислительные на...

Урок математики в 1 классе «Ломаная линия. Многоугольник. Состав числа 7».

Цели: познакомить с понятиями ломаная линия и многоугольник, умение их различать и изображать; закрепить состав числа 7 и взаимосвязи между частью и целым, а также навыки счёта в пределах 7; тренирова...

Урок математики в 1-м классе по теме: "Состав числа 9"

Урок математики в 1-м классе по теме: "Состав числа 9"Цель:закрепить навыки счета в пределах 9,его составом, написанием цифры 9.Задачи:Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифр...

Конспект урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." 1 класс

Конспект урока в 1 классе "Число и  цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник." Программа "Перспектива"....